Ар-Рия - показуха

Ар-Рия - показуха

Опасности Рия

Опасности, которые несет с собой Рия — многочисленны, настолько многочисленны, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) из-за своей любви и заботы об Умме боялся этого бедствия больше чем какого-либо другого.

Махмуд ибн Лабид сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине я опасаюсь больше всего для вас малого ширка».

Мы спросили «что такое малый ширк, о посланник Аллаха?».

Он ответил: «Рия»

(приводится Ахмадом в его Муснаде (том5,стр.428-429) и аль-Багави в Шарх ас-Сунна (№4135) и Салим аль-Хилали говорит, что он имеет истинную (сахих) цепь передатчиков. Передатчики –(Исхак ибн Иса), Имам аль-Бухари сообщил, что он хорошо известен как рассказчик хаидсов. (Абдур Рахман ибн Аби Заннад), Имам ат-Тирмизи сообщил, что он являлся правдивым передатчиком хадисов. (Амр ибн Аби Амр) так же считался правдивым передатчиком и Асим ибн Умар ибн Катада так же был объявлен правдивым передатчиком Имамом ибн Хаджаром.)

В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), показал, что рия приносит его последователям зла даже больше чем Даджжал (Антихрист)

Абу Саид сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подошел к нам в тот момент, когда мы обсуждали приход Даджжала и сказал: «Не сказать ли вам о том, чего я боюсь для вас больше чем опасность Даджжала? Это скрытый ширк: если кто-то, вставший на молитву украшает ее по той причине, что люди смотрят на него» (сахих Сунан альМаджа, том 2, стр.410,№ 3389)

Если мы рассмотрим этот хадис, мы оценим действительную опасность рия.

Опасность Даджжала – величайшее несчастье для человечества, которой оно когда-либо подвергалось со времени сотворения Адама до дна Страшного суда. И не было ни одного пророка со времени Пророка Ноя, который бы не предупреждал свой народ об этом великом несчастье.

( Для более детальной информации см. Ибн Касир “Признаки дня Страшного суда”)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал тем, кто будет жить во времена Даджжала бежать от него и он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда искал убежища у Аллаха от опасностей Даджжала после каждой обязательной молитвы (после ташахуда).

Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что он боится зла рия больше чем опасности Даджжала!

«Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом.» (Аль-Каф(50,37))

Опасность рия далее объясняется ее скрытым характером.

Абу Муса аль-Ашари сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды произносил пред ними проповедь и сказал: «О люди! Опасайтесь ширка (имеется в виду рия) за то, что она менее заметна, чем ползущий муравей» (приводится по Сахихат-Таргиб ва т-Тархиб№33).

Ибн Абббас добавляет: «Она более менее заметна, чем муравей, ползущий по черному камню в середине безлунной ночи» (афсир Ибн Касир, том1,стр 62. Даже при том, что Ибн Аббас сообщил, что это высказывание касается другого вида малого Ширка, оно так же подходит к этому виду малого Ширка (рия)).

Даже Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своих молитвах просил Аллаха спасти его от зла рия и перед началом своего прощального паломничества он молился: «О, Аллах! Сделай так, чтобы наш Хадж не был рия и хвастовством».

Некоторые отрицательные последствия рия

1) Ослабление Имана

Аллах говорит в Коране: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (Рассеивающие (51:56))

Совершая рия человек разрушает саму цель своего сотворения и вместо того чтобы искренне молиться Аллаху он притворяется, что он поклоняется Ему, а сам в то же время пытается заслужить похвалу и одобрение от творения Аллаха. Фактически Аллах описывает истинно верующих как тех, кто совершает свои деяния исключительно ради Аллаха не желая ни награды, ни благодарности от других за свои поступки:

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Человек (76) 8-9)

Даже если истинно верующие помогают кому-либо они не желают не получить от них ни слова благодарности. Они знают, что благодарность и награда, которые они могут получить от тех, кому они помогли, ничего не стоят по сравнению с великим благословением, которым Аллах обещал одарить их. Истинно верующие осознают, что только похвалы Аллаха стоит искать, и только Аллах достоин поклонения.

2) Малая форма ширка

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скрытый ширк есть то, что если кто-то встал на молитву и улучшил ее потому, что он заметил, что люди смотрят на него»

Рия это малый ширк граничит с большим ширком в намерения (ширк ан-ният), а сам ширк ставит человека вне Ислама. Разница между рия и ширком намерения заключается в том, что человек, совершающий рия не намеревается поклоняться никому кроме Аллаха, а человек, совершающий ширк направляет свой акт религиозного поклонения на что-либо еще кроме Аллаха.

Если, например, мушрик совершает акт религиозного поклонения идолу, то он молится и приносит жертвы идолу, так как он верит, что идол может принести ему пользу или причинить вред. С другой стороны человек, улучшающий свою молитву, чтобы получить одобрение других людей, не поклоняется этим людям, а только ждет их положительных откликов. Таким образом, рия и ширк не сравнимы, однако ширк – более откровенно выраженная форма рия.

3) Отклонение от прямого пути.

Без сомнения, что сердце человека, совершающего рия поражено болезнью и если ее не излечить, то она приведет к серьезным последствиям.

В связи с этим Аллах в Коране говорит: «Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали.» (Корова (2):9-10)

В подтверждение этого можно найти пример в событии, которое произошло при жизни спутников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Джабир ибн Самура передает, что во время правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба некоторые жители Куфы жаловались Умару на Саада ибн Аби Ваккаса (который был правителем Куфы)и он послал Аммара ибн Ясира (чтобы разобраться с их жалобами).Они однако, продолжали обращаться к Умару с жалобами вплоть до того что заявляли, что Саад не знает как правильно совершать молитву! По такому случаю Умар вызвал Саада и попросил рассказать о том, как он совершает молитву.

Саад ответил: «Клянусь Аллахом, я молился так как в свое время молился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не уменьшая молитву ни в чем. Я продлевал первые два ракаата молитвы Ишаа и сокращал два последних. Умар ответил: «Это как раз то, чего я ожидал от тебя».

Затем Умар послал своих посланников в Куфу, чтобы они опросили людей, проживающих там. В любой мечети, куда они входили они спрашивали людей о Сааде и везде куда бы они не входили они не слышали ничего кроме похвалы.

Когда они вошли в мечеть клана Абс тотчас же встал человек по имени Усама ибн Катада и сказал: «Если вы действительно хотите знать правду, тогда знайте, что Саад не выходит в походы чтобы сражаться, не пресекает распространения порчи, не судит справедливо». На это Саад ответил: «Я прошу у Аллаха три вещи: О Аллах! Если этот ваш слуга (имеется в виду Усама) –лжец, который встал лишь для того, чтобы совершить рия и стать известным, то продли его жизнь, увеличь его бедность и уничтожь его репутацию».

По прошествии многих лет всякий раз, когда Усаму спрашивали о его состоянии, он отвечал: «Я старый человек, утомленный и сокрушенный молитвой Саада!» Один из передатчиков этого рассказа рассказал: «Я видел его (Усаму) однажды. Его брови спустились до его век из-за его старости, однако, он все приставал к молодым девушкам, когда они проходили мимо него на улице.» (Сахих аль-Бухари, том 1, стр403-404, № 722, Сахих Муслим, том 1стр.245, №912 и Сунан Абу Дауд, том 1, стр 205,№ 802.)

4) Лишение благословения Аллаха

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в некоторых своих высказываниях

говорил, что Аллах не принимает деяний, совершенных ради того чтобы получить похвалу других.

