Деньги - это хорошо, но не стоит делать из них культа!

Деньги - это хорошо, но не стоит делать из них культа!

Имущество это то, с чем мы сталкиваемся буквально ежедневно. Поэтому важно уметь правильно им распоряжаться, дабы не оказаться в итоге в убытке. Алгоритм поведения с материальными благами достаточно подробно расписан в Коране и изречениях Пророка ﷺ.

Во-первых, надо знать, как к нему обращаться; надо усвоить то, что это имущество принадлежит Всевышнему. Если человек утверждает, что он это заработал своим трудом, благодаря своим знаниям, и считает, что этим имуществом он может распоряжаться так, как ему угодно, то таким образом человек совершает тяжкий грех. В своё время так полагал Карун из общины пророка Мусы (мир ему). Он был очень богатым человеком и полагал, что это имущество приобрел благодаря своему опыту, знаниям, умению вести торговлю и т.д. Муса (мир ему) призывал его, чтобы он выплачивал закят, а Карун отвечал, что все заработал своим трудом, своим потом и знаниями, и ничего не платил. Всевышний наказал его очень жестоко. Он вместе со своим имуществом был поглощён землёй.

В Коране Всевышний говорит:

وَآتُوهُم مِّن مَّالِ اللَّهِ الَّذِي آتَاكُمْ «… И давайте им из имущества Аллаха , которым Он вас наделил…» (Сура «Ан-Нур», аят 33). Из имущества, которое Аллах ﷻ вам дал.

Также в Коране сказано:

آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَأَنفِقُوا مِمَّا جَعَلَكُم مُّسْتَخْلَفِينَ فِيهِ فَالَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَأَنفَقُوا لَهُمْ أَجْرٌ كَبِيرٌ «Уверуйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте на пути Аллаха имущество, в котором Он сделал вас наследниками тех, кто был до вас. И Он сделает наследниками этого имущества тех, кто будет жить после вас» (сура «Аль-Хадид», аят 7).

В хадисе сказано: «Поистине, этот мир сладок, прекрасен, свеж, подобно зелени. Воистину, Всевышний даёт вам распоряжаться этим миром, имуществом – для испытания. Аллах смотрит на то, как вы поступите. Так остерегайтесь мирского и смуты женщин. Поистине, первая смута, которая произошла в бану Исраилях, было испытание женщинами».

Истинный владелец всех богатств – Всевышний Аллах. Всевышний спросит в Судный день с раба, которому Он дал богатство: «О Мой раб! Я дал тебе имущество, как ты поступил с ним?» Раб ответит: «О мой Господь, я ничего из него никому не расходовал из-за боязни, что мои дети после меня останутся в нищете. Так и произошло, после тебя твои дети стали нищими». Этот человек не выплачивал закят – хотел оставить своим детям. Всевышний спросит также у другого богатого человека. Он ответит: «О мой Аллах, богатство – это и зло, и добро. Я выплачивал закят, раздавал милостыню, и уповаю на то, что Ты лучший хранитель, и Ты не оставишь моих детей после меня в нищете. Ты самый Милостивый». Всевышний скажет ему: «Я действительно оберёг твоих детей от нищеты».

Во-вторых, мы должны усвоить то, что имущество – благо и милость Всевышнего. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Разве Аллах не нашёл тебя сиротой, и Он тебя приютил. Разве Он не нашёл тебя незнающим (незнающим веления шариата), и Он тебе дал знание. Аллах нашёл тебя нуждающимся, и затем освободил от нужды» (сура «Аз-Зуха», аяты 6 – 8).

Говорят, что деньги – это зло. Нет, деньги – это благо, но мы с вами порою превращаем их в зло. Все зависит от того, каким путём мы зарабатывает средства и как ими, впоследствии, распорядимся. Сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как прекрасно имущество, с помощью которого я оберегаю свою честь и с его помощью приближаюсь к Господу».

Посланник Аллаха ﷺ рассказывает о 4 категориях богатых людей, которые воскреснут в Судный день:

1. Те, кто собирали имущество дозволенным способом, но израсходовали на запретное; они отправятся в Ад.

2. Те, кто собирали имущество запретным путем, но израсходовали на дозволенное; они тоже отправятся в Ад.

