Что делать с находкой если ты мусульманин?

Представьте ситуацию: человек видит на дороге чьи-то упавшие вещи, документы или деньги. И задумывается – подобрать их и присвоить себе, заняться поисками владельца, либо сделать вид, что ничего не заметил, и пойти дальше по своим делам. Исламское право разработало понятный перечень действий, которые должны быть предприняты в такой ситуации. Они подробно раскрываются в разделе Шариата, посвященного нахождению чужого имущества.
В арабском языке в отношении находки употребляется слово «аль-люкута». Его смысловой перевод сводится к обозначению предмета, который был поднят человеком с земли. В рамках Шариата это определение существенно уточняется и дополняется. Так, находка – это имущество, которое человек находит и подбирает с намерением вернуть его владельцу. То есть найденный объект фактически переходит в разряд предметов, находящихся во временном хранении. Важным аспектом выступает также информирование общественности о нахождении чужого имущества и поиске его законных владельцев.
Если находка представляет собой нечто незначительное (например, финик или мелочь), то мусульманин может оставить ее себе, не объявляя о пропаже. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проходя мимо фиников, которые лежали на дороге, сказал: «Если бы я не опасался того, что это – пожертвование, то непременно съел бы их». Некоторые ученые, - в том числе имам аш-Шаукани, - считали, что если найденная незначительная вещь не является продуктом питания, то мусульманину следует искать хозяина в течение трех дней, и если хозяин не объявится, то он может оставить находку себе. Абд ар-Раззак передал со слов Абу Саида аль-Худри, что однажды Али принес Пророку, мир ему и благословение Аллаха, динар, который он нашел на рынке. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Объявляй о нем в течение трех дней». Али поступил так, но хозяин динара так и не объявился. Тогда он сказал ему: «Потрать его на себя». Если этот хадис достоверен, то это мнение справедливо, однако известно, что среди ранних мусульман не было принято искать хозяина, если находка не представляла собой ценности.
Если же находка является ценной, то мусульманин обязан в течение года прилагать усилия для того, чтобы найти ее хозяина. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Зейда б. Халида аль-Джухани, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и спросил, как следует поступить с найденной вещью. Он сказал: «Посмотри, в чем она находится и чем завязана, а затем разыскивай ее хозяина в течение одного года. Если владелец утерянной вещи найдется, то отдай ее ему; если же нет, то может распоряжаться ею по собственному усмотрению».
Помимо этого, для подтверждения факта находки желательно призвать в свидетели двух справедливых мужчин. Согласно одному мнению, они должны засвидетельствовать только факт находки. Согласно другому мнению, им следует сообщить обо всех деталях находки на тот случай, если нашедший ее скончается до того, как объявится ее хозяин. Наконец, согласно третьему мнению, свидетелям следует сообщить лишь некоторые детали находки во избежание злоупотребления ими оказанного им доверия. Этому мнению отдал предпочтение имам ан-Навави.
По мнению некоторых богословов шафиитского толка, призывать двух свидетелей обязательно. В то же время Малик, Ахмад и многие другие считали, что это предписание носит желательный характер, потому что об этом ничего не говорится в хадисе Зейда б. Халида. И если бы это было обязательно, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, непременно разъяснил бы это сподвижникам. Тем не менее, приказ брать в свидетели двух справедливых мужчин содержится в следующем хадисе Ияда б. Химара: «Кто нашел утерянную кем-то вещь, тот должен призвать в свидетели двух справедливых мужей и запомнить, в чем находилась найденная вещь и чем она была перевязана. Он не должен скрывать ее или прятать, и если объявится владелец утерянной вещи, то он должен знать, что у владельца больше прав на нее. Если же он не объявится, то любое имущество все равно принадлежит Аллаху, и Он одаряет им, кого пожелает». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузейма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан и аль-Албани назвали его достоверным.
Если в течение года поиски хозяина не принесли никаких результатов, то нашедший ценную вещь может использовать ее в своих интересах. Но если впоследствии хозяин находки все-таки объявится, то он обязан вернуть ее ему или компенсировать ее стоимость. Этого мнения придерживалось большинство ученых, - в том числе Умар, Ибн Масуд, Ибн Умар, Малик, аш-Шафии и др.
Абу Ханифа считал, что нашедший ценную вещь может оставить ее себе только в том случае, если он является бедным. Этого же мнения придерживались Али б. Абу Талиб, Ибн Аббас и др. Аль-Аузаи считал, что если находка ценная, то ее нужно передать в государственную казну (бейт аль-мал). Это суждение опирается на то, что находка – это имущество Аллаха; следовательно, она должна достаться бедным и нуждающимся, как и пожертвования на пути Аллаха. Однако такой вывод довольно сомнителен, поскольку любое имущество, которым владеют люди, является имуществом Аллаха. Всевышний сказал: «…И одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (ан-Нур, 33).
Таким образом, у нас нет неопровержимых оснований для того, чтобы обязать нашедшего ценную вещь по прошествии года раздать находку в качестве милостыни, тем более что он должен нести за нее ответственность перед хозяином, если тот объявится. Но полагаю, что если он не нуждается в найденной вещи, то для него лучше раздать ее в качестве милостыни от имени того, кто ее потерял. Поступить так великодушнее и благороднее, а лучше всего об этом известно Аллаху.
