Актуальные фетвы учёных

Актуальные фетвы учёных

Постоянный комитет был спрошен о том, кто взял в аренду здание за 100 000 и сдает его за 150 000.

Они ответили: «Взявший в аренду здание может передать его в аренду по той же цене, или выше или ниже этого, и может сдать его на тот же период что взял в аренду сам, или на меньший. Но не на больший, потому что в этом случае может быть вред. И (это дозволено) потому что тот, кто взял в аренду вещь имеет право использовать ее. Поэтому он может использовать здание сам или позволить кому-либо другому использовать его, если только владелец не поставил условием запрет на передачу здания в аренду третьему лицу, или что нельзя сдавать здание людям определенной профессии или занятости. В этом случае они связаны условиями на которых договорились.

Фатвы постоянного комитета часть 1, 15/88 № 19702

Отвечает шейх Салих аль- Фаузан (да хранит его Аллах)

Вопрос: Множество наущений в молитве делают ее недействительной?

Ответ: Нет, это не делает молитву недействительной. Однако уходит награда, награда за молитву, которая предписана для тебя из воздаяния. Кроме как за то (из молитвы), в чем присутствовало твое сердце. alfawzan

«Поистине, раб совершает намаз и не записывается ему ничего, кроме десятой части или девятой, или восьмой, или седьмой, или шестой, или пятой, или четвертой, или третьей, или половины». Имам Ахмад (4/321), Хадис достоверный, см.: Сахихуль-Джами' (1626).

О музыке и песнях

Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал:

"Певцы и те, кто их слушает имеют долю вины, соизмеримую со степенью, в которой они отвлечены от Корана. Это следует из того, что вы не найдете ни единого человека, кто имеет интерес к песням и музыке, чтобы он не впал в заблуждение, сбившись с верного руководства в отношении знаний или действий. Он менее охотно слушает Коран, нежели песни, так что если у него есть возможность слушать либо песни либо Коран, он отвернется от последнего к первому, и, слушание Корана будет обременительным для него. Он может зайти в этом так далеко, что скажет чтецу, чтобы тот замолк и скажет певцу продолжать, и никогда не пресытится его пением." «Спасение опечаленного кознями Шайтана» 1/240

Грех развращает разум

Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал, описывая последствия греха:" Грех развращает разум (акъль). Разум - это свет, и грех неизбежно гасит свет разума. Если его свет гаснет, то он становится слабым и несовершенным. 

Один из саляфов сказал: "Кто бы ни ослушался Аллаха - теряет свой разум." Это очевидно, потому что, если бы его разум присутствовал, то это удержало бы его от совершения греха, в то время, как он находится под властью Господа, Велик Он! Как человек мог бы совершить грех открыто, когда Он смотрит на него и Его ангелы свидетельствуют о нем и наблюдают за ним? Ведь учение Корана, полнота его веры, воспоминание о смерти и огонь ада запрещают ему (грех). 

Благо этого мира и последующего в том, что человек печалится по причине греха во много раз больше, чем от удовольствия, которое он может получить от него. Может ли кто-либо, относящийся легкомысленно ко всему упомянутому, считаться обладателем здравого ума?" "Аль-Джаваб аль-Кафи ли ман сa’aля ‘aн aд-Даава aш-Шафи" стр. 39

О втором таслиме

Большинство ученых считает, что второй таслим в молитве является мустахабом. Ханбалиты считают, что он обязателен в обязательной молитве. Сказано в "Аль-Maвсу'a аль-Фикъхийя" (11/314): "Первый таслим является обязательным для выхода из молитвы в соответствии с мазхабом маликитов, шафиитов и ханбалитов. Ханбалиты также считают второй таслим обязательным, кроме молитвы джаназа и добровольных молитв, потому что заключительная часть сидения, в которой произносится салам - обязательна." Конец цитаты.

Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Если человек ограничивается одним таслимом, достаточно ли этого?

Ответ: Это вопрос, в отношении которого ученые разошлись. Некоторые из них говорили, что достаточно, а другие говорили, что это не так. Некоторые ученые сказали, что один таслим является достаточным в случае добровольной молитвы, но не в случае обязательной.

Таким образом, есть три мнения, но, чтобы обезопасить себя, следует дать два таслима, потому что если человек произносит оба таслима, то ни один из ученых скажет, что его молитва является недействительной, но если он произносит только один, то некоторые из ученых скажут, что его молитва является недействительной. И известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам склоняться в сторону осторожности по отношению к вопросам, в которых доказательства не ясны." Конец цитаты из "Шарх аль-Mумти "(3 / 211-212)

Границы подчинения матери и отцу и благочестие по отношению к ним

Сообщается от Абу Хурайры, что как-то один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Он спросил: “А кто потом?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Твоя мать». Он спросил: “А кто потом?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя мать». Человек снова спросил: “А кто потом?” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твой отец». аль-Бухари 5971, Муслим 2548.

