Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи: "Тальбис Иблис"

Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи:

Глава 1: Обязанность придерживаться Сунны Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и аль-Джама’а [единения].

Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет достигнуть из вас середины или высоты Рая, то пусть придерживается джама’ата [т.е. пусть будет с мусульманским обществом, единым], ибо шайтан прибывает с тем, кто в одиночестве, и он [шайтан] держится от двух человек уже подальше». Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хасан сахих (достоверный)».

«И нет ничего опаснее для человека, чем быть наедине с самим с собою [ибо дьявол будет стараться завладеть его душой, сбить с верного пути]. [И в то же время] нет ничего более полезного, чем быть наедине с самим с собой [борясь с этим самым дьяволом (шайтаном) думая об Аллахе и поклоняясь Ему]. И сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Семь [категорий] человека получат тень от Аллаха в тот День, когда не будет иной тени…и последняя седьмая категория людей – это те, которые вспомнили об Аллахе будучи наедине с самим с собой, и их глаза увлажнились от этого»».

И также приводится, что Посланник Аллаха (да благословит ео Аллах и приветствует) сказал: «Рука Аллаха будет вместе с джама’атом [единением], а шайтан будет с тем, кто вышел из джама’ата». «Под выходом из джама’ата подразумевается снятие со своей шеи кольца Ислама, как сказано в хадисе. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), перечисляя тех людей, кровь которых дозволена, назвал «тот, кто вышел из Ислама и покинул джама’ат»».

[Далее в книге] передается от Усамы бин Шарика, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Рука Аллаха вместе с джама’атом. Если же кто-то выйдет [из джама’ата], тот выйдет против всех, и его схватят дьяволы, так же как волк схватывает овцу, отбившуюся от стада»».

1.[Такой прекрасный и совершенный атрибут Аллаха, как Рука стал предметом больших споров и даже конфликтов между верующими мусульманами. Одна группа людей отрицают данный атрибут, говоря, что не подобает Всевышнему иметь органы. И они, конечно же, в заблуждении. Другая группа, наоборот, воспринимает Руку Аллаха так, как она есть, тем самым, уподобляя Аллаха собственным же творениям. И это тоже ошибка.

Наша задача состоит в следующем: уверовать в существовании Руки Аллаха, потому что сам Аллах сказал об этом (см. Св. Коран 38:75, 5:64) и Его Посланник Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил о существовании Руки у Аллаха. Но не пытаться философствовать на данную тему, не пытаться задаться вопросом: «А какие это Руки? Как они выглядят?» Ибо мы не можем этого представить – «Нет ничего подобного Ему; Он – Слышащий, Знающий» (42:11). (см.Ибн Таймиййа – Акыда аль-Васатыййа) (Ва Ллаху а’лям)].

Приводится от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провел своей рукой по земле и нарисовал черту, после чего сказал: «Это путь Аллаха» Затем [продолжает ибн ‘Аббас] Пророк провел от этой линии два ответвления: вправо и влево. После чего сказал: «А это пути, на каждом из которых сидит шайтан, и он призывает к этому пути, [чтобы человек свернул в сторону]». [После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зачитал аяты, где Всевышний Аллах говорит]: «Это мой прямой путь, так следуйте же за ним, и не следуйте за другими путями (которые приводят к шайтану)» (6:153).

Передается от Му’аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Шайтан – это волк человека; как волк стада он забирает овцу, которая отбилась от него (стада). Я предостерегаю вас от долин [чтобы человек не оставлял города и не уходил в долины в то время, как нет фитны (смуты)], и держаться джама’ата, и придерживаться мечетей».

От Абу Зарра аль-Гифари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Двое лучше, чем один; трое лучше, чем двое; а четверо лучше, чем трое, и вы должны придерживаться джама’ата, ибо, поистине, Всемогущий Аллах не объединит мою умму, не иначе как на прямом пути». «И здесь под словом «иджма’» подразумеваются ученые. [То есть Аллах объединяет ученых уммы Мухаммада на истинном пути]. И Пророк сказал: «Эта умма не объединится в заблуждении»».

И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, те, кто были до вас из числа людей Писания разделились на 72 течения, и, поистине, эта умма разделится на 73 течения: 72 из которых в Огне и 1 в Раю. И это (та самая группа людей, которая окажется в Раю) аль-Джама’а». А в другом хадисе передается: «Это те, которые были на том, чего придерживаюсь я и мои сподвижники». Имам аз-Захаби сказал: «Хадис достоверный».

Приводится от Абдуллаха ибн Мас’уда, что он сказал: «[Если человек будет] экономить в Сунне (т.е. будет совершать малое количество в Сунне), то это лучше, чем он будет совершать огромное количество нововведений (бид’а)».

Передается от Убай ибн Ка’ба, что он сказал: «Вы обязаны придерживать пути [наших праведных саляфов] и Сунны, потому что нет такого раба, который придерживался бы пути сподвижников и Сунны [Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)], вспомнил бы Милостивого, и его глаза не увлажнились бы из страха перед Аллахом; и Аллах запретит Огню прикасаться [к нему в Судный день]». И затем Убай сказал: «Делать малое количество из Сунны лучше, чем совершать множество бид’а».

Передается от ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что он сказал: «Если человек посмотрит на человека из числа ахлюс-Сунна, то это приблизит его к Сунне, а чтобы удалиться от бид’а (нововведения) следует покланяться [Аллаху искренне]».

Абу аль-‘Алия сказал: «Я призываю вас, чтобы вы придерживались первого положения (т.е. Сунны Пророка и Праведных Халифов), которого придерживались мусульмане до того, как разделились».

Имама аль-Азва’и сказал: «Проявляй терпение касательно Сунны и остановись там, где остановились эти люди (сподвижники), и скажи то, что говорили они, и не делай то, чего не делали они, и следуй путем твоих праведных предшественников (саляф ас-салих)».

Аль-Азва’и сказал: «Я видел Великого Господа во сне. Он сказал мне: «О, Абдуррахман! Ты, тот, который приказывает совершать благое и запрещает харам». И я сказал: «[Я делаю это только] по Твоей Милости, О, Господь! О, Господь! Сделай же так, чтобы я умер на Исламе». И было сказано: «И чтобы ты умер на Сунне» [то есть скажи: «О, Господь! Сделай так, чтобы я умер на Исламе и на Сунне»]».

Суфьян ас-Саури (да помилует его Аллах) сказал: «Аллах не примет слово, не иначе как через поступок; и слово, и поступок не будут приняты, не иначе как через [искреннее] намерение; а все вместе – намерение, слово и поступок – не будут приняты, не иначе как если это будет соответствовать Сунне [Пророка]».

