Благословен Аллах, Господь миров!

Хвала Аллаху Господу миров!
Каково шариатское постановление по вопросу суда не по закону Аллаха?
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах: я скажу (и я прошу у Всевышнего Аллаха успеха, прямого руководства и правильности), что суд и правление в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний Аллах, относится к единобожию в господстве (таухид ар-рубубийя), потому что является приведением в исполнение власти Аллаха, исходящей из Его господства и совершенства и полноты Его царства и распоряжения. Поэтому Всевышний Аллах назвал тех, за кем следуют в чем-либо противоречащим ниспосланному Аллаху, «господами» своих последователей.
Всевышний Аллах сказал: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям. А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (сура «ат-Тауба», аят 31).
Всевышний Аллах назвал тех, за кем следуют люди, господами, т. к. для своих последователей они стали законодателями наряду с Всевышним Аллахом, а сами последователи превратились в их рабов, поскольку покорились им и повиновались в том, что противоречит суду и правлению Аллаха.
‘Ади ибн Хатим сказал Посланнику Аллаха ﷺ, что те последователи не поклонялись своим первосвященникам, и Пророк ﷺ ответил: «Они запрещали им дозволенное и разрешали запрещенное, а те последовали за ними. В этом и состоит их поклонение им». Ат-Тирмизи (3095), Шеих аль-ислям Ибн Теимия назвал хадис хорошим (хасаном) в «Китаб аль-има6н», стр. 67).
Если ты понял это, то знай, что аяты Корана отрицают веру того, кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, и желает обращаться за судом к кому-либо помимо Аллаха и Его посланника. Есть аяты, говорящие о том, что он является неверующим, несправедливым (беззаконником) и нечестивцем.
Что касается первой группы этих аятов, то к ней относятся слова Всевышнего Аллаха: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: "Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику", — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя. А что будет, когда беда постигнет их за то, что приготовили их руки, после чего они придут к тебе и будут клясться Аллахом: "Мы хотели только добра и примирения"? Аллах знает, что у них в сердцах. Посему отвернись от них, но увещевай их и говори им наедине (или говори им о них) убедительные слова. Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха. Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным. Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (сура «ан-Ниса», аяты 60–65).
Всевышний Аллах дал этим людям, заявляющим о том, что они уверовали (хотя на самом деле они лицемеры) следующие описания:
Во‑первых: они хотят обращаться на суд к тагуту, и тагут — это всё, что противоречит суду Всевышнего Аллаха и Его посланника ﷺ. То, что идет вразрез с судом Аллаха и Его посланника, является беззаконием, произволом (тугъяном) и покушением на решение Того, кому принадлежит вся власть, к Которому возвращаются все дела — т. е. покушением на решение Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «аль-А‘раф», аят 54).
Во‑вторых: когда их призывают к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику, они отказываются и стремительно отворачиваются.
В‑третьих: когда беда постигает их за то, что приготовили их руки (т. е. за то, что они сами сделали), они приходят и клянутся Аллахом, что хотели только добра и примирения. В этом они подобны тем, кто в наше время отказывается от исламского правления и правит по противоречащим шариату законам, считая, что в этом и есть добро, и что данные законы подходят к современному миру.
Затем Всевышний Аллах предостерег этих людей, заявляющих о своей вере, которые были описаны таким образом, и сказал, что Он знает об их сердцах и о том, какие дела, противоречащие их словам, они скрывают. Он приказал Своему пророку увещевать их и говорить им убедительные слова. После этого Он разъяснил, что Посланник был отправлен только для того, чтобы ему повиновались, чтобы следовали ему, а не каким-то другим людям (как бы сильны и убедительны ни были их идеи и как бы широки и богаты ни были их духовные силы и разум). В конце Всевышний Аллах поклялся Своим господством над Посланником, и это особый вид господства, включающий в себя указание на правильность послания Мухаммада ﷺ. Этой клятвой Он подтвердил, что вера (иман) будет правильной только при наличии трех вещей:
во-первых, при каждом споре или конфликте следует обращаться на суд к Посланнику Аллаха ﷺ.
