Адабы в 'ид аль-Фитр

Адабы в 'ид аль-Фитр

بسم الله الرحمان الرحيم

Совершить полное омовение

Зазан рассказывал: "Однажды один человек спросил 'Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, про полное омовение (гусль), и 'Али ответил: "Купайся, если желаешь каждый день". Тот сказал: "Нет, я спрашивают про настоящий гусль!" Тогда 'Али сказал: "Купайся в день пятницы, в день 'Арафа, в день Жертвоприношения и в день Разговения!"". аш-Шафи'и 113, аль-Байхакъи 3/278. Иснад достоверный. См. "аль-Ируа" 1/177.Нафи' рассказывал: "Ибн 'Умар всегда купался в день Разговения перед тем, как отправиться к месту совершения молитвы". Малик 1/177. Иснад достоверный.Имам Ибн Рушд сказал: "Ученые единогласны в желательности совершения полного омовения для праздничных двух молитв". См. "Бидаятуль-муджтахид" 1/216.Большинство ученых считало, что желательно совершить полное омовение после утренней (фаджр) молитвы до праздничной. См. "аль-Мугъни" 3/258, "аль-Маджму'" 5/16.

Надеть хорошую одежду перед выходом на праздничную молитву

Ибн 'Аббас рассказывал: "Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) в день праздника ('Ид) надевал красный плащ". ат-Табарани в "аль-Аусат" 2/53. Иснад хадиса хороший. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1279.Ибн 'Умар рассказывал: "Однажды 'Умар бин аль-Хаттаб купил шелковую одежду на рынке, и придя с ней к Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "О Посланник Аллаха, надевай это в дни 'Ида, а также в тех случаях, когда к тебе прибывают делегации". На это Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Такую одежду носит лишь тот, у кого нет доли в мире вечном!"". аль-Бухари 886, Муслим 2068.Имам ас-Синди сказал: "В этом хадисе содержится указание на то, что у них (Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и его сподвижников) было принято украшаться в дни праздников". См. "Хашия 'аля ан-Насаи" 3/181.Нафи' рассказывал: "Ибн 'Умар надевал наилучшую из своих одежд в дни праздников". аль-Байхакъи 3/281. Хафиз Ибн Раджаб и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность иснада.Хафиз Ибн Раджаб писал: "Имам Малик говорил: "Я слышал, как ученые говорили о жела-тельности украшаться и умащаться благовониями в дни праздников"". См. "Фатхуль-Бари" 8/414.

Поесть что-либо перед выходом на молитву Разговения

Анас рассказывал: "В день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) никогда не выходил на праздничную молитву, не съев несколько фиников. И обычно он съедал нечетное количество фиников". аль-Бухари 953.

Отправиться на праздничную молитву пешком

'Али ибн Абу Талиб говорил: "Сунной является идти на праздничную молитву пешком, и возвращаться пешком". Ибн Маджах 1297, ат-Тирмизи 530. Имам Абу 'Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.Имам Абу 'Иса ат-Тирмизи сказал: "Большинство ученых предпочитают, чтобы человек отправлялся на праздничную молитву пешком. И считают, что не следует отправляться верхом, кроме как при необходимости". См. "Сунан ат-Тирмизи" 1/428.Имам Ибн Къудама в "аль-Мугъни" передал, что имам Ахмад говорил: "Мы отправляемся пешком на праздничную молитву, если место ее совершения недалеко, но если это место далеко, нет ничего плохого в том, чтобы отправиться верхом".

Отправиться на праздничную молитву раньше имама

Язид ибн Абу 'Убайд рассказывал: "Однажды я совершил утреннюю молитву с Салямой ибн аль-Акуа' в мечети Пророка ﷺ, и когда он вышел, я вышел вместе с ним, и мы пришли к месту совершения праздничной молитвы. И мы сели и ждали пока не выйдет имам". аль-Фирьяби в "Ахкамуль-'идайн" 29. Иснад достоверный.Имам аль-Багъауи говорил: "После совершения утренней молитвы следует сидеть и произносить такбир до тех пор, пока имам не выйдет для молитвы". См. "Шарху-Ссунна" 4/302.

Отправиться на праздничную молитву одной дорогой, а вернуться другой

Джабир сказал: "В день праздника Пророк (мир ему и благословения Аллаха) обычно возвращался с праздничной молитвы не той дорогой, по которой шел на нее". аль-Бухари 986.Ученые высказывали множество различных мнений относительно того, в чем смысл и мудрость того, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) возвращался с праздничной молитвы другой дорогой. Среди этих мнений то, что он хотел поприветствовать и поздравить больше лю-дей; или же чтобы показать лицемерам силу и величие Ислама, или для того, чтобы больше уча-стков земли, по которой он шел, свидетельствовало об этом в Судный день. См. "Задуль-ма'ад" 1/449 и "Субулю-Ссалям" 2/435.Однако нет сомнений в том, что этот поступок является желательным, даже если никто и не знает истинную причину этого, как говорил имам ан-Науауи.Следует отметить, что этот поступок относится только к двум праздничным молитвам. См. "Фатауа Ибн Усаймин" 16/223.

О недозволенности соблюдения поста в дни Разговения и Жертвоприношения

Абу Са'ида аль-Худри рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения". аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: "Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения". Абу Я'ля. Хадис достоверный. См. "Сахих аль-джами'" 2517.Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: "В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые". См. "Шарх Сахих Муслим" 8/15, "ар-Раудату-ннадийя" 1/566.