3. Те люди, которые собирали имущество запретным путём и израсходовали на запретное, тоже будут в Аду.

4. Того, кто заработал имущество дозволенным путём и израсходовал его на дозволенное, Всевышний остановит и спросит: «Из-за своего имущества не пропускал ли ты намазы, не стал ли гордым, не страдали ли твои соседи, не ущемлял ли ты кого-либо?»

Пророк ﷺ говорит: «Воистину, Всевышний запретил три вещи, и среди них – расточительство».

Почему запрещено расточительство? Потому что когда человек неразумно расходует своё имущество, он остается ни с чем и начинает посягать на имущество чужое. Он берёт деньги под проценты, чтобы вернуться к прежнему образу жизни.

Пророк ﷺ говорит: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её; его знаниях и каким из них он следовал; его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал; а также о его теле и в каком виде он его содержал» (имам ат-Тирмизи). Тех, кто расточительствует свое имущество, Всевышний называет братьями сатаны. В Коране сказано (смысл): «Воистину, расточители – братья сатаны, и, воистину, сатана оказался неверующим перед своим Господом» (сура «Аль-Исра», аят 27). Есть еще хуже этого расточительства – когда человек расточительствует в ослушание Всевышнего. Всевышний говорит (смысл): «О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом , но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом . Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (сура «Аль-Араф», аят 31).

Также Господь ﷻ ненавидит скупость, особенно по отношению к своей семье. Есть такие люди, которые жалеют копейку на нужды семьи, а для друзей им ничего не жалко.

Пророк ﷺ говорил, что есть три дела, которые спасают человека, и три дела, которые его губят. К первым относятся: справедливость в гневе и в довольстве; страх перед Аллахом ﷻ, скрытый и явный; умеренность в богатстве и бедности. Губят же человека такие поступки, как неуемная жадность и скупость; человеческая страсть, подчинение ей; самолюбие и довольство собой. Всевышний восхваляет людей, которые умеренны в расходах, не расточительствуют, но и не скупы.

Один из арабских поэтов сказал:

Когда имущество к нам приходило сполна,
Мы расходовали его, мы были расточительны,
И не было у нас ума, чтобы задуматься над этим.
Когда лишились мы имущества, вернулся ум наш,
Однако не было уже у нас имущества.

Дай Аллах ﷻ, чтобы наше имущество стало ключом от Рая, а не дорогой в Ад, и чтобы мы израсходовали его там, где есть довольство Всевышнего!

Скупость и щедрость

Даруемые Всевышним Аллахом блага и милости зачастую превышают нужды и потребности некоторых людей, которые могут поделиться этими благами с другими людьми, не испытывая при этом никаких материальных затруднений. Щедрые представители человечества, занимаясь различными видами благотворительности, облагораживают свои души, возвышаются над мирской суетой и приносят огромную пользу окружающим их людям. Однако некоторые люди не желают делать этого, не желают делиться божьими милостями с нуждающимися и бедствующими, ибо охватила их болезнь, называемая скупостью. Порой скупцы и скряги не только не помогают нуждающимся, но и бахвалятся перед ними своим имуществом и богатством, словно испытывают наслаждение от их страданий. Скупость это отрицательное качество, указывающее на духовную неполноценность его обладателей.

Изучение окружающего мира способно дать нам наилучший урок щедрости, ибо мир устроен так, что все его составляющие делятся своими благами и милостями. Солнце непрерывно дарует миру свое тепло и свет, посредством чего существуют все живые организмы и неживые творения. Вода в виде морей, рек, озер и родников делится своей живительной силой с человеком, животными и растениями. Горы, леса, поля, недра земли, живые организмы, все делятся друг с другом присущими лишь им особенностями, они не проявляют жадности. И разве может быть иначе, если Творец этого мироздания сам является Щедрейшим Господом, непрестанно одаривающим свои творения?! Поэтому со всей смелостью можно заявить, что скупому человеку нет места в гармонично устроенном порядке мироздания, а его существование наносит урон стремлению создания справедливого общества.

