Что такое истихара?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
В лексическом значении, истихара — поиск блага в деле. Говорят: «Попроси помощи у Аллаха и Он даст тебе выбор».
В терминологическом значении истихара — поиск выбора, т. е. поиск того, куда приложить старания, которые будут предпочтительными перед Аллахом. Этой молитве соответствует намаз или дуа, читаемое по поводу истихары.
«Поиск выбора между двумя деяниями, стоящими перед тем, кому нужно выбрать одно из них» (Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатх аль-Бари»).
Её положение (хукм)
Ученые едины во мнении (иджма), что молитва истихара является Сунной. Доводом её законности являются слова, приводимые имамом Аль-Бухари от сподвижника Джабира, да будет доволен им Аллах: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости…»
Когда раб нуждается в намазе-истихара?
Раб в земной жизни сталкивается с ситуациями, когда он не знает, как поступить и испытывает сомнения. Когда он нуждается в обращении к Создателю небес и земли, Создателю людей, тогда он может обратиться к Нему, воздев руки и взывая с мольбой о помощи, желая получить ответ на обращение. Он совершает молитву для спокойствия и облегчения дела. Когда он приступает к такому делу как, например, покупка автомобиля, женитьба, устройство на определенную работу, отправление в путешествие, тогда он прибегает к просьбе о помощи.
Шейх уль-ислам Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Не пожалел тот, кто попросил о помощи (сделал истихару) Творца, посоветовался с творениями и решился на свое дело». Всевышний сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». (Сура «Семейство Имрана», аят 159). Катада сказал: «Кто бы ни посоветовался с людьми, сделав это лишь ради лика Аллаха, не иначе как будет направлен на самый лучший путь в своем деле». Имам ан-Навави в главе «Истихара (просьба о помощи) и мушавара (консультации с людьми)» сказал: «Истихара с Аллахом, мушавара с людьми, обладающими знанием и благочестием. Ведь человек не совершенен и ошибается. Человек — слабое существо. Его могут сбить с толку разные ситуации, и когда он с этим столкнется, что ему делать?»
Мольба намаза-истихара
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, обучал нас молитве истихара, так как обучал нас сурам из Корана, и говорил: «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу тебя из Твоей Великой милости, ибо, поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим». И сказал: «И пусть укажет своё дело». (Бухари №1166).
اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ، وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ كنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ — وَيُسَمَّى حَاجَتَهُ- خَيرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِيْ ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ، وَإِنْ كنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ: عَاجِلِهِ وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِيْ عَنْهُ وَاقْدُرْ لِيَ الْخَيرَ حَيْثُ كانَ ثُمَّ أَرْضِنِي بِهِ
«Аллахумма, инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакдирукя би-кудрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюби! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь человеку следует сказать, что он намерен сделать) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи.»
Способ совершения намаза-истихара
1) Сделать омовение для намаза.
2) Необходимо сделать намерения для намаза-истихара прежде чем начать его.
3) Совершить два рака’ата. Сунной является чтение в первом рака’ате после «Фатихи» суры «Кяфирун», а во втором после «Аль-Фатиха» суру «Ихляс».
4) В конце намаза произнести салям.
5) После саляма поднять руки с покорностью к Аллаху, осознавая Его величие и могущество, сконцентрироваться на дуа.
6) В начале дуа произнести слова восхваления и возвеличивания Аллаху, затем произнести салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Будет лучше, если произнести салават Ибрахиму, мир ему, так, как он произносится в ташаххуде:
«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахим. Филь ‘алямина иннакя Хамиду-м-Маджид!» или любой другой выученной формой.
7) Затем прочесть дуа-истихара: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом…» до конца.
8) После произнесения слов «… если Ты знаешь, что это дело », нужно назвать свою цель. Например: «… если Ты знаешь, что это дело (мое путешествие в такую то страну или покупка автомобиля или женитьба на дочери такого-то и т. д.) — затем завершить дуа словами «… что это дело будет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей)». Эти слова повторяются дважды – там, где говорится про благой и нехороший исход: «… А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей) …»
9) Затем прочитать салават Пророку, мир ему и благословение Аллаха, как и до этого и салават Ибрахиму, мир ему.
10) На этом намаз-истихара завершается, исход дела остается за Аллахом, а за человеком – упование на Него. Самому стоит устремиться к своей цели и отбросить всякие мечты и все что гнетет и одолевает. Не стоит отвлекаться на все это. Нужно устремиться к тому последнему, в чем увидел добро.
Пути поиска помощи (истихары)
Путь первый: поиск помощи у Господа миров, который знает что происходит, что произойдет, чему не быть и чего не миновать.
Путь второй: Консультация со знающими, порядочными и надежными мусульманами. Всевышний Аллах сказал: «… и советуйся с ними о делах» (Сура «Семейство Имрана», аят 159).
Вот обращение к пророку, мир ему и благословение Аллаха, в котором Всевышний Аллах сказал: «… Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Сура «Семейство Имрана», аят 159). Несмотря на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был самым знающим среди людей, тем не менее он все равно советовался со своими сподвижниками в сложных делах. Также и его праведные халифы держали совет с людьми, обладающими знаниями и благочестием.
Что делать в начале: советоваться или искать помощи (истихара)?
У ученных есть разные мнения о том, что является первоочередным — советоваться или искать помощи (истихара)? Достоверно, как установил шейх Ибн Усаймин, да смилостивится над ним Аллах, в комментариях к книге «Сады праведных»», что сначала нужно сделать истихару, согласно словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто из вас будет озабочен делом, то пусть сделает два рака’ата…». Затем, после совершения истихары трижды, если не было открыто, что делать, нужно посоветоваться с верующими. А затем, принять то, что посоветовали.
Мы говорим, что истихара делается три раза, потому что таков был обычай пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он делал дуа, он это повторял его трижды.
Некоторые ученые сказали, что «человек повторяет намаз столько, сколько понадобится, чтобы ему открылось какое из двух дел лучшее».
Условия испрашивания совета. Личность, с кем нужно советоваться
1) Чтобы он был компетентен, имел опыт в делах, уравновешенным, скрупулезным и неторопливым.
2) Чтобы он был благочестивым в религии, потому что тот, кто не религиозен, тот не достоин доверия. Как говорится в хадисе от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет веры у того, кому нет доверия и нет религии у того, у кого нет никаких обязательств»». Все потому, что человек, к которому нет доверия, может без труда прибегнуть к вероломству, да убережет нас Аллах от этого. Советоваться следует о том, в чем есть вред или о том, в чем нет добра. И тогда от вреда можно пострадать лишь настолько, насколько предопределено Аллахом.
Деяния, которые надо соблюдать и на которые надо обращать внимание
1) Приучи себя к истихаре в каждом деле, каким бы незначительным оно ни было.
2) Усвой, что Всевышний Аллах направит тебя к тому, что будет лучше. Будь уверен в этом во время дуа и размышления о нем и пойми эту великую мысль.
3) Не действительно истихара, прочитанная после ратибатов обязательных (фард) намазов. Напротив, необходимо чтобы это были два отдельных рака’ата, прочитанных специально для истихары.
4) Если ты желаешь сделать истихару после добровольных ратибатов, намаза-духа или других навафиль-намазов, то это дозволено, но с условием, что намерение сделано до вступления в намаз. А если же ты начал намаз, и не сделал намерение на истихару, то это не правильно.