Абу Умама аль-Бахили передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах не примет ни одного деяния кроме того которое было совершено искренне ради Него и для Его удовольствия».

Как может Аллах, Самый Мудрый, принять деяния человека, совершенные не ради Него?

И как может Аллах, Самый Справедливый равно вознаградить человека, который совершил что-то лишь ради Аллаха и человека, которого Аллах предостерегает от совершения деяний подобных тому, о чем Он говорит: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей.» (Корова (2): 264)

Человек, совершающий рия подобен огромной плоской скале, покрытой почвой.

Когда люди смотрят на нее им кажется, что это плодородное место, тогда как это всего лишь бесплодная скала, которая обнаружится после даже небольшого дождя, пролившегося на нее. Но он все равно не сможет наслаждаться плодами своих дел .

«Захочет ли кто-нибудь из вас, если у него будет сад из финиковых пальм и виноградника, в котором текут реки и растут всякие плоды, чтобы его сад был поражен огненным вихрем и сгорел, когда его постигнет старость, а его дети будут еще слабы? Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите.» (Корова (2): 266)

Аллах сравнивает добрые дела тех, кто совершает рия с прекрасным, пышным садом, который вдруг загорелся, а его владелец стоит не в силах остановить пожар. Подобно дыму на этом пожаре исчезают дела такого человека. В День Суда Аллах унизит тех, кто совершал рия и велит им получить свою награду у тех, чью похвалу они пытались заслужить в земной жизни.

5) Унижение от Аллаха

И даже если люди, которые совершают праведные дела ради известности и восхищения получают то, к чему они стремятся в этой жизни, они будут полностью унижены Аллахом в день Суда.

Муас ибн Джабал сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не останется на земле ни одного известного человека, который предавался хвастовству и которого Аллах не покажет своим творениям в день Суда» (Сахих Таргиб ва Тархиб №26)

Абдуллах ибн Амр так же рассказал, что он слышал, что Посланник Аллаха сказал: «Кто хвастается своими делами перед другими, того Аллах унизит перед своими творениями и опозорит и опорочит его».(Сахих Таргиб ва Тархиб №23)

6) Первая причина, по которой человек попадает в Ад.

Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, Аллах, Велик Он и Славен спустится к своим рабам в день Суда и будет судить их.

Все людские общины будут стоять, преклонив колени. Первыми в день Суда будут судить ученых и чтецов Корана, и мученика павшего на пути Аллаха и богатого человека, жертвовавшего на благие дела. Аллах спросит: ученого и чтеца Корана:

« Не учил ли я вас тому, что было показано моему посланнику?»

И они ответят «Да». Потом Аллах скажет: «Что вы делали с тем, чему я вас учил?»

И услышит в ответ: «Я читал его на рассвете и на закате (я искал знания и учил людей)».

Тогда Аллах скажет ему «Нет, ты соврал». И ангелы скажут: «Нет, ты соврал».

Потом Аллах скажет: «Ты лишь хотел, чтобы люди сказали о тебе: «Он – (ученый) и чтец Корана» и это было сказано тебе». И человек, обладавший огромным богатством, предстанет перед Аллахом и Аллах скажет: «Я ли не облагодетельствовал тебя так, что ты не зависел от других?». Он ответит: «Да».

Затем Аллах спросит: «А что ты делал с тем, что я дал тебе?».

Он ответит: «Я выполнял долг перед своей семьей и тратил свои деньги на цели благотворительности».

Тогда Аллах скажет: «Нет. Ты лжешь» и ангелы скажут «Нет, ты лжешь».

Потом Аллах скажет: «Ты тратил их лишь для того, чтобы люди сказали о тебе, что ты щедрый и это было тебе сказано».

И человек, погибший на пути Аллаха будет спрошен: «Как ты умер?».

Он скажет: «О, мой Господь! Мне было приказано совершать Джихад на твоем пути, и я сражался до тех пор, пока не был убит».

Аллах скажет: «Нет, ты соврал» и ангелы скажут: «Нет, ты соврал».

Потом Аллах скажет: «Ты сражался только для того, чтобы про тебя сказали:

«Он – человек великой доблести» и так было сказано о тебе».

Потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взял меня за колено и сказал: «О, Абу Хурайра! Это –три первых человека среди творений Аллаха которых поглотит пламя Ада в день Суда!» (Сахих Таргиб ва Тархиб,№20 в скобках указаны варианты из других достоверных собраний хадисов. Этот хадис так же можно найти в Сахих сунан ат-Тирмизи, том 2, стр. 281-282,№1942)

7) Невозможность поклоняться Аллаху

В качестве дальнейшего унижения для тех, кто совершает религиозное поклонение для того, чтобы заслужить похвалу людей Аллах сделает невозможным поклонение Ему когда они захотят это сделать. В очень длинном хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал, как верующие увидят Аллаха в день суда и потом сказал: «Что же касается тех, кто совершал поклонение лишь для того, чтобы заслужить похвалу от других Аллах сделает их спины не сгибающимися. Каждый раз, когда они захотят согнуться перед Ним, они буду падать лицом вниз».(Сахих аль-Джами, №7031)

8) Закрывает доступ на Небеса

Совершение праведных дел для того, чтобы заслужить похвалу человека так же закрывает дорогу в рай. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь получает знание, которое должно изучаться только ради Аллаха с намерением использовать его для этой жизни даже не понюхает запаха Рая в день Суда» (Сунана Абу Дауд, том 3, стр 1039, № 3656 и Сунан Абу Маджа, том 1, стр.144, №252, так же приводится в Сунан Абу Дауд, то 2, стр.697,№ 3112)

Знание, упомянутое в данном случае означает знание об Исламе. Поэтому это знание должно приобретаться только ради Аллаха.

Действительно Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) предписали людям изучать нашу религию.

Джабир ибн Абдаллах передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не приобретайте знания ни для того, чтобы соревноваться с учеными, ни для того, чтобы спорить с законоведами, ни для того, чтобы впечатлить и украсить собрания. Кто делает это того ждет Огонь, Огонь!”

9) Проклятые деяния

Если человек совершает праведные дела ради известности и похвалы людей, то вместо благословения своих деяний от Аллаха он получит проклятие. Абдуллах ибн Дамра сообщил, что Абу Хурайра приводил слова Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Эта жизнь проклята, все в ней проклято кроме тех (деяний), которые совершены ради Аллаха» (Сахих Таргиб ва Тархиб,№7 и Сахих Сунан ат-Тирмизи,том 2,стр 269, №189)

10) Разрушение Уммы

Среди многих опасностей рия кроется еще одна. Это то, что рия причиняет вред не только тем, кто совершает ее. Она приносит вред всей Умме. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах помогает этой Умме из-за ее слабости (за слабость ее членов); за их мольбы, их молитвы и их искреннюю веру»( Сахих Таргиб ва Тархиб, №5 и Сахих Сунан ан-Нисаи, том 2,стр.669, № 2978)

В этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уведомляет свою Умму, что Аллах помогает ей из-за того, что в ней есть люди с искренней верой. Таки образом, можно предположить, что если Умма лишиться искренне верующих людей, то Аллах прекратит помогать ей.

«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие.» (Семейство Имрана (3):160)

Аллах говорит нам в Коране о курайшитах, которые сражались с мусульманами при Бадре и о причине, по которой они сражались:

«Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают.» (Добыча (8):47)

Причины рия

Первичной причиной рия является слабость Имана. Если человек не имеет твердой веры в Аллаха он предпочтет людскую похвалу награде от Аллаха. Слабость Имана заставляет человека забывать о награде в будущей жизни и увеличивает, его желание получить известность и престиж в этом мире. Это желание и заставляет человека совершать рия. Есть три признака, которые указывают на то, что человек совершает рия и важно, чтобы верующие избегали их:

1) Любовь к похвале.