О ночных молитвах в ночи праздников Разговения и Жертвоприношения

Это деяние, как выстаивание ночных молитв в ночь Жертвоприношения и Разговения, которое считают весьма желательным некоторые мусульмане, не имеет достоверной основы. Нет ни одного достоверного указания от Пророка ﷺ и его сподвижников ни словами, ни поступками на законность этого.Что же касается некоторых хадисов, которые указывают на достоинство ночных молитв в эти дни, то они не достоверные! Сообщается, что Пророк ﷺ якобы сказал: "Тот, кто выстоял в молитвах ночь Разговения и ночь Жертвоприношения, то его сердце не умрет в тот день, когда будут умирать сердца".Этот и ему подобный хадис приводят Ибн Маджах 1782, ат-Табарани 1/57 и аль-Байхакъи 3/319. Все версии данного хадиса не достоверны, в их иснадах множество слабых и отвергаемых передатчиков. Среди них 'Умар ибн Харун, Ибрахим Мухаммад, Ибн аль-Уалид, Мараун ибн Салим. По этой причине эти хадисы отвергли мухаддисы, среди которых имам Ибн 'Ади, имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-'Иракъи, хафиз аль-Бусайри, имам ас-Суюты, шейх аль-Альбани, а также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. "аль-Камиль" 5/372, "аз-Зауаид" 1/549, "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 521, 5163, "Фатауа аль-Ляджна" № 11029.

О праздничных такбирах

Всевышний Аллах сказал: "Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней (поста) и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны". (аль-Бакъара 2: 185).В эти два 'Ида - Разговения и Жертвоприношения - узаконено произнесение определенных такбиров. И среди ученых нет разногласий в желательности этого. Более того, имам Ибн Хазм считал обязательным произнесение такбиров в ночь на завершение поста Рамадана. Он говорил: "Произнесение такбиров в ночь на праздник Разговения является обязательным, а в ночь на праздник Жертвоприношения желательным. Всевышний Аллах сказал: "Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней (поста) и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь". После завершения поста Рамадана необходимо произносить такбир!" См. "аль-Мухалля" 5/89.Имам аз-Зухри рассказывал: "Люди произносили такбир в день праздника, когда выходили из своих домов до тех пор, пока не приходили к месту совершения молитвы, и пока не появлялся имам. Когда же появлялся имам, они умолкали, пока имам не начинал произносить такбир, а затем и они опять произносили такбир". Ибн Абу Шайба. Иснад достоверный. См. "Ируауль-Гъалиль" 2/121.В этих сообщениях также содержится указание о желательности произнесения такбиров по пути на праздничную молитву.

Время такбиров праздника Разговения

Среди ученых было разногласие относительно того, когда начинается время такбиров Разго-вения. Одни ученые, опираясь на аят: "Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней (поста) и возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь". (аль-Бакъара 2: 185), говорили, что время такбиров Разговения начинается в ночь завершения поста и длится до выхода имама на праздничную молитву. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:"Правильное мнение, что такбир в день Разговения начинается с фиксирования луны Шаууаля и длится до выхода имама на хутбу". См. "Маджму'уль-фатауа" 24/221. А некоторые ученые считали, что такбиры в день Разговения произносятся при выходе утром на праздничную молитву и длятся до выхода имама. При этом они опирались на то, что передал Ибн 'Умар, который рассказывал: "Пророк ﷺ произносил такбиры, когда выходил из дома и доходил до места совершения праздничной молитвы". аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. "Сахих аль-джами'" 5004.Имам аз-Зухри рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ выходил во время праздника Разговения и произносил такбир, пока не доходил до места совершения молитвы, и продолжал их произносить, пока не начиналась молитва, а когда начиналась молитва, он прекращал их произносить". Ибн Абу Шайба 1/2, аль-Байхакъи 3/279. Иснад достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 171.Но лучшим мнением является первое, т.е. что время такбиров праздника Разговения начинается с ночи, после завершения поста Рамадана, как на это указывает внешний смысл аята. А что касается хадиса, в котором сообщается, что Пророк ﷺ произносил такбиры, отправляясь на праздничную молитву, то в нем нет указания на то, что Пророк ﷺ не произносил такбиров ночью. Имам аш-Шафи'и передал, что "Са'ид ибн аль-Мусайиб, 'Уруа ибн аз-Зубайр, Абу Саляма и Абу Бакр ибн 'Абдур-Рахман произносили в мечети громко такбиры в ночь на праздник Разговения". См. "аль-Умм" 1/231.

Когда именно следует произносить праздничные такбиры

Начиная с момента наступления времени праздничных такбиров, их можно произносить в любое время, и их произнесение не связано только лишь с завершением обязательных молитв, как полагают многие! Имам аль-Бухари в своем "Сахихе" рассказывал, что "Ибн 'Умар в дни ат-Ташрикъа произносил такбир и после каждой молитвы, и лежа на своей постели, и находясь в своей палатке, а также на собраниях и направляясь куда-либо пешком". аль-Бухари 1/461.Также имам аль-Бухари передал, что Ибн 'Умар и Абу Хурайра выходили на рынок в течение десяти дней Зуль-Хиджа, произнося такбиры, тем самым, побуждая людей произносить эти слова. И также Мухаммад ибн 'Али произносил такбиры после добровольных намазов. аль-Бухари 2/448.Хафиз Ибн Хаджар относительно сообщений от саляфов относительно праздничных такбиров сказал: "Эти сообщения указывают на правомочность произнесения такбиров в эти дни как после намазов, так и в другие время". См. "Фатхуль-Бари" 2/535.Также согласно Сунне Посланника Аллаха ﷺ следует произносить такбиры, направляясь на место совершения праздничной молитвы. Ибн Умар рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ выходил на молитву двух праздников вместе в Фадль ибн 'Аббасом, 'Абдуллах ибн 'Аббасом, 'Али, Джа'фаром, Хасаном, Хусайном, Усамой ибн Зайдом, Зайдом ибн Харисой и Айманом ибн Умм Айманом. И они повышали голоса произнося слова "ля иляха илля-Ллах" и "Аллаху акбар" до тех пор, пока они не достигали места совершения молитвы". аль-Байхакъи 3/279. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. "Сахих аль-джами'" 4934.Сообщается, что и сам "Ибн 'Умар, когда отправлялся в день Разговения и Жертвоприношения на праздничную молитву, произносил вслух такбир до тех пор, пока не приходил на место совершения молитвы, а затем продолжал произносить такбир, пока не приходил имам". ад-Даракъутни, Ибн Абу Шайба. Иснад достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 650.Имам аш-Шаукани сказал: "Праздничные такбиры не ограничиваются произнесением только после обязательных молитв. Наоборот, желательно произносить их в любое время!". См. "ад-Дураруль-мудыя" 1/195.Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: "Нет установленной формы такбиров и установленного времени для такбиров или их количества. Наоборот, дозволено увеличивать количество произнесений такбиров как после молитв, так и в другие времена! А что касается того, что стало обычаем людей в наши дни, как произнесение такбиров после каждой обязательной молитвы по три раза, а после добровольной молитвы по одному разу, то на это нет никакого указания от сподвижников!". См. "ар-Раудату-ннадия" 1/367.