Ученик Суфьяна ас-Саури, Юсуф ибн Абсат, сказал: «Суфьян сказал мне: «О, Юсуф! Если тебе сообщат про человека, который находится на Востоке, о том, что он хранитель Сунны, передай ему «Салам»; и если тебе сообщат, что другой хранитель Сунны находится на Западе, то обязательно передай и ему «Салам», потому что люди из Ахлюс-Сунна валь-джама’а очень мало сохранились в наши дни»».

Передается, что Аюб ас-Сихтаяни (из младших поколений таби’нов)сказал: «Когда мне сообщают про смерть человека из числа ахлюс-Сунна, как будто бы я теряю конечности». И передается, что это же говорил имам ат-Табари (да помилует их Аллах).

Юсуф ибн Асбат сказал: «Мой отец был кадаритом, мои дядья [по материнской стороне] были рафидитами (ши’итами), и Аллах спас меня через Суфьяна (ас-Саури)». Также Аюб ас-Сихтаяни сказал: «Поистине, радость новообращенных мусульман будет заключаться в том, что Аллах даст им возможность получать знания у людей ахлюс-Сунна валь-джама’а».

Передается, что ибн Шаузаб сказал: «Поистине, Милость Аллаха, которую Он показывает молодому человеку, заключается в том, что когда этот человек стал придерживаться этой религии, он взял себе в братья того человека, который придерживается Сунны, и Аллах поможет ему в этом».

Му’аттамир бил Сулейман сказал: «Однажды я зашел к своему отцу,и я был в тяжелом настроении. И он спросил: «Что с тобой?» Я ответил, что умер мой друг. И он опять спросил: «Умер на Сунне?» Я ответил, что да. Он сказал: «Так грусти по нему» [то есть этот человек достоин того, чтобы по нему грустили]».

Суфьян ас-Саури сказал: «Ищите у людей Сунны благо (или используйте их блага), потому что они гураба».

Имам аш-Шафи’и (да помилует его Всевышний Аллах) сказал: «Когда я вижу человека из числа ‘асхаб аль-хадис’ (приверженцев Сунны), то я как будто бы вижу человека из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Джунайд бин Мухаммад аль-Багдади сказал: «Дорога к Аллаху закрыта для творений, кроме тех, кто следует за наследием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников, и тех, кто последовал за ними вплоть до Судного дня».

2.Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Ислам начался странно (внезапно), и вернется точно также странно (внезапно), как и начался, и награда (дерево в Раю, которое называется Туб’а) для Гураба» И когда Пророка спросили том, кто такие Гураба, он ответил: «Это те люди, которые воскресят мою Сунну в то время, когда моя умма погрузится в разврат, [нечестие, бид’а]». И затем он прочитал аят [в котором сказано]: «Для вас был показан в Посланнике Аллаха наилучший пример». (33:21)

Глава 2: О порицании нововведения и людей, придерживающихся нововведений.

Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто выдумает в этом [в этой религии] то, чего нет, то это будет отвергнуто».

Также передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто совершил поступок [на которого не было согласия или] приказа, то он будет отвергнут». (аль-Бухари, Муслим).

И передается от Абдуллаха ибн Умара, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто стремиться искать другую Сунну, тот не относится к нам». Точно так же, как Аллах сказал в Коране: «Тот, кто стремиться искать другую религию, помимо Ислама, то это не будет принято от него» (3:85).

Передается, что аль-Арбаух ибн Сария, сподвижник Пророка, сказал: «Однажды Пророк проповедовал нам так, что сжались наши сердца и глаза увлажнились слезами. И тогда один человек вышел и сказал: «О, Посланник Аллаха! Такое ощущение, что эта проповедь последняя! Так что же ты завещаешь сделать нам». И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я завещаю вам бояться [Одного лишь] Аллаха; слушаться и повиноваться, даже если правитель над вами будет раб из Эфиопии. Тот, кто будет жив из вас после меня, увидит огромное количество разногласий, и [поэтому] вы должны придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, которые идут прямым путем. Держитесь за неё своими коренными зубами [то есть крепко]. И я предостерегаю вас от того, что будет введено [из нововведений], ибо, поистине, каждое новшество является заблуждением»». Сказал ат-Тирмизи: «Этот хадис хасан сахих (хороший и достоверный)».

Передается от ибн Мас’уда, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я встречусь с вами у [своего водоема, который называется] Хауд. И со мной будут люди, которых отгонят от этого источника. И я скажу: «О, Господь! Это же мои асхабы?!» И мне будет отвечено: «Ты не знаешь о том, что они совершили после тебя»» (аль-Бухари, Муслим). Передается, что Абдуллах ибн Махриз сказал: «Эта религия будет уходить Сунна за Сунной, точно так же, как эта веревка разрывается по частям».

Передается, что однажды к Тавусу ибн Кайсан пришел некий человек и стал ему говорить про му’тазилитов, [так как он был одним из них]. И тогда Тавус ибн Кайсан вставил свои пальцы в уши для того, чтобы не слушать его, и затем он обратился к своему сыну, сказав: «Сынок! Сделай то же самое, чтобы не слышать ничего из того, что он говорит, [потому что] это сердце очень слабо». И он (Тавус ибн Кайсан) это говорил до тех пор пока этот нововведенец [из числа му’тазилитов] не выдержал и не ушел от них. (Комментируя выражение - «Точно так же, как эта веревка разрывается по частям...» – Мы скажем: «Веревка состоит из многих волокон, и она рвется не целиком, а постепенно: сначала одна часть, потом другая, третья и т.д. И таким образом Сунна умирает постепенно одна за другой. И Пророк на вопрос о гураба (странные люди, которые получат награду в Раю) ответил: «Это те люди, которые будут воскрешать мою Сунну тогда, когда эта умма погрузится в «фасад» [разврат, бид’а, нечестие, заблуждение и прочие скверные вещи]»». А Аллах знает лучше!)

[И далее в книге Тальбис Иблис передается], что к Ибрахиму ан-Нахии [учителю знаменитого факиха и основателя одного из распространенных мазхабов Абу Ханифы ан-Ну’мана ас-Сабита] пришел некий человек из числа ирджа’ [то есть из числа мурджи’итов], и ан-Нахии к нему обратился, [зная о том, что этот человек мурджи’ит]: «Когда закончится этот урок, встань и уйди отсюда и [сделай так, чтобы я тебя больше] не видел, [ибо ты – человек, который отвратился от Истины, от Сунны]».