5) Если тебе понадобилось сделать истихару в запретное для молитвы время, то потерпи до того пока это время пройдет. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, то соверши намаз в это время и испроси помощи (истихару).
6) Если тебя от намаза отделяет запрет на совершение намаза (как например менструация у женщин), то следует подождать пока пройдет причина запрета. А если дело может завершиться до того, как закончится запретное время, а дело не терпит отлагательств, то следует попросить помощи (истихару) только прочитав дуа, не совершая намаз.
7) Если ты не выучил наизусть дуа-истихара, то можешь прочитать ее с листа. Но лучше будет выучить.
8) Разрешено прочитать дуа-истихара до завершения молитвы, до саляма после ташаххуда. Также как разрешено ее прочесть после намаза.
9) Если ты испросил помощи (истихару), то претворяй желаемое и будь последовательным в этом. Не стоит обращать внимания на сны и подобные вещи.
10) Если для тебе ситуация не прояснилась, то можно повторить истихару.
11) Не добавляй к дуа-истихара ничего и не убавляй из неё ничего. Соблюдай точно рамки текста.
12) Не позволяй своим страстям управлять собой в том, что ты изберешь. Возможно, что наиболее правильное решение заключается в том, что противоречит твоему желанию (как например, в женитьбе на дочери такого-то или покупки понравившейся тебе машины и т. д.). Более того, человеку, совершившему истихару нужно оставить свой личный выбор. Иначе в чем смысл поиска помощи у Аллаха? Он будет не до конца искреннен в своем обращении (дуа).
13) Не забудь посоветоваться со знающими и благочестивыми людьми. Объедини свою истихару и консультацию.
14) Не просит помощи (истихару) один за другого. Однако, очень возможно, когда мать взывает к Аллаху за своего сына или дочь чтобы Аллах избрал для них благое — в любое время и в любом намазе, в двух положениях:
первое — в земном поклоне
второе — после ташаххуда, салавата за посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха в форме салавата за Ибрахима, мир ему.
15) Если есть сомнение в том, было ли намерение на истихару и после того, как намаз уже начался, стало ясно, что намерения не было, а он уже в намазе, то делается намерение на общий намаз. А затем, совершается отдельный намаз для истихары.
16) Если дел много, правомерно ли совершить один намаз за все дела или для каждого дела свое истихара?
Ответ: правильнее и лучше для каждого дела делать отдельную истихару. Но если их совместить, то в этом не будет ничего плохого.
17) Нет истихары в нежелательных делах, не говоря уже о запретных.
18) Запрещено делать истихару на четках или Коране (как это делают шииты), да наставит их Аллах. Истихара делается только разрешенным способом — намазом и дуа.
Польза
Абдулла ибн Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Человек может попросить помощи (сделав истихару) у Аллаха и Он ему укажет на выбор. Но он гневается на своего Господа и не ждет, каков же будет исход. В любом случае он ему уже начертан».
В «Муснаде» содержится хадис от Саида ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Всевышний Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Счастьем сына Адама является возможность прошения о помощи (истихара). Счастьем сына Адама является довольство его предопределением от Аллаха. Несчастьем сына Адама является оставление истихары. Несчастьем сына Адама является гнев на предопределение Аллаха».
Ибн аль-Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Кто верит в предопределение, тому достаточно двух дел: истихары до него и довольства после«.
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Мне не важно, в каком положении я окажусь: с тем, что мне будет нравится или с тем, что не нравится. Все потому, что я не знаю в чем благо — в том, что мне нравится или в том, что мне ненавистно».
О раб мусульманин! Не придавай значения нахлынувшему недовольству и случившимся бедствиям. Возможно в том, что тебе не нравится, есть твой успех, и возможно, в деле, которое тебе нравится — твоя погибель. Всевышний Аллах сказал: «… Быть может вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Корова», аят 216).
Шейх уль-ислам Ибн Таймия сказал: «Не пожалел тот, кто попросил помощи (истихара) у Создателя, посоветовался с творениями и был стойким в делах».
Да направит тебя Аллах к тому, в чем есть благо и добро! Мир и благословение Аллаха нашему пророку, его семье и всем сподвижникам.

Слова мольбы, которые желательно произнести тому, кто будет испрашивать благословения (Истихара)
О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя благословения, [ибо] Ты обладаешь знанием, и я прошу у Тебя силы, [ибо] Ты обладаешь могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом. О Аллах! Если это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или: для этой и будущей жизни), что Тебе известно, то предопредели его мне, облегчи его для меня и дай мне Твоё благословение на это. Если же это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или: для этой и будущей жизни), что [также] Тебе известно, то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом удоволь меня этим.
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَ لاَ أَقْدِرُ وَتَعْلَمُ وَ لاَ أَعْلَمُ وَأَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ) فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الْأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي (أَوْ قَالَ فِي عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ) فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ وَاقْدُرْ لِي
Аллахумма! Инни астахыру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя, ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азыми, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму, ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб. Аллахумма! Ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (или: ‘аджили амри ва аджили-хи) фа-кдур-ху ли, ва йассир-ху ли сумма барик ли фи-хи. Ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри (или: фи ‘аджили амри ва аджили-хи) фа-сриф-ху ‘ан-ни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-хи.
Текст хадиса
Передают, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас, как следует просить благословения Аллаха на [совершение] любого дела подобно тому, как он учил нас [той или иной] суре Корана. Он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит два раката, не относящихся к обязательной молитве, а потом скажет: "О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя благословения, [ибо] Ты обладаешь знанием, и я прошу у Тебя силы, [ибо] Ты обладаешь могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом. О Аллах! Если это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или: для этой и будущей жизни), что Тебе известно, то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Твою благодать в нём. Если же это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или: для этой и будущей жизни), что [также] Тебе известно, то отврати его от меня, и отврати меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом удоволь меня этим"». [Джабир сказал]: «[Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует,] говорил: "И [после этого человеку следует] сказать, чего он хочет"».*
Не испытал сожалений ни один из тех, кто просил помощи у Творца, а потом советовался с верующими из числа сотворённых Им созданий, проявляя осмотрительность в своих делах, а Аллах Всевышний сказал: «…и советуйся с ними о делах, решившись же [на что-либо], уповай на Аллаха» (3:159).
*«Сахих» аль-Бухари (1162). [Здесь приведена самая полная версия этой мольбы. В «Сахихе» аль-Бухари (6382, 7390) приводится и чуть сокращённая версия этой мольбы, где также вместо арды-ни би-хи передано радды-ни би-хи, что, впрочем, не влияет на перевод их смысла. — Прим. переводчика].
Передатчик хадиса: Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Комментарий:
«учил нас, как следует просить благословения Аллаха». Истихара — обращение к Аллаху даровать благо в одном из двух дел, когда человек нуждается в каком-либо из них. Ибн аль-Асир пишет: «Истихара — просьба о выборе какой-либо вещи. Арабы говорят: "Попроси у Аллаху истихару, и Он выберет для тебя". Сюда же относится мольба истихары: "О Аллах, выбери для меня" — то есть выбери для меня наилучшее из двух дел и обрати мне его во благо» [Ибн аль-Асир. Ан-Нихайа, том 2, с. 91] .