Этот признак упоминался в хадисе о трех людях, которые первыми будут брошены в пламя Ада: ученом, сражавшемся за веру и тратившем свои деньги на благотворительные нужды.

Все они хотели получить похвалу от людей, как это передано в хадисе, вместо того, чтобы получить довольствие Аллаха.

Человек, который желает похвалы от других должен иметь гордость (порицаемая гордость) за самого себя в том смысле, что он считает себя достойным похвалы. Поэтому для него существует большая опасность стать высокомерным и войти в большой ширк.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах – Превелик Он и Славен сказал: «Высокомерие — Мой плащ, а гордость — Моё покрывало. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в Огонь» (Абу Дауд (4090) от Абу Хурайры, Муслим (2620) от Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры).

В Другом хадисе Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал человека об опасности обожания самого себя: «Есть три разрушающие вещи: страсти, за которыми следуют, жадность, которой повинуются, и человеческое самовосхваление и тщеславие — и это самое худшее из трех».(Мишкаах аль Масабих, № 5122)

Аллах так же предостерег от уподобления тем христианам и иудеям, о которых в Коране говорится: «Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания.» (Семейство Имрана (3):188)

Вот почему сподвижники Пророка (да будет доволен ими всеми Аллах) очень опасались даже попасть в ситуацию, когда кто-то их похвалит. Абдур-Рахман ибн Аби Лейли (табиин) передает: «Я встречался со ста двадцатью сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из числа ансаров. Всякий раз, когда кого-нибудь из них просили вынести решение по какому-либо религиозному вопросу он предпочитал, чтобы кто-нибудь другой ответил за него» (сунан ад-Дарими, то1, №53 и бин Саад в Табакат аль-Кубра, а так же аль-Хилали в «ар-Рия»)

2) Боязнь критики.

Никто не любит, когда его критикуют. Неприязнь к критике в сфере религиозной практики можно разделить на две категории:

А) К первой категории относятся люди, которые пренебрегают предписаниями Аллаха для того, чтобы избежать критики от тех, кто их окружает. Они предпочитают не выполнять религиозные предписания, чтобы не стать объектом критики со стороны других людей.

Например, некоторые мужчины не желают отращивать бороды, а некоторые женщины не надевают соответствующий Хиджаб так боятся стать объектом критики со стороны окружающих.

Это без сомнения является запрещенным (харам), но не подпадает под определение рия.

Истинно верующие описываются в Коране как: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий.» (Трапеза (5):54)

Истинно верующий сознает, что критика со стороны человека есть ничто по сравнению с осуждением Создателя.

Б) Ко второй категории относятся люди, которые выполняют определенные предписания Ислама, но не ради Аллаха, а из боязни того, что люди будут смотреть на него и критиковать, если он не будет выполнять эти предписания. Например, человек может молиться в мечети потому что он не хочет чтобы люди критиковали его за то, что он молится дома или из-за того чтобы люди не думали что он вообще не молится.

Или женщина надевает предписанную шариатом одежду, когда принимает участие в религиозных церемониях, не ради Аллаха, а потому что она не хочет чтобы мусульмане плохо думали о ней.

Эта категория поступков подпадает под определение рия.

3) Зависть по отношению к чужой собственности.

Если человек жаждет обладания чужой собственности — деньгами ли, высоким положением в обществе, властью тогда он может испытывать зависть к ним. Например, если он ревниво относится к чьему-то положению в обществе, то будет всеми средствами стремиться занять равную с ним позицию. Подобные желания заставляют людей тратить свою жизнь на то, чтобы пустить пыль в глаза другим людям, чтобы те восхищались их положением, деньгами или властью.

Религиозные акты (т.е. поклонение) так же могут быть совершены в целях демонстрации их другим людям, а не ради Аллаха, и это неизбежно приводит к совершению рия. Все эти три категории людей подразумеваются в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах приветствует): Абу Муса передает, что к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел один человек спросил: «Кто из тех, кто сражается в защиту своей чести (то есть чтобы избежать критики) или для того, чтобы доказать свою храбрость (то есть чтобы его похвалили за это) или для того, чтобы его увидели (то есть чтобы его действия были замечены другим) сражается на пути Аллаха»?

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Только тот, кто сражается для того ,чтобы слово Аллаха распространилось — сражается на пути Аллаха» (Сахих аль-Бухари ,том 4 , стр 50, №65, Сахих Муслим, том 3, стр 1054, № 4684 и Сунан Абу Дауд, том 2, стр.698, №25)

Тревожные признаки рия

Некоторые действия прямо не подпадают под определение рия, но являются начальными шагами, которые предшествуют этому. Если человек обнаружит у себя эти признаки, он должен часто спрашивать себя о мотивах, по которым он это делает, чтобы избежать дальнейшего впадения в грех рия. Некоторыми тревожными признаками рия являются:

1) Задержка исполнения религиозных предписаний.

Если человек не заботится о выполнении религиозных предписаний (о своих ибвдвтвх), которые Аллах сделал для него обязательными, таких как, например, ежедневная молитва (Салат), очистительная милостыня (Закят), или паломничество (Хадж) это указывает на то, что его Иман очень слаб. В качестве примера можно привести привычку откладывать молитвы на самый последний момент. Например, некоторые люди постоянно совершают молитву Аср лишь незадолго до захода солнца, в то время как Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи!» (Подаяние (107): 4-7)

В этих айятах Аллах связал рия и пренебрежение обязательными молитвами (желающий подробно ознакомится с этим моментом пусть почитает тафсир данной суры).

Если вера человека настолько слаба, что не побуждает его выполнять обязательную молитву в отведенное для нее время, то очень возможно, что реальной причиной исполнения им религиозных обрядов является рия.

2) Недостаток желания выполнять религиозные обряды.

Таким же образом, если человек не обладает желанием поклоняться своему Господу, можно ожидать, что он пожелает услышать в свой адрес похвалу от других людей.

Касаясь лицемеров Аллах в Коране говорит: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного». (Женщины (4):142)

В этих айятах Аллах связывает пренебрежение поклонением с тем злом, которое несет в себе рия.

3) Совершение добрых дел на публике.

Если человек вдруг понимает ,что он совершает добрые дела только в присутствии других и совершает дурные поступки когда он находится в одиночестве, это означает ,что он впал в рия.

Стоит прислушаться к совету ученых прошлого: «Удалите от себя причины рия решив, что мнение людей для вас так же важно как мнение животных или маленьких детей. Не ставьте в зависимость совершение молитв от присутствия или отсутствия людей, или от мысли о том ,что они знают, что вы делаете или не знают. Наоборот ощущайте бесконечность знания Аллаха» (Приводится по Ихляс и аш-Ширк аль Асхар, стр.15)

Категории рия

Рия может быть разделена на два вида: рия относительно времени и рия относительно метода.

Первый вид — Время рия:

Рия по отношению к любому действию может произойти на любом из трех этапов:

до него, во время него и после него. На любой стадии Сатана пытается всеми силами лишить человека награды за благое дело.

1) До совершения действия (большое рия).