Виды праздничных такбиров

Нет ни одного достоверного сообщения от самого Пророка ﷺ, относительно конкретной формулировки такбира. Однако слова такбира достоверно передаются от сподвижников.Сообщается, что Ибн Мас'уд говорил: "Аллах велик, Аллах велик! Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха! Аллах велик, Аллах велик, и Аллаху хвала!". Ибн Абу Шайба 2/2. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله، والله أكبر الله أكبر ولله الحمد

"Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, уаЛлаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд"

Также передается, что Ибн Мас'уд говорил: "Аллаху Акбар кабиран, Аллаху Акбар кабиран, Аллаху Акбар уа аджаль, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд". аль-Мухамили. Иснад достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 3/126.

الله أكبر كبيراً الله أكبر كبيراً الله أكبر وأجلّ ، الله أكبر ولله الحمد

Сообщается, что Ибн 'Аббас говорил: "Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала Ал-лаху! Аллах Превелик и Возвышен! Аллах Превелик за то, что направил нас на Истинный Путь". аль-Байхакъи 3/315. Иснад достоверный.

الله أكبر الله أكبر الله أكبر ولله الحمد الله أكبر وأجلّ الله أكبر على ما هدانا

"Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд! Аллаху акбар уа аджаль, Аллаху акбар 'аля ма хадана!"

А Сальман аль-Фариси говорил: "Делайте такбир так: "Аллаху акбар, Аллаху акбар кабира"". 'Абдур-Раззакъ. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. "Фатхуль-Бари" 2/536.

الله أكبر، الله أكبر كبيراً

Следует остановиться именно на тех видах праздничных такбиров, что достоверно передается от сподвижников, не внося каких-либо добавок, ибо воистину, каждому достаточно того, что передали сподвижники. Хафиз Ибн Хаджар говорил: "В это время внесли некие добавления в праздничные такбиры, которые не имеют никакой основы!". См. "Фатхуль-Бари" 2/536.Это сказано было около семисот лет назад, а что говорить о всевозможных добавлениях и искажениях наших дней!

Этикет произнесения праздничных такбиров

Среди ученых есть разногласие относительно произнесения праздничных такбиров в один голос. Многие современные ученые, среди которых шейх Ибн Баз, шейх Ибн 'Усаймин и шейх аль-Альбани, считали, что порицаемо произносить такбиры в один голос. Другие ученые считали, что нет в этом никаких проблем, и более того, считали что поступать таким образом лучше. При этом они опирались на сообщение, в котором сообщается, "что 'Умар, да будет доволен им Аллах, находясь в Мине, произносил такбир в своем шатре, а находившиеся в мечети, услышав его, тоже произносили такбир, а за ними стали произносить такбир и те, кто находился на рынках. И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от такбира!". аль-Бухари 1/461.Хафиз Ибн Хаджар сказал: "Подобное сотрясение достигается путем громкого произнесения такбиров в один голос". См. "Фатхуль-Бари" 2/461.Так же сказал и имам аш-Шаукани в отношении этого сообщения. См. "Найлюль-аутар" 3/388.Более того, в версии этого сообщения, что приводит имам аль-Байхакъи, сказано: "И они стали произносить его так, что вся Мина сотрясалась от одноготакбира!". См. "Сунан аль-Кубра" 3/312.Таким образом, эта версия исключает различное понимание сообщения от 'Умара, и из него становится ясно, что они произносили такбиры в один голос.Также это подтверждается и другим сообщением, что приводит имам Малик. Яхъя ибн Са'ид рассказывал: "До меня дошло, что 'Умар ибн аль-Хаттаб вышел в день Жертвоприношения, когда солнце только взошло. Он стал произносить такбир и люди тоже произносили вместе с ним его такбир. И так же было на второй и третий день". См. "аль-Мууатта" 1/404.Имам аш-Шафи'и говорил: "Людям следует произносить в праздник Разговения такбиры после захода солнца по отдельности и совместно в любом месте до того времени, пока имам не выйдет для совершения праздничной молитвы". См. "аль-Умм" 1/241.