«на [совершение] любого дела». Здесь имеются в виду мирские дела, поскольку для дел, относящихся к последней жизни, истихара не требуется. Дело в том, что когда человек хочет совершить молитву, соблюсти пост или дать милостыню, он не нуждается в истихаре. Однако в том, что касается мирских дел, истихара ему необходима. Например, поездка, вступление в брак [с таким-то человеком], покупка или продажа средства передвижения, постройка дома, эмиграция и тому подобные дела.
Необходимо отметить, что истихара касается только дозволенных (мубах) по Шариату дел. Она не касается желательных (мустахаббат) и обязательных (ваджибат) по Шариату дел, поскольку в своей основе их следует совершать, равно как она не касается порицаемых (макрухат) и запретных (мухаррамат) по Шариату дел, поскольку в своей основе их следует избегать. Но при этом истихара дозволена в тех обязательных делах, для совершения которых есть широкие временные рамки. Например, хаджж, если человек считает, что совершение этой обязанности можно отложить. В таком случае у него может возникнуть вопрос: совершить хаджж в этом году или на следующий год? Это также касается истихары в следующих вопросах, относящихся к хаджжу: какой из многочисленных маршрутов выбрать, на каком транспортном средстве поехать, с кем из друзей и товарищей отправиться в путь? Истихара также дозволена в желательных по Шариату делах, если они совпадают по времени и несовместимы друг с другом. Например, отправиться в ‘умру или обучиться шариатскому знанию? В таком случае человек может совершить истихару.
«подобно тому, как он учил нас [той или иной] суре Корана». Эти слова указывают на большое внимание, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уделял обучению истихаре.
Причина, из-за которой обучение истихаре уподоблено обучению сурам Корана, может быть разной. Учёные упомянули о нескольких причинах.
1 — истихара на совершение любых мирских дел столь же всем необходима, как и потребность в чтении Корана во время молитвы;
2 — слова истихары столь же упорядочены, без добавлений и упущений, как и суры Корана;
3 — слова истихары внушены через откровение так же, как и суры Корана.
[См. Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари, том 11, с. 210].
«Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо» — то есть когда человек решит совершить какое-либо дело, которое он пока не сделал.
Речь идёт о решимости сердца совершить какое-либо дело. Ибн ‘Иллян сказал: «Это такое дело, которое можно совершить либо оставить». [Ибн ‘Иллян. Далиль аль-фалихин, том 5, с. 205].
«пусть совершит два раката» — то есть пусть совершит намаз в два раката. Иногда под словом ‘руку’ (поясной поклон) или ‘суджуд’ (земной поклон) подразумевается намаз. Это относится к стилистическому приёму (синекдоха), когда название частного переносится на общее.
Аль-Баджи сказал: «Несмотря на повелительную форму «пусть совершит два раката» эти слова указывают не на обязательность, а на желательность [молитвы истихара] на том основании, что обязательными являются лишь пять ежедневных молитв». [Аль-Баджи. Аль-Масалик фи шарх Муватта’ Малик, том 3, с. 135].
«не относящихся к обязательной молитве» — то есть не относящихся к пяти предписанным молитвам. Таким образом, под двумя ракатами в хадисе имеется в виду добровольная молитва в два раката. Имам ан-Навави сказал: «Очевидно, что эти два раката могут быть добровольной молитвой, регулярно совершаемой до или после обязательной молитвы, либо молитвой приветствия мечети...либо какой-нибудь другой добровольной молитвой».
Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, означают, что мольба истихара произносится не в пяти обязательных молитвах, а в отдельной добровольной молитве. Это также довод на то, что молитва истихара не относится к обязательным молитвам. Хафиз Ибн Хаджар пишет: «Слова [пророка, да благословит его Аллах и приветствует,] служат мерой предосторожности, чтобы, например, не смешать истихару с обязательной рассветной молитвой. Возможно, что он имел в виду саму рассветную молитву и ту, что с ней связана. Следовательно, человеку необходимо остерегаться того, чтобы смешивать истихару с регулярно совершаемой дополнительной молитвой, например, с двумя ракатами дополнительной молитвы, совершаемой перед обязательной рассветной молитвой. Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет: "Если человек обратится к Аллаху с мольбой истихара после регулярно совершаемой дополнительной молитвы, например, полуденной, или после любой другой дополнительной молитвы, будь то молитва в два раката или больше, то этого будет достаточно для истихары". Тем самым он не установил каких-либо ограничений, однако такой вывод является спорным (Хафиз Ибн Хаджар имеет в виду имама ан-Навави. — Прим. переводчика). Очевидным было бы сказать следующее: если человек вознамерился совершить определённую молитву, а вместе с ней и молитву истихара, то этого будет достаточно для истихары*, в отличие от ситуации, когда у него такого намерения не было. В этом отношении она отличается от молитвы приветствия мечети, поскольку цель совершения последней заключается в том, чтобы то место в мечети, которое займёт верующий, занять [молитвой и] мольбой, тогда как целью молитвы истихара является мольба сразу после неё или в самой молитве истихара. И маловероятно, чтобы для человека, у которого возникла потребность в каком-либо деле после завершения [какой-нибудь] молитвы, мольба истихара стала достаточной, поскольку очевидный смысл хадиса указывает на то, что молитва и мольба истихара имеют место после возникновения желания совершить какое-либо дело...». Ибн Хаджар также сказал: «Из слов «не относящихся к обязательной молитве» также следует, что веление совершить молитву истихара в два раката не носит обязательный характер. В комментарии [к хадисам] ат-Тирмизи наш шейх сказал: "Я не видел, чтобы кто-либо говорил об обязательности молитвы истихара"». [Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари, том 11, с. 185].
*То есть человек решил совместить определённую молитву с молитвой истихара, ограничившись совершением только одной этой определённой молитвы, с таким намерением, чтобы одна молитва включила другую. Например,, совершая дополнительную молитву после обязательной полуденной молитвы (зухр) человек решил, что эта дополнительная молитва послужит ему как добровольной молитвой после обязательной полуденной молитвы, так и молитвой истихара. — Прим. переводчика.
«Поистине, я прошу у Тебя благословения» — то есть я прошу у Тебя благо, выбрав для меня наилучшее из двух дел, посколько Тебе известно об этом, а мне — нет.
Под этим выражением имеется в виду следующее: я прошу Тебя наставить моё сердце и направить мои стопы к наилучшему делу, ибо Ты знаешь о нём, а я — нет.
«и я прошу у Тебя силы» — то есть я прошу у Тебя силы достичь наилучшего из двух дел. Я прошу Тебя дать мне силы осуществить то, что я вознамерился сделать, ведь Ты можешь дать мне способность к этому. У этих слов может быть и другой смысл: предопредели мне благо по причине Твоей способности сделать это.
«я прошу Тебя оказать мне великую милость». Эти слова указывают на то, что дары Аллаха являются чистой милостью от Него и совершенной щедростью к Его рабу, и никто не вправе требовать от Аллаха оказать ему милости.
«ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу». Эти слова указывают на то, что знание и могущество принадлежат только Аллаху, а рабу Его достаётся из этого лишь то, что предопределил ему Аллах.
«Ты знаешь, а я не знаю». Ибн аль-Каййим сказал: «То есть настоящее знание об исходе дел, их результате, пользе и вреде находится у Тебя, а не у меня». [Ибн аль-Каййим. Шифа’ аль-‘алиль, с. 110] .
