Будьте внимательны при совершении намаза

Будьте внимательны при совершении намаза

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Шейх Ибн 'Усаймин говорит: «Должно быть известно, что может быть невнимательность в намазе (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ), а есть [ещё] невнимательность (беспечное отношение) к намазу (سَهْوٌ عَنْ الصَّلَاةِ)». Нужно отличать эти две вещи — невнимательность в намазе (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ) и невнимательное, беспечное, пренебрежительное отношение к намазу (سَهْوٌ عَنْ الصَّلَاةِ). «Пренебрежительное (беспечное, невнимательное) отношение к намазу (سَهْوٌ عَنْ الصَّلَاةِ) — это [строго] порицаемое. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ * الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ

"Горе молящимся, которые к своему намазу невнимательны (небрежны)". [Коран, сура "Мелочь", 107:4–5].

И учёные ('уляма) говорят: "Вся хвала Аллаху (аль-хамду ли-Лляh), Который не сказал [здесь]:

الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ

«[Горе тем], которые в своих намазах невнимательны», а сказал:

عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ

«...к своим намазам небрежны», т. е. беспечны, не уделяют внимание намазу (не беспокоятся о намазе) [горе им]. Что касается невнимательности внутри намаза (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ), то это когда человек теряется (впадает в замешательство), не может вспомнить, сколько он совершил"». Это невнимательность в намазе (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ), в отличие от невнимательности к намазу (عَنْ الصَّلَاةِ).

Что касается полезных выводов из хадиса, говорит шейх Ибн 'Усаймин (да помилует его Всевышний Аллах):

«Из полезных выводов — [во-первых], какие-то наущения (васавис) в намазе [если они бывают], то они не делают намаз недействительным.

Следующий вывод, что шайтан стремится подбрасывать в [сердце] молящегося всякие наущения (васавис): приходит, прельщает его [всякими мирскими делами, отвлекает его всякими вопросами, надеждами], сеет какие-то мечты (планы на будущее), напоминает ему о вещах, которые человек забыл». Действительно удивительно: в намазе человек вдруг вспоминает какие-то вещи, о которых уже совершенно не думал думать, которые давно вообще забыл, — и вдруг они всплывают у него в памяти. «А, может быть, шайтан открывает (может открывать) для него, — говорит шейх Ибн 'Усаймин, — планы на будущее [планирование: так поступить, так поступить], и говорит человек: "Вот так я сделаю, [так сделаю, так теперь сделаю — и думает о чём-то, о планах на будущее]"».

Говорит шейх Ибн 'Усаймин: «Среди учёных ('уляма) есть разногласие по поводу того, если в намазе преобладают наущения (большая часть намаза проходит в каких-то нарушениях, посторонних мыслях), то нарушает это намаз или не нарушает. Большинство ['уляма] говорят: "[Нет], не нарушает [т. е. намаз действительный], но он [этот намаз] теряет своё достоинство, и поэтому в хадисе сказано, что человек может выйти из намаза (закончить намаз) и ему будет записано из этого намаза только половина, или треть, или четвёртая часть, или пятая часть намаза [записывается ему], или [вообще] десятая часть намаза [записывается только (Абу Давуд (796), аль-Албани назвал его хорошим)]». Аллах Превелик (Аллаhу Акбар)! «Это всё из-за [этих] посторонних мыслей, которые возникают у человека в намазе».

Люди спрашивают: «А как же быть, как бороться, как отстранить шайтана, если он приходит и вызывает невнимательность?» Шейх Ибн 'Усаймин говорит: «Нет лучшего лекарства (лечения), чем то, что прописал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а он сказал поплевать налево человеку и сказать:

أَعُوذُ بِاَللَّهِ مِنْ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

/А'узу би-Лляhи мина ш-шайтъани р-раджим / "Я прибегаю к Аллаху от побиваемого шайтана". [Муслим (2203)]».

То есть поплюй налево три раза и скажи: «А'узу би-Лляhи мина ш-шайтъани р-раджим» — и это уйдёт. Если опять придёт, то ты его отбрасывай его прибеганием к Аллаху (пречист Он и возвышен) и этими троекратными плевками налево.

