День Джумуа и всё что с ним связано

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).
Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби и имам Ибн Къудама сказали: «Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!» См. «аль-Иджма’» 8, «Аридатуль-ахуази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.
Совершение пятничной молитвы является обязательным для каждого мусульманина достигшего совершеннолетия, а оставление этой молитвы без уважительной причины является большим грехом. Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, что они слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)». Муслим 856.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто пропустил три пятничные молитвы по пренебрежению, сердце будет запечатано!» Абу Дауд 1052, ат-Тирмизи 500, ан-Насаи 7/24, Ибн Маджах 1125. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» ат-Табарани. Хадис хороший. См. «Сахих ат-таргъиб» 728. Что может быть страшнее этих угроз для человека обладающего разумом?!
Имам аль-Ауза’и говорил: "Нет повиновения родителям в оставлении пятничных и обязательных групповых (джама’ат) молитв". См. "ат-Таргъиб" 1/143.
О том, что наличие правителя мусульман не является условием для совершения пятничной молитвы
Некоторые мусульмане ошибочно полагают, что пятничная молитва становится обязательной только с правителем мусульман. Это является ошибкой, поскольку нет на это условие никакого доказательства ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников! Шейх Сыддикъ Хасан Хан об этом условии сказал: «Нет у этих слов никакой опоры на знание. Нет ни в Книге Аллаха Всевышнего, ни в Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) даже одной буквы, указывающей на это условие!» См. «ар-Раудату-ннадия» 1/135.
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Есть молодые ребята, которые не совершают пятничной молитвы, а совершают вместо нее обеденную молитву в 4 рак’ата, по причине того, что нет условия пятничной молитвы, а это всеобщий правитель мусульман (халифа)». Они ответили: «Эти люди допустили ошибку, оставив пятничную молитву! Наличие халифы или же его разрешение не является у ахлю-Сунна уаль-джама’а условием обязательности пятничной молитвы или же ее принятия». См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/187.
О том, что пятничная молитва обязательна как в исламской стране, так и в немусульманской стране
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Является ли совершение пятничной молитвы обязательным в стране неверных?» Они ответили: «Всевышний Аллах вменил в обязанность мусульманам, проживающим в городе или деревне, совершение пятничной молитвы. И нет в шариате никакого достоверного довода на то, что совершение пятничной молитвы обязательно только в исламской стране, а не в стране неверных. Для всех мусульман, проживающих в странах неверных, обязательным является совершение пятничной молитвы, если есть условия для ее совершения!» См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/186.
Пятничную молитву следует совершать в соборной мечети
Основа в совершении пятничной молитвы состоит в том, что она совершается в соборной мечети, как это совершалось во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди приходили для совершения джуму’а в мечеть пророка (мир ему и благословение Аллаха) из окрестностей Медины, а также близлежащих селений. ‘Аиша рассказывала: «По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из ‘ауали (деревень, вокруг окраин Медины)» аль-Бухари 902, Муслим 847.
Хафиз Ибн Хаджар писал: «Не было в Медине места, в котором бы совершалась пятничная молитва, кроме мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), и по этой причине имам аш-Шафи’и сказал: «Не следует совершать в одном городе несколько пятничных молитв, кроме одной, даже если город большой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и халифы после него совершали только одну пятничную молитву». См. «ат-Тальхис» 132.
О том, что пятничную молитву дозволенно совершать в любом подходящем месте, если нет соборной мечети
Такова основа, однако, в случае необходимости, или при отсутствии соборной мечети или вообще мечети, обязательность пятничной молитвы не снимается. Что касается того, что пятничная молитва совершается только в соборной мечети, что сказано в некоторых книгах по фикъху, то нет этому достоверной основы, а хадис: «Нет пятничной молитвы, кроме как в соборной мечети», является ложным. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 917.
Более правильно то, что эти слова передаются от ‘Али ибн Абу Талиба, а не от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но даже как слова ‘Али, это сообщение является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Сообщение от ‘Али, что нет джуму’а кроме как в соборной мечети, имам Ахмад назвал слабым». См. «ат-Тальхис» 132. Имам ан-Науауи также сказал: «Это сообщение очень слабое!» См. «аль-Маджму’» 4/488.
Достоверным является то мнение, что пятничная молитва совершается в любом месте, в котором находятся мусульмане. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Поистине, первая джуму’а в Исламе, которая была совершена после джуму’а в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, была джуму’а, совершенная в одной из деревень Бахрейна в племени ‘Абдуль-Къайс». аль-Бухари 2/316.
От Абу Хурайры сообщается, что однажды они написали ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спрашивая его о том, где им совершать пятничную молитву, и он написал им: «Совершайте пятничную молитву, где бы вы ни были!» Ибн Абу Шайба 1/204. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также сообщается что Ибн ‘Умар видел жителей деревни между Меккой и Мединой, которые совершали джуму’а, и он не порицал их за это. ‘Абдур-Раззакъю Иснад достоверный. См. «Фатхуль-Бари» 2/316.
Также имам Малик сказал: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), жившие в деревнях между Меккой и Мединой, совершали пятничные молитвы». Ибн Абу Шайба 1/205.