«и Тебе известно всё о сокрытом» — то есть знание о сокрытом принадлежит лишь Тебе, равно как Ты знаешь знание об исходе дел, какие из них полезны, а какие вредны.
«И [после этого человеку следует] сказать, чего он хочет» — то есть в своей мольбе человеку следует упомянуть о том [дозволенном по Шариату] деле, которое он намеревается совершить. Например, он говорит: «Если эта поездка (этот брак, эта продажа и т.д.) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, что Тебе известно...» (Ин кунта та‘ляму анна хаза-с-сафар (или: хаза-н-никях; или: хаза-ль-бай‘) хайрун ли фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри).
«станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел» — то есть если это дело обернётся благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел. Исход дел здесь упомянут по той причине, что, возможно, дело, которое намеревается совершить человек, кажется ему благим на момент произнесения мольбы, однако его конечный результат не только не является таковым, а, более того, прямо противоположен.
Религия здесь упомянута на первом месте, поскольку она важнее всего и заслуживает наибольшего стремления. Если у человека религия в порядке, то он обрёл успех, а если в ней есть расстройство, то нет благодати ни в чём после этого.
«или: для этой и будущей жизни». То есть либо же вместо слов «для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел» (фи дини, ва ма‘аши ва ‘акыбати амри) он сказал «для этой и будущей жизни» (‘аджили амри ва аджили-хи).
«предопредели его мне» — то есть суди, чтобы я совершил его, и расположи меня к нему.
«облегчи его для меня» — то есть облегчи через те причины, которые являются признаками достижения желаемого.
«а потом дай мне Твою благодать в нём». Это включает в себя свершение этой вещи, её устойчивость, рост и приносимая ею польза. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Когда Аллах ниспосылает человеку благодать в то, что Он дарует ему, то малое [количество] становится большим, а когда Он забирает благодать, то большое становится малым». [Ибн аль-‘Усаймин. Шарх аль-мумти‘, том 4, с. 26].
«что Тебе известно». Эта фраза свидетельствует об отсутствии у раба Аллаха знания относительно исхода задуманного дела. Что же касается знания Аллаха, то оно охватывает всякую вещь.
«Если же это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, что [также] Тебе известно». Ас-Синди сказал: «Союз ‘и’ в этой фразе необходимо понимать в значении ‘или’ в отличие от фразы «станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел». Когда человек просит о благе, то союз ‘и’ в такой фразе уместен, поскольку то, о чём он просит, касается получения блага со всех сторон. Когда же человек просит отвратить от себя зло, то достаточно уже того, чтобы зло было хотя бы с одной стороны». [Ас-Синди. Хашийа ‘аля Сунан ан-Наса’и, том 6, с. 81].
«отврати его от меня» — то есть не суди, чтобы я совершил его, и не даруй мне его.
«и отврати меня от него» — то есть не облегчай мне его совершение и удали его из моих мыслей.
То есть сделай так, чтобы моё сердце больше не оставалось привязанным к тому делу, которое Ты отвратил от меня.
«где бы оно ни было» — то есть благо. Смысл фразы «и предопредели мне благо, где бы оно ни было» таков: суди мне благо, где бы оно ни было.
«а потом удоволь меня этим» — то есть сделай так, чтобы я был доволен предопределённым благом или отвращённым злом.
Предопределённое окружают два дела: просьба о его благе (истихара) до того, как предопределённое свершится, и довольство им после того, как предопределённое свершится. Если раб Аллаха объединит оба этих дела, то он обретёт счастье. [Ибн Аль-Каййим. Игасат аль-ляхфан, том 1, с. 28].
«Не испытал сожалений». Глагол надима (испытывать сожаления) означает сделать что-то, а потом испытывать неприязнь к содеянному.
Человек может просить благословения в мирских делах (истихара) только у Всевышнего Аллаха, а за советом он может обратиться к разумным, благочестивым и надёжным людям. В последнем случае человек может попросить людей высказать мнение по какому-либо вопросу, однако ему не следует обращаться ко всем подряд.
Уверенность в каком-либо деле происходит через приложение соответствующих усилий, через обдумывание того дела, которое человек намеревается совершить, с точки зрения наличия или отсутствия блага в нём.
«…и советуйся с ними о делах, решившись же [на что-либо], уповай на Аллаха» (3:159). В этом айате Всевышний Аллах велит Мухаммаду, посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросить сподвижников высказать своё мнение, дабы все поучаствовали в том деле, которое он задумал совершить, после чего выбрать точку зрения большинства сподвижников и наиболее разумных из них, уповая при этом усердно на Всевышнего Аллаха.
Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Тот, к кому обращаются за советом, должен отвечать ряду условий:
- он должен быть известен своим благоразумием и иметь опыт в том, о чём его спрашивают;
- он должен отличаться взвешенностью при вынесении суждения и отсутствием спешки в этом;
- он должен быть религиозным и праведным человеком.
2. Обращение за советом приносит много пользы, в том числе:
- это относится к делам поклонения, через которое раб Аллаха приближается к своему Господу, поскольку Всевышний сказал: «…и советуйся с ними о делах» (3:159). Несмотря на то, что эти слова обращены к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, они касаются и всех нас, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является для мусульман образцом и примером для подражания;
- это вызывает симпатию в душах и объединяет сердца;
- это озаряет светом мысли и заставляет работать разум;
- это способствует принятию правильного и благоразумного решения.
3. Сострадание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к членам своей общине и обучение их всему тому, что приносит им пользу в религии и мирской жизни.
4. Верующий отрекается от того, что обладает способностью изменить что-либо или силой, относя это к силе и мощи Аллаха, поскольку способность изменить что-либо и силу даёт только Аллах.
5. Подтверждение того, что добро и зло происходят по предопределению Аллаха, и что раб Аллаха не способен принести себе пользу или отвратить от себя зло, кроме как с помощью Аллаха. Однако зло не может быть отнесено к Аллаху, поскольку от Него исходит только благо. Зло может быть отнесено лишь к самому сотворённому, а Аллах является Творцом всякой вещи. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «...а зло не относится к Тебе».
6. Эта мольба содержит в себе важные вопросы: признание господства Аллаха и признание совершенства Его атрибутов. Например, совершенство Его знания, мощи, желания и т.д.
7. Истихара — это упование на Аллаха и ожидание рабом Аллаха от своего Господа только хорошего. Это проявляется в ожидании от Аллаха того, что Он выберет для Своего раба самое полезное и лучшее. Всё это относится к необходимым условиям снискания довольства Всевышнего Аллаха.
8. Эта мольба перекрывает все пути разного рода гадалкам, астрологам, прорицателям и тому подобным людям, а также так называемым ‘гороскопам’. Подобные вещи является пережитками времён доисламского невежества. Эта мольба, которая полностью состоит из единобожия, покорности Аллаху и поклонения, является от Аллаха заменой тому, чем занимались люди в эпоху доисламского невежества.
9. Нет разницы, когда совершать молитву истихара — ночью или днём. Кроме того, эта молитва не обусловлена тем, чтобы совершивший истихару лёг спать после неё или увидел что-то во сне. Нет, человек должен проявить решимость и уповать на Аллаха.