И также передается, что Суфьяну ибн ‘Уейна сообщили, что Ибрахим ибн Яхья стал говорить неправильные вещи касательно предопределения (аль-кадра). На что Суфьян ответил: «Люди знают, кто он такой [так не надо повторять о нем снова и снова, зная, что он еретик]; лучше попросите прощения у Аллаха для меня [ведь я, как и вы, нуждаюсь в ваших мольбах-ду’а]». И передается, что к Мухаммаду ибн Сирину пришел один человек [из числа кадаритов] и стал разговаривать про кадр (предопределение) [секта кадаритов полностью отвергает предопределение Аллаха (а’уузу биЛлях)]. И тогда Ибн Сирин сказал: «Либо ты уйдешь от нас, либо мы уйдем от тебя».

«Люди знают, кто он такой…» - «То есть люди и так знают кто он такой, чтобы разговаривать о нем огромное количество раз, и постоянно опровергать их и т.д. СубханаЛлах! Напротив, из лучшего примера ученых нашей уммы - это оставление тех нововведенцев, про которых не надо разговаривать, про которых не надо говорить о том, как нам нужно относиться к этим людям.

И Аллах в Коране не упомянул про самую крупную смуту на земле во все времена [начиная от Адама и заканчивая Судным днем] – о Масихе Даджале [Антихристе, который явится в конце времен и который будет убит Исой ибн Марьям]. И это потому, что Аллах хочет унизить Антихриста [Даджаля], как об этом писал имам аль-Джаузи, Ибн Касир и многие другие толкователи Корана и Сунны» [Так давайте же и мы не будем лишний раз упоминать о различных еретиках и сектантах, которые сбились с Истины, дабы унизить их – они не достойны того, чтобы их постоянно вспоминать!].

И передается что пришел к Аюбу ас-Сихтаяни один человек из ахлюль-бид’а (нововведенцев) и спросил: «О, шейх! Разреши мне сказать одно слово?» На что Аюб ответил: «Нет! Ты не скажешь и половины слова».

Аюб ас-Сихтаяни сказал: «Каждый раз, когда приверженец нововведения делает итждихад [выносит богословско-правовое решение, а в его случае увеличивает число нововведений], Аллах прибавляет ему только отдаленность [от Истины]».

И в комментарии к этому изречению приводится, что Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Тот, кого не защищает его намаз от грехов и нечисти, тот не получит от Аллаха ничего кроме отдаленности [от Аллаха, и Его Пророков, и Истины, и Ислама в целом]».

Передается, что имам Суфьян ас-Саури сказал: «Иблис больше всего любит бид’а [когда человек совершает новшество], и для него предпочтительней новшество, чем тяжкий грех [ибо человек после тяжкого греха делает таубу (покаяние), а когда делает бид’а, не кается и умирает в этом скверном положении, кроме тех, кого Аллах помиловал и направил на Истину]».

Сообщается, что однажды погиб [один из основоположников секты мурджи’итов] Абд аль-Азиз ибн Абу Дауд, и люди пришли на его похороны, и кладбище переполнилось людьми. [И в этот момент был еще жив Суфьян ас-Саури], и когда он пришел на кладбище, люди расступились перед ним, подумав, что он собирается прочитать по нему джаназа [заупокойную молитву]. Но он пришел на похороны специально, чтобы показать, что он не будет читать намаз по нему. Затем он развернулся и ушел.

Суфьян ас-Саури сказал: «Тот, кто будет слушать приверженца нововведений, тому Аллах никогда не поможет, и не даст ему пользу в том, что он услышал. Тот же, кто пожал руку [нововведенцу], тот разрушил Ислам – часть за частью».

Передается, что когда Сулейман ат-Таймий тяжело болел и находился при смерти, он зарыдал. И спросили его: «Что заставляет тебя плакать? Неужели ты боишься смерти?» Он ответил: «Нет! Но однажды я поприветствовал кадарита, и я боюсь за то, что теперь Господь меня спросит за это [за то, что я отнесся к нему с наилучшим пожеланием, с наилучшим отношением]».

Фудейль ибн Ийяд сказал: «Тот, кто будет сидеть вместе с нововведенцем - остерегайтесь этого человека». Также Фудейль сказал: «Тот, кто полюбил нововведенца, Аллах уничтожит его поступки, и Аллах выведет свет Ислама из его сердца». Также он сказал: «Если ты увидишь нововведенца на своей дороге, то сверни на другую дорогу, потому что его награда не поднимается к Всемогущему Аллаху. А тот, кто помогает этому человеку, помогает разрушать Ислам».
И также передается, что один человек сказал Фудейлю: «Тот, кто выдал свою дочь за нечестивца, тот разорвал ее чрево [то есть ее потомство]». И Фудейль также сказал следующие слова [которые скажет потом великий ученый и основатель ханбалитского мазхаба - имам Ахмад]: «А тот, кто выдал свою дочь за нововведенца, то он таким образом разрушил ее чрево (уничтожил ее род), а тот, кто сядет рядом [с этим нововведенцем], тот не получит мудрости от Всемогущего Аллаха. И если Аллах знает о том, что этот человек ненавидит нововведенца, то я [говорит Фудейль ибн Ийяд] рассчитываю, что Аллах простит ему [его] грехи [из-за этой ненависти]».

Передается, что ал-Ляйс ибн Са’д сказал: «Если бы я увидел нововведенца, который идет по воде(!), я бы [и тогда] не принял его».

Имам аш-Шафи’и услышав эти слова произнес: «[Нет!] Если бы я увидел нововведенца, который идет по воздуху(!!!), я бы не принял его».

Ибн Харис сказал: «Однажды скончался аль-Мурайсий [один из предводителей кадаритов], и в это время я был на рынке, и если бы это место [т.е. рынок] располагалось бы для того, чтобы сделать саджда (земной поклон), я бы сделал его, благодаря и восхваляя Аллаха за то, что он умертвил этого человека».

Также передается, что имам аль-Курбаний разговаривал о людях, придерживающихся нововведений. И когда к нему обратились люди: «Если бы ты рассказывал хадисы», он разгневался и после чего сказал: «Мои слова про нововведенцев [порицая их и предостерегая от них] более любимы мною, чем поклонение, в течение 60 лет».