Обязательность праздничного намаза

Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее!". аль-Бухари 631, 6008.Среди ученых есть разногласие относительно обязательности совершения праздничной молитвы. Большинство ученых считало, что эта молитва не является обязательной. И при этом они опирались на обобщенные хадисы, что Аллах вменил в обязанность только пять молитв. Что же касается мнения Абу Ханифы, а также одного из мнений аш-Шафи'и и Ахмада, и некоторых маликитов, то оно состоит в том, что праздничная молитва является обязательной для всех мусульман. См. "аль-Инсаф" 2/240, "ас-Сайлюль-джарар" 1/315.Сторонники этого мнения считали, что совершение праздничной молитвы является обяза-тельным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн 'Аббас рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)". Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 2115.Также от Умм 'Атыйи сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: "Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы". аль-Бухари 324, Муслим 2/605.Речь идет о не совершении молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: "Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы". Муслим 2093. См. также "Фатхуль-Бари" 9/58, Ибн Раджаба. Ибн 'Аббас также рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ повелевал своим дочерям и женам выходить на праздничные молитвы". Ахмад, Ибн Маджах, ат-Табарани. Хадис достоверный. "Сахих аль-джами'" 4888.Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: "Из числа доказательств тому, что праздничные молитвы являются обязательными, служит то, что если праздничная совпадает с пятничной молитвой в один день, то пятничная молитва уже не является обязательной. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!". См. "ар-Раудату-ннадийя" 1/142.И действительно, если бы праздничная молитва не обладала таким же статусом, то она не отменяла бы обязательность совершения пятничной молитвы. Зайд ибн Аркъам рассказывал: "Однажды Посланник Аллаха ﷺ совершил праздничную молитву, а после этого, когда настало время пятничной молитвы, он сказал: "Кто желает совершить эту молитву, пусть совершит"". Абу Дауд, 3/407, Ибн Маджах 1/415. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн аль-Мадини, аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани, шейх 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут. См. "аль-Мугъни" 2/385, "Тальхисуль-хабир" 2/178, "Ируауль-гъалиль" 2/135. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-'айн), как это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи'и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов: "Праздничная молитва фардуль-кифая", то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным". См. "Маджму'уль-фатауа" 23/161.Имам аш-Шаукани сказал: "Знай, что Пророк ﷺ никогда не оставлял праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал даже сидящим за занавесками девушкам и даже тем, у которых были месячные. И говорил, что тем женщинам, у которых не было платка (джульбаба), должны одолжить его им их подруги. Все это свидетельствует о том, что праздничная молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман". См. "Сайлюль-джарар" 1/315.Шейх 'Абдуллах аль-Бассам, упоминая мнения ученых, относительно положения празднич-ной молитвы, сказал: "Существует и другое мнение имама Ахмада, что совершение праздничной молитвы является обязательным для каждого, обязательность которой вытекает из аята и того, что Пророкﷺ даже женщинам повелевал совершать эту молитву. Это мнение выбрал шейх Такъийуддин (Ибн Таймия), это и есть правильное мнение". См. "Таудых аль-ахкам" 2/388.

Место совершения праздничного намаза

Праздничная молитва в соответствии с Сунной Пророка ﷺ совершается на открытой местности, специально отведенной для праздничных молитв, располо-женной вблизи города или села. И это мнение всех имамов четырех мазхабов. Абу Са'ид аль-Худри рассказывал: "В день Разговения и в день Жертвоприношения Посланник Аллаха ﷺ всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления". аль-Бухари 956.Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: "Установленной Сунной является совершение двух праздничных молитв на отведенном для них месте. Пророкﷺ говорил: "Молитва, совершенная в моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в любом месте, кроме мечети заповедной (масджидуль-харам)", и, несмотря на это великое достоинство, он оставлял свою мечеть и выходил на место совершения праздничной молитвы". См. "аль-Мадхаль" 2/283.Имам аш-Шафи'и сказал: "До нас дошло, что Посланник Аллаха ﷺ выходил за пределы Медины для совершения молитвы двух праздников. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо еще". См. "аль-Умм" 1/207.Имам аль-Багъауи сказал: "Сунной является для имама выходить в день праздника к месту совершения праздничных молитв. Однако если есть причина, то можно их совершить и в мечети". См. "Шарху-Ссунна" 4/294.Имам Бадруддин аль-'Айни говорил: "Праздничную молитву следует совершать на открытой местности, а не в мечети. А в мечети ее следует совершать только при необходимости". См. "Шархуль-Бухари" 6/280.

Время праздничного намаза

Время праздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, как пройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор, пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденной молитвы. См. "'Аунуль-Ма'буд" 3/486, "Шархуль-мумти'" 5/156.Если же по неведению было упущено время праздничной молитвы, то ее следует перенести на следующий день. 'Умайр ибн Анас говорил: "Сподвижники Пророка ﷺ из числа ансаров рассказывали: "Когда мы соблюдали пост, мы не увидели луну месяца Шауаль (указывающую на завершение поста), и стали соблюдать пост на следующий день. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили Посланнику Аллаха ﷺ, что вчера видели луну. Тогда Посланник Аллаха ﷺ повелел прервать пост и выходить на праздничную молитву на следующий день"". Абу Дауд 1/198, Ибн Маджах 1/217. Достоверность хадиса подтвердили имам Исхакъ ибн Рахауайх, Ибн аль-Мунзир, имам аль-Байхакъи, имам аль-Хаттаби, хафиз Ибн ас-Сакан и имам ан-Науауи.Имам аш-Шафи'и говорил: "Если праздничная молитва была совершена до наступления ее времени, то ее следует возобновить". См. "аль-Умм" 1/386.Большинство ученых считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше. См. "Нихая аль-мухтадж" 2/396, "Хашия Ибн 'Абидин" 2/171.Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том, чтобы мусульмане спокойно успели выплатить беднякам закят альФитр. А смысл спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее поесть со своего жертвоприношения". См. "Фатхуль-Бари" 8/461.

Количество рак'атов праздничного намаза

'Умар ибн аль-Хаттаб говорил: "Пятничная молитва состоит из двух рак'атов, молитва Жертвоприношения из двух рак'атов, молитва Разговения из двух рак'атов и молитва путника состоит из двух рак'атов. И это полноценное, а не сокращенное количество этих молитв, о чем сказано языком вашего Пророка ﷺ!". Ахмад 1/37, ан-Насаи 1420. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Количество такбиров в праздничного намаза

