Аллах не переставал говорить тогда, когда пожелает, и речь является атрибутом совершенства...

Аллах не переставал говорить тогда, когда пожелает, и речь является атрибутом совершенства...

АЛЛАХ И ЕГО РЕЧЬ

"Речь Аллаха как в Коране, так и вне его извечна, и Аллах не прекращал быть Говорящим. И мы не утверждаем, что Речь – это Его атрибут, который появился вновь. И Он в целом являлся Говорящим – без уточнения; поэтому слова Ахмада «(Аллах не прекращал говорить тогда), когда пожелает» означают: когда Он пожелал произнести нечто, то произносил это. Понятие Его речи противоположно (тезису) о том, что Он не произносил её извечно; когда Он хотел, то говорил, а когда не хотел, то не говорил. И эта (конкретная) речь не исходила от Него в остальные периоды времени; Он произносил её тогда, когда хотел – наряду с тем, что Его свойство говорить существовало извечно. И когда Он хотел, то произносил одни вещи, а когда хотел – произносил другие. Что же насчёт (еретиков), утверждающих, будто из этого следует, что Он говорит всегда и Его речь непрерывно звучит всё время, то это мнение опровергают как предания (Ислама), так и рассудок. И также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда Аллах произносит Откровение, то все обитатели небес слышат звук, похожий на лязг цепи, тащимой по камням» (передал Абу Дауд) указывают на то, что есть такие периоды времени, когда Он ничего не произносит. Поэтому Он говорит лишь тогда, когда пожелает – при том, что Его свойство говорить является извечным. И их мнение, что отсюда следует вывод о том, будто Он, произнося какое-то слово, непрестанно говорит его, не совпадает с реальным положением дел. Напротив, Он произносит нечто, потом прекращает говорить и далее произносит что-то иное" («Тухфату-ль-вусуль» Ибн Абди-ль-Хади аль-Ханбали, стр. 116-117).

Ибн Таймия пояснил: "Что же касается праведных предшественников, то они говорили: «Аллах не переставал говорить тогда, когда пожелает, и речь является атрибутом совершенства. Тот, кто (способен) говорить, более совершенен, чем тот, кто не способен – равно как и тот, кто знает и имеет силу, более совершенен, чем тот, кто не имеет ни знаний, ни силы. И (аналогично) тот, кто говорит по своим желанию и возможности, более совершенен, чем тот, кому от природы присуща речь, (управлять) которой он не имеет ни способности, ни воли. И совершенство заключается в тех свойствах, которыми субъект, описанный ими, обладает всегда – а не в отдельных его действиях. Субъект, описанный тем, что он является Говорящим, Знающим и Могущественным, не может быть таким без постоянного обладания свойствами Речи, Знания и Могущества. И если это так, то субъект, которому всегда были свойственны атрибуты полноценности, более совершенен, чем тот, у кого они возникли после того, как не были характерны для него – если такое появление вообще возможно; как же быть с теми вещами, появление которых невозможно? Очевидно, что Господь никогда не переставал и не перестанет обладать атрибутами совершенства и почёта – причём одним из самых почтенных Его свойств является Речь. И Тот, Кто всегда говорил, когда хотел, не прекратит делать это и в будущем. Если Он захочет, то будет говорить на арабском – как Он произнёс арабский Коран. И то, что произнёс Аллах, всегда было присуще Ему, не является созданным и отделённым от Него. Поэтому буквы, из которых состоят прекрасные имена Аллаха и ниспосланные Им писания, не могут быть сотворёнными – так как их произнёс Аллах»" («Маджму’у-ль-фатава», 12/52-53).