[И после того, как ибн аль-Джаузи привел хадисы от Пророка Мухаммада и его сподвижников и изречения праведных предшественников (саляфов), он продолжил в своей книге]: «Но как же мы можем определить, какой человек является нововведенцем, а какой из Ахлюс-Сунна? [Как мы это определим? Ибо каждый нововведенец утверждает, что он правдив и относится к Ахлюс-Сунна.]» Ответ: «Сунна в языковом значении этого слова означает дорога (тарик). И нет сомнения в том, что люди, которые передавали хадисы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) следовали за ним и его сподвижниками во всем, [и они находились на этом пути]».

[Именно поэтому, когда мы говорим, что наша обязанность, как мусульман, следовать Корану и Сунне, мы добавляем: в понимании саляфов (праведных предшественников) нашей уммы!] [И далее, продолжая ответ, ибн аль-Джаузи пишет]: «А новшества произошли после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников» [и новшество – это поступок, которого не было тогда].

Бид’а (новшество) – это дело, которого не было [во времена Пророка и сподвижников]. И большинство из них (нововведений) противоречит шари’ату: либо добавлением чего-то, либо сокращением чего-то. И даже если новшество не противоречит шариату, то большинство наших праведных предков ненавидело это новшество, и они убегали от каждого нововведенца.

И когда к Зайду бин Сабиту пришли Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) с вопросом о сборке Корана, он вопросил: «Как вы можете делать то, чего не делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?»

И также передается, что Са’д ибн Малик (Абу Ваккас) услышал человека, который обращался: «Я перед Тобой, о, Обладатель Ми’раджа (вознесения на небо)!», он (Са’д) сказал: «Мы не говорили этого во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

И также передается, что во времена Абу Мусы аль-Аш’ари возникла такая ситуация: люди после магриба собрались в мечети и стали говорить: «Делайте тасбих: столько-то раз «СубханаЛлах», столько то раз «Аль-ХамдулиЛлях» на камушках». И когда Абу Муса вышел из мечети, то встретил Абдуллаха ибн Мас’уда и рассказал, что произошло. Он отправился для того, чтобы поговорить с ними. И когда он увидел, как они совершают зикр [с помощью камушек] он сказал: «Клянусь Аллахом, кроме которого нет иного божества [достойного для поклонения], вы привели сюда бид’а (новшество)». И в другом риваяте передается так: «Давайте вы сделаете так: вы начинайте считать на этих своих камушках грехи, а я даю вам гарантию, что вы не потеряете ничего из своих хасанатов».

Далее пишет Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи: «Мы объяснили вам, что эти люди (саляфы) опасались каждого новшества, даже если в этом не было ничего противоестественного, [ничего плохого]». Ибн аль-Джаузи упоминает ситуацию Умара ибн аль-Хаттаба. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал таравих, то первые дни он читал в мечети вместе с джама’атом, а затем он отдалился и читал дома. И когда его спросили: «Почему?» Он ответил: «Для того, чтобы Аллах не установил это обязанностью для вас». Но затем ибн Умар [сын Умара ибн аль-Хаттаба] [после смерти Пророка] призвал людей читать таравих в мечети. И сказал Умар ибн аль-Хаттаб: «Это хорошее бид’а (нововведение)». Но в основе это не было нововведением в шариатском смысле этого слова.

У каждого слова в арабском языке есть языковое и шариатское определение. В шариатском значении данное действие не было бид’а, а в языковом – было [ибо это было то, что не делал Пророк, но шариатская основа была]. Поэтому Пророк сказал: «Придерживайтесь моей Сунны и Сунны праведных халифов, которые идут правильным путем». Если эта вещь имеет основу в шариате, тогда она не является проклинаемой и осуждаемой бид’а!!!

Аль-Бухари и Муслим привели хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Будут люди из моей уммы, которые будут стоять открыто [на истине] до тех пор, пока к ним не придет приказ Аллаха, и они будут в этом же положении». Также от Саубана приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будет группа из моей уммы, которая будет твердо придерживаться истины; и им не навредит тот, кто будет унижать их, до тех пор, пока не придет приказ Аллаха, и они в этом же положении». На вопрос, кто эта группа, которая будет твердо придерживаться истины, Али ибн аль-Мадини сказал: «Это ‘асхаб аль-хадис’». [Асхаб аль-хадис – дословно переводится как «люди хадисов», то есть люди, которые следуют тому, что было передано в хадисах от Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)]. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по-разному описывал эту группу [асхаб аль-хадис].

Например Муслим приводит следующий хадис от Джабира, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из моей уммы будет группа, которая будет сражаться на истине. И им не навредит тот, кто будет их унижать, до тех пор, пока не придет приказ Аллаха, и они будут в этом же положении [то есть сражаться на истине]».

И в своем шархе имам ан-Навави указывает: «Это группа и есть асхаб аль-хадис». Следует отметить, что ученые расходились по поводу этой группы, кто они.

Ибн Хаджар [составитель знаменитого толкования хадисов из сборника аль-Бухари – Фатх аль-Бари] сказал: «Нельзя сказать, что эта группа находится в определенном месте или в определенное время; напротив, эта группа [которая будет сражаться на истине] будет всегда и везде». Скажу также, что достоинство этой группы очень велико!

И также приводится в сборниках у ат-Тирмизи, Абу Дауда и прочих сборниках, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Они [группа, сражающаяся на истине] будут и в Шаме [территория Сирии, Иордании, Палестины], и они будут в Палестине, и они будут в магрибе [на территории гарба]».

Ученые [мужи Ислама] сказали: «То, что Пророк упомянул, что эти группы будут в разных территориях, указывает на то, что их будет огромное количество, и они будут придерживаться этого [сражаться на истине, находясь в разных концах]».

Имам ан-Навави сказал про хадис, указывающий на местоположение этих групп: «И может быть, что эта группа разделена на огромное количество людей; и среди них [могут быть] предводители битв [муджахиды], и среди них ученые, и среди них хадисоведы, и среди них аскеты [которые в этой мирской жизни довольствуются малым], и среди них те, которые призывают к одобряемому и запрещают порицаемое». Ученые сказали, что воины территории гарба будут сильны (шидда) по отношению к врагам.

[Далее автор книги, Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи спрашивает]: «Знаете ли вы какие будут те секты, [о которых сказано в хадисе]?»

Мы ответим: Мы знаем разделение, которое произошло в нашей умме и знаем основы этого разделения; и каждая секта разделилась на добавочные секты. Даже если мы не знаем большинство имен этих групп и их убеждения, то мы знаем основных категорий нововведенцев. И это: 1) Хавариджы (хариджиты); 2) Кадариты; 3) Джахмиты; 4) Мурджи’иты; 5) Джабариты; 6) Рафидиты (ши’иты).