«Рассказал нам Абу Саляма ибн 'Абдир-Рахман [т. е. ибн 'Ауф],

أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ، حَدَّثَهُمْ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ ‏ "‏ إِذَا نُودِيَ بِالأَذَانِ أَدْبَرَ الشَّيْطَانُ لَهُ ضُرَاطٌ حَتَّى لاَ يَسْمَعَ الأَذَانَ فَإِذَا قُضِيَ الأَذَانُ أَقْبَلَ فَإِذَا ثُوِّبَ بِهَا أَدْبَرَ فَإِذَا قُضِيَ التَّثْوِيبُ أَقْبَلَ يَخْطُرُ بَيْنَ الْمَرْءِ وَنَفْسِهِ يَقُولُ اذْكُرْ كَذَا اذْكُرْ كَذَا ‏.‏ لِمَا لَمْ يَكُنْ يَذْكُرُ حَتَّى يَظَلَّ الرَّجُلُ إِنْ يَدْرِي كَمْ صَلَّى فَإِذَا لَمْ يَدْرِ أَحَدُكُمْ كَمْ صَلَّى فَلْيَسْجُدْ سَجْدَتَيْنِ وَهُوَ جَالِسٌ ‏"‏

что Абу Хурейра рассказал им, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда провозглашают азан, удаляется (уходит) шайтан прочь, при этом он [громко] испускает ветры, чтобы не слышать азан. Когда заканчивается азан, он [снова] возвращается. А когда читается икъама (суввиба) [под тасвибом здесь имеется в виду икъама], то [снова] убегает прочь. А когда заканчивается тасвиб [т. е. икъама], он [снова] возвращается (приходит), так что он встаёт преградой между человеком и его душой [т. е. его сердцем, внушая всякие наущения, препятствуя человеку совершать намаз со смирением. Возможен вариант يَخْطِرُ (йахтъир) и вариант يَخْطُرُ (йахтъур). «Йахтъир» значит «сеет всякие наущения» (يُوَسْوِسُ), «йахтъур» — «встаёт преградой (между человеком и его сердцем, между смирением (хушу'), внушая)»] и говорит [шайтан человеку]: «Вспомни то, вспомни это», напоминает такие вещи, которые человек [вообще] не должен был вспоминать (не мог вспомнить), так что человек оказывается в ситуации, что он не знает, сколько он совершил из намаза [это вспомни, то вспомни, об этом подумай...]. Если кто-то из вас не знает, сколько он совершил, то пусть совершит два земных поклона (суджуда) сидя (когда он сидит)»"» (аль-Бухари (1231) и Муслим (389)).

يَخْطُرُ (йахтъуру) (или يَخْطِرُ (йахтъиру)) بَيْنَ الْمَرْءِ وَنَفْسِهِ,

мы сказали, значит «сеет наущения (يُوَسْوِسُ) (такие наущения, которые становятся преградой между человеком и смирением (хушу') в намазе и устремлённостью к намазу)».

В этом хадисе из выводов:

1. Тяжесть азана для шайтана (что азан тяжек, тяжёл для шайтана). Он убегает, и убегает, мы с вами говорили раньше, учёные ('уляма) объясняют это и ан-Навави говорит, с целью, чтобы не слышать азан, потому что все будут свидетельствовать в пользу муаззина в Судный день. Он не хочет слышать, испускает ветры, чтобы не быть свидетелем. И в азане призыв к Единобожию (Таухиду), к поклонению, дополнительное свидетельство против каждого, кто слышит, если он не будет это исполнять. Шайтан не хочет слышать — он убегает.

2. Хадис указывает нам на достоинство азана.

3. Шайтан всё время выжидает (изыскивает) возможность как-то навредить человеку. Он всё время в засаде, настороже, чтобы как-то повредить человеку, не упускает ни одной возможности.

4. Хадис указывает нам на отведение шайтана и вызывание у него злости (и раздражения) путём совершения двух суджудов при возникновении каких-то сомнений.

5. Мы можем сделать дополнительный вывод отсюда, что, если человек что-то забыл (потерял), пусть встанет для совершения намаза (пусть совершает намаз, стремится к намазу). Шайтан напоминает потом, шайтан не хочет, чтобы человек совершил намаз со смирением, и напоминает ему всё, что он забыл или потерял.

6. Здесь довод (далиль), что у шайтана есть испускание ветров (дъуратъ). Он испускает ветры, газы, так же как он мочится (есть хадисы, где сказано, что шайтан мочится, ест). Это опровержение всяким философам и их последователям, которые говорят, что шайтан — это просто какие-то мысли человека, внутренние отрицательные силы, ещё чего-то, и трактуют по-разному, что такое шайтан. Нет, шайтан — это существо, у которого есть тело, который мочится, ест, испускает ветры и т.д.