Что значить верить в Бога?

Многие полагают, что верить в Бога — значит признавать Его существование. На самом деле знать о существовании Аллаха недостаточно для того, чтобы уверовать в Него. Шайтан не просто знает об Аллахе. Он много и усердно поклонялся Ему, пока не возгордился и стал неверующим. Он знает о Его всеобъемлющей милости и о Его суровом гневе. Даже сейчас, творя зло, он не перестает бояться Аллаха, о чем сказано в Коране:«Он говорит человеку: “Не веруй!” Когда же тот становится неверующим, он говорит: “Я непричастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров”» (сура 59 «Сбор», аят 16). Разве не удивительно?! Он подталкивает человека в ад, а потом заявляет, что боится Аллаха! Что это, если не самое безобразное неверие?!
Вера складывается из твердой убежденности в сердце, признания на словах и праведных поступков. Верующий убежден и не испытывает ни малейшего сомнения в правдивости всего, что ниспослал Аллах. Он признает истинность этого на словах и подтверждает свою правдивость делами, выполняя приказы Всевышнего и избегая всего, что Он запретил. Эти три составляющие неразрывно связаны друг с другом, и отсутствие любой из них несовместимо с подлинной верой. Признавать требования веры на словах, не выполняя ее заповедей, — значит лгать. Совершать праведные дела без убежденности в сердце — значит лицемерить.
В Коране истинная вера сравнивается с плодоносным деревом, корни которого прочны, а ветви тянутся к небесам. Всевышний сказал: «Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» (сура 14 «Ибрахим», аяты 24-25).
Если человек осознал величие и могущество Творца и свою бесконечную нужду в Нем, если он понял, что никто и ничто не заслуживают обожествления, кроме Него, то слово благочестия «ля иляха илля-Ллах», подобно зерну, попавшему в благодатную почву, пускает корни в его душе и вырастает в прекрасное дерево. Его корни пронизывают душу верующего и становятся ее неотъемлемой частью, так что ни ветры сомнений, ни бури соблазнов не могут сломать его. Его ветви — это добрые слова и праведные дела, которые восходят к Аллаху. Оно плодоносит ежечасно, и люди охотно и с радостью пользуются его плодами. Такие притчи Аллах приводит для того, чтобы мы задумались и вняли назиданиям.
Благодатное дерево веры произрастает только из слов «ля иляха илля-Ллах», с которых начинается прямой путь к Всевышнему Господу. Это дерево имеет прочные корни, но плодоносит только на чистой почве и только когда его поливаешь чистой водой, то есть когда человек содержит в чистоте свою душу, подпитывая ее правильными знаниями, и содержит в чистоте свое тело, вкушая только дозволенные блага. Неправильные убеждения и запрещенный заработок губят его плоды, а грехи мешают Божьему свету питать его могучий ствол. Но есть грех, который отравляет и убивает дерево веры. Это — приобщение сотоварищей к Аллаху или неверие в явившуюся от Него истину.
Приобщать сотоварищей к Аллаху — значит взывать с мольбами к кому-либо, кроме Него, и просить у творений то, на что способен только Всемогущий Творец. Приобщать сотоварищей к Аллаху — значит любить и бояться кого-либо так, как должно любить и бояться только Того, Кто заслуживает наивысшей любви и смирения. Приобщать сотоварищей к Аллаху — значит уповать на людей или на причины вместо того, чтобы полагаться на Того, Кто создает эти причины и делает их действенными. Все это настолько лживо и тлетворно, что разрушает веру и делает бесполезными любые благодеяния, как сказал об этом Всевышний: «Если ты приобщишь сотоварищей, твои деяния непременно станут тщетными и ты окажешься среди потерпевших убыток» (сура 39 «Толпы», аят 65).
Вера без добрых дел подобна голому дереву, которое не дарит вкусных плодов и не укрывает от зноя, а вера без отказа от поклонения всему тварному подобна сушине, которая годится только на растопку. Надежду на спасение имеет лишь тот, кто отрекся от поклонения творениям и смирился перед своим Создателем, усердствуя в совершении добрых дел и раскаиваясь в своих грехах. «Для них уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одежды из атласа и парчи. Там они будут восседать на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!» (сура 18 «Пещера», аят 31).
Эльмир Кулиев