Что такое довод в Исламе?

Споры и разногласия вокруг этой темы возникают с завидной периодичностью. Мнения людей, которые пытаются ответить на этот вопрос, зачастую разнятся. А происходит этот диссонанс оттого, что у многих людей нет знания о том, что же в действительности является доводом в Исламе.
Нехватку знания об этом, они компенсируют по-разному, в зависимости от принадлежности к тому или иному течению, где стандарт понимания у каждого свой.
Так, к примеру, есть те, кто в этом вопросе первостепенным источником, конечно же, считают Куръан и Сунну, однако помимо этого убеждены, что частью религии наравне с Откровением могут быть: иджма’, кыяс, фикх и т.д. А коль уж это является частью религии, то вполне может служить обоснованным доводом в ней.
А теперь, давайте разберемся, действительно ли эти утверждения имеют под собой основу, и так ли они безобидны, как кажутся на первый взгляд?
Прежде всего, хотелось бы дать определение Уахьи (Откровение). Ведь именно незнание, а точнее неполноценное знание об этом, порождает ряд ошибок и заблуждений.
Что такое Откровение? Откровение – это Куръан и Сунна, это то, что пришло непосредственно от Аллаха. Все!
Не может быть что-то иное частью Откровения, потому как нет указания Всевышнего на то, что частью Откровения является что-то еще помимо. Откровение не может быть измененным, в нем нет изъянов и упущений, тогда как мнения, пусть даже очень уважаемых ученых, могут не совпадать, могут быть ошибочными, могут поменяться. Также и со всем остальным: кыяс, фикх, мазхаб и т.д. – все это является способом, методом (асбаб) для того, чтобы понять Откровение, но не самим Откровением.
Некоторые полагают, что посредством иджма можно доказать то, чего нет в Куръане и Сунне. Это неправильно, потому что, если что-то отсутствует в Куръане и Сунне, то это не относится к религии и не нуждается в том, чтобы это доказывали. Любая вещь, о которой ничего нет в Откровении – относится либо к мирской жизни, либо ложно приписывается к религии (так как довода нет), ввиду чего является запретной.
Непременным критерием, на который следует ориентироваться, определяя, является ли вынесенное решение иджма’ – это ее истинность, то есть убежденность, что иджма’ действительно состоялось. Доказать, что в каком-то вопросе действительно есть иджма’ – очень непросто, так как состоявшейся иджма’ считается в том случае, если все обладатели знания владеют информацией относительно разбираемого вопроса, все сошлись на одном мнении и не противоречат друг другу. Еще раз хотелось бы заострить внимание на том, что иджма’ будет действительной, если ВСЕ ученые Уммы соберутся и объединятся. Несколько шейхов той или иной страны – еще не являются иджма.
А теперь, дабы не быть уличенными в голословности, приведем в подтверждение правоты всего вышеизложенного доводы из законных источников. Источников, которые являются единственным правообладателем, чтобы считаться доказательством (далиль) в религии – из Куръана и Сунны.
Сура Ан-Ниса (Женщины) 4:115:
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءَتْ مَصِيرًا
«А того, кто воспротивился посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Аду. Как же скверно это место пребывания!»
«Если же вы станете перепираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний День».
Сура Аль-Мульк (Власть) 67:2:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
«Он – Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше».
Хафиз Ибн Кассир رَحِمَهُ الله писал: «Всевышний Сказал: «и увидеть, чьи деяния окажутся лучше», и не сказал: деяний больше».
См. «Тафсир ибн Кассир» 4/248
Имам аль-Фудайль ибн Ийяд رَحِمَهُ الله относительно этого айата сказал следующее: «Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными». Его спросили: «А что значит «искренними и правильными»?» Он ответил: «Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и, если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными. Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне».
Абу Нуайм в «Хилия» 8/95
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1618.
Хафиз ибн Раджаб رَحِمَهُ الله сказал: «Этот хадис занимает великое место в основах Ислама! Он подобен мерилу, по которому оценивается внешняя сторона деяний, подобно тому, как хадис: «Дела оцениваются по намерениям» – является мерилом, по которому оцениваются наши деяния. Так же, как любое дело, совершаемое не ради Аллаха, не приносит никакой награды совершающему его, так и всякое деяние, на которое не было указания от Аллаха и Его Посланника, будет отвергнуто и возвращено тому, кто его совершает. Любое деяние, внедренное в религию, на которое Аллах и Его Посланник не дали дозволения, не имеет никакого отношения к религии. Слова Посланника Аллаха: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания», указывают на то, что все религиозные деяния, совершаемые человеком, должны соответствовать положениям Шариата».