во-вторых, надо удовлетвориться его решением и не испытывать в душе стеснение.
в-третьих, нужно полностью починиться, принять его ре- шение и выполнить его без промедлений и каких-либо отклонений.
Ко второй группе аятов относятся слова Всевышнего Аллаха:
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими». (сура «аль-Маида», аят 44).
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками». (сура «аль-Маида», аят 45).
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами». (сура «аль-Маида», аят 47).
Сходятся ли эти три описания к одному? Означают ли эти аяты, что каждый, кто не принимает решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, является одновременно неверующим (кафиром), беззаконником (залимом) и нечестивцем (фасиком)?
Всевышний Аллах описал неверующих как беззаконников и нечестивцев. Так, например, Аллах сказал: «А неверующие являются беззаконниками». (сура «аль-Бакара», аят 254).
Всевышний Аллах также сказал: «…ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами». (сура «ат-Тауба», аят 84).
Таким образом, каждый неверующий является беззаконником и нечестивцем.
Или, возможно, эти описания (неверующий, беззаконник и нечестивец) могут принадлежать разным людям в зависимости от того, каким образом они не правят по закону Аллаха? Это последнее мнение мне кажется более правильным, и Аллах знает лучше.
Мы говорим: если кто-то не правит по ниспосланному закону Аллаха из-за своего пренебрежения или презрения к нему или потому что он считает, что какой-то другой закон будет лучше и полезней для людей, то такой человек является неверующим (кафиром), и его неверие (куфр) выводит его из религии. К таким людям относятся те, кто устанавливает противоречащие исламскому шариату законы, чтобы народ жил по ним. При этом они устанавливают свои законы, противоречащие исламскому шариату, исключительно из-за своей убежденности в их превосходстве над шариатом; они верят, что эти новые законы будут лучше и полезней для людей. Человеческий разум и естество признает, что кто-то может изменять один путь на другой только из-за того, что он верит в превосходство своего нового пути и в недостатки пути измененного.
Если кто-то не принимает решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, но при этом не презирает Его закон, не пренебрегает им и не считает, что какой-то другой закон — лучше и полезней для людей, и если он правит не по закону Аллаха для того, чтобы получить власть над людьми, отомстить за себя и т. д., то он будет беззаконником (залимом), но не неверующим. При этом степени его беззакония могут быть разными в зависимости от того, кем и как он правит.
Если же кто-то не принимает решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, и при этом не презирает Его закон, не пренебрегает им и не считает, что какой-то другой закон будет лучше и полезней для людей, и его правление не по закону Аллаха вызвано его договоренностью с кем-то, взяткой или чем-то другим, связанным с мирской жизнью, то он является нечестивцем (фасиком), но не кафиром (неверующим), и степени его нечестия могут быть различными в зависимости от того, кем он правит, и какие средства при этом использует.
Шейх аль-ислям Ибн Теймия (да помилует его Аллах) сказал, что те, кто признал господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, делятся на две группы:
представители первой группы знали, что их первосвященники и монахи изменили религию Аллаха, и они последовали за их изменениями и поверили в дозволенность запретного и в запретность того, что разрешил Аллах. Они последовали за своими лидерами, зная, что те изменили религию посланников, и это неверие (куфр). Аллах и Его посланник назвали это ширком (придаванием Аллаху сотоварищей, многобожием);
вторая группа поверила в дозволенность запретного и запрещение дозволенного, но она повиновалась своим лидерам в ослушании Аллаха подобно мусульманину, который совершает грех, зная о том, что это грех. Шариатское постановление относительно таких людей будет таким же, как у подобных им грешников.
«Фетвы по столпам Ислама» шейха Ибн Усеймина, вопрос 68