Сообщается от 'Абдуллаха ибн 'Амра, что Пророк ﷺ сказал: "В молитве Разговения такбиров (в первом рак'ате) - семь, а во втором - пять, и суры следует читать после них". Ахмад 2/180, Абу Дауд 1151, Ибн Маджах 1278.Это самое достоверное, что передается о количестве такбиров в праздничной молитве.О достоверности этого хадиса высказывались имам Ахмад, имам Ибн аль-Мадини, имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани. См. "ат-Тальхыс" 144.Также это усиливается хадисом 'Аиши, которая рассказывала: "Посланник Аллаха ﷺ произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рак'ате семь такбиров, а во втором - пять". Абу Дауд 1149, аль-Хаким 1/299. Хадис достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 639.Къасим Абу 'Абдур-Рахман говорил: "Некоторые сподвижники Пророка ﷺ мне рассказывали: "Однажды Посланник Аллаха ﷺ совершал с нами молитву в день 'Ида, и произнес по четыре такбира"". ат-Тахауи 4/245. Имам ат-Тахауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 2997. Ибн Мас'уд о такбирах в праздничной молитве говорил: "Следует сначала произнести четыре такбира, а затем читать Коран. После чего следует произнести такбир и совершить поясной поклон. Во втором рак'ате следует сначала читать Коран, а затем после чтения произнести четыре такбира". 'Абдур-Раззакъ 5687. Достоверность подтвердили имам Ибн Хазм и хафиз Ибн Хаджар. См. "ад-Дирая" 1/220.А Ибн 'Аббас сказал: "Кто желает, пусть произносит семь такбиров (в молитве 'Ид), кто желает девять, одиннадцать или тринадцать такбиров". ат-Тахауи 2/401. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.Имам Ахмад говорил: "Сподвижники разногласили в количествах такбиров в праздничной молитве, но все эти виды дозволены".См. "аль-Фуру'" 2/139.То же самое говорил и шейх Ибн 'Усаймин. См. "Шархуль-мумти'" 5/179.Однако наилучшим вариантом является первый вид, в котором говорится о том, что Пророк ﷺ произносил в первом рак'ате семь такбиров, а во втором пять. Имам аль-Багъауи говорил: "Большинство ученых из числа сподвижников и их последователей считают, что в праздничной молитве первом рак'ате семь такбиров, не считая такбира аль-Ихрам, а во втором пять, не считая такбира, который произносится при вставании, и они произносятся до чтения сур. Это передается от Абу Бакра, 'Умара и 'Али, да будет доволен ими Аллах". См. "Шарху-Ссунна" 4/309.

Такбиры в праздничного намаза не являются условием этого намаза

Если имам не произнес такбиров в праздничной молитве, будь то сознательно или по забывчивости, то это не нарушает молитву. Имам Ибн Къудама говорил: "Я не знаю в этом вопросе разногласий!" То есть, что оставление такбиров не нарушает молитву.Более того, среди ученых есть разногласие, следует ли совершать земные поклоны о невнимательности (саджда сахуа) в случае если имам забыл произнести такбиры в праздничной молитве. Одни считали, что этого не следует делать, а другие говорили, что следует совершить земные поклоны о невнимательности.См. "аль-Фуру'" 2/140, "ад-Дураруль-мудыя" 1/196.Однако тому, кто забыл произнести такбиры праздничной молитвы, лучше совершить земные поклоны о невнимательности.

Что можно произносить между такбирами?

Не передается ничего от Пророка ﷺ, чтобы он между произношением такбиров говорил что-либо, однако сообщается, что Ибн Мас'уд о такбирах в праздничной молитве говорил: "Между каждыми двумя такбирами произносится восхваление и прославление Всевышнего Аллаха". аль-Байхакъи 3/291. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахауи и шейх аль-Альбани.

Следует ли поднимать руки с произнесением такбиров?

Что касается поднятия рук в праздничных молитвах (Разговения и Жертвоприношения), во время произнесения каждого такбира, то на это не существует никаких указаний от Пророка ﷺ.Что же касается сообщений, в которых сказано, что Умар поднимал руки с произнесением каждого такбира, как в молитве джаназа, так и праздничной молитве, то имам аль-Байхакъи, который приводит это сообщение, сказал: "Его иснад прерванный". См. "Сунан аль-кубра" 2/293.Также некоторые имамы говорили, что при произнесении этих такбиров руки поднимал Ибн 'Умар. Ибн аль-Каййм сказал: "Не смотря на то, что Ибн 'Умар в точности следовал Пророку ﷺ, он все же поднимал руки при такбирах". См. "Задуль-ма'ад" 1/441.Однако шейх аль-Альбани говорил: "Что касается этого сообщения от Ибн Умара, то я пока его не нашел".См. "Тамамуль-минна" 349.Имам Малик говорил: "Не поднимаются руки при произнесении такбиров в молитве двух праздниках, кроме как с первым такбиром (аль-ихрам)". См. "аль-Мудаууана" 1/169.Однако также от Малика передается, что несмотря на отсутствие указания поднимать руки с произнесением такбиров, он дозволял это делать. Уалид ибн Муслим рассказывал: "Я спросил Малика про поднятие рук (при произнесении такбиров во время праздничной молитвы), и он сказал: "Да, поднимай руки с каждым такбиром, но я относительно этого ничего не слышал". См. "Ахкамуль-идейн" 137.Лучше все же этого не делать из-за отсутствия ясных доводов в пользу желательности этого поступка.

Некоторые вопросы, связанные с такбирами праздничного намаза

Имам Ибн Муфлих сказал: "Если имам сомневается в количестве произнесенных такбиров, пусть опирается на меньшее (т.е. в котором уверен)". См. "аль-Мубди'" 2/185.Имам ан-Науауи сказал: "Что касается не имама (т.е. позади стоящих за имамом), то для них Сунной является произнесение этих такбиров про себя".См. "аль-Маджму'" 3/295.

Что следует читать в праздничном намазе?

Передается, что как-то 'Умар спросил Абу Уакъида ал-Лейси о том, что читал Посланник Аллах ﷺ в молитве Разговения и Жертвоприношения, и он сказал: "Он читал суру "Каф. Клянусь славным Кораном" (Сура "Къаф")и "Приблизился Час, и раскололся месяц" (Сура "аль-Къамар")" Муслим 1477.Ну'ман ибн Башир рассказывал: "Пророк ﷺ в праздничных и пятничных молитвах читал: "Славь имя Господа твоего Всевышнего" (Сура "аль-А'ля")и"Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем?". (Сура "аль-Гъашия")". Муслим 1452.Имам Ибн аль-Мунзир говорил: "Имам имеет право выбора, и если желает, то читает в молитве двух праздников суры "Къаф" и "Приблизился Час", или же суры "Славь имя Господа своего" и "Дошел ли до тебя рассказ". Но если имам прочитает суру "аль-Фатиха" и любую иную суру помимо упомянутых, то это будет достаточным". См. "аль-Аусат" 4/284.

