Что говорит Шариат о добавлении азкаров между ракаатами Таравиха?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Следование Сунне в поклонении – основа истинного пути
Вопрос о чтении азкаров или других дополнительных молитв между ракаатами Таравиха поднимает важную тему в исламском праве и практике – следование Сунне Пророка Мухаммада ﷺ и избегание нововведений (бид‘а) в религии. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда многие традиции и обычаи, не имеющие шариатского основания, становятся частью религиозной практики мусульман. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее, опираясь на источники исламского права – Коран, Сунну и мнения учёных.
Что такое Таравих и как его совершал Пророк ﷺ?
Таравих – это добровольный намаз, который совершается в месяц Рамадан после обязательного ночного намаза (Иша). Пророк Мухаммад ﷺ совершал этот намаз, но не делал его обязательным, чтобы не обременять свою Умму. В хадисах упоминается, что он ﷺ молился Таравих в мечети несколько ночей, но затем перестал это делать, опасаясь, что люди начнут считать его обязательным. После его смерти сподвижники, особенно во времена халифата Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), возродили эту практику, но в коллективной форме с 20 ракаатным исполнением.
В Исламе любое поклонение должно иметь доказательную основу в Коране, Сунне Пророка ﷺ или консенсусе учёных. Всё, что не было узаконено Пророком ﷺ или его сподвижниками, не может считаться обязательной или предпочтительной религиозной практикой. Когда мы изучаем хадисы и предания, мы не находим в них указаний на то, что между ракаатами Таравиха следует читать какие-либо особые азкары. Также в книгах ученых не упоминается о необходимости или желательности чтения определенных поминаний в перерывах между ракаатами.
Многие выдающиеся учёные Ислама, такие как имам Абу Ханифа, имам Малик, имам аш-Шафи’и, имам Ахмад и другие, не упоминали подобной практики. Сподвижники и табиины, которые были ближайшими последователями Пророка ﷺ, не оставили нам сведений о том, что они читали какие-либо установленные азкары между ракаатами Таравиха.
Аргумент сторонников
Некоторые могут возразить: «Но ведь поминание Аллаха – это благо?» Конечно, зикр – это прекрасное поклонение, рекомендованное в любое время. Однако если привязывать его к определенному времени и месту, делая его регулярной практикой, то необходимо шариатское доказательство.
В религии мы не можем вводить новшества (бида’), даже если они кажутся хорошими. Как сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Тот, кто введет в нашу религию то, что не является её частью, то это отвергнуто». (Бухари, Муслим).
Исходя из вышеизложенного, нет доказательств в Коране, Сунне или книгах факихов о том, что между ракаатами Таравиха следует читать определенные азкары. Следовательно, мы не должны утверждать эту практику как религиозную норму. Истинное поклонение состоит в следовании Пророку ﷺ и его сподвижникам, а не в добавлении новых ритуалов. Пусть Аллах направит нас на путь истинного следования за Его Посланником ﷺ!
Почему важно избегать нововведений
Нововведения в религии опасны по нескольким причинам:
Они искажают чистоту ислама. Ислам – это религия, которая была завершена Аллахом и доведена до совершенства Пророком ﷺ. Добавление к ней чего-то нового нарушает эту чистоту.
Они ведут к разделению Уммы. Когда люди начинают следовать разным традициям и обычаям, это может привести к разногласиям и конфликтам.
Они отдаляют от Сунны. Сосредоточение на нововведениях может привести к тому, что люди забудут о настоящей Сунне Пророка ﷺ.
Ислам – это религия, основанная на чистоте и простоте. Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ дали нам чёткие указания о том, как следует поклоняться. Наша задача – следовать этим указаниям и избегать всего, что может исказить нашу религию.
Пусть Аллах направит нас на путь истинного следования за Его Посланником ﷺ и поможет нам избегать заблуждений. Аминь!