Дела оцениваются по намерениям

Передают со слов Умара ибн аль-Хаттаба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ «Поистине, дела оцениваются по намерениям» [аль-Бухари 1, Муслим 1907].
Хадис, который знает, наверное, каждый мусульманин. И всё-таки... А может, дело как раз в этом? Мы так привыкли к этим словам, что часто просто не обращаем на них внимание, как на что-то, давно ставшее привычным. Ведь ни для кого не секрет, что нам свойственно не замечать то, к чему мы привыкли.
А на самом деле, если задуматься на мгновенье, хадис ведь жизненно важный, судьбоносный. Принцип, озвученный в нём, составляет значительную часть нашей религии. И действительно, не зная его или не придавая ему значения, можно лишиться всего или просто ничего не приобрести, явиться в Судный день к Создателю, рассчитывая обнаружить там золотые горы накопленных в земной жизни благих деяний, а найти лишь развеянный прах и зияющую пустоту.
Намерение... Казалось бы, всего лишь маленький штрих, нечто такое, что невозможно даже увидеть, услышать или подержать в руках, нечто неуловимое, каким-то неведомым образом рождающееся в сердце и таинственными нитями связанное с разумом.
Но это нечто на самом деле весьма могущественное и обладает поистине сокрушительной силой. Оно может сделать тщетными титанические усилия, может пустить под откос много дней и ночей кропотливой работы, может обесценить самое ценное, лишить блеска самое яркое, погасить сияние самого лучезарного, сделать безобразным самое прекрасное и превратить в ничто самое внушительное и значительное.
Шайтан наущает, нафс вносит свою лепту, у нас возникает желание иметь свой куст в тени огромного дерева, которое мы в данный момент сажаем, вместо того чтобы сажать это дерево исключительно ради Всевышнего, в надежде получить награду от Него. И вот уже поток наших мыслей направляется не в то русло, и, занятые вроде бы хорошим, богоугодным делом, мы вдруг начинаем замечать людей и обращать на них внимание, нас начинает волновать то, что они подумают о нас, как мы выглядим в их глазах, а возможно, даже начинаем подсознательно ждать похвалы, восхищения, ждём результатов мирских и сиюминутных или хотя бы пресловутых лайков в соцсетях. И вроде бы незаметно, потихоньку отходим от изначально правильного и чистого намерения. Уходим всё дальше и дальше. И дело пропадает зря. А если правильного намерения не было изначально? А если цель сразу была мирской, корыстной? Тогда ты как будто вовсе не начинал то, над чем, возможно, трудишься и корпишь уже очень давно...
Получается, намерение для любого благого деяния — словно душа для тела: какой толк от существования тела бездушного, безжизненного, бездыханного?
Выходит, одна из главных наших задач в этом мире — следить за тем, чтобы наши деяния и свершения не были вот такими бесполезными, лишёнными жизни телами, которые останутся в этом мире и которые мы при всём желании не сможем взять с собой в мир вечный. А иначе переход в мир иной уподобится для нас прохождению через таможню с множеством чемоданов запрещённых к провозу вещей: мы всё равно пройдём, ибо билет у нас в один конец и границу мира вечного мы всё равно пересечём, а вот нажитое добро придётся оставить. Ведь это груз, не соответствующий требованиям обители преуспеяния и спасения. И мы вступим в него растерянные, с пустыми руками, не зная, чем откупиться от наказания, на что купить билет в Рай.
Пусть же этот хадис будет неотъемлемой частью каждого из нас, регулирующей все наши деяния…
Карима Сорокоумова
Намерение (ният) с точки зрения Ислама
По словам Амируль-муминина Умара ибн Хаттаба (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине каждое дело – по намерению. И каждому – по его намерению. У того, чья Хиджра к Аллаху и Его Посланнику, — Хиджра к Аллаху и Его Посланнику. У того, чья хиджра к овладению мирским или к женщине, чтобы жениться на ней, то хиджра его к тому, к чему он стремился».
Это высказывание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) касается вознаграждения и наказания в Судный День и потому имеет особую ценность
Такие ученые, как Ахмад бин Ханбаль, Абу Давуд, Тирмизи, Даракутни, считали, что благодаря этому хадису можно понять треть Ислама. Имам Шафии сказал, что этот хадис вобрал в себя 70 тем и содержит половину религиозных знаний. Имам Бухари советовал писать книги, начиная их этим хадисом.
Ният – это намерение в сердце совершить что-либо (или, наоборот, воздержаться от чего-либо) ради довольства Аллаха.
Как совершаются деяния? Деяния совершаются сердцем, языком или другими органами тела.
Деяния, совершаемые сердцем (в душе) – это мысли и намерения.
Деяния языка – это наши слова.
Деяния органов – это действия, в которых участвует наше тело.
Поскольку слова и действия обычно связаны с ниятом, намерением, то предваряющий благое дело ният уже может расцениваться как ибада, поклонение.
Выражение «пост обретает ценность согласно намерениям» обычно употребляют применительно к фактическим деяниям. Ибадой считается ради довольства Аллаха убрать с дороги камень, чтобы он не мешал людям. Заслуживает вознаграждения и тот, кто собрался заработать способом, не дозволенным шариатом, но потом отказался от этого из страха перед Аллахом.