Порицание Каруна

Одним из скряг и богатых людей в истории был Карун – знатный человек из племени Бани Исраиль и родственник Пророка Мусы (мир ему). Обладая богатством и влиянием, Карун был скуп, высокомерен и тщеславен, что в конце концов привело его к гибели и незавидной участи в вечном мире. Как и многие далекие от Аллаха богачи он любил похвастаться своим имуществом перед другими людьми, стараясь вызвать в них зависть и уважение к его богатству. В Коране говорится: «Воистину, Карун был из соплеменников Мусы, но притеснял их». (Сура «Рассказ», аят 76). Его притеснение по отношению к своим соплеменникам, как сказано об этом в ряде комментариев к Корану, заключалось в скупости и жадности. Он не желал помочь обездоленному, не был согласен с тем, что даже малая часть его огромного богатства будет роздана его нуждающимся соплеменникам. Карун выставлял свое богатство на всеобщее обозрение, теша тем самым свое тщеславие. Причем делал он это, пытаясь снискать довольство Фараона и враждуя с Мусой, который объявил о повелении Господа платить закят. В продолжении аята Аллах говорит: «Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей».

Карун был очень доволен своим богатством, он горделиво взирал на презренных по его мнению бедняков, не испытывая в сердце ни малейшего сострадания к ним. Верующие люди пытались образумить его: «Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие». (Сура «Рассказ», аяты 76-77). Но все их попытки наставить Каруна на истинный путь были тщетны. Карун как был скупым и высокомерным человеком, так и остался им. Его скупость вкупе с высокомерием и враждой с пророком Аллаха привели к тому, что в один прекрасный день земля поглотила Каруна со всем его богатством, оставив о нем память в назидание всему человечеству.

Туманные обещания скупых

В Коране упомянута история одного из скупцов, живших рядом с Посланником Аллаха (да благословит Аллаха его и приветствует): «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением». (Сура «Покаяние», аяты 75-76).

Один из жителей Медины был беден, но его никогда не покидало желание разбогатеть. По этой причине он множество раз просил Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) помолиться за него, чтобы Всевышний Аллах послал ему богатство. Пророк предупреждал его, что малое имущество, имея которое можно остаться порядочным человеком, намного лучше богатства, обладатель которого не сможет должным образом распоряжаться им. Но житель Медины пообещал, что если Аллах одарит его богатством, то он будет раздавать милостыню нуждающимся и всячески помогать победе исламской религии. Посланник Аллаха помолился за него, и ему было даровано богатство. Он стал обладателем множества животных, его стада паслись в окрестностях города, его богатство пребывало и пребывало. Но когда был ниспослан аят об обязательной выплате закята, его сердцем завладели скупость и жадность, он позабыл о своих обещаниях. Он нарушил договор, заключенный им с Аллахом и Его Посланником, поскупившись расстаться с малой частью своего имущества.

О наказании подобных людей, которое обернется для них большой бедой в день воскрешения, в Коране сказано: «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали». (Сура «Покаяние, аят 77).

Наказание для скупых

Всевышний Аллах говорит в Своей Книге: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Семейство Имрана», аят 180). Подобное наказание в Коране упоминается всего один раз и связано оно с теми людьми, кем овладели скупость и жадность.

О скупости в хадисах

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постоянно напоминал мусульманам о зле, которое таит в себе скупость. Он разъяснял отрицательные стороны этого отвратительного качества, напоминал о его последствиях и указывал мусульманам на пути борьбы с ним. Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и приветствует) говорил: «Скупость и подлинная вера не поселяются в одном сердце». И воистину это так. Ведь только тот человек может быть скупым, кто не имеет верного представления об Аллахе, Его могуществе, кто не верит Его обещаниям. Слабая вера и неспособность или нежелание познать Творца являются самыми главными причинами, вызывающими скупость и жадность. Вера в Аллаха, вера в то, что Он является Всемогущим Властителем мира, а также правильное осознание Его повелений делают человека подлинно богатым и ни в чем другом не нуждающимся, тогда как скупость, вопреки мнению некоторых людей, никогда не становится причиной богатства и отсутствия нужды. Сторонитесь скупости, ибо скупость это бедствие, обходящее стороной свободного и верующего человека. Скупость несовместима с верой.