Ибн аль-Джаузи пишет: «В основе умма разделилась на 6 этих сект, и каждая секта разделилась на 12 других сект. [В общей сложности получается 72 секты. И сразу же вспоминается хадис о 73 течениях, 72 из которых в Огне]».

Кратко опишем эти 6 основных течений. Если на то будет воля Аллаха.

1. Аль-Харурийа (хавариджы) . Они были прозваны Харуритами, потому что они жили в селении, которое так называлось, близ Куфы [город в Ираке].

От Абу Хурайры передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане на 72, а эта умма [мусульман] разделится на 73 группы» Сказал ат-Тирмизи [величайший хадисовед, автор сборника хадисов «аль-Джами’а ат-Тирмизи», в который вошли 4058 хадисов]: «Хадис достоверный».

В еще одной версии, Пророк добавляет: «И все они в Огне, кроме одной; и это те, которые придерживаются того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники». В другой версии Пророк сказал: «И это аль-Джама’а».

Они [хавариджы] нашли там прибежище после того, как враждовали с ‘Али ибн Абу Талибом, и после того как он разгромил их войска; [они обвинили ‘Али неверующим (кафиром)].

Также есть история, в которой рассказывается, что к ‘Аише бинт Абу Бакр [жене Пророка] (да будет доволен ею Аллах) пришла женщина и спросила: «Почему женщина, у которой были месячные восстанавливает пост, но не восстанавливает намаз?» [Женщина задала этот вопрос, проявив наглость и неуважение к жене Пророка]. И ‘Аиша ответила: «Ты [случайно не из числа] харуритов?».

Также из числа их имен – аш-Шурат.

Они прозваны так оттого, что они сказали: «Мы продали наши души ради Аллаха, [в результате чего пошло название «проданные» (шурат)]».

И также из их названий – «аль-хукмиййа». Их стали так называть, потому что они стали отрицать то, что договор между ‘Али и Му’авией [ибн Абу Суфьяном] мог решать кто-то из людей. Они сказали: «Хукм принадлежит только Аллаху, [и в результате этого они вышли из войск обеих сторон, и тем самым еще и вышли из Ислама]».

Они отрицали Абу Мусу аль-Аш’ари и Амра ибн ‘Аса, которые выступали судьями [со стороны ‘Али и Му’авии соответственно].

Также хавариджей называют «аль-марика» (отступники, вышедшие из Ислама).

Ибн аль-Джаузи сказал: [Почему их называют ‘аль-марика’, то есть отступники?] Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они выходят из религии точно также как стрела, выпущенная мимо цели».

Конечно же сами хариджиты отрицают это положение и не называют себя таковым именем.

2. Кадариты. Группа [кадаритов] была названа так, потому что они отрицают предопределение Аллаха [т.е. кадр отсюда -> кадариты] и [соответственно отрицают] Его Всезнание. Они сказали [следующее по этому поводу]: «Все поступки рабов сотворены, они сами творят их без участия Аллаха». [То есть, если человек совершил какой-то поступок, то он является сам творцом этого поступка, а не Аллах. Это было одно из крупнейших заблуждений]. [Затем они сказали]: «Аллах хочет чего-то от людей, но не добивается этого». (А’уузу биЛлях!).

И первый, кто произнес этот куфр [слова, указывающие на неверие] был христианин из Басри. От него же взял это высказывание Ма’абад аль-Джухани. И это же высказывание потом [во времена правления халифа Умара ибн Абд аль-Азиза] распространил Гейлан ад-Димашки, [который стал известен как родоначальник секты кадаритов].

3. Джахмиты. Это сторонники Джахма ибн Сафвана. Он был родом из города Термез.

Они [джахмиты] сказали: «Люди вынуждены делать те или иные поступки, потому что Аллах предписал им это сделать; человек не может выбрать [между тем или иным поступком], потому что за него уже решено».

И они сказали: «Рай и ад - не вечен [они будут уничтожены рано или поздно]».

И они сказали: «Иман (вера) – это [лишь] знание об Аллахе [то есть Аллах существует, мы это знаем, нам этого достаточно и у нас есть иман]».

Кстати, в этом убеждении они полностью схожи с мурджи’итами [о которых речь пойдет дальше (по воле Аллаха)].

4. Мурджи’иты. Название течения берет свое начало от слова «аль-ирджа’ (дословно – оттягивание, отстранение)». Они были названы так, потому что отстраняли поступки от имана (веры).

[То есть они говорят, что поступки и иман это не единое целое: они отстраняют поступки и оставляют только иман].

Они [также] сказали: «Иман – это то, что человек признает Аллаха, верит в Его Пророков и то, что пришло от Аллаха [Коран]».

[Что касается поступков (деяний)], они сказали: «Это не относится к вере (иману) ни в чем».

Мурджи’иты являются крайними в понимании ‘надежды на Аллаха’ (ар-Раджа).

[Как мы знаем каждый обязан поклоняться Аллаху из трех качеств: из любви к Аллаху, из боязни Аллаха, надеясь на Аллаха. Но страх перед Аллахом должен преобладать над нами, пока мы живы].

Мурджи’иты отличаются тем, что они полностью отвергают угрозы Аллаха, которые пришли к нам из Корана и Сунны, о наказании неверующих.

Они говорят, что Аллах не накажет верующих, и все уже [являются из обитателей] Рая.

5. Рафидиты (ши’иты). Название [рафидиты] происходит от слова ‘рафида’ («отрицающие»).

Зайд ибн Али ибн Хусейн выступил против Ибн Абл аль-Малика [правителя]. И к Зайду [к его войскам] присоединились ши’иты. Когда они собрались выходить на битву, они (ши’иты) стали ругать и проклинать Абу Бакра. И Зайд, услышав эти [мерзкие и отвратительные] слова и запретил им так говорить. И они отвергли [этот приказ Зайда], покинув его лагерь. Передается, что вместе с Зайдом осталось только 200 человек.

[Что касается основных вероубеждений шиитов], они верят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал халифат именно ‘Али ибн Абу Талибу. Они также считают, что большинство сподвижников впали в заблуждение и вышли из Ислама [потому что не поддержали ‘Али после смерти Пророка].

[Что касается имама], то он может быть только из [числа] потомков Хусейна ибн ‘Али ибн Абу Талиба.

6. Джабариты. Вероубеждение джабаритов похоже на «джахмийское», то есть раб Аллаха вынужден делать те или иные поступки без права выбора.

Сказали джабариты: «У него [раба Аллаха] нет поступков. Все что он делает – это делает Аллах».