10. От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не передано каких-либо достоверных хадисов о том, что следует читать в молитве истихара. Тот, кто заявил, что в первом ракате этой молитвы читается сура «Аль-Кяфирун» (№ 109), а во втором — сура «Аль-Ихлас» (№ 112), сказал это лишь на основании собственного иджтихада. Достоверно установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал эти две суры в дополнительной молитве после закатной молитвы, в молитве после обхода Каабы и в двух ракатах перед рассветной молитвой.
11. Нет ничего предосудительного в том, чтобы неоднократно произнести истихару. Так, в частности, поступил ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, когда во времена халифа Йазида бин Му‘авийи сгорела Кааба. Когда встал вопрос о том, что лучше: разрушить Каабу и отстроить её заново, или привести в порядок то, что от неё осталось, — ‘Абдуллах бин аз-Зубайр сказал: «Поистине, я три раза попрошу моего Господа помочь сделать мне правильный выбор, а потом приму [окончательное] решение по этому делу». Кроме того, истихара является мольбой, а, как известно, к руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относится троекратное обращение к Аллаху с мольбой. Например, в молитве о ниспослании дождя он, да благословит его Аллах и приветствует, трижды произнёс: «О Аллах, пошли нам дождь! (Аллахумма, агыс-на!)».
12. Мне неизвестно о достоверном источнике, на который могли бы опереться те, кто говорит: «Мольба истихара произносится во время земного поклона или после ташаххуда», кроме общих хадисов, где сказано, что земной поклон и сидение после ташаххуда являются подходящими местами для обращения к Аллаху с мольбами. Однако шаритский текст, в котором упоминается мольба истихара, ясно указывает на то, что эта мольба произносится после молитвы. [См. аль-‘Адави. Фикх ад-ду‘а, 168].
13. На тему истихары также передаётся ряд хадисов, которые по оценке хадисоведов являются слабыми, и, следовательно, на них нельзя опираться. Перечислим некоторые из таких хадисов:
(1) «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сделать что-либо, он говорил: "О Аллах, выбери для меня и избери для меня (Аллахумма, хыр ли ва ихтар ли)"»*;
(2) «О Анас, если захочешь сделать что-либо, семь раз обратись к твоему Господу с истихарой, а потом посмотри, что придётся тебе по сердцу, ибо в этом и будет благо»**;
(3) «К счастью потомка Адама относится обращение к Аллаху с истихарой...а к злосчастью потомка Адама относится отказ от обращения к Аллаху с истихарой»***.
Все эти хадисы недостоверны.
*«Сунан» ат-Тирмизи (3516), «Шу‘аб аль-иман» аль-Байхаки (204), «Муснад» аль-Баззара (59, «Муснад» Абу Я‘ли (44), «Макарим аль-ахляк» аль-Хара’ити (1/205). Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым в «Сильсилят аль-ахадис ад-да‘ифа» (1515). [Этот хадис является слабым из-за наличия в его иснаде передатчика по имени Занфаль бин ‘Абдуллах аль-‘Арафи. Приведя текст хадиса, ат-Тирмизи указал, что «этот хадис передан только через Занфаля, которого хадисоведы считают слабым». В частности, этого передатчика считали слабым такие хадисоведы, как Ибн ‘Ади, ан-Наса’и, аз-Захаби, ад-Даракутни, Ибн Хаджар и др. — Прим. переводчика].
**«‘Амаль аль-йаум ва аль-ляйла» Ибн ас-Сунни (598), «Муснад аль-фирдаус» ад-Дайлами (8451). Этот хадис назвал слабым имам ан-Навави в «Аль-Азкар» (325). В «Фатх аль-Бари» (11/187) Ибн Хаджар сказал об этом хадисе так: «...однако его иснад очень слабый». Шейх аль-Албани также назвал этот хадис очень слабым в «Сильсилят аль-ахадис ад-да‘ифа» (6908).
***«Муснад» Ахмада (1444), «Сунан» ат-Тирмизи (2151). Шу‘айб аль-Арнаут и Ахмад Шакир назвали этот хадис слабым. Шейх аль-Албани также назвал этот хадис слабым в «Да‘иф аль-джами‘» (5300).
Многие наши братья и сестры могут быть невежественными в вопросах, связанных с выполнением дополнительных намазов, которые совершал или одобрял пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Эти намазы хотя и не входят в список обязательных, но имеют важный смысл и предполагают большую пользу. Например, это двенадцать дополнительных ракаатов в течение дня, которые добавляются к обязательным семнадцати, намаз при входе в мечеть, намаз после омовения, солят ад-духа (выполняемый спустя полчаса после восхода солнца до того времени, пока оно не приблизится к зениту), два ракаата намаза перед казнью (да, есть даже такой узаконенный вид поклонения). Существуют также дополнительные намазы, совершаемые ночью после пробуждения от сна. Есть и такой сунна намаз, о котором знают почти все, но практикуют только один раз в жизни, обычно при выборе супруга(-и).
Намаз Истихара, как завещал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), может совершаться в любых обстоятельствах, когда человеку предстоит сделать выбор. Даже в таких, на первый взгляд, незначительных вещах, как выбор шнурков для обуви. Есть серьезная богословская литература, описывающая детали этого намаза, которые мы здесь не будем раскрывать. Можно лишь упомянуть такого большого алима средневековья, переведенного на русский язык, как ибн Каййим аль-Джаузия (да смилуется над ним Аллах), в чьих трудах содержится исчерпывающая информация. Есть и другая полезная литература по теме.
Хотелось бы поговорить о метафизической стороне вопроса. Зачастую после совершения истихары мусульмане рассчитывают увидеть сон или явный знак, но далеко не всегда Аллах отвечает на дуа именно таким образом. Признаком ответа может быть легкость (тяжесть) при исполнении задуманного, кардинальная смена обстоятельств или внутреннего отношения к ситуации. Человек может вовсе ничего не заметить, но все складывается в итоге наилучшим образом, и, возможно, только по прошествии многих лет он приходит к признанию великой милости Всевышнего в распоряжении его судьбой.
Один брат, некогда всерьез задумался о женитьбе. К этим размышлениям его привело осознание того, что он влюблен и рискует потерять здоровье и всяческую мотивацию продолжать жизнь в случае получения отказа. Разумеется, совершил истихару в стенах мечети, после чего некий импульс подтолкнул его взять в руки Коран и открыть в случайном месте. Взгляд упал на аят: «Они будут, прислонившись, возлежать на ложах, выстроенных в ряд, и Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми гуриями» (Коран, 52:20)». Он прочел эти строки и расценил их как указание на то, что в этом мире предопределением ему не предписано взять в жены ту девушку, но, немного переждав (до смерти), он имеет куда более любопытные перспективы.
На данный момент он жив и здоров, а кроме того женат (на другой), но, как кажется порой, в его взгляде царит неистребимое томление по вечному, с которым не сравнится ничто. Я искренне надеюсь, что его интерпретация не окажется ошибочной.
Салят аль-Истихара (صلاة الإستخارة)
Была узаконена эта молитва посланником Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, для мусульман, чтобы они испрашивали из знания Всевышнего Аллаха блага для своих дел в этой жизни, и чтобы они испрашивали у Него блага. И именно для этого было узаконена молитва аль-Истихара, которая заменяла то, что использовали люди в джахилии из предсказаний, гадальных стрел и жертвенников.