Одним из ужасных последствий скупости называл отдаленность скряги от милости Аллаха и его одиночество из-за неспособности к искренней дружбе, любви и милосердию: «Скряга далек от Аллаха, далек от людей и близок к огню ада». Отсутствие в сердце скряги сострадания к людям, его безразличное отношение к их бедам и заботам приводят к тому, что в конце концов он остается один на один со своими бедами, и никто не поспешит к нему на помощь, никто не поддержит его в трудную минуту.

Некоторые из вас полагают, что скупец менее грешен чем угнетатель. Но какое угнетение перед Аллахом хуже скупости? Аллах поклялся своим величием и могуществом, что скупец и скряга не войдет в райские сады\.

Некоторые люди доходят в своей скупости до того, что начинают проявлять ее даже по отношению к самим себе. Эти люди глубоко несчастны и больны. Имея богатство, они не только не помогают другим, но жалеют копейку для себя, влача жалкое существование. Всю свою жизнь они проводят в переживании за свое имущество, лишая себя покоя и радостей жизни. Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я удивляюсь несчастному скряге. Он живет в этом мире словно бедняк, но в мире загробном будет судим как богач».

Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) причислил скупость к качествам, которые уничтожают счастье человека в обоих мирах: «Три вещи губят человека. Ими являются скупость, которой подчиняются, страсти, которым следуют, и довольство человека самим собой».

Следует сказать, что скупость проявляется не только в связи с материальным имуществом, но и касательно знаний, ласкового отношения к близким, доброго слова окружающим и даже приветствия. Как говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха): «Наиболее скупым человеком является тот, кто скупится на приветствие».

Не ради денег: вот почему важно ставить нематериальные цели

Накопление и заработок денег так или иначе есть в жизни каждого — в большей или меньшей степени. Но помните, что все хорошо в меру. Если вы зациклены на зарабатывании денег и создании многочисленных вкладов, то рискуете потерять частицу человечности.

В ходе исследований ученые из университета Торонто проанализировали, как погоня людей за деньгами меняет их самовосприятие. Результаты опубликованы в издании Organizational Behavior and Human Decision Processes.

До этого исследования ученые наблюдали, насколько вообще работающим людям важны деньги, и задались вопросом, как отношение к богатству влияет на их состояние. В частности, ученые хотели исследовать феномен так называемой дегуманизации.

Заработать, но остаться людьми

Основная составляющая человеческого благополучия — восприятие себя как полноценного человека. Ощущение дегуманизации, то есть фактически неполной человечности, может иметь негативные последствия и накладывать отпечаток на взаимоотношения с окружающими.

Исследование показало, что если денежные цели стоят выше не связанных с богатством, то у человека запускается процесс самодегуманизации — тенденция рассматривать себя как холодный и роботизированный объект. Так, например, 160 студентов MBA попросили подготовить стратегию ведения переговоров по гипотетическому предложению о работе. Половине студентов предложили расставить приоритеты между двумя денежными целями (опционы на акции или зарплата), а другой половине — между неденежными целями (отпуск и место работы). Все участники также прошли тест на самодегуманизацию. Выяснилось, что те, кто выбирал между денежными целями, чувствуют себя куда менее человечными, чем вторая половина. Такого рода смена восприятия имеет последствия не только для себя, но и для отношений на рабочем месте.

В другом исследовании 260 взрослых работающих людей тоже должны были сделать выбор, аналогичный выбору студентов. После определения приоритетов в денежных и неденежных группах целей участники ответили на вопросы о своем отношении к наиболее близким сослуживцам — тем, с кем часто общаются или даже просто сидят рядом и встречаются взглядами. Так вот те, кто выбирал между денежными целями, отметили, что хотели бы видеть коллег реже и взаимодействовать с ними чаще удаленно.

Любопытно, наконец, и то, что участники исследований, которых попросили задуматься о человеческой природе и о том, чем люди отличаются от машин, реже ставили денежные цели выше нематериальных.

— Все эти эффекты происходят из-за антагонизма между материальными и нематериальными ценностями, — заметил доцент Брайан Лукас.

— Как только вы ставите выше цели, ориентированные на себя, то начинаете меньше заботиться о других, и наоборот. Сосредоточиться одновременно на себе и на окружающих в равной мере не получится.