Имам аш-Шаукани о таком условии для пятничной молитвы, как соборная мечеть, сказал: «На это условие нет никакого доказательства!» Он также сказал: «И если в каком-либо месте нет мусульман, кроме двух, то один из них читает проповедь (хутбу), а другой слушает, затем они вдвоем совершают пятничную молитву!» См. «Сайлюль-джарар» 1/298.
Шейх аль-Альбани рассказывал: «Когда я был в Британии во время Рамадана в 1396 году по хиджре, меня обрадовало то, как мусульмане Лондона совершают пятничные и ‘Иид намазы. Некоторые из них совершают джуму’а в домах, которые они купили или же сняли в аренду, которые они превратили в молебны (мусалля). Они совершают в них пятикратные и пятничные молитвы. И я сказал себе: "Как прекрасно поступают эти люди, которые оберегают эти великие обряды поклонения в этой стране неверных!"» См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 2/318.
Однако, как уже было сказано, это является исключением, и непозволительно совершать пятничную молитву в каком-либо месте, если в этой местности есть мечеть, в которой мусульмане совершают пятничную молитву! Ибн Мас’уд рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал людям, не посещавшим пятничную молитву: «Я намеревался повелеть человеку провести молитву с людьми, а самому сжечь дома тех людей, которые не посещали джкму’а и совершали молитву у себя дома!» Муслим 1/452.
Люди, с которых снимается обязанность совершения пятничной молитвы
Передается от Тарикъа ибн Шихаба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного».Абу Дауд 1067. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Хаджар, Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, «ат-Тальхис» 2/960, «Сахих аль-джами’» 3111.
От Ибн ‘Умара сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на путнике обязанности совершения пятничной молитвы». ат-Табарани 1/48. Хадис достоверный, в силу существования других. См. «аль-Ируа» 3/61, «Сахих аль-джами’» 5405.
Сообщается, что когда один человек сказал: «Если бы не пятничная молитва, то я бы уехал», ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему: «Уезжай, поистине, пятничная молитва не является причиной, удерживающей от пути». аль-Байхакъи 3/178. Шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къъадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность иснада.
Даже если кто-либо решил уехать в пятницу рано утром, то ему это разрешено. Хафиз аль-‘Иракъи сказал, что большинство ученых считает это дозволенным.
Также причиной, чтобы пропустить пятничную молитву, является болезнь или же уход за больным. Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: «Однажды Ибн ‘Умар готовился к пятничной молитве и его позвали к Са’ид ибн Зайду, который умирал. И он отправился к нему, оставив пятничную молитву». аль-Бухари 2/98. Иснад достоверный. См. «аль-Ируа» 552.
Также причиной, по которой дозволяется не посетить пятничную молитву, является страх за свое имущество, семью или жизнь.
ЗАПРЕЩАЕМЫЕ И ПОРИЦАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ
Торговля после призыва на пятничную молитву
Запрещено заниматься любыми торговыми делами после призыва на пятничную молитву. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (аль-Джуму’а 62: 9).
Имам аль-Багъауи сказал: «Слова «оставьте торговлю» означают: оставьте куплю и продажу, поскольку слово торговля, включает в себя оба этих смысла. Продажа и покупка становятся запретными со вторым азаном». См. «Тафсир аль-Багъауи» 6/287.
Хафиз Ибн Касир сказал: «Под словами: «Когда призывают на молитву в пятничный день», речь идет о втором призыве, о призыве, который совершался при пророке (мир ему и благословение Аллаха), когда он выходил и садился на минбар. Об этом призыве идет речь. Макхуль говорил: «Призыв (азан) был один, который давался, когда выходил имам, это и есть тот призыв, после которого запрещена торговля!» Слова: «оставьте торговлю» означают: устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговые дела, когда призвали к пятничной молитве! В этом единогласны все ученые, что запрещено заниматься торговлей после второго азана». См. «Тафсир Ибн Касир» 4/134-135, сокращенно.
Разговор во время проповеди
Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: "О Убай, когда был ниспослан этот аят?" Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: "Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!" Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. "ат-Таргъиб" 1/257, "Тамамуль-минна" 338.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Я не знаю разногласия среди факъихов городов в том, что обязательным является молчание во время хутбы для того, кто слушает ее». См. «аль-Истизкар» 5/43.
Поднимать кого-либо с его места, чтобы сесть самому
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто-либо из вас придет на пятничную молитву, пусть не поднимает никого с его места, чтобы сесть самому!» аль-Хараиты в «Макаримуль-ахлякъ». Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 457.
Собираться в кружки до пятничной молитвы
Также порицается собираться в кружки до пятничной молитвы, о чем сообщается от ‘Абдулллаха ибн ‘Амра, который передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал собираться в кружки до пятничной молитвы в пятницу». Абу Дауд 1079, ат-Тирмизи 322, ан-Насаи 714, Ибн Маджах 749. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ученые разошлись относительно смысла запрета в данном хадисе. Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе содержится порицание кружков и собраний в пятницу перед молитвой с целью увещеваний и донесения знаний. Наоборот, следует быть занятым поминанием Аллаха и намазами, и молчанием во время хутбы. Что касается собраний после молитвы, будь-то в мечети или нет, то нет в этом проблем». См. «Шарху-Ссунна» 3/347.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Поистине, порицается создавать кружки с целью увещевания или донесения знания перед пятничной молитвой». См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/247.