И далее следует описание этой молитвы и то, что указывает на неё:
От Джабира ибну ‘абдиЛлях, да будет доволен ими Аллах, который сказал:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يعلمنا الاستخارة في الأمور كلها كما يعلمنا السورة من القرآن ؛ يقول : » إذا هم أحدكم بالأمر؛ فليركع ركعتين من غير الفريضة ، ثم ليقل : اللهم إني أستخيرك بعلمك ، وأستقدرك بقدرتك ، وأسألك من فضلك العظيم ، فإنك تقدر ولا أقدر ، وتعلم ولا أعلم ، وأنت علام الغيوب ، اللهم إن كنت تعلم أن هذا الأمر خير لي في ديني ومعاشي وعاقبة أمري
( أو قال: عاجل أمري وأجله)؛ فاقدره لي ، ويسره لي، ثم بارك لي فيه ، و إن كنت تعلم أن هذا الأمر شر لي في ديني ومعاشي وعاقبة أمري (أو قال : في عاجل أمري وآجله)؛ فاصرفه عني ، واصرفني عنه ، واقدر لي الخير حيث كان ، ثم أرضني به». قال: «ويسمي حاجته
«Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, обучал нас молитве истихара, так как обучал нас суре из Корана, и говорил: «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет: О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу тебя из Твоей Великой милости, ибо, поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим». И сказал: «И пусть укажет своё дело». Приводит имам аль-Бухари. (Хадис достоверный. Приводит его имам аль-Бухари в книге ночных молитв, в главе: «те молитвы, которые совершается дополнительно по два по два», под № 1166. См. «جامع الأصول», (6/250-251).
*Скажу (слова шейха): в этом хадисе есть некоторые пользы:
Польза первая: это указание на законность молитвы истихара, и в нём так же то, что указывает на обязательность. («نيل الأوطار» (3/88), «تحفة الذاكرين», стр. 134. От переводчика: имам аш-Шаукани в «نيل الأوطار» обусловил обязательность тем, что пришло в хадисе, а это чтобы мусульманин желал сделать какое-либо дело. И эта обязательность не всеобщая).
Вторая польза: это то, что истихару дозволено совершать в любом деле, не важно очень оно важное или нет.
Сказал имам ан-Науауи: «аль-Истихара (мустахабба) желательна в любом деле, как на это указывает достоверный хадис». («الأذكار», (3/355 – شرح لابن علان).
*Скажу: есть ли для выполнения обязательного и оставление запретного, выполнения желательного и отстранения от порицаемого истихара? Да есть, для таких дел как обязательные, желательные и любые благие…». («فتح الباري», (11/184).
Сказал ибну Хаджар: «Это охватывает и великие дела и то, что меньше их, а возможно то, что меньше соберется в большое». («فتح الباري», (11/184).
Польза третья: это то, что молитва истихара совершается в два рака’ата, и они не должны быть из обязательных (фараид).
Сказал имам ан-Науауи: «Явно то, что эти два рака’ата совершаются молитвами, которые связаны с обязательными (рауатиб) или приветствием мечети или другими дополнительными (науафиль). («الأذكار», (3/354 — شرح لابن علان).
*Скажу: его понимание, и Аллах знает лучше, что если есть необходимость какого-либо дела, то узаконено совершение молитвы (и ду’а после неё). И явно понимается из слов имама ан-Науауи, что определённого нията на молитву истихара не требуется, и это подтверждается словами в хадисе.
Сказал аль-‘Иракий: «Если есть важность в каком-либо деле, до начала совершения дополнительной (рауатиба) молитвы или ей подобной, затем совершается эта молитва без нията на истихару, и сразу после завершения добавляется к ней дуа истихара, и совершение этого явно». (Об этом он передал в («نيل الأوطار» 3/88), и не согласился с ним Хафиз в «فتح الباري», (11/150) сказав: «Явно, что он сказал: что ният на эту молитву должен быть вместе с ниятом на истихару, и это не похоже на молитву приветствия мечети, т.к. в молитве истихара должен быть определенный ният на ду’а. И подразумевается здесь ният на молитву, после которой или в которой будет ду’а. И исключается дозволенность тому, кому пришла мысль о испрашении ду’а (во время молитвы) и он делает её после. Так как явно видно из хадиса, что молитва и ду’а совершаются после обнаружения желания сделать что-либо» (конец слов шейха).
Я скажу: это сообщение не указывает конкретно на определённые два рака’ата, однако указывает на то, что они не должны быть из обязательных. И если муслим захочет сделать какое-либо дело, то может, к примеру, совершить дополнительную (ратиб) молитву зухр и совершить после неё мольбу истихара, как желает этого от него Тот, Кого он просит. И на это указали имам ан-Науауи и аль-‘Иракий. И Аллах лучше знает.
Четвётрая польза: это то, что молитва истихара не совершается в сомнение или колебание, т.к. посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, сказал:
إذا هم أحدكم بالأمر؛ «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело…».
И так же всё ду’а (текст ду’а) указывает на это.
А если муслим в сомнение или колебание относительного своего дела и хочет совершить истихару, то он должен выбрать одно из тех дел (между которыми он колеблется), и испрашивать после этого для него блага, а затем после истихары следовать своей цели. И если Аллах сделает его благим, то это дело будет ему облегчено и будет в нём баракат, а если нет, то Аллах удалит это дело от него и облегчит ему в благом, если так пожелает Великий Аллах.
Пятая польза: это то, что в двух рака’атах этой молитвы не установлено чтение определённых сур или аятов после фатихи. (Сообщил ан-Науауи в («الأذكار- شرح لابن علان), то, что он читал в этой молитве суры аль-Кяфируун и аль-Ихлас.
Сказал аль-‘Иракий: «Я не нашёл ничего из хадисов что указывало бы на конкретные суры, которые читались в молитве истихара. Однако то, что упомянул ан-Науауи является подходящим…»
Я скажу: однако то, что это подходит не является конкретизирующим и не делает это законным. И у Аллаха помощь во всех делах.
Шестая польза: это то, что испрашивания блага проявляется в облегчение дела и в баракате, либо в отдаление этого дела и сопутствия блага в другом.
Седьмая польза: это то, что муслим после совершения молитвы истихара, идёт, следует своей цели, независимо «открылось его грудь» (т.е. прояснилось или устремилось сердце и т.п) или нет.
(Это противоречит имаму ан-Науауи, который сказал: «Если совершил истихару, следуй этому, если открылась для этого твоя грудь». «الأذكار», (3/355-356/ شرح لابن علان). Однако здесь опирался он на очень слабый хадис. «فتح الباري», (11/187).
Так же на противоречие в словах имама ан-Науауи, и на то, что следовать своему делу надо, в независимости от «раскрытие груди» указал аль-‘Азз ибну ‘абдуСсалям, и предпочтение этому мнению отдал аль-‘Иракий и опроверг слова ан-Науауи, и с ними согласился ибну Хаджар, (شرح الأذكار لابن علان), (3/357).
Сказал ибну аз-Замальканий: «Если совершил человек молитву истихара для своего дела, затем пусть следует ему, даже открылась к нему его душа или нет. И если есть в нём благо, будет оно для него, даже если не открылась душа его». (См. «طبقات الشافعية» للتاج ابن السبكي»ط, (9/206).
Восьмая польза: место для мольбы истихара. Совершается она после саляма, исходя из слов пророка, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия:
إذا هم أحدكم بالأمر؛ فليركع ركعتين من غير الفريضة ، ثم ليقل…
«Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет…».