Есть ли у праздничного намаза азан или икама?

У праздничных молитв нет ни азана, ни икъама, ни вообще какого-либо призыва. Ибн Аббас и Джабир говорили: "Нет азана у праздничной молитвы ни до выхода имама, ни после. Нет ни азана, ни икъамы, ни какого-либо призыва". аль-Бухари 2/451, Муслим 2/604.Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Ученые сошлись на том, что азан и икъама для молитвы двух праздников являются нововведением!". См. "Фатхуль-Бари" 8/447.

Совершается ли намаз до или после праздничного намаза?

Нет ничего достоверного от Пророка ﷺ, чтобы он совершал что-либо до или после праздничной молитвы. Ибн Аббас рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺсовершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после нее никаких молитв". аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.Имам Ахмад сказал: "Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы". См. "Масаилюль-имам Ахмад" 469.Таким образом, мы видим, что те люди, которые пришли на праздничную молитву к месту ее совершения, совершая, прежде чем сесть, два рак'ата, противоречат Сунне. Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой Пророк ﷺ сказал: "Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак'ата". аль-Бухари 444, Муслим 714.Абу Са'ид аль-Худри рассказывал: "Посланник Аллаха ﷺ не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рак'ата". Ибн Маджах 1/1293. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.Объединив предыдущие хадисы с этим, хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Сан'ани сказали, что в первых хадисах речь идет о месте совершения праздничной молитвы, поскольку там Посланник Аллаха ﷺ не совершал никаких молитв ни до, ни после, а в хадисе Абу Са'ида речь идет о совершении молитвы в два рак'ата после праздничной у себя дома. См. "ат-Тальхис" 144, "Субулю-Ссалям" 2/123.

О проповеди (хутба) в праздничном намазе

В отличие от пятничной молитвы, проповедь в день праздника произносится после молитвы. Ибн 'Аббас рассказывал: "Я совершал праздничные молитвы с Посланником Аллаха ﷺ, Абу Бакром, 'Умаром и 'Усманом, и все они совершали молитву до хутбы". аль-Бухари 962, Муслим 884.Однако слушание этой проповеди в отличие от пятничной молитвы, не является обязательным. 'Абдуллах ибн Саиб рассказывал: "Я присутствовал во время праздничной молитвы с Посланником Аллаха ﷺ, и после молитвы он сказал: "Поистине, мы сейчас будем читать проповедь (хутбу) и кто желает остаться, пусть садится, а кто желает уйти, пусть уходит"". Абу Дауд 1155, ан-Насаи 1570, Ибн Хузайма 462. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хузайма, аль-Альбани.Имам ас-Сан'ани сказал: "Передается единогласное мнение (иджма') в том, что хутба в молитве двух праздников не является обязательной". См. "Субулю-Ссалям" 2/490.Имам аш-Шаукани сказал: "Я не знаю того, кто бы говорил, что эта хутба является обязательной!". См. "Найлюль-аутар" 3/377.Если же у человека нет неотложных дел, то лучше остаться на хутбе тоже.

Некоторые положения, связанные с праздничной хутбой

Ибн аль-Къайим сказал: "Посланник Аллаха ﷺ начинал каждую свою проповедь с восхваления Аллаха, и он него не передается ни одного достоверного хадиса, чтобы он начинал две праздничные проповеди с такбиров". См. "Задуль-ма'ад" 1/447.Что касается хадиса, который приводит Ибн Маджах, в котором сообщается, что во время праздничной хутбы Пророк ﷺ много произносил такбир, то он недостоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 647.Также нет никаких указаний на то, что праздничную хутбу следует разделять сидением на две, как это принято делать в пятничной хутбе. Абу Са'ид аль-Худри: "В день Разговения и в день Жертвоприношения Посланник Аллаха ﷺ всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления". аль-Бухари 956.Абу Са'ид о разделении хутбы ничего не упомянул, и если бы Пророк (мир ему и благослове-ние Аллаха) разделил проповедь сидением, то он обязательно это сообщил бы. См. "Ахтау-ммусаллин" 410 и "Сахих фикъху-Ссунна" 1/607.Имам ас-Сан'ани, комментируя этот хадис, сказал: "В нем указание на то, что праздничная проповедь узаконена, и что эта проповедь подобна пятничным проповедям, в которых содержится повелении и увещевание. И в этом хадисе нет указания на то, что праздничная хутба состоит из двух частей, между которыми имам усаживается, как это делается в пятничной хутбе. Не установлено, чтобы Пророк ﷺ совершал подобное, а люди стали совершать подобное, проведя аналогию с пятничной молитвой". См. "Субулюс-салям" 2/140.Что же касается хадиса, который приводит аль-Баззар, в котором сообщается, что Пророк ﷺ делал две хутбы в праздничной молитве, разделяя их сидением, то он не является достоверным, о чем говорили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани и др. См. "ат-Тальхыс аль-хабир" 2/86, "Кашфуль-астар" 1/315, "ас-Сильсиля ад-да'ифа" 12/635.Также есть сообщение от Ибн Мас'уда, который якобы сказал: "Сунной является произнесе-ние двух проповедей в день 'Ида, разделяя их сидением". Имам ан-Науауи сказал об этом сообщении: "Оно слабое! Нет ничего достоверного относительно праздничной хутбы, в этом было только аналогия с пятничной хутбой". См. "Хулясатуль-ахкам" 2/838.