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллах защитил членов моей общины от объединения на заблуждении». Хаким 364, Байхаки 702, Табарани 13623, Абу Асым 82. Хадис достоверный.
Это хадис является бесспорным доказательством того, что Умма никогда не соберется целиком на заблуждении.
От Абу Хурайры رَضِيَ الله عَنْهُ сообщается, что пророк ﷺ сказал: «Я оставил среди вас две вещи, после которых вы никогда не попадете в заблуждение – Книгу Аллаха и мою Сунну!» Аль-Хаким. См. «Сахихуль-джами» 2937.
Аллах учит нас в этом аяте, что нужно подчиняться и принимать только то, что узаконил Аллах ﷻ и Его Посланник ﷺ в качестве довода в религии, и в любых разногласиях возвращаться нужно к Откровению.
Сура Ан-Ниса (Женщины) 4:174:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءَكُم بُرْهَانٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكُمْ نُورًا مُّبِينًا
«О люди! К вам уже явилось доказательство от вашего Господа,и Мы ниспослали вам ясный свет».
Аллах ﷻ чётко указал, что руководством для человека является то, что ниспослано от Господа миров в качестве света.
Сура Алю ‘Имран (Семейство ‘Имрана) 3:31:
قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милостивый».
إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ وَيُبَشِّرُ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْرًا كَبِيرًا
«Воистину, этот Куръан указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда».
Откровение – это единственный правильный путь.
Сура Аль-Бакара (Корова) 2:111:
وَقَالُوا۟ لَن يَدْخُلَ ٱلْجَنَّةَ إِلَّا مَن كَانَ هُودًا أَوْ نَصَٰرَىٰ ۗ تِلْكَ أَمَانِيُّهُمْ ۗ قُلْ هَاتُوا۟ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ
Они сказали: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан». Таковы их мечты. Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду».
Сура Ан-Намль (Муравьи) 27:64:
أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ
Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли истинный объект поклонения, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду».
Эти аяты учат нас тому, что, когда речь заходит о религии, мы должны отталкиваться от того, что мы получили в Откровении (аяты, достоверные хадисы).
قُلْ هَاتُوا۟ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ – /куль хату бурханакум ин кунтум садикын/ «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду».
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей».
Сура Та Ха 20:123:
قَالَ اهْبِطَا مِنْهَا جَمِيعًا بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى
«Он сказал: «Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным».
Когда мы последует за Откровением, тогда мы защитим себя от заблуждения и несчастья.
В этом аяте Аллах ﷻ порицает тех, кто ставит выше то, что не от Аллаха, а именно: фатвы учёных, мазхабы, иджтихад, кыяс, иджма’а, слова и действия сподвижников). И этот вопрос актуален до Судного Дня, и поэтому мы должны всё время задумываться над тем, чему мы следуем.
Сура Ан-Нахль (Пчёлы) 16:43:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ إِلَّا رِجَالًا نُّوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали Откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания».
То есть, если вы не знаете что-то из Откровения, то спросите у тех, кто знает довод – Откровение.
Имам Ибн аль-Джаузи رَحِمَهُ الله о словах Аллаха: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». (аль-А’раф 7:33), сказал: "Сюда относятся все слова и разного рода утверждения о религии без твердых знаний (из Откровения)"». См. "Задуль-Масир" 3/193.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Разделится моя община на семьдесят три группы, каждая из которых будет в Огне, кроме одной». Его спросили: «Кто же будет этой спасшейся группой, о Посланник Аллаха?» На что он ﷺ ответил: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники».
Достоверность хадиса подтвердили Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим.
Пророк ясно указал, следуя чему, мусульманин получит успех. Стоит указать и на то, что стандарт в понимании религии – это понимание сподвижников, ведь сам Посланник Аллаха ﷺ явно указал: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники».