И явно видно что это ду’а после совершения двух рака’атов, т.е. после таслима. А шейх уль-Ислам ибну Теймийя так же выбрал то, что можно совершать ду’а и до таслима. (См. «الاختيارات الفقهية «, стр.57).
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Из книги шейха доктора Мухаммада ибн ‘Умара ибн Салима Баазмуля بغية المتطوع في صلاة التطوع «Добровольное желание в добровольной молитве»

Как правильно получать пользу от молитвы истихара?
Как я могу извлечь пользу из молитвы испрашивания наилучшего блага? Я совершила ее после того, как ко мне посватался один человек. И мне приснилось, что сестра жениха одевает меня в зеленое платье, и говорит мне, что ее брат дарит все самое красивое. Я надеюсь, что вы подскажите значение этого сна, чтобы я могла быть уверена, что правильно сделала истихару.
Хвала Аллаху Господу миров.
Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.
Во-первых, это касается сна, который вы увидели, то за его разъяснением вам следует обратиться к тому, кто может толковать сны, и чьей религиозности и чьим убеждения можно доверять. Остерегайтесь незнающих людей и различных шарлатанов.
Во-вторых, многие думают, что после истихары должен присниться сон, или должно прийти чувство покоя в сердце, или подобное. Но это не так. Если ничего из этого не произошло, и человек совершил молитву истихара, то есть сделал все возможное для того, чтобы узнать лучшее для него: советовался, исследовал, консультировался у более опытных людей, а после приступил к делу, в котором он испрашивал наилучшего и перед выбором которого он стоял, то есть надежда, что оно будет для него наилучшим, даже если вначале сердце не открылось к этому делу. И если предположить, что он не достигнет успеха в деле, перед которым он совершил молитву истихара, то и в этом случае для него в нем может быть благо, о котором он не знает, но знает это Господь его, Великий и Всемогущий.
Ибну-ль-Хадж аль-Малики сказал: «Некоторые люди совершают молитву истихара, как предписано Шариатом, а затем ждут, пока они увидят сон, из которого они поймут: следует ли им совершить это или оставить то, о чем они просили в молитве истихара, или (ждут) пока кто-то другой не увидит сон о них. Однако это ничего не значит, потому что непогрешимый Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, велел нам совершать молитву истихара и советоваться с другими, а не полагаться на сны». Ибну-ль-хадж аль-Малики. Аль-Мадхал. Т. 4. С. 37.
В-третьих, даже если предположить, что толкование сновидения означает нечто хорошее, то хорошие сны не более чем предвестники блага, но на них нельзя полагаться. Напротив, вам следует попытаться выяснить и расспросить о том, кто сделал вам предложение о браке, убедиться, что он религиозен и имеет хороший нрав, а также разузнать о других моментах, о которых вам важно знать. Если вы уверены в этих вопросах, то благой сон будет лишь благим вестником и предзнаменованием для принятия этого предложения.
Мы просим Аллаха облегчить вам то, в чем благо для вас, и благословить вас в нем.
А Аллах знает лучше.
Когда следует говорить дуа-мольбу истихара в намазе
Дуа аль-истихара произносится после окончания намаза. Таково мнение большинства ученых.
В «Энциклопедии по фикху» сказано: «Ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты сказали, что мольба произносится сразу после молитвы. Это соответствует тому, что упоминается в тексте хадиса от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует». Аль-маусу’ату-ль-фикхийа. Т. 3. С. 245.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Мусульманину предписано произносить мольбу аль-истихара после приветствия в конце молитвы, потому что Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Если кого-то из вас желает совершить дело, то пусть он совершит два ракаата необязательной молитвы, а затем скажет: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием…» (хадис).
Этот хадис указывает, что мольба должна произноситься после приветствия в конце молитвы». Ибн Баз. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 11. С. 389.
Ученых Постоянного комитета спросили: «Следует ли произносить дуа аль-истихара до приветствия? Или мольба говорится после приветствия и выхода из молитвы?»
Они ответили: «Мольбу аль-истихара следует говорить после приветствия в конце молитвы аль-истихара». Фатауа-ль-ляджнати-д-даимати. Т. 8. С. 162.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Мольба аль-истихара говорится после приветствия, потому что Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: „Пусть совершит дополнительную молитву в два рака‘ата, а потом скажет…" и после упомянул мольбу». Ибн ‘Усаймин. Ликау-ль-баби-ль-мафтух, № 20.
Аллаху ведомо лучше.
Способ совершения молитвы испрашивания наилучшего /истихара/ и разъяснение ее мольбы
Описание молитвы истихара приводится в словах Джабира ибн ‘Абдуллаха аль-Салами, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, обучал своих сподвижников во всех делах испрашивать лучшее так же, как обучал их суре из Корана, и говорил: „Когда кто-то из вас пожелает сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака‘ата, а потом скажет: „О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело (следует назвать свое конкретное дело) станет благом для моей этой жизни и для жизни будущей (или сказал: для моей религии, для жизни и исхода моих дел), то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то отврати меня от него, (и отврати меня от него), и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им"[1]»[2].
Ибн Хаджр, да помилует его Аллах, в комментариях к этому хадису сказал: «Истихара - (как часть речи является) именем, которое означает обращение к Аллаху с просьбой помочь выбрать лучшее из двух дел, когда нужно выбрать одно из них.
Что касается слов „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, обучал своих сподвижников во всех делах испрашивать лучшее…", то Ибн Аби Джамра сказал: „Это общая фраза, которой подразумевается нечто особое. Потому что в отношении обязательных и желательных /мустахабб/ деяний не нужно испрашивать помощь для их совершения, как и в отношении запретных и нежелательных /макрух/ деяний не нужно испрашивать помощь для их оставления. Значит, вопрос испрашивания помощи в выборе наилучшего ограничивается вопросами, которые являются разрешенными /мубах/ или желательными, когда необходимо принять решение относительно того, какому из дел следует отдать приоритет". Я скажу, что это относится как к большим, так и малым вопросам; ведь иной раз незначительный вопрос может стать основой для большого вопроса.
Фраза „Когда кто-то из вас вознамерится…" появляется в версии, переданной Ибн Мас‘удом, как „когда кто-то из вас пожелает сделать какое-либо дело".
Слова „…пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата" упоминается для пояснения, что это, например, не означает утреннюю обязательную молитву. Ан-Навави сказал в „Аль-Азкаре": „Если человек произнесет мольбу испрашивания помощи в выборе наилучшего после двух рака‘атов регулярной молитвы-сунны, совершаемой, например, перед обязательной полуденной молитвой, или после двух рака‘атов любых других добровольных молитв, регулярных или нет… То нам кажется, что, если он вознамерился совершить конкретную молитву и молитву истихара одновременно, то этого будет достаточно. Но не в том случае, если он не вознамерился объединить обе молитвы в одном намерении".
Ибн Аби Джамра сказал: „Мудрость того, что мольбе предшествует молитва, состоит в том, что истихара предназначена для получения благ этого мира и благ мира будущего. Молящийся должен постучать в дверь Властелина (Аллаха), и нет для этого ничего более действенного и лучшего, чем молитва. Ведь в ней есть возвеличивание Аллаха, восхваление Его и выражение постоянной нужды в Нем".