Расстановка денежных приоритетов противоречит нашим представлениям о человеческой природе

Одна из основных характеристик ощущения себя человеком — это связь с другими людьми. Чем меньше мы хотим общаться и взаимодействовать, тем меньше чувствуем себя человеком. Полученные результаты важно учитывать в первую очередь тем, кто разрабатывает системы мотивации: не следует предлагать сотрудникам одни лишь материальные цели, ведь так они рискуют утратить человечность. Зарабатывать и добиваться успехов в решении задач на работе — прекрасно, но нельзя все время думать только о деньгах, ведь последствия такого поведения глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Если бы развязанное и наглое поведение Каруна по отношению к Мусе (мир ему) и религии осталось безнаказанным, то это, вероятно, стало бы дурным примером для остальных. Иначе говоря, вдохновившись его примером, и остальные могли бы, подобно Каруну, стать для Мусы (мир ему) проблемой. Случившееся с Каруном образумило людей такого типа, и они отказались от мыслей стать подобными ему. Собственно об этом открыто говорится в Коране: «А те, которые накануне желали оказаться на его месте, наутро сказали: «Ох! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Если бы Аллах не оказал нам милость, то Он заставил бы землю поглотить нас. Ох! Неверующие не преуспеют» (28:82).

Не следует недооценивать огромное богатство Каруна и тот урон, который он нанес обществу с помощью него. В наши дни отдельные современные экономисты утверждают, что Карун был идейным отцом капитализма и первым капиталистом на земле. Ведь именно Карун стоял у истоков накопительства, подпольной торговли и ростовщичества. Тем самым он разрушил мосты между социальными стратами и стал причиной угасания взаимопомощи, заботы о нуждающихся и справедливого распределения благ. Как следствие, пренебрежение установленной Всевышним имущественной обязанностью, о которой говорится в аяте «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9:34), стало еще более явственным (как это происходит сегодня, особенно в капиталистических обществах). А это означало разрушение как экономического, так и социального балансов в отдельно взятом обществе. И поскольку Карун своими поступками выступил в роле зачинателя всего этого, то он был подвергнут такому наказанию, как поглощение землей…

Важным является благоприятный исход

Тирмизи, посредством приведенного у себя в сборнике хадиса, указывает на еще один аспект рассматриваемого нами вопроса. В хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю и далёк от Ада. Скупой далёк от Аллаха, далек от людей, далек от Рая и близок к Аду». Значит, щедрость или скупость находятся на том самом перепутье, после которого дороги начинают расходиться. На этом перепутье, до которого он дошел вместе с Мусой (мир ему), Карун прислушался не к доводам чистого сердца, а к зову своего эго и низменных страстей, выбрав дорогу, ведущую в Ад.

Исходя из того, что Коран обращает наше внимание на указанный аспект, можно утверждать, что история Каруна – не первая в своем роде и не последняя. Свой Муса и свой Фараон есть у каждой эпохи, и равным образом во все времена были и будут свои Каруны, являющиеся конкретным примером поражения на пороге победы. Важно, чтобы человек сумел жить с осознанием того, что он является рабом своего Господа. Карун возгордился из-за богатства, дарованного ему Аллахом, и проиграл. То же самое можно сказать и о возгордившихся из-за наличия у них благ наподобие знания, политической силы, писательского или ораторского таланта, благородного происхождения, учености, статуса богослова, близости к духовным лидерам и многих других, и как следствие уверенных в собственной значимости.

Богатство, должность, слава, знание и т.д. – все это является причиной попадания в преисподнюю людей, сошедших с пути пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха), даже если они находятся в Каабе. Исход жизненного пути крайне важен и человек должен беспокоиться только и исключительно об одном – о том, каким будет его конец. 

«Благоприятное завершение [жизненного пути]», часто упоминаемое предыдущими поколениями, является неизменным принципом людей, верящих в жизнь после смерти. Поэтому нам следует, прежде всего, сказать: «Все, что у нас есть – от Аллаха» и тем самым достичь горизонта единобожия, а затем мы должны, строго соблюдая предполагаемые им обязанности, стараться воздавать Господу благодарность за дарованные нам блага!