Сообщается от аль-Микъдама ибн Ма’дикариба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах завещает вам благое отношение к вашим матерям, затем к матерям, затем к матерям, затем к отцам, а потом к ближайшим родственникам!» Ибн Маджах 3661, аль-Хаким 4/151. Хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусыри, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн Батталь сказал: “Передается, что один человек спросил Малика: «Отец мой в Судане и написал мне, чтобы я поехал к нему, но мать запрещает мне это», он ответил: «Повинуйся отцу, но не ослушайся мать!» Эти слова Малика указывают на то, что благочестие к отцу и матери у него одинаковое, и нет у одного превосходство над другим, поэтому он повелел удовлетворить обоих родителей. А когда аль-Лейса спросили то же самое, он велел выполнять веление матери, сказав, что ее право превышает право отца в три раза. И хадис от Абу Хурайры указывает на то, что у матери право в благочестии превышает в три раза, и это довод против тех, кто пошел в противоречие этому. А аль-Мухасаби заявил, что в превосходстве матери в благочестии и подчинении над отцом ученые единогласны”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/190.

Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые разошлись в отношении благочестия между отцом и матерью. Было сказано, что благочестие к ним должно быть одинаковым, и это было выбором Малика. А от аль-Лейса передается, что право матери сильнее, и что она на три части заслуживает больше благочестия. А аль-Мухасаби упомянул, что в превосходстве матери над отцом в благочестии есть единогласное мнение ученых”. См. “аль-Икмаль” 8/5.

Имам ан-Науауи сказал: “Харис аль-Мухасаби передал иджма’, что матери отдается предпочтение в благочестии перед отцом. А Къады ‘Ийяд передал противоположное, сказав, что так считает большинство. Некоторые сказали, что в этом отец и мать одинаковы, и приписали это мнение Малику. Однако правильным является первое мнение, на что указывают ясно хадисы”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/345.

Имам аш-Шаукани сказал: “В хадисе: «Кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился? – «Твоя мать», указание на то, что мать имеет больше прав на хорошее обхождение, чем отец и важнее в благочестии него, если скажем, у сына не хватает денег на расходование, кроме как на одного из родителей. И это мнение большинства ученых, как это передал Къады ‘Ийяд. Было также сказано, что родители в благом отношении одинаковы, и это передается от Малика и некоторых шафиитов. А аль-Харис аль-Мухасаби передал иджма’ ученых на то, что матери отдается предпочтение”. См. “Найлюль-аутар” 12/664.

Имам ас-Сан’ани сказал: “Если право отца и матери станут идти вразрез, то право матери имеет преимущество исходя из хадиса аль-Бухари. Этот хадис указывает на то, что довольству матери отдается предпочтение перед довольством отца. Ибн Батталь сказал: «Это указывает на то, что матери полагается в три раза больше того, что полагается отцу, и вероятно это по причине трудности ее беременности, родов и кормления». Я (ас-Сан’ани) говорю: И на это указывают слова Всевышнего Аллаха: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его» (аль-Ахкаф 46: 15). 

Также Аллах сказал: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года» (Лукъман 31: 14). Къады ‘Ийяд говорил: “Большинство ученых склонились к тому, что в благом отношении матери отдается предпочтение перед отцом, а аль-Харис аль-Мухасаби передал даже иджма’ на это”. См. “Субулю-Ссалям” 8/169.

Таким образом, мы видим, что у ученых есть только два мнения в вопросе: кому следует подчиняться, если веление отца и матери расходятся. Большинство считают, что следует отдавать предпочтение велению матери, и на это указывают хадисы, а некоторые передают даже иджма’. И также из тех, кто передал этот иджма’ был имам аль-Баджи. А некоторые ученые сказали, что следует постараться выполнить веление, как отца, так и матери, совместив их довольство, ибо они в благом отношении к ним равноценны. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 8/68.

Никто не может совершать истихару за другого человека

Допустимо ли для кого-то совершать молитву истихара за меня, от моего имени?

Хвала Аллаху. Недопустимо чтобы кто-либо совершал истихару за кого-то. Об этом сказано в "Ликъа аль-бааб аль-мафтух" номер 89, Шейха ибн Усаймина : "Истихара может быть прочитана только тем человеком, который хочет что-либо сделать или думает об этом. Не является действительной истихара от имени другого человека, даже если он обращается к вам, и говорит: "Помолитесь истихару за меня (и попросите Его, чтобы направил меня в отношении такого-то вопроса), потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас думает о том, какое решение он должен предпринять, то пусть помолится два раката ..." Это подобно тому как, если бы два человека вошли в мечеть, и один из них сказал другому : "Помолись два ракята молитвы "приветствия мечети" (тахийятуль масджид), а я пока что присяду", - это является недопустимым. Молитва истихара связана с человеком, который ищет указания в отношении вещи, которую он хочет сделать." Конец цитаты.

И Аллах знает лучше.

Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!”  “Хашия Китаб ат-таухид” 55.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В знании, которое передано от Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), будь это Коран или Сунна, есть достаточность и исцеление. И нет нужды нам искать увещевателя, смягчающего сердца не посредством Корана и Сунны! Наоборот, мы не нуждаемся в подобном, так как в знании, наследованном от Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), содержится все, что достаточно для исцеления всех недугов в вопросах имана и знания!” “Тафсир сура аль-Бакъара” 1/184.

Сказал шейх аль Фаузан: "Человеку следует ограничиваться в увещевании тем, что пришло в Коране из историй предшествующих народов, а также тем, что пришло в Сунне от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из рассказов о предшествовавших общинах. И не следует человеку заниматься тем, что не установлено в Коране и Сунне! Не следует занимать этим себя и слушающих!” 

“аль-Иджабат аль-мухимма” 183.

alifammara