И их смысл [в отрицании выбора у человека] состоит [например] в том, что если человек неверующий, то не надо призывать его к Исламу, ибо Господь не хочет этого.

Передается, что однажды один человек плыл на корабле вместе с одним огнепоклонником. Он обратился к нему: «Прими Ислам!» Огнепоклонник спросил: «Зачем?» Тот ответил: «Потому что Аллах хочет этого от тебя». Огнепоклонник парировал: «Но ведь если Аллах хочет от мне принятия Ислама, почему же я не принял его» На что он ответил: «Потому что шайтан не хочет этого!» И огнепоклонник сказал: «Зачем я буду поклоняться Ему (Аллаху)? Я лучше буду покланяться тому, кто сильнее Его» (а’уузу биЛляхи мин-аш-шайтони-рраджим!).

Продолжает шейх Абу аль-Фарадж в своей книги, разъясняя характерные черты этих сект, [раскрывая на какие добавочные секты распались]:

Хаваридж (хариджиты).

1) Из числа хариджитов 1 секта – это «аль-Азарика» (азракыйа). Это те люди, которые в свое время последовали за Ибн Рашидом Нафи’а аль-Азрака. Эта группа является самой многочисленной среди хариджитов. К их вероубеждениям относятся: тот, кто вышел против нас [против наших убеждений], тот является мушриком (т.е. многобожником), и тот, кто не переселяется к нам, будучи согласными с нашими убеждениями, они тоже мушрики. А также: любой, кто приходит к ним (т.е. кто переселился к ним) они испытывают его тем, чтобы он убил человека, который противоречит им. Также эта секта утверждает о том, что допустимо убивать женщин и детей [тех мусульман, которые противоречат им].
И ибн аль-Джаузи пишет о них: они сказали: «Мы не знаем верующих людей за исключением нас, и все, кто читают намаз в сторону киблы (Ка’абы) неверующие, кроме тех, которые последовали за их высказываниями [убеждениями]».

2) Вторая секта из числа хариджитов – «аль-Ибадыйа». Они сказали: «Тот, кто придерживается наших слов, то он верующий, тот же, кто отвернулся от нас, тот лицемер (мунафик)». Эту секту основал Абдуллах аль-Ибауд. И они впоследствии раскололись на 4 группы. И они сказали, что любой, кто вышел против них – это неверующие (кафиры), но не мушрики (многобожники). Также они сказали: «Запрещено проливать их кровь, если между нами не объявлен джихад, но если это произошло, тогда их кровь, имущество и женщины являются для нас дозволенными». Ибадиты считают, что тот, кто совершил тяжкий грех, тот будет находиться вечно в Аду.

3) «Ас-са’лябийа» является третьей сектой среди хариджитов. Из их убеждений то, что Аллах не устанавливал ничего [то есть их слова сошлись со словами кадаритов, которые отвергли Всезнание Аллаха о будущем]. Эту секту основал Са’ляби ибн Мишкана. И также они сказали, что они должны поддерживать добрые отношения со всеми до тех пор, пока они твердо не убедятся в том, что они вышли из их секты.

4) Четвертая секта хариджитов – это «Аль-Хазимийа». Они сказали: «Мы не знаем, что такое иман (вера). Все создания Аллаха имеют право оправдываться». Как сказали ученые: они разделяли мнение кадаритов, как и предыдущая секта са’лябийа.

5) Пятое движение хариджитов – «аль-Халяфийа». Они сказали: «Тот, кто оставил джихад [будь то мужчина или женщина], тот кафир, и их кровь дозволена [то есть их разрешено убивать]». Это последователи человека, которого звали Халяф. Они также считают, что джихад допустим только тогда, когда правитель (халиф) является из их числа (из хариджитов-халяфитов).

6) «Аль-Каузийа» - шестая секта. Сказали каузиты: «Никто из наших мусульман не имеет право прикасаться к другим людям [которые не в их секте]». Почему? Потому что никто не знает какой человек является чистым, а какой грязным (наджасом). Они также сказали: «Со всеми мушриками, [которые не с нами] запрещено сидеть вместе до тех пор, пока
этот человек не покается и не совершит полное омовение тела (гусль)». Про них сказал хафиз аль-‘Ираки: «Эта группа, которая не допускает того, чтобы мочу (или испражнение) проливали на землю. Они это положение объясняют тем аятом, в котором сказано: «Вся земля для вас сделана мечетью и чистой…»» И когда у них возникает потребность, они справляют свою нужду в реках.

7) «Аль-Канзийа». Они сказали: «Никто не имеет никакого права отдавать другому часть своего имущества (садаку), [потому что он не знает, достоин ли он получить эти деньги или же нет]». А на вопрос, что же делать с этими деньгами (или имуществом, они ответили: «Мы должны прятать их в земле (делать клад)». [Отсюда их название – «Аль-Канзийа» - аль-канз с арабского переводят, как клад]. Далее они продолжили: «После того как зарыли клад, мы можем их обратно раскопать и отдать лишь тем людям, которые действительно находятся на истине».

8) «Аш-Шамрахийа». Они сказали: «Нет ничего противозаконного в том, чтобы прикасаться к чужим женщинам».

9) «Аль-Ахнасийа». Последователи этой секты сказали: «Умерший человек после своей смерти не получает никакого блага и никакого зла [ни один грех и ни одно благое дело не записывается после смерти]». Они отрицают тем самым хадис, в котором передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После того, как человек умирает все книги его деяний закрываются за исключением трех: 1. Садака джария [Когда человек что-то построил или дал садака так, что оно приносит пользу после его смерти]; 2. Знание, [которое приносит пользу другим людям]; 3. Праведный сын, которого он обучил».

Они также сказали, что все те, которые находятся в «даруль-куфр» [о которых они не знают ничего из их акыды] лучше не говорить верующий он или нет, кроме тех, чьи
вероубеждения мы открыто знаем. И они считают, что до того, как надо начинать боевые действия против мушриков [коими они считают других людей, не принимающих их убеждения] необходимо призвать их [к этим своим убеждениям].

10) «Аль-Хакимийа». Они сказали: «Тот, кто обратился за судом к сотворенному Аллахом (т.е. человеку), он является кафиром». И они последовали в свое время за ‘Урвой ибн Хайдаром, который отверг положение суда между ‘Али и Му’авией, сказав, что они все вышли из Ислама.

11) «Му’тазилиты». Отдалившиеся от хариджитов, но оставшиеся внутри них. Они сказали: «Мы впали в вопросах Али и Му’авии в большие сомнения, и мы отстраняемся от них всех».