Мысли и душевные переживания приобретают ценность перед Аллахом, если они опираются на чистое намерение. Поэтому сердце постоянно должно быть разумным и бодрствующим.
Не принимается намерение, произнесенное языком, но не подтвержденное сердцем. Всевышний Аллах смотрит не на нашу внешность, а в наши сердца и оценивает наши намерения.
Ученый и захид, один из семи мединских бедняков Салим сын Абдуллаха бин Умара в письме халифу Умару ибн Абдульазизу писал: «Знай, что помощь от Аллаха раб получит согласно своему намерению. Если намерение полно и совершенно, то и помощь будет полной и совершенной. А если намерение ослабеет, утратит свою чистоту, то и помощь уменьшится».
«Каждый получит согласно намерению» также означает, что ибада, поклонение, и усилия на пути Аллаха, которые могут казаться со стороны безупречными, будут приняты с условием, что они были устремлены только к Аллаху. Если деяния совершаются для того, чтобы добиться расположения людей, или одновременно ради Аллаха и для оценки их другими, то они не имеют перед Аллахом никакой ценности и Им не вознаграждаются. Намерения, слова и действия обретают ценность благодаря ихлясу, искренности по отношению к Аллаху. Совершать намаз или выплачивать закят напоказ – это большой грех, который также называют малым (тайным) ширком. Однако совершение намаза или выплата закята прилюдно, но не для похвалы, а для того, чтобы показать пример другим, одобряется и вознаграждается дважды: как за выполнение своих обязанностей, так и за побуждение к этому других.
Относительно добрых дел и поклонения, в основе которых нет чистого намерения, Посланник Аллаха Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) приводил следующий пример. В Судный День, когда Аллах спросит с человека, считавшегося шахидом, тот ответит: «Я сражался на Твоем Пути и пал шахидом!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты сражался ради того, чтобы прослыть храбрецом!» После этого его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. Затем Аллах спросит с человека, который изучал Ислам, учил ему других и читал Коран, тот ответит: «Я изучал Ислам и учил ему, я читал Коран, чтобы снискать Твою милость!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты учился, чтобы прослыть знающим. Ты читал Коран, чтобы люди восхищались твоим чтением, и ты получил это». Его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. В этом хадисе говорится об участи, которая постигнет богача, говорившего, что он тратит свои средства на пути Аллаха, но самом деле лишь показывавшего свою щедрость» (Муслим, Имара, 152).
Согласно хадису даже действие, прямо не относящееся к исполнению религиозных обязанностей, за счет намерения тоже может стать ибадой. Например человек, который ест для того, чтобы набраться сил для совершения поклонения, заслужит саваб, вознаграждение, за свою трапезу. Торговец, имеющий намерение трудится честно и не выходить за рамки дозволенного Шариатом, зарабатывает и деньги, и саваб.
В хадисе говорится: «…Тот, кто совершил хиджру с намерением приблизиться к Аллаху и Его Посланнику, получит вознаграждение за хиджру к Аллаху и его Посланнику…» Хиджра означает отказ от чего-либо. В широком смысле отказ от того, что запрещено Аллахом, так же считается хиджрой. Посланник Аллаха говорил: «Мухаджир — это тот, кто отказался от чего-либо запрещенного Аллахом» (Бухари, Иман, 4,5, Рикак 26).
В хадисе слово хиджра означает «оставить находящуюся под гнетом неверующих родину и переселиться к мусульманам». Хиджра Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабов заключалась именно в этом. Если человек совершил хиджру, не думая о мирской прибыли, а только для того, чтобы заслужить довольство Аллаха и Его Посланника, то его хиджра будет принята и вознаграждена Всевышним. А если человек вышел в путь ради приобретения мирских благ или для того, чтобы жениться, тогда его переселение не будет принято и вознаграждено как хиджра к Аллаху и Его Посланнику. В Коране сказано: «Тому, кто ищет прибыли в будущей жизни, Мы увеличим его прибыль. Тому, кто ищет прибыли в жизни мирской, мы дадим ее, но он не получит ее в жизни последней» ( Сура «аш-Шура» 42/20).
Поводом для этого высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) послужил следующий случай. Один из сахабов решил жениться на женщине по имени Умму Кайс, но она собиралась совершить хиджру и была согласна выйти замуж только после переезда в Медину. До этого жених не собирался переезжать из Мекки в Медину, однако был вынужден сделать это ради женитьбы. После этого случая между сахабами разгорелся спор: получит ли саваб за свою хиджру «мухаджир Умму Кайс»? И тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил им, что «каждый получит согласно своему намерению…».
Уроки хадиса:
1. Для того, чтобы получить вознаграждение (саваб) за свои деяния, начинать их нужно с чистым, ради Аллаха, намерением.
2. Место намерения – сердце, поэтому вслух его произносить необязательно.
3. Дела, в основе которых нет чистого намерения, не вознаграждаются Аллахом.
4. Нельзя использовать религию как прикрытие для извлечения выгоды и скрывать свои истинные намерения.
5. Ихлас означает искренность, чистоту намерения перед Аллахом.
Imam Nevevi, Riyazu’s-Salihin. — Istanbul, Erkam yayinlari, 1997. — Т.1, стр. 89-97