Можно ли возместить праздничный намаз тем, кто ее упустил

Ученые разногласили относительно того, кто упустил праздничную молитву по какой-либо причине, является ли узаконенным или же желательным для него ее возмещать или нет? Большинство имамов считало, что эту молитву не обязательно возмещать, однако можно и желательно.Среди тех, кто считал, что возмещение этой молитвы нежелательно, так как на это нет никакого указания от Пророка ﷺ, был имам аль-Музани и др., а также шейхуль-Ислам Ибн Таймия.Однако большинство ученых опиралось на действия сподвижников и саляфов, которые возмещали пропущенную, праздничную молитву двух праздников ('Идайн).'Убайдуллах ибн Аби Бакр ибн Анас рассказывал: "Когда Анас упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу 'Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами". аль-Бухари 1/241.И этот поступок был известен и распространен среди саляфов:Мухаммад ибн Сирин рассказывал: "Они (саляфы) считали желательным, если человек пропускал молитву двух праздников, отправиться в пустынное место и совершить эту молитву так, как ее совершает имам". аль-Байхакъи 3/305.'Икрима говорил: "Жители деревни, (которые упустили молитву 'Ид) собираются вместе и делают эту молитву так, как и имам". аль-Байхакъи 3/305.Т.е. упустившие праздничную молитву делают ее также, как и имам: в два рака'ата, вслух, с дополнительными такбирами.Однако от Ибн Мас'уда передается, что он говорил: "Пусть тот, кто упустил праздничную молитву с имамом, совершит четыре рак'ата". Ибн Аби Шайба 2/19. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и хафиз Ибн Хаждар.Хафиз Ибн Раджаб сказал: "Передается, что Ахмад объединил мнение Ибн Мас'уда и Анаса и сказал, что если молитву 'Ид совершают те, кто ее упустил джама'атом, то они делают два рак'ата, как имам, что сделал Анас. А если упустивший 'Ид намаз молится один, то совершает четыре рак'ата, как сказал Ибн Мас'уд". См. "Фатхуль-Бари" 9/78.Но, несмотря на достоверность иснада сообщения от Ибн Мас'уда, оно является прерванным, так как аш-Ша'би, передавший это сообщение от Ибн Мас'уда, не застал его, о чем говорили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким и др. Поэтому шейх аль-Альбани назвал это сообщение прерванным. См. "Ируауль-гъалиль" 3/121.По этой причине более правильным является то, что упущенную праздничную молитву следует совершать в два рака'ата, как ее изначально узаконил Пророкﷺ, и как ее возмещал Анас.Имам аш-Шафи'и говорил: "Мы говорим: Если кто-то будет возмещать молитву 'Ид, то пусть делает ее так, как делает имам, произнося семь такбиров в первом рака'ате, и пять во втором, до чтения Корана". См. "Ма'рифату-Ссунан уаль-асар" 5/103.Имам Ибн Къудама говорил: "Тот, кто желает возместить молитву 'Ид, то он делает как пожелает - хочет делает ее один, хочет делает ее с джама'атом. Когда имама Ахмада спросили: "Где следует ему (упустившему 'Ид) молиться?" Он ответил: "Где пожелает, хочет на месте проведения праздничной молитвы, или где пожелает"". См. "аль-Мугъни" 2/290.Т.е. человек может совершить пропущенную праздничную молитву где пожелает.Ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили: "Кто упустил праздничную молитву и желает ее возместить, тот совершает ее так, как она совершается изначально, но без хутбы после нее. И это говорили имам Малик, аш-Шафи'и, Ахмад, ан-Наха'и, и другие ученые. И основа в этом вопросе хадис: "Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали - молитесь, а что упустили - возместите". аль-Бухари и Муслим.А также то, что передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу 'Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами. А если кто пришел на праздничную молитву, когда имам дает хутбу (после завершения молитвы 'Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву 'Ид)". См. "Фатауа аль-Ляджна" 8/306.Спросили шейха Абдуль-Азиза ар-Раджихи: "Если я упустил молитву Ид и стал ее совершать джама'атом с братьями, то мне читать ее вслух?"Он ответил: "Совершай эту молитву, читая вслух, как она и совершается". См. "Фатауа аль-мутанаууи'а" № 22.Таким образом, тот, кто упустил молитву 'Ид, может ее возместить, если желает, однако не обязан этим. И он может сделать ее в одиночку или с теми, кто также ее не совершил. И следует делать ее в два рака'ата, читая вслух и произнося дополнительные такбиры. И совершать упущенную молитву 'Ид можно где пожелает молящийся.

О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы

Джубайр ибн Нафир рассказывал: "Когда сподвижники Пророка ﷺ встречались в день праздника, они говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от вас". ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. "Фатхуль-Бари" 2/517.

تَقَبَّلَ اللهُ مِنَّا وَمِنْكُمْ "Такъаббаля-Ллаху минна уа минкум"

Мухаммад ибн Зияд рассказывал: "Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками Пророка ﷺ, и они, возвращаясь с праздничной молитвы, говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от тебя". аль-Байхакъи в "Сунан аль-кубра" 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим. Адхам рассказывал: "Мы говорили 'Умару ибн 'Абдуль-Азизу в дни двух праздников: "Такъаббаля-Ллаху минна уа минк, о повелитель правоверных!", а он отвечал тем же и не порицал этого". аль-Байхакъи. См. в "аль-Хауи" 1/112, имама ас-Суюты.'Али ибн Сабит рассказывал: "Однажды я спросил имама Малика о словах людей в день 'Ида: "Такъаббаля-Ллаху мина уа минк", и он сказал: "Это дело всегда было у нас, и мы не видим в этом ничего плохого!". Имам Ибн Хиббан в "ас-Сикъат" 9/90.Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день 'Ида говорил: "Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые". См. "аль-Инсаф" 5/381.Тот факт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравления упоминаются в уста-новленном варианте, а именно: "Такъаббаля-Ллаху мина уа минк". И это указывает на то, что не следует заменять этот вид приветствия на какой-либо иной вид.Что касается распространенного вида поздравления: "Куллю 'ам уа антум би хайр", "Ид мубарак" и т.п., то такой вид поздравления не передается ни от кого из сподвижников и их последователей (таби'ун), и нет этому никакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" 52.