Ангел Джибриль عليه السلام сел напротив пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об Исламе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «(Суть) Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил хадж к Дому, если сумеешь сделать это».
Пророк ﷺ спросил ‘Умара: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» ‘Умар сказал: "Аллах и Посланник Его знают об этом лучше". Тогда он ﷺ сказал: «Поистине, это был Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии».
В Исламе настоящий смысл слова вахьи – это религиозные знания, которые получали пророки и это – Ислам. То, что пришло в Откровении – это и составляет Ислам. Вахью وَحْىٌ – это структура Ислама, помимо вахья в структуру Ислама не входит ничего. Откровение приходит только от Аллаха, либо как Куръан, либо как Сунна пророка ﷺ. И не разрешено кому-либо создавать религию: добавил что-то в Ислам. Ислам говорит, что если кто-то придумал религию, то он является тагутом и совершает ширк.
Сура Аль-Ан’ам (Скот) 6:106:
اتَّبِعْ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ
«Следуй тому, что дано тебе в Откровении (вахьи) от твоего Господа. Нет достойного объекта поклонения, кроме Него. И отвернись от многобожников».
Структура религии – это вахья, религиозное знание – это вахья, которое пришло от Господа миров к пророкам.
مَا لَهُم بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِلَّا اتِّبَاعَ الظَّنِّ
«У них нет на это знания (имеется ввиду вахья), у них есть только предположение».
То есть, у этих людей нет довода из Откровения, и то, что они говорят, это всего лишь предположение.
Это указывает на то, что религия – это только Откровение, религиозный довод – это только Откровение.
Аиша رضى الله عنها сказала: «Если кто-то сказал, что Мухаммад ﷺ скрыл что-либо из Откровения, то это не правда. Поистине, Всевышний Аллах сказал: «О посланник, сообщи то, что ниспослано тебе от твоего Господа, а если ты не сделаешь этого, то ты не донес послание. (Не выполнил пророческую миссию)».
1. Этот хадис указывает на то, что религия Ислам ислам – полная, и это вахья – Откровение.
2. Мы поняли, что в Исламе нет ничего, кроме вахъи. То, что люди сами придумали «какой-то учёный, имам, один из сподвижников сказал, кто-то сказал» – это может быть шарх или тафсир (объяснение, интерпретация), что может быть правильным и неправильным, но это ни в коем случае не Ислам, это не религия!
3. Мы поняли, что это было обязанностью пророка – сообщить всю религию, всю информацию полностью.
4. Мы поняли, что всё, чему нет доказательств из Откровения, но это добавят в религию, – будет нововведением, потому что религия – это только Откровение!
Аллах приказал пророку сообщить людям всю религию, а то, что пророк ﷺ не рассказал, религией быть не может, потому что вся религия уже рассказана, это всё уже сохранено! Много таких, кто придумали что-то от себя в религии – то, чего не доказано; в разных моментах, в разных вопросах прибавили что-то в религию от себя! Может быть, и основываясь на чём-то – их обоснования могут быть ложными, могут быть и правильными, а может это быть и нововведением; есть много такого, о чём люди думают, что в религии должно быть так-то и так, например: есть мнение, что когда кто-то не читает намаз, его нужно убить. На самом деле нигде: ни в Куръане, ни в хадисах об этом не сказано; есть и другие такие моменты: нужно наказать женщину, если она вышла на улицу без платка. Да, что такое хиджаб, нам Ислам говорит, но наказывать – это уже отдельный аспект религии: кого наказывать в этой дунья и кого не наказывать, для этого нужен отдельный довод. Да, Ислам говорит, что намаз – обязательно, что это очень важно, но для того, чтобы убить человека, кто не читает намаз, нужно иметь отдельный довод.
Есть много вопросов, которые люди просто добавили в эту религию, хотя Посланник Аллаха уже полностью всё сообщил, и вся религия сохраняется, и ничего не потеряно, поэтому не нужно ничего добавлять! То, что есть, этим нужно довольствоваться, Хвала Аллаху!
Итак, мы поняли, что от Господа миров пришло знание, религиозное знание, и это называется вахьи; эти знания пришли в виде Откровения, их получил пророк Мухаммад ﷺ, и эта религия – вахьи – сохраняется по сегодняшний день в виде Куръана и Сунны.