Очевидный смысл фразы „а потом скажет" подразумевает, что эту мольбу следует произносить после окончания молитвы; также, возможно, это указывает на порядок поминаний Аллаха и разных видов поминаний Аллаха в молитве, и что молящийся поизносит мольбу истихара по завершении их и до приветствия.
Слова „О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием", то есть потому что Ты (о Аллах) — самый Знающий, также и в отношении слов „Твоим могуществом". Также это может означать обращение за помощью. Слова „укрепить меня Твоим могуществом" означают: „Я прошу Тебя дать мне силу и способность совершить желаемое". Также они могут означать следующее: „Прошу Тебя предопределить мне это", то есть облегчить мне это дело.
Фраза „…я прошу Тебя о Твоей милости"указывает, что дарование чего-либо является милостью от Аллаха, и никто не имеет права требовать Его милости, как считают последователи Сунны.
Слова „Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю" указывают на то, что всё знание и вся сила принадлежат только Одному Аллаху, а раб Аллаха может иметь из этого только то, что Аллах предписал ему.
Его слова „О Аллах, если Ты знаешь, что это дело" или в другой версии „потом он называет конкретное дело" очевидно указывают на то, что нужно произнести какое это дело. Однако также возможно, что достаточно просто думать о нем во время этой мольбы.
Фраза „предопредели его мне" означает „исполни его для меня", также говорили, что смысл этой фразы „облегчи мне его".
„Отврати меня от него и отврати меня от него", то есть чтобы сердце просящего не оставалось привязанным к этому делу.
А слова „приведи меня к удовлетворённости им" означают „сделай меня удовлетворённым и довольным, чтобы я не сожалел о том, что просил о нём, и что оно произошло, потому что я не знаю его последствий, даже если во время просьбы я был доволен этим делом".
Секрет этого в том, что сердце не останется привязанным к этому делу, и человек не будет беспокоиться. Довольство — это спокойствие души перед предопределением»[3].
________________________________________________
[1] Транслитерация: «Аллаахумма иннии астахиирукя би ‘ильми-кя уа астакдиру-кя би кудрати-кя уа а’салука мин фадли-кя, фа иннакя такдиру уа ляя акдир, уа та‘ляму уа ляя а‘лям, уа анта ‘алляяму-ль-гуйууб. Аллаахумма фа ин кунта та‘ляму хааза-ль-амра (здесь следует назвать свое конкретное дело) хайран лии фии ‘ааджили амрии уа ааджили-хи (или: фи диинии уа ма‘аашии уа ‘аакыбати амрии) фа-кдур-ху лии уа йассир-ху лии сумма баарик лии фии-хии. Аллаахумма уа ин кунта та‘ляму анна-ху шаррун лии фии диинии уа ма‘аашии уа ‘акыбати амрии (или: фии ‘ааджили амрии уа ааджили-хи) фа-сриф-нии ‘ан-ху (уа-сраф-ху ‘аннии) уа-кдур ли-йа-ль-хайра хайсу каана сумма радды-нии би-хии».
[2] Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6841; также в других версиях приводится у Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Абу Дауд, Ибн Маджи и Ахмада.
[3] Краткое переложение комментариев аль-Хафиза Ибн Хиджра, да помилует его Аллах, к хадису из «Сахиха аль-Бухари», из «Книги обращений к Аллаху с мольбами» и «Книги единобожия».
Источник: Шейх Мухаммад Салих Аль Мунаджид
Можно ли безоговорочно верить намазу-истихара?
Человек, оказавшись перед выбором, будь то в вопросах торговли, женитьбы, путешествия или чего-либо еще, всегда хочет сделать правильный выбор. Самое важное, чтобы человек, будучи в поиске верного решения, не переходил границ дозволенного и не впадал в греховное, поддавшись своим эмоциям и чувствам. Не стоит пренебрегать советами других людей, однако лучше, если человек обратиться за советом к знающим и сведущим в этих вопросах людям.
Ибо как сказано в аяте Священного Корана: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (сура Али Имран, аят – 118)
Как видно из аята, верующий не должен доверять, кому попало, и должен осознавать важность своего решения. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь», ибо решение, принятое на авось, в последующем может очень больно аукнуться человеку, ввиду своей ошибочности, и негативно повлиять, таким образом, как на материальную сторону его жизни, так и на духовную. Поэтому советоваться с людьми знающими, опытными, сведущими в любом, даже кажущемся не столь значительном вопросе, должно стать обыденной практикой для верующего человека. Посланник Аллаха (мир ему) будучи примером для всех людей, всегда советовался со своими сподвижниками, хотя, по сути своей, являясь пророком Творца, обладал куда большими знаниями, чем они. Тем самым он показал своей умме на сколько важно советоваться и принимать решения, выслушав мнение окружающих тебя людей.
Посланник Аллаха (мир ему) однажды повелел: «Тот, кто совершает истихару, кто советуется с другими, не будет в проигрыше, а относящийся бережливо к средствам не будет испытывать проблем с обеспечением семьи» (Таджрих 4:135). Как видно из хадиса для верующего важными являются три момента: истихара, совет других людей, и бережное отношение к материальным благам. Истихара – это прошение у Всевышнего Творца благого решения. То есть человек просит у Создателя возможность узнать является ли это дело для него благим или нет, нужно ли это совершить сейчас или лучше подождать и отложить на потом. Истихара является сунной Посланника Аллаха (мир ему), которую он советовал своей умме.
Пророк сам учил сахабов как правильно совершить истихару и какое дуа нужно читать после. Джабир бин Абдуллах отмечая важность и значимость истихара-намаза сказал:«Посланник Аллаха (мир ему) обучил нас совершать истихару по любому поводу, также как обучил нас сурам Священного Корана и повелел нам: «Когда кто-то из вас захочет совершить какое-то дело с душой, то пусть совершит два ракаата намаза» (Бухари, Кусуф; 75).
Имам Газали советовал на первом ракаате после суры «Аль-Фатихи» читать суру «Кафирун», а на втором суру «Ихлас». (Имам Газали «Ихъяу Улюмиддин» (Дару Ихъяи-Кутубуль-Араби) 1:207).
По преданию Посланник Аллаха (мир ему) после намаза читал следующее дуа:
«Аллахумма, инни астахирукя би ‘ильмика ва астакдирукя би кудратикя ва ас’алюкя мин фадликяль-‘азым фа иннакя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюб! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна (здесь человеку следует сказать, что он намерен сделать) хазаль-амра хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, факдурху ли ва йассирху ли, сумма барик ли фихи ва ин кунта та’ляму анна хазаль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фасрифху ‘анни васрифни ‘анху вакдур ли йальхайра хайсу кяна, сумма ардини би хи».
«О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости, ибо поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим»(Бухари, Тахаджут, 25, Даават, 49, Таухид, 10; Тирмизи, Витр, 18; Ибн Маджа, Акама, 188; Ахмад бин Ханбаль, III/344).
По преданию от Ибн Сунни, в котором говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если тебя беспокоит какой-нибудь вопрос, соверши истихару, молясь Твоему Господу, затем посмотри, какое первое ощущение возникло в твоем сердце. Если после этого дуа сердце будет склонно делать то, из-за чего совершили истихара, то совершение этого будет лучше; если сердце не будет склонно, то это дело откладывают. Если же ни к чему не будет склонно сердце – то повторяете более семи раз».