'Ид - вместе с местным джама'атом или со всем миром?

Вопрос: "Да воздаст вам Аллах наилучшем! В стране не исламской день праздника (йаумуль-'Ийд) будет за день до Саудии, так же и день Арафа. Что же делать жителям этой страны (мусульманам)?".Ответ шейха Сулеймана ар-Рухайли: "Что касается дня Арафата, то этот день узнается по этой стране (Саудии) совершающими Хадж и другими мусульманами (для тех, кто совпадает с Саудией). Что же касается 'Ийда (дня праздника), то это возвращается к тому, что видят те, кто находятся в той местности, если они из мусульман. Или те, кто несет ответственность за мусульман (как муфтияты например, обладающие знанием) в той стране опираясь на видение (руъя) или дополнение (до 30-ти дней, если не было видения - икмаль) как положено по шариату. Если же не было определение согласно этим двум путям, то не берется в расчет ничье определение (там).И если кто-то спросит (скажет): "'Ийд у нас совпадает с дней Арафа (у вас), то что же нам делать?".Мы скажем: не постись в день Арафа, т.к. запрет ставится выше чем желательное (то есть, запрет поститься в день 'Ийда ставиться выше желательного поста в день Арафа), ведь по отношению к вам это будет день 'Ийда. А если же Арафа будет до 'Ийда у вас или после него, то поститесь. И нет в этом проблем. Кроме как, если скажет кто-то, что если будет после 'Ийда (сравнивая с Саудией ), то это будет в Дни Ташрика (3 праздничных дня после 'Ийда), а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретил пост в Дни Ташрика, кроме как если не нашел человек что принести в жертву. И запрещено поститься кому-то в Дни Ташрика, что касается их, если они нашли что принести в жертву. Уа Ллаху а'Лям".

Вопрос: "Шейх вы сказали вчера, барака Ллаху фикум, однако мы нуждаемся в разъяснении, т.к. у нас в России день Арафа будет в среду, а 'Ийд в четверг, а тут в Саудии Арафа будет в четверг а 'Ийд в пятницу".Шейх Сулейман ар-Рухайли: "В пятницу да".

Вопрос: "Как же нам поступить, как нам (то есть там в России мусульманам) совершать 'Ийд? И как нам делать жертвоприношение?".Шейх: "Да, барака Ллаху фик, молиться нужно с народом там, если установлено (время 'Ийда) по правильному пути дополняя месяц или по видению (икмаль или руъя), и тогда молиться нужно с народом в той местности и делать жертвоприношение с народом в той местности, т.к. принимается в расчет то что происходит в той стране (той местности), т.к. это дело не общее для всех (определение месяца). А что касается Арафата, то это то что происходит тут (в Саудии), в четверг. Что касается вас в этом году, то не сможете вы поститься день Арафа, не смогут они поститься в этом году. Если же привычкой их было поститься в этот день, то Аллах запишет им награду".

Вопрос: "Если это было не по этим путям (икмаль и руъя), правительство сказало что так будет ..?".Шейх: "А мусульмане что делают? То есть никто не заботится о делах мусульман?!".

Вопрос: "Правительство сказало что будет в определенный день. Они не мусульмане".Шейх: "По причине чего так сказали? Разве нет там кого-то кто решает вопросы мусульман?!".

Вопрос: "Они собираются с муфтиятом и решают за год когда будет 'Ийд. То есть, говорят что в этот год так будет".Шейх: "Хорошо. Вчера я говорил понятно, разъяснял это. И то, что нет никакого предпочтения для нас, кроме как, (если устанавливается месяц) по причине видения или дополнения месяца, видения или дополнения месяца (руъяту или икмаль). Если они рассчитывали по видению или дополнению месяца, то принимаем, и мы не говорим что обязательно нужно следовать Саудии в этом, т.к. это то, что происходит (проявляется) в странах.Однако, если расчет был не по видению и не по дополнению месяца, и если это не совпадает с видением и дополнением, то мы не следуем этому. И если мы не знаем, то принимаем расчет самой ближайшей страны мусульман к нам, который рассчитывали по видению или дополнению месяца".

Также ответ сына шейха Мухаммад Саид Расляна, на вопрос о разногласии дней 'Ийда в России и Саудии, который он слышал от своего отца не раз: "Шейх уже несколько раз отвечал на такие вопросы и это касалось арабских стран, что тем более касается и страны куфра. Так вот, праздничный намаз нужно совершить со своей страной, чтобы не было фитны, как нафиль, т.к. они желают выявить тех кого они называют "уаххабитами", (или можно не ходить вообще), но ровняемся все равно на Саудию, т.к. Хадж совершается там. А на следующий день надо собраться и прочитать намаз Ийд как положено, дома, в квартире или еще где, не афишируя это, чтобы не было фитны, зарезать барана и т.д."

Ответ некоторых шейхов как 'Абдуль-'Азиз ас-Са'ида, 'Адель ас-Субей'и, 'Асым аль-Къарюти и в "Постоянном комитете больших ученых" у ат-Тууайджари - они ответили примерно так же, как ответил шейх Мухаммад Са'ид Раслян.Они сказали: ''Праздничную молитву нужно совершать со своим народом, со своей страной, для того чтобы не было смуты (фитны), и совершаешь как нафиль, а если у тебя нет никакого влияния в народе и они не заметят придешь ты на молитву или нет, то можешь не приходить вообще, а если из-за твоего отсутствия может случиться смута, то тебе необходимо там присутствовать. Однако в этот день не надо резать жертвенное животное. На следующий же день (т.е. в пятницу) надо собраться и прочитать праздничный намаз как положено дома с семьей или куда-нибудь выехать, не афишируя это, чтобы не было смуты, а затем зарезать жертвенное животное" .

Шейх Маджди сказал, что нельзя имаму совершать эту молитву, зная, что это не день праздника и сказал, что можно ему в крайнем случае прибегнуть к хитрости, например, сказать, что он болен.