История человека, который нашёл клад в купленном поместье
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Как-то раз) один человек купил у другого поместье, а потом тот, кто купил его, нашёл там кувшин с золотом и сказал продавшему: "Возьми у меня своё золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота". Прежний владелец этой земли сказал: "Я продал тебе землю со всем тем, что в ней было", после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: "Есть ли у вас дети?" Один из них сказал: "У меня есть сын", другой же сказал: "У меня есть дочь". (Тогда этот человек) сказал: "Выдайте девушку замуж за юношу, и расходуйте деньги на них, и подавайте милостыню"». «Сахих Аль-Бухари», (3472); «Сахих Муслим», (1721).
Разъяснение некоторых слов «Фатх аль-Барий», Ибн Хаджар, 6/519.
Арабское слово «’акар», приведённое в этом хадисе, было переведено на русский язык как «поместье». Кроме того, это слово в арабском языке означает дом, имение, с имеющимися насаждениями, как об этом упомянули некоторые комментаторы хадиса, а также дорогое имущество, предназначенное для жилья.
«Один из них сказал: "У меня есть сын"», в версии передатчика хадиса Исхака ибн Бишра разъясняется, что эти слова сказал тот, который купил поместье.
Комментарий хадиса
Ибн Хаджар сказал: «В нашем Шариате подобная ситуация имеет следующий религиозный статус: показания даёт покупатель, и золото остаётся во владении продавца. Скорее всего, продавец и покупатель разошлись в понимании договора, а именно: покупатель говорит, что не было явного указания на продажу земли и того, что в ней, а было оговорено о продаже только земельного участка. Продавец же в свою очередь утверждает, что договор именно на это и указывает. В таком случае, им обоим необходимо обоюдно договориться и вернуть купленное. Указывает на всё это контекст хадиса, а именно слова: «нашёл там кувшин с золотом».
Однако в версии, передаваемой Исхаком ибн Бишром, сообщается, что покупатель сообщил о том, что он купил имение, а после того как он обустроил его, нашёл в нём клад. Тогда продавец сказал ему, что он не закапывал никакого клада и ничего об этом не знает, и что они оба потребовали от судьи, чтоб тот отправил кого-нибудь, дабы взять этот клад и израсходовать по своему усмотрению, но судья отказался поступать таким образом. В таком случае согласно нашему Шариату найденное богатство будет считаться «кладом», если определится, что оно относится к захоронениям времён джахилии. Если же эти вещи относятся к мусульманам, то это будет считаться находкой. Если же невозможно определить, к какому периоду относится клад, то это считается ничейным имуществом и сдаётся в казну мусульман. Возможно, в шариате того времени не было таких подробностей, и поэтому судья вынес такое решение». «Фатх аль-Барий», Ибн Хаджар, 6/519.
Пользы, извлекаемые из хадиса.
1. Достоинство проявления воздержанности, довольства малым и набожности в сомнительных вопросах.
2. Умение проявлять снисходительность и приходить к согласию при спорах, ведь хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) явно указывают на достоинство этих качеств.
Как на клады смотрит российский закон
В соответствии со статьей 233 Гражданского кодекса РФ, под кладом понимаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен, либо в силу закона утратил на них право.
Найденный клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, а также лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
В том случае, если клад был найден кем-либо без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.
Таким образом, если вам посчастливилось найти ценности, роясь на принадлежащем вам земельном участке, то вы становитесь собственником всего обнаруженного, а отнюдь не 25 %.
Но, как и во всяком правиле, здесь есть одно исключение. В случае, если найденный клад будет содержать вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, то таковые вещи подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада.
Закят с найденного клада
Что же говорит по поводу ценных находок ислам? Религия устанавливает ряд норм и предписаний для тех, кто является собственником клада.
По мазхабу Имама аш-Шафии из всех видов полезных ископаемых закятом облагаются только золото и серебро. Все остальные виды полезных ископаемых, таких как нефть, газ, уголь, алмаз, рубин, изумруд, руды черных, цветных или благородных металлов закятом не облагаются.
Закат с полезных ископаемых выплачивается по мере добычи, т.е истечение года не является условием для его выплаты. Как только стоимость добытого золота или серебра достигнет нисаба (85 и 672 гр соответственно), то с них нужно выплатить закят в размере 2,5%.
По шариату кладом считаются ценности, спрятанные, зарытые где-либо во времена джахилии (т. е до принятия ислама). Если стоимость клада достигнет нисаба (85гр золота или 672гр серебра), то с них нужно выплатить закят в размере 20%. При выплате закята с клада истечение лунного года не является условием.
Также необходимо наличие на кладе каких-либо признаков указывающих на доисламский период захоронения. Если на кладе есть признаки, указывающие на исламский период захоронения, или нет никаких признаков, по которым можно было бы определить период захоронения, то с данного клада закят не уплачивается, так как он переходит в категорию находки и на него распространяются нормы, применяемые к находке.