Что касается таких ученых, как шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин, то они вообще отнесли к нововведению (бид‘а) собрания перед пятничной молитвой, даже если это делается с целью обучения. См. «аль-Люм’а фи хукмиль-иджтима’ ли-ддарс къабля салятиль-джуму’а».
Другие же ученые считали, что запрет связан с тем, что люди, собирающиеся в кружки для разговоров или уроков и т.п. будут мешать присутствующим, которые в соответствии с Сунной пришли пораньше, и желают читать Коран, поминать Аллаха, или совершать добровольные намазы.
Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджднату-ддаима) относительно этого вопроса говорили, что не следует заниматься увещеванием или давать какие-либо уроки в пятницу до пятничной молитвы, как на это указывает упомянутый хадис. И они говорили, что подобного не делал ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные халифы после него. Однако если есть нужда в увещевании или же разъяснении какого-либо важного вопроса для мусульман, то в этом нет ничего страшного, если только не придавать этому постоянный характер. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 2761.
Можно ли проводить уроки и увещевания на пятничной хутбы?
Сообщается от ‘Абдулллаха ибн ‘Амра, который передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал собираться в кружки до пятничной молитвы в пятницу». Абу Дауд 1079, ат-Тирмизи 322, ан-Насаи 714, Ибн Маджах 749. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ученые разошлись относительно смысла запрета в данном хадисе. Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе содержится порицание кружков и собраний в пятницу перед молитвой с целью увещеваний и донесения знаний. Наоборот, следует быть занятым поминанием Аллаха и намазами, и молчанием во время хутбы. Что касается собраний после молитвы, будь-то в мечети или нет, то нет в этом проблем». См. «Шарху-Ссунна» 3/347.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Поистине, порицается создавать кружки с целью увещевания или донесения знания перед пятничной молитвой». См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/247.
Что касается таких ученых, как шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин, то они вообще отнесли к нововведению (бид‘а) собрания перед пятничной молитвой, даже если это делается с целью обучения. См. «аль-Люм’а фи хукмиль-иджтима’ ли-ддарс къабля салятиль-джуму’а».
Другие же ученые считали, что запрет связан с тем, что люди, собирающиеся в кружки для разговоров или уроков и т.п. будут мешать присутствующим, которые в соответствии с Сунной пришли пораньше, и желают читать Коран, поминать Аллаха, или совершать добровольные намазы.
Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджднату-ддаима) относительно этого вопроса говорили, что не следует заниматься увещеванием или давать какие-либо уроки в пятницу до пятничной молитвы, как на это указывает упомянутый хадис. И они говорили, что подобного не делал ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные халифы после него. Однако если есть нужда в увещевании или же разъяснении какого-либо важного вопроса для мусульман, то в этом нет ничего страшного, если только не придавать этому постоянный характер. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 2761.
Перешагивать через головы людей во время хутбы
Во время пятничной проповеди запрещается перешагивать через людей, раздвигать их и поднимать со своего места, когда имам читает проповедь. Все это является грехом и может привести к потере награды, о чем сказано во многих хадисах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил полное омовение (гъусль), умастился благовонием, даже если это благовоние его жены, надел наилучшую одежду, затем не перешагивал через головы людей и не говорил во время увещевания (хутбы), то это послужит для него искуплением грехов между двух пятниц. А что касается того, кто разговаривал и перешагивал через головы людей, то для него это будет просто обеденной молитвой!» Абу Дауд 347, Ибн Хузайма 1810. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
و من لغا و تخطى رقاب الناس كانت له ظهرا
Не отвлекаться от проповеди
Во время проповеди следует смотреть на имама и слушать его внимательно. Нельзя отвлекаться, например, рассматривая одежду, мечеть или что-либо другое, а также поглаживать ковры, собирая соринки, как это часто делают мусульмане. Все это также может привести к потере награды, на что указывают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего:«Что же касается перебирающего камешки во время хутбы, то он занимается пустым делом». Муслим 587.
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «В этом хадисе указание на обязательность слушания хутбы и отстранение от всего того, что отвлекает от нее!» См. «аль-Муфхим» 2/487.
Му’аз ибн Анас аль-Джухани рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал сидеть в положении хибуа в пятницу в то время, когда имам читает проповедь». Абу Дауд, ат-Тирмизи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6876.
Речь идет о положении, в котором человек, сидя на ягодицах, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руки или же фиксируется в таком положении, натянув одежду или ремень.
Запрет на такое сидение объясняется тем, что в таком положении человека клонит ко сну, или же потому-то он может нарушить омовение, или потому-то подняв ноги, оголиться его аурат (места необходимые закрывать). См. «Рияду-ссалихин» 342, «Фаудуль-Къадир» 6/127.