12) «Аль-Маймунийа». Они сказали: «Не существует ни одного законного правителя, кроме того, кем мы довольны».

Их основал человек по имени Маймун, который считал, что необходимо выступать и бороться со всеми правителями. И они допускали, что если дедушка женится на своей внучке, то это не запретно, поскольку на это нет доказательства в Коране. И они отрицают, что сура «Юсуф» (12 сура) относится к Корану, сказав: «Как мог Юсуф – Пророк Аллаха - просить власти у правителя Египта?!».

Тем самым они совершили худший вид куфра – отрицание книги Аллаха (да упасет нас Аллах от этого!)

Вот на эти 12 течений и разделились хариджиты. Они были раньше и существуют в тех или иных проявлениях сегодня.

Аль-Кадарийа. Они разделились на следующие секты, коих 12:

1) «Аль-Ахмарийа». Они сказали: «Условие справедливости Аллаха по отношению к Его рабам, чтобы они могли сами выбирать свои поступки; и оставить их (людей) между ними и своими грехами».

2) «Ас-Санавийа». Они сказали: «[Любой человек, считающий себя верующим должен знать], что благо приходит [только] от Аллаха, а зло – от Иблиса».

3) «Аль-Му’тазиля». Они сказали следующее: «Коран является сотворенным; и они отрицали видение [Аллаха в Судный День]».

4) «Аль-Кайсанийа». Они сказали: «Мы не знаем о поступках, которые мы совершаем – являются ли они от Аллаха или же они от самих рабов. Мы также не знаем, наградит ли Аллах кого-то после смерти или будет наказывать».

5) «Аш-Шайтанийа». Они сказали: «Поистине, Аллах не сотворил Шайтана». Их основателем был Мухаммад ибн Ну’ман ар-Рафидый, который получил прозвище «Шайтан-Так».

6) «Аш-Ширкийа». Они сказали: «Все грехи имеют определенно наказание, кроме куфра (неверия); [и Аллах сотворил все эти грехи и благие деяния (то есть все поступки), а иман и куфр были изначально]».

7) «Аль-Вахмийа». Они сказали: «Поступки не принадлежат творениям; и благие поступки человека не имеют никакой награды, а плохие поступки - наказания».

8) «Ар-Равандийа». Они сказали: «Совершение деяния [человеком], опираясь на любую Книгу, ниспосланную от Аллаха, является истиной, даже если [эта Книга является] отменяющей (то есть Коран, который отменил Тору и Евангелие) или же наоборот – отмененной (например, если человек берет шариат Моисея и судит им по Корану, а все то, что написано в Коране, но противоречит Торе – он отвергает)5». Их основал Ахмад ибн Яхья ар-Равандий, по прозвищу Зиндик (лицемер).

9) «Аль-Минбариййа». Они сказали: «Тот, кто ослушался Аллаха, а потом совершил покаяние (тауба), его покаяние не будет принято».

10) «Ан-Накисийа». Они сказали: «Разрыв договора с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешен [и ничего в этом плохого нет]».

11) «Аль-Каситыйа». Они сказали: «Любой, кто стремиться получить свою долю из этой мирской жизни (дунья) [то есть любой, кто стремится заработать в этой мирской жизни], тот является заблудшим, и каждый должен совершать зухд - [отрешиться от этого мира]».

12) «Ан-Низамийа». Они сказали: «Что Аллах ничего не сможет сделать, если этого не захотят рабы» (А’уузу биЛляхь!) Также из их убеждений, что Аллах не может добавить наслаждения в Раю, и наказание обитателей Ада не уменьшается. И их основал Ибрахим ан-Низам.

3. Аль-Джахмийа. И они также разделились на следующие 12 подгрупп:

1) «Аль-Му’аттыля». И они сказали, что тот, кто утверждает, что Аллах видит, он является неверующим (кафиром). Они отменили полностью Атрибуты (Сыфаты) Аллаха, сказав: «Если человек видит и Аллах видит, значит, они одинаковы». Проще говоря, они считали, что человек может жить не только по Корану, но и по другим Книгам – Торе, Евангелии.

2) «Аль-Мурайсийа». Они утверждали, что большинство Атрибутов Аллаха сотворены. Также они сказали, что иман (вера) – это лишь подтверждение истины; и сказали, что куфр (неверие) – это всего-навсего отрицание. Они были последователями Бирша ибн Гаяса аль-Мурайсий.

3) «Аль-Мультазима». Они говорят: «Аллах находится в каждом месте».

4) «Аль-Варидийа». И их слова – «тот, кто познал Своего Господа, не войдет в Огонь Ада; а тот, кто войдет в Огонь Ада, он уже никогда не выйдет оттуда».

5) «Аз-Занадика». Они сказали: «Тот, кого мы не можем постичь своими чувствами [- слухом, зрением, вкусом, обонянием, прикосновением -], то это не является нашим господом».

6) «Аль-Харкыйа». Они сказали: «Огонь Ада прикасается к неверующим и грешникам только один раз; после прикосновения Огня обитатели Ада сгорают, и этот Огонь им больше не вредит, [поскольку сгоревшее творение становится одной природы с Огнем]».

7) «Аль-Махлюкыйа», которые сказали, что Коран является сотворенной вещью.

8) «Аль-Фания». Они сказали, что Ад и Рай не вечны.

6) Позиция Ахлю-Сунна в этом вопросе следующая: Мы видим, но наше видение не как у Аллаха; это лишь схожесть в произношении слов, но никак не в смысле.

7) Бут-то бы Он (Свят Он и Велик) Своей Сущностью везде, и даже в свинье или собаке (А’уузу биЛляхь! А’уузу биЛляхь! А’уузу биЛляхь!).

9) «Аль-‘Ирийа». Они сказали, что отвергают всех Посланников, назвав их просто мудрецами, [доносившими Истину].

10) «Аль-Вакыфийа». Они же сказали, что не будут говорить сотворен ли Коран или нет, решив отойти от этого вопроса подальше.

11) «Аль-Кубурийа». Они сказали, что не существуют наказания в могиле и заступничество [Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)].

12) «Аль-Ляфзыйа». Они сказали: «То, что мы произносим, читая Коран, является сотворенным».

4. Аль-Мурджи’а. Они разделились на следующие 12 сект:

1) «Ат-Тарикийа». Они сказали: «Аллах не устанавливал на Своих творениях какие-либо обязательства (фард), кроме имана (веры); и тот, у кого есть иман, тот может делать все, что пожелает».