Намерение совершить благое дело (а благое дело это ибада), чтобы заслужить лишь людскую похвалу

— без сомнения худшая из форм рия и тот, кто так поступает находиться в наивысшей степени лицемерия. Такой человек даже не думает о совершении доброго дела ради Аллаха. Он лишь желает получить людскую похвалу.

Аллах так описывает лицемеров в Коране: «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного». (Женщины (4):142)

В этих айятах Аллах связывает этот вид рия с полным лицемерием. Этот вид рия есть ширк и наиболее близок он к Ширку намерения и цели (Ширк ан-Ният-валь-Ирада-валь-Касд). Понятно, что подобное доброе дело не принимается Аллахом ни при каких условиях и является ярким индикатором духовной болезни, именуемой лицемерием.

2) После совершения действия (малое рия).

В этом случае человек начинает совершать доброе дело только ради Аллаха, но потом замечает, что люди обращают внимание на него и он начинает стараться делать его лучше чтобы создать впечатление , что он более религиозен чем есть на самом деле. Например, он может начать читать Коран и потом заметить, что люди обращают внимание на него и он старается улучшить свое чтение, чтобы они подумали, что он –хороший чтец Корана.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом виде рия: «О, люди! Остерегайтесь скрытого ширка».

Люди спросили: «О, Посланник Аллаха, что такое скрытый ширк?».

Он ответил: «Человек, который встал на молитву и потом увидел, что люди смотрят на него и он улучшил свою молитву из-за того, что люди смотрят на него. Это и есть скрытый ширк».

Ученые разделились во мнении, будет ли тот, кто совершает подобное деяние вознагражден вообще или нет. Одни из них настаивают на том, что все подобные деяния отвергаются, так как они поражены ширком (хоть и малым). (Другой способ определения таков: если конечная часть деяния зависит от правильного выполнения его начальной части оно не может быть разделено на части. Если последняя часть деяния не зависит от его начальной части или любой другой, тогда оно может быть разделено на части).

Другая группа проводит различия между теми деяниями, которые не могут быть разделены на части, как, например, молитва или пост, и теми, которые могут быть разделены, как, например, распространение знаний и чтение Корана. (Например ,если кто-то испускает газы перед тем как совершить таслим вся молитва портится. Также женские менструации, если они начались до захода солнца аннулируют пост этого дня, который должен быть возмещен).

Другими словами в отношении молитвы или вся молитва принимается или вся молитва отвергается.

В то же время при чтении Корана часть этого деяния может приниматься, а часть отвергаться. (Например, некоторые айяты могут быть прочтены с таджвидом, а часть без таджвида.)

Согласно точке зрения ученых ,которые проводят это различие, только эти деяния могут быть приняты в какой-то своей части. (Смотри Джами аль Улуюм валь Хикам ,стр.83)

Важным моментом для понимания является то, что человек, смешивающий намерения подвергается опасности потерять большую часть, если не всю награду за совершение благого деяния. Без сомнения подобные действия лишь станут причиной бедствия для человека в день Суда.

3) После того как деяние совершено.

Рия может быть совершена и после того как человек совершит благое деяние только ради Аллаха и люди начнут хвалить его за это. Он начинает испытывать гордость за то, что он сделал и счастье за то, что люди его хвалят. Он хочет, чтобы люди еще больше обсуждали его деяние и ему нравится слушать похвалу людей.(Надо различать обычное чувство радости человека, когда люди его хвалят от той ситуации, когда человек мечтает о людской похвале). И даже если человек ранее совершил это деяние лишь ради Аллаха, в конце концов, сатана раздувает его гордыню и в конце концов он начинает гордиться тем, что совершил.

В качестве другого примера из этой категории можно привести ситуацию, когда человек вернулся с искреннего Джихада на пути Аллаха и из-за того, что его все время хвалят он забывает истинную цель Джихада и ему начинает нравиться похвала. Ему нравится, когда его имя упоминается на торжественных собраниях, и он хочет чтобы сведения о нем распространялись среди людей.

По поводу такого поведения нет единого мнения — подпадает ли оно под определение рия. Некоторые ученые говорят о том, что если деяние совершено искренне и правильно, так как это предписано Аллахом, то все что происходит после его завершения не касается этого деяния.

Другие ученые говорят о том, что человек не получает полной награды за совершенное благое деяние из-за своей гордыни. Самой крайней точкой зрения на эту проблему является мнение о том, что человек получает награду за свое деяние до тех пор, пока он не начинает гордиться и желать похвалы от других людей. После того как его намерения изменились, он лишается благословения за свои дела. Таким образом такой человек не получит полной награды за свое деяние и Аллах знает лучше.

Этот вид рия труднее всего распознать и преодолеть, так как человек знает, что совершил это дело ради Аллаха!

Ибн аль-Джавзи сказал: «Знайте, что если человек совершит деяние ради Аллаха и потом рия поразит его и его дела станут спутанными преодоление рия станет трудным».( Талбис Иблис, стр.195)

В то же время в качестве исключения из этого правила можно привести ситуацию, когда человек сознает, что он подвержен рия и немедленно удаляет его и восстанавливает первоначальное искреннее намерение. Это временное ощущение рия не лишает его награды за его деяние, так как

он преодолел ее влияние и не позволил себе стать добычей своих желаний. Аллах восхваляет тех верующих, которые смогли преодолеть нашептывания сатаны: «Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают.» (Пещера (7):201)

Следует так же помнить, что одной из черт истинно верующего является чувство неловкости когда его хвалят, так как он понимает всю опасность, которую это несет его намерению.

Некоторые из ученых пишут: «Возможно, что молящийся пытается избежать рия, но потом другие люди замечают его деяния и хвалят его и он не отвечает на эту похвалу беспокойством и неудовольствием. Наоборот, он чувствует себя счастливым и думает, что такая похвала сделает его поклонение еще легче для него. Это чувство – очень слабое проявление скрытого ширка (т.е. рия)…

И возможно, что человек пытается скрыть свои деяния, но когда другие люди встречают его он ждет, что они первыми поприветствуют его и будут приветливы с ним. Он надеется, что они захотят помочь ему в его нуждах и будут внимательны к нему в делах и предоставят ему место на торжествах. И если они этого не делают, он чувствует себя обманутым, так как он ожидает хорошего отношения к себе и уважения за тот акт поклонения, который он совершил».

Второй вид — Метод рия:

Вторым способом классифицировать рия может быть способ, которым она совершена.

Рия может быть совершена любой частью тела с помощью или без помощи внешних факторов. Некоторые примеры разных способов рия приведены ниже.

1) Все тело.

Это может случиться, например, во время совершения молитвы или во время акта благотворительности. Все действия тела подпадают под эту категорию. Это то, что чаще всего понимается под рия. Даже едва заметные действия могут быть совершены как рия.

Однажды Хасан аль-Басри давал объяснение по какому-то вопросу. И какой-то человек сделал вид, что лекция заставила его беспокоиться о будущей жизни.

Хасан сказал ему: «Если это было ради Аллаха, то тогда бы ты стал предметом внимания, а если это было для кого-то помимо Аллаха, то ты уничтожил самого себя» (Талбис Иблис).

Таким образом, даже такое незначительное действие было подвергнуто осуждению за двойственность намерения, предшествовавшего ему.

2) Речь.

Это один из наиболее распространенных видов рия, которому подвержены те, кто обучает людей, произносит хутбы и лекции по исламской тематике. Вместо того, чтобы сосредоточиться на обучаемых и стремиться вывести их на прямой путь некоторые выступающие хотят лишь впечатлить других своим красноречием и желают лишь создать себе известность и снискать славу в обществе.