2) «Ас-Са’ибийа». Они сказали: «Аллах сотворил Свои создания для того, чтобы они делали все, что захотят».

3) «Ар-Раджийа». Они сказали: «Мы не можем называть человека, покорившемуся [Аллаху и Его Посланнику] покорившимся, а грешника – грешником, по причине того, что мы не знаем какого его положение перед Аллахом». Но позиция Ахлю-Сунна заключается в том, что мы должны учитывать в человеке то, что видим в нем. И если мы видим, что человек покорился и делает намаз, говорит, что он верующий, то мы верим ему до тех пор, пока не придет явное доказательство обратного (Ибн Таймия).

4) «Аш-Шакийа». Они сказали, что подчинение Аллаху (то есть выполнение Его приказов) не относится к вере (иману). И они запрещали говорить: «Поистине, я - верующий», говоря, что это никто не может знать. И они добавили: «И это (иман) будет видно только в Судный День».

5) «Ас-Сайбийа» (или «аль-Байхасийа»). Они сказали, что иман – это лишь знания, а тот, кто не знает об Аллахе, не знает где истина, а где ложь, где харам, а где халяль, тот кафир (неверующий).

6) «Аль-‘Амилийа». Они сказали: «Иман – это [лишь] поступок».

7) «Аль-Манкусыйа». Они сказали, что иман не увеличиается и не уменьшается.

8) «Аль-Мустаснийа». Они сказали, что допустимо исключение [ряда вещей] в имане.

9) «Аль-Мушаббиха». Они сказали: «Его (Аллаха) взгляд подобен взгляду человека, а Его Рука – руке человека».

10) «Аль-Хашавийа». Они сказали: «Любой хадис, [который пришел к нам от Посланника Аллаха (без проверки иснада)] одинаков, и [например] тот, кто оставил добровольное [поклонение], тот оставил [словно] обязательное (фард)».

11) «Аз-Захирийа». Они сказали: «Не существует в шари’ате понятия кыяс (суждение по аналогии)». [И далее они сказали, Ученые мужи Ислама сказали: «Их слова [относительно схожести Аллаха с творениями] были самыми омерзительными в отношении Аллаха».

12) «Аль-Бид’ыйа». Они были первыми, кто выдумал новшество в этой умме. [Также из их убеждений было то, что они считали обязательными только два рака’ата намаза утроим и вечером].

5. Ар-Рафида. Они разделились на следующие 12 групп:

1) «Аль-‘Алявийа» («Алавиты»). Они сказали: «Посланническая миссия предназначалась Али [ибн Абу Талибу], но ангел Джибриль ошибся и передал ее Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует)».

2) «Аль-Амрийа». Они сказали: «Али [ибн Абу Талиб] был таким же пророком, как и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)».

3) «Аш-Ши’а». Они сказали: «Али (да будет доволен им Аллах) является наследником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» И они сказали, что вся умма [мусульман] впала в неверие (куфр) из-за того, что она оставила присягу [Али].

4) «Аль-Исхакыйа». Они сказали: «Пророческая миссия [не заканчивается на Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует)] и будет вплоть до Судного Дня, и любой, обладающий знанием семейства Пророка (ахлюль-бейт), разделяет пророческую миссию».

5) «Ан-Навусийа». Они сказали: «Али является лучшим человеком в этой умме; а тот, кто поставил кого-либо выше него, тот неверующий (кафир)».

6) «Аль-Имамийа». Они сказали: «Никогда не может дунья (т.е. этот мир) стоять без имама, который является потомком Хусейна (ибн Али ибн Абу Талиба)». Они считают, что Джибриль всех их обучал правлению (имамату).

7) «Аль-Йазийдийа». Они сказали: «Имамат держится только на детях Хусейна. И только они могут быть имамами в молитвах, а намаз, совершенный без них, не допустим».

8) «Аль-‘Аббасийа». Они сказали, что ‘Аббас имел, право на власть больше, чем Али.

9) «Аль-Мунатанасиха». Они сказали: «Души [людей] переселяются».

10) «Ар-Роджи’ыйа». Они сказали: «Али со своими сподвижниками вернутся в этот мир, [воскреснув из своих могил]».

11) «Аль-Ля’ыйнийа». Они так и названы – проклинающие, поскольку проклинают Усмана, Тальху, Зубайра, Му’авию, Абу Мусу, ‘Аишу и других сподвижников Пророка – да будет доволен ими всеми Аллах!

12) «Аль-Мутараббиса». Они сказали: «В каждом времени есть свой Махди. А когда умирает один [Махди], то приходит другой».

6. Аль-Джабарийа. И они разделились на следующие секты:

1) «Аль-Мудтарибба». Они сказали: «Человек не может совершать ни одного поступка, однако Аллах совершает их». [И сказал Ибн аль-Джаузи]: Эти же слова были произнесены Джахмом ибн Сафваном – основателем секты «джахмийа».

2) «Аль-Аф’алийа». Они сказали: «Человеку принадлежат его поступки, но он не может их делать; и человек, как животное, которое ведут на веревке».

3) «Аль-Мафругыйа». Они сказали: «Все вещи уже были сотворены, и сейчас Аллах уже не может сотворить ничего».

4) «Ан-Наджарийа». Они сказали: «Аллах наказывает людей не за их поступки, а за Свои поступки».

5) «Аль-Матанийа». Они сказали: «То, что тебе кажется благим – то и делай!».

6) «Аль-Касабийа». Они сказали: «Раб [Аллаха] не может заработать ни награды, ни наказания».

7) «Ас-Сабикыйа». Они сказали: «Тот, кто захочет что-либо сделать, то пусть делает, а кто не хочет – не делает; ибо тот, кто изначально будет в Раю, его грехи и так не повредят ему, а тот, кто записан, как обитатель Ада, все равно окажется там, несмотря на свои благие деяния».

8) «Аль-Хуббийа». Они сказали: «Те, кто познали любовь к Аллаху, то для них спадает ответственность в поклонении Аллаху».

9) «Аль-Хавфийа». Они сказали: «Тот, кто полюбил Аллаха – Свят Он и Велик -, тот не может бояться Его, ибо тот, кто любит, не может бояться своего любимого».

10) «Аль-Фикрийа». Они сказали: «Тот, кто получил знание, с того спадает ответственность за поклонение».

11) «Аль-Хасибийа». Они сказали: «Вся мирская жизнь (дунья) распределена между рабами поровну».

12) «Аль-Ма’ыйа». Они сказали: «Нам предоставляется возможность только что-то сделать, [а поступки за нас