Другим примером могут служить люди, которые призывают своих друзей и знакомых совершать добрые дела и избегать зла не для того, чтобы распространять ислам, а для того, чтобы создать впечатление ,что они очень религиозные люди. Он все время говорят об исламе, рае и аде, на любом собрании людей, где бы они не присутствовали. Однако, они реально не озабочены судьбой людей, к которым они обращаются. Они лишь желают укрепить свою репутацию в обществе.

Этот вид рия настолько неуловим, что, даже критикуя кого-нибудь можно впасть в нее.

Ибн Раджаб сказал: «Есть скрытое действие, о котором стоит упомянуть; когда человек критикует себя на людях, так что они могут подумать, что он – скромен и честен и начинают хвалить его». Это – одна из менее заметных форм рия и салафы предостерегали от впадения в нее.

Мутарриф ибн Абдиллах сказал: «Возможно, хвалить кого-то, критикуя кого-то на людях, намереваясь путем критики прославить чью-то душу. Знайте, что перед Аллахом это чистейшее безумие». (приводится по Аль-Ихляс ва ш-Ширк аль-асгар)

К этому виду рия можно отнести написание статей и книг с целью приобретения положительной репутации, а так же чтение Корана мелодичным голосом для того, чтобы впечатлить людей. Этот вид рия так же известен как Сума.

Ибн аль-Джавзи сказал: «Сатана смутил многих из тех, кто обладал знанием и спал ночи напролет и проводил весь день за написанием книг, и сатана внушил им уверенность в том, что они делают это с целью распространения ислама. Но в действительности их истинным мотивом было получение известности и славы и повышение уважения со стороны других людей… Замыслы сатаны можно обнаружить, если посмотреть, счастлив ли человек от того, что его знание распространилось без упоминания его имени, или он счастлив, видеть, что знание распространяется другим человеком.

Это ощущение счастья рождается только у человека, чьим мотивом является искреннее распространение знания. Имам аш-Шафии сказал: «Я никогда не изучал ничего, кроме того, что я желал, чтобы это пригодилось людям, без того, чтобы это было связано со мной».

3) Выставление себя напоказ.

Рия может рядиться в скромные одежды и проявляться неожиданно. Это происходит тогда, когда намерение заключается в том, чтобы показать себя человеком, который не озабочен своим настоящим и думает только о будущем. Или это может исходить из прямо противоположного намерения, когда человек одевается в яркие одежды, чтобы привлечь к себе внимание, или одевается как ученый,

чтобы люди приняли его за ученого. Оба этих типа поведения противоречат манере поведения хорошего мусульманина. Если человек может позволить себе одевать хорошую одежду, он должен одеваться красиво, а не экстравагантно чтобы показать, как Аллах облагодетельствовал его.

В том случае если человек и в самом деле не может позволить себе хорошо одеваться он должен носить одежду соответствующую его доходам.

Аллах показывает расхождение во внешнем облике лицемеров с их истинной сутью: «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Они подобны прислоненным бревнам. Всякий крик они считают обращенным против них. Они являются врагами — остерегайся же их. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (аль-Мунафикун, (63):4)

Ибн аль-Джавзи сказал: «Некоторые из аскетов (захидов) надевают рваную одежду и не зашивают дыры. И они не повязывают свои тюрбаны и не расчесывают аккуратно своих бород, так что люди могут подумать, что этот мир для них ничего не стоит! Эти действия – одно из проявлений рия…

так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники так не поступали.

Они расчесывали свои волосы, умащивали их, использовали благовония, хотя они были очень озабочены своей будущей жизнью!».

4) Сподвижники и равные по положению.

Даже люди, с которыми человек находится в близких отношениях, могут быть причиной рия. Например, если человек знаком с ученым, он может быть известен как ученик этого ученого, или если он дружит с богобоязненным человеком, и про него можно сказать, что он все время находится в обществе богобоязненных людей.

Реальной причиной дружбы может быть дружба ради Аллаха и мы должны стараться заводить дружбу с богобоязненными и обладающими обширными религиозными знаниями людьми –не ради людской молвы, а лишь только ради Аллаха.

5) Семья.

Многие родители хотят, чтобы их дети были настоящими мусульманами, обладающими знаниями о своей религии. Это необходимое желание, которое должно присутствовать у всех родителей-мусульман. Однако очень важно чтобы родители и супруги желали самого лучшего своим любимым ради Аллаха, а не по какой – либо другой причине. Не ради славы и т.д.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что рия более незаметна, чем, ползущий муравей! Даже самые простые поступки могут превратиться в рия, если они совершаются без правильного намерения.

Действия, не являющиеся рия

1) Непреднамеренное восхваление.

Часто случается, что люди хвалят того, кто совершает благие дела. Например, если они посетили урок, на котором узнали много полезного для себя, вполне возможно, что они могут подойти к лектору и похвалить и поблагодарить его. Такой вид похвалы не нарушает действий человека, который читал свою лекцию лишь ради Аллаха и похвала не изменяет его намерения.

Абу Зар аль-Гифари, спросил Пророка: (да благословит его Аллах и приветствует): «О Пророк Аллаха! Что ты думаешь о человеке, который совершает благие дела и люди хвалят его за это?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это – часть признаков, указывающих на вознаграждение верующего (в будущей жизни)».

Самое важное – помнить, что намерения человека должны оставаться неизменными, и он должен стремиться совершать благие дела только ради Аллаха. Истинно верующий человек будет стараться избегать подобной похвалы, так как сознает, что похвала может соблазнить его и изменить его намерения.

Важно отметить, что есть разница между ощущением счастья и ощущением гордости.

Человек не может контролировать ощущение счастья, когда его хвалят, и в этом нет ничего страшного. Однако надо контролировать это чувство, так как оно может легко перерасти в чувство порицаемой гордости и в последствии привести к рия. С одной стороны для истинно верующего чувство счастья –лишний повод поблагодарить Аллаха за то великое благо, дарованное Им.

Возвращаясь к нашему примеру, предположим, что человек читает лекцию, которая оказала глубокое впечатление на его аудиторию и способствовала приближению к религии Аллаха. Впоследствии, люди, прослушавшие эту лекцию поздравляют и хвалят его. Истинно верующий будет рад этой похвале и поймет, что это Аллах благословил его тем, что он стал ориентиром для многих людей. Это заставляет его еще больше благодарить Аллаха. С другой стороны человек со слабой верой или лицемер будет склонен к похвале и почувствует гордость за эту похвалу, думая, что он достоин ее, и он совершил данное деяние без всякой помощи Аллаха. Он забывает, что по воле Аллаха люди впечатлили его лекцией.

В эту категорию так же входит распространение известности об этом человеке и его положительной репутации, если он не заинтересован в этом. Осуждения достойно лишь желание быть известным среди людей. Так же следует упомянуть, что не нужно хвалить человека в лицо, так как это очень легко приводит увеличению самомнения, человека, которого хвалят. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы видите того, кто проливает похвалу на другого, то бросайте ему пылью в лицо» (сахих аль-Бухари, том 3, стр 512-513, №830 сахих Муслим, том 4, стр 1542№ 7143, сунан Абу Дауд, том 3, стр 1345, № 4787)

В другом случае Абу Бакр сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходил мимо человека, который хвалил своего друга. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горе тебе, ты сломал шею своего друга! Ты сломал шею своего друга! Если у кого-то из вас нет другого выбора, кроме как похвалить кого-нибудь, то скажите: «Я думаю то-то и то-то, будет так и так, и только Аллах будет судить его, и я не могу засвидетельствовать его богобоязненность перед Аллахом» (Сахих Муслим, том 4, стр 1542,№ 7140 и сунан абу Дауд, том 3, стр 1344-1345, №4786)

В этом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил хвалить человека перед другими людьми с условием, что будут добавлены эти слова, которые на деле означают, что он не знает достоин ли в действительности этот человек похвалы. Только Аллах может засвидетельствовать достоинства этого человека.

2) Хороший внешний вид.

Как уже упоминалось ранее надевание красивой одежды может привести к совершению рия если надевая такую одежду человек хочет чтобы им восхищались. В то же время поддержание достойного внешнего вида с целью хорошо выглядеть не является рия.

Абдуллах ибн Масуд сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, который имеет на вес пылинки высокомерия в своем сердце не войдет в Рай».

Кто-то спросил: «А тот, кто любит надевать хорошую одежду и обувь?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:«Аллах Красив и любит красоту! Высокомерия означает отрицание правды и высокомерие к другим». Таким образом, сунной является надевать хорошую одежду, если человек имеет возможность надевать ее.

3) Давать советы другим.

Некоторые думают, что давать хорошие советы своим братьям по вере, когда они совершают грехи является рия. Они говорят: «Кто я такой, чтобы давать кому-либо советы, если я сам совершаю такие-то и такие-то грехи». Особенно если принимать во внимание, что Аллах сказал: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (аль-Бакара (2):44)

Конечно, этот айят призывает верующих принимать во внимание собственное поведение, призывая других совершать праведные дела. Думать, что это означает что только те, кто совершает хорошие поступки может призывать других совершать хорошие дела означает поддаваться нашептываниям сатаны, который хочет, чтобы человек не совершал добрых дел. Даже если человек совершает какие-то грехи, он все равно должен говорить другим что хорошо и что плохо, и если он этого не делает, то это означает, что он совершает еще один грех!

Ибналь-Джавзи сказал: “Сатане удалось сбить многих богобоязненных верующих таким образом, что когда они видели зло, они не выступали против него. Они говорили себе: “Лишь тот, кто богобоязнен может советовать другим совершать благие дела и осуждать зло, а я не настолько богобоязнен, так как же я могу советовать другим!”

Это неправильно. Каждый должен призывать к благому и осуждать зло, даже если он сам совершает греховные поступки”.(Талбис Иблис, стр 188)

4) Сокрытие грехов других людей.

Подобно вышеописанному случаю некоторые люди, думают, что лицемерием является сокрытие грехов других людей и тот, кто не скрывает своих грехов, от других демонстрирует им свою истинную суть. Эта мысль так же наущается сатаной. Человек должен стараться сохранить свой грех между собой и Аллахом и пытаться исправить себя, не объявляя о своих грехах публично.

Абу Хурайра передает, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вся моя умма будет прощена, кроме тех, кто рассказывает о своих грехах. Когда человек совершает что-то ночью и Аллах скрывает это от людей, а утром этот человек говорит: «Так и так, прошлой ночью я сделал то-то и то-то» – даже тогда когда Аллах скрыл его грех, этот человек срывает покров Аллаха с самого себя» (Сахихи аль-Бухари, том 8, стр60-61,№ 95, сахих Муслим, том 4, стр.1539, № 7124)

Возможно, что после рассказа другим о грехе эти люди могут испытать соблазн совершить его.

Таким образом, человек, рассказывающий о своих грехах будет распространять зло в обществе.

Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете.» (ан-Нур, (24):19)

Это не значит, что человек может совершать сколько угодно грехов, сохраняя их в тайне.

Здесь имеется в виду, что рассказывать о своих грехах хуже, чем не рассказывать о них. Фактически сокрытие своих грехов не означает совершения зла, но означает нечто, что нам советуют сделать. Усама ибн Шарик сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не совершайте таких действий, которые вы хотели бы скрыть от других, даже если вы находитесь в одиночестве» (собрано ибн Хиббамом (сахих ибн Хиббам))

5) Увеличение числа добрых дел, находясь в обществе богобоязненных

Только в том случае, когда человек находится в обществе тех, кто более богобоязнен и сведущ в религиозных знаниях, чем он сам он будет подвергаться их воздействию. Например, они могут совершать молитву тахаджуд, но кто-то не имел привычки совершать ее до этого.

Такие поступки до тех пор, пока они совершаются ради Аллаха, а не для демонстрации другим не подпадают под категорию рия.

Это одна из причин, почему Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поощрял людей иметь богобоязненных друзей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал богобоязненных людей с торговцами благовониями: «Собрание богобоязненных и собрание грешников подобны торговцам благовониями и кузнецам. Продавец благовоний никогда не причинит вам зла: купите ли вы у него что-нибудь или просто вдохнете запах его благовоний. А кузнец либо обожжет ваше тело, или прожжет вашу одежду или вы надышитесь запаха гари от него».

Верным признаком того, что дело , сделанное в компании богобоязненных людей не рия является то, что человек продолжает совершать его, покинув эту компанию.

6) Религиозное поклонение и мирская выгода.

Некоторые люди не правильно понимают суть рия и объявляют поступки, совершенные ради Аллаха и частично ради мирской выгоды рия. Это, конечно же, не так. Разница между получением некоторой мирской выгоды от религиозного дела и совершением чего-либо ради чего-то иного, чем Аллах очевидна. В одном случае человек стремится снискать довольства Аллаха и в то же время желает получить от щедрости Аллаха на хлеб насущный. В другом случае, человек не имеет намерения заслужить милости от Аллаха, а ищет лишь материальной выгоды, которая исходит от религиозного дела.

Например, если человек идет на Джихад на пути Аллаха, но также хочет получить некую добычу, это не вредит его намерению совершать Джихад. Это так потому, что Аллах разрешил людям, совершающим Джихад иметь добычу.

В качестве другого примера можно привести паломников, совершающих хадж, которым Аллах разрешил торговать после завершения обрядов хаджа. Аллах сказал: «На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа. А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте. Поминайте Его, поскольку Он наставил вас на прямой путь, хотя прежде вы были одними из заблудших.» (аль-Бакара (2):198)

Если Аллах разрешил, тем, кто совершает паломничество, заниматься торговлей, а паломничество –религиозная обязанность мусульманина (т.е. ибада), то как же поиск блага от Аллаха может быть запрещен? Торговец, который намеревается совершить паломничество должен иметь оба намерения в своем сердце – намерение совершить паломничество и намерение после его окончания заняться торговлей.

Те, кто преподает исламские науки и получает за свой труд заработную плату. Ради пользы мусульман эти ученые преподают исламские науки людям и, если они не будут получать от них оплаты за свой труд, то они вынуждены будут оставить преподавание и искать другие способы прокормить себя и свои семьи. Таким образом, разрешается давать таким людям компенсацию за ту работу, которую они выполняют.

Выполнение религиозных обязанностей ради Аллаха и получение при этом некоторой мирской выгоды уменьшает награду, которую человек получает за их совершение.

(это общее правило, однако из них могут быть исключения. См.аль-ихляс ва ш-шрик аль-асгар)

Абдуллах ибн Амр сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет такой армии, которая ведет войну ради Аллаха и собирает добычу для себя. Две трети награды ждет их в будущей жизни и одна треть остается. Если они не берут никакой добычи, то их награда в будущей жизни ждет их полностью».

Как избежать рия

Теперь, когда опасности рия разъяснены и некоторые примеры того, что представляет из себя рия приведены, настало время обратить внимание на наиболее важную тему, касающуюся рия: как ее избежать.

Ранее упоминалось, что корень рия в слабости имана. Поэтому, все факторы, которые повышают иман человека снижают вероятность впадения в рия. Некоторые из этих факторов упоминаются на страницах данной главы.

1) Повышение уровня знаний

Одним из средств, которое помогает справиться с большинством проблем, с которыми сталкиваются мусульмане, является повышение уровня знаний о религии. Аллах сказал: «Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий.» (аль-Фатир (35):28)

Изучая Тавхид и все его подразделы человек начинает понимать все опасности ширка и рия.

Он начинает понимать, что только Аллаху надлежит поклоняться и только награды Аллаха надлежит искать: «Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников.» (Аль-Анам(6):52)

Более того он не будет бояться критики других, но будет знать, что единственное, что он должен желать и быть счастливым получив это — благословение от Аллаха, а не похвалы от людей: «Скажи: «Это – милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают.» (Юнус (10):58)

2) Дуа

Среди самых сильных средств защиты от рия и один из самых легких это –дуа.

Абу Муса аль-Ашари передал, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал проповедь и потом сказал:“Бойтесь этого скрытого ширка потому что он менее заметен, чем ползущий муравей». Кто-то спросил: «О, Пророк Аллаха, как мы можем избежать этого, если оно менее заметно, чем ползущий муравей». Пророк (да благословит его Аллаха и приветствует) ответил: «Скажите: «О, Аллах! Мы прибегаем к твоей защите от ширка, о котором мы знаем и просим твоего прощения за то, чего не знаем». (муснад Ахмад, том 4, стр.403)

В другой версии Абу Бакр передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ширк среди вас более незаметен, чем ползущий муравей и я скажу вам кое о чем, и если вы будете выполнять это, оно удалится от вас — и большой и малый ширк. Скажите: «О, Аллах! Мы прибегаем к твоей защите от ширка, о котором мы знаем и просим твоего прощения за то, чего не знаем» (Сахих аль-Джами)

3) Мысли о Рае и Аде

Мысли о будущей жизни помогают человеку ощутить больший страх перед Аллахом и усиливают желание избегать грехов. Если человек понимает, что настоящей целью его жизни является не получение известности и престижа или признания и похвалы других, а спасение своей души от ада и попадание в рай он будет стараться изо всех сил ,чтобы избежать рия.

«Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»» (аль-кахф (18):110)

4) Сокрытие добрых дел

Один из способов избежать рия –совершение молитв втайне от других людей.

Молитва в тайне от людей помогает соблюсти два момента. Во-первых, совершая молитву в тайне от других мы не испытываем желания произвести на них впечатления, а они так же не могут испортить нашу молитву своими похвалами. Во-вторых, подобные поступки повышают иман человека и таким образом помогают уберечься от рия.

Некоторые ученые из числа советуют: «Люди (до нас) предпочитали совершать молитвы втайне, так что даже их жены и близкие родственники не знали о том, что они молятся (суннаты)».

Если человек совершает благое дело втайне от других, то он должен удостовериться, что другие люди не знают об этом деле. Говорить другим о своих хороших поступках, значит встать на ту дорогу, по которой сатана приведет к совершению рия.

Суфьян ас-Саури сказал: «Если молящийся делает это в тайне, сатана нашептывает ему до тех пор, пока он не расскажет о своей молитве другим людям. Тогда из тайного благого дела она превращается в публичное».( Талбис Иблис , стр 180)

Аллах сказал, описывая верующих: «а перед рассветом они молили о прощении.» (аз-Зуррият (51):18)

Другими словами молитва в тайне признак истинно верующего человека.

5) Воспоминание о недостатках

Если человек чувствует, что он впадает в рия он должен немедленно начать думать о тех грехах, которые он совершил. Воспоминание о собственной слабости должно Иншаа Аллах уничтожить любое чувство гордости в сердце этого человека и привести его к раскаянью за плохие поступки, которые он совершил. Он не должен сосредотачиваться на том хорошем, что он сделал, а наоборот вспомнить о том плохом, что он совершил, или на том хорошем, что он в силах совершить, но по каким-то причинам не сделал.

6) Пребывание с богобоязненными

Заведя дружбу с и находясь с богобоязненными людьми человек, может свести до минимума опасность рия. Для человека пребывание с людьми, которые заставляют его быть лучше и которое могут поделиться с ним знанием и показать пример богобоязненности поможет скорректировать свое поведение таким образом, чтобы избежать совершения рия.

7) Знание о рия

Игнорирование ужасных последствий рия приводит людей к этому большому греху.

Знание об опасностях рия и боязнь совершить его поможет человеку сделать все возможное, чтобы избежать этой болезни.

Дополнительные вопросы

Перед тем как закончить обсуждение темы рия хотелось бы рассмотреть некоторые вопросы, связанные с этим явлением.

1) Избежание совершения добрых дел из-за опасения впасть в рия

Нет сомнения в том, что рия –один из способов, которым сатана пытается уничтожить наши добрые дела. В то же время мы должны избегать другой его уловки – избежание совершения добрых дел из-за опасения впасть в рия. Это другой способ, который сатана использует, чтобы лишить человека благословения за совершение добрых дел. Если он не может уничтожить добрые дела при помощи рия он пытается ввергнуть человека в другую крайность путем внушения ему отказа от совершения добрых дел вообще. Истинно верующий человек должен бояться впасть в рия, но с другой стороны это не должно его удерживать от совершения действий, которые заслуживают награды от Аллаха.

В то же время существуют такие деяния как совершение обязательной пятикратной молитвы и паломничество, которые в силу своего содержания должны совершаться публично. Так же ученые советуют, что время от времени благие дела должны совершаться открыто, чтобы побудить и других людей поступать таким же образом, если есть надежда что эти люди так же будут совершать добрые дела. В то же время намерение совершить публичный акт благотворительности должно быть свободным от рия. Если человек хочет совершить богоугодные дела, такие как, например чтение Корана в тайне, то в этом нет ничего плохого, и может быть, это даже лучше.

Самым распространенным примером уловок сатаны, которыми он пытается заставить некоторых богобоязненных людей отказаться от обучения других – внушение, что тем самым он может впасть в рия. Люди, которые поддаются на эту уловку не понимают, что для них обязанностью является обучение людей тем знаниям, которыми их облагодетельствовал Аллах.

Ибн аль-Джавзи сказал: «Возможно, что стана попытается сбить преподавателя или оратора, шепнув ему: «Такой человек как ты не имеет права обучать людей! (Если он отказывается от обучения, сомневаясь в своей компетентности). Сатана заставляет его замолчать. Другой способ, которым сатана заставляет человека перестать совершать добрые дела заключается в том, что он нашептывает ему: «Тебе нравится то, что ты делаешь. И, может быть, ты впадешь в рия. Таким образом, безопаснее для тебя прекратить обучать других». Истинной целью сатаны является заставить этого человека прекратить совершать добрые дела».

Истинно верующий человек должен совершать столько добрых дел, сколько он может с намерением делать их только ради Аллаха. Он должен молить Аллах уберечь его от рия и полагаться на Него. Только совершение добрых дел и борьба с угрозой рия может научить человека побеждать рия. Избегая совершения добрых дел, он не только лишает себя награды, но так, же подвергает уже совершенные добрые дела порче. Следовательно Ибн Умар сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий, который смешивается с людьми и выносит зло, которое они ему причиняют лучше чем верующий, который не смешивается с людьми и не испытывает от них зла».

Монашество запрещено в исламе частью из-за того, что оно порождает фальшивое чувство праведности и приближения к Богу. Рия можно избежать, избегая людей, но она может быть побеждена, только если обнаружить ее и бороться с ней. Не важно, сколько человек проживет в изоляции от людей. Однажды он войдет в контакт с ними. И тогда, может быть, проявятся его дурные наклонности. Следовательно, верующий не изолирует себя от общества с целью очистить самого себя и повысить свой иман, а наоборот, подобно тому, как чистый металл извлекается из руды в жаре плавильной печи истинная вера, свободная от рия образуется в процессе социального взаимодействия.

2) Хвастовство в мирских делах

Особенностью данной работы является то, что в ней обсуждаются вопросы, касающиеся рия, в чисто религиозной сфере (ибадат) и не обсуждается хвастовство в мирских делах (муамалят) как, например хвастовство своим имуществом и мирскими достижениями. Примером такого хвастовства является, например, ситуация когда человек приглашает других людей к себе в гости, чтобы они посмотрели на его благосостояние или чтобы он мог похвастаться своим образованием или другими достижениями.

Хотя такой вид хвастовства не попадает в категорию рия, о которой говорится в данной работе, верующему не стоит вести себя подобным образом. Наоборот ислам призывает человека к смирению и простоте: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова.» (Аль-Фуркан(25):63)

Что касается хвастовства, то Ибн Умар передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Кто надевает одежды известности (в этом мире) на того Аллах наденет одежды позора в день Суда».( Сунан Абу Дауд, том 3, стр 1127,№ 4018)

Этот хадис ясно показывает, что хвастовства, даже в мирских делах следует избегать.

Такое хвастовство, даже если оно и не является малым ширком, тем не менее, признак порицаемой гордости и пренебрежения – тех качеств, которых истинно верующий человек должен избегать.

Всевышний Аллах сказал: «Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по земле горделиво – воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукман, 18).

Всевышний Аллах сказал: «Несомненно, Аллах знает и то, что вы таите, и то, что делаете и говорите открыто. Воистину, Он не любит гордецов» (ан-Нахл, 23).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Шел один человек, восхищаясь собой, похваляясь одеждой, за это Аллах приказал земле поглотить его, и он будет продолжать погружаться в ней до Судного дня» (Бухари, Китаб-уль-Либас, 5790; Муслим, Китаб-уль-Либас, 2088; ан-Насаи, Китаб-уз-Зина, 8/206.)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не хотите ли вы узнать об обитателях ада? Это – безжалостный враг, скупец и гордец» (Бухари, 4918; Муслим, Китабу Сыфатиль-Дженах, 2853.)

Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который сказал: «Каждый человек, ходящий горделиво и восхищающийся собой, встретится с разгневанным Аллахом» (Хаким, Мустедрек, 1/60.)

Муас ибн Джабал сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не останется на земле ни одного известного человека, который предавался хвастовству и которого Аллах не покажет своим творениям в день Суда» (Сахих Таргиб ва Тархиб №26)

Абдуллах ибн Амр так же рассказал, что он слышал, что Посланник Аллаха сказал: «Кто хвастается своими делами перед другими, того Аллах унизит перед своими творениями и опозорит и опорочит его».(Сахих Таргиб ва Тархиб №23)

Аллах говорит нам в Коране о курайшитах, которые сражались с мусульманами при Бадре и о причине, по которой они сражались: «Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха. Аллах объемлет все, что они совершают.» (Добыча (8):47)

К тому же такое поведение приводит к совершению рия. Если человек по привычке стремится к тому, чтобы другие хвалили его и восхищались им в мирских делах, он вполне может стремиться к этому и в религиозных вопросах.

Абу Хамид аль-Газали: «Сложно излечить и такие нравственные заболевания (сердец), как самодовольство, надменность и самовосхваление. Когда человек считает себя выше других и смотрит на других свысока.

Надменность проявляется в слове «Я». Проклятый шайтан сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (сура «А’раф», 7/12).

На собраниях это свойство проявляется следующим образом: такие люди обычно считают себя выше и стараются сидеть на почетном месте.

При разговоре надменность проявляется в нелюбви к критике и в нетерпимости к возражениям.

Когда надменным людям делают наставления, они пропускают их мимо ушей, но когда они сами говорят, то говорят в резкой и грубой форме. Если человек считает себя лучше какого-либо раба Аллаха, то это является признаком его надменности.

Знай, что лучшим человеком является тот, кто будет перед Аллахом превосходить других.

А это неизвестно людям и зависит от последних минут жизни человека. Считать себя лучше других людей – это невежество в самом прямом смысле. Напротив, на кого бы ты ни посмотрел, ты должен подумать, что он гораздо лучше тебя и во многом превосходит тебя.

Увидев ребенка, ты должен сказать себе: «Он совершенно безгрешен, тогда как у меня много грехов. Бесспорно, он превосходит меня».

Увидев человека старше себя, скажи себе: «Он раньше меня начал совершать поклонение Аллаху. Безусловно, он лучше меня!»

Увидев ученого, скажи себе: «Ему дано то, что не дано мне. Он достиг того, чего не достиг я, и знает то, что не знаю я. Как я могу сравниться с ним?»

(и наоборот)

Увидев невежественного человека, скажи себе: «Он совершил грех в силу своего невежества. Тогда как я грешил сознательно, зная обо всем. Аргументы, которые Аллах предоставит мне, более веские.

Что касается его конца, я об этом ничего не знаю».

Увидев человека другого вероисповедания, скажи себе: «Не знаю, вполне возможно, что он поймет истину и завершит свою жизнь, наполненную благими деяниями, и, будучи мусульманином, он освободится от грехов, словно выскользнет из масла. Тогда как я (да упасет Аллах от этого) могу сбиться с пути и поменять свою веру, и плохо завершить свою жизнь. Завтра он может стать приближенным рабом Аллаха, а я могу оказаться в числе тех, кто потерпел убыток!»

Заключение

Проблема заключается в том, что болезнь рия не может быть легко обнаружена и распознана и поэтому она особо опасна для верующих. Она может коснуться любого мусульманина – и обладающего обширными знаниями ученого и простого верующего, и лишь милостью и благословением Аллаха можно спастись от этой болезни.

Поэтому все мусульмане должны спрашивать себя, когда они совершают тот или иной акт поклонения: «Для чего я это делаю? Действительно ли я это делаю ради Аллаха? Или я так же стремлюсь добиться восхищения и похвалы от других людей?»

Если человек не совсем искренен в своем поклонении Аллаху, то он должен молить Его облагодетельствовать его искренностью и удалить от него болезнь рия.

Он не должен прислушиваться к нашептываниям сатаны и избегать совершения добрых дел из-за боязни впасть в рия.

В заключение я приведу хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

В этом хадисе говорится о достоинствах искренности.

Анас ибн Малик передал, что Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) скаазал: «Если кто-то ставит себе целью будущую жизнь, то Аллах обогатит его сердце, облегчит ему его дела и мирские дела у него наладятся, даже если он этого не желает! А если кто-то ставит себе целью этот мир, то Аллах покажет ему бедность, Он расстроит его дела и не постигнет его из мирских благ ничего, кроме того что Аллах уготовал для него». (Сахих Сунан ат-Тирмизи, том 2, стр 300, №2005)

На этом хотелось бы закончить рассмотрение темы рия. Я молю Аллаха о том ,чтобы он спас нас от адского огня и ввел нас в Свой рай.

«Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ас-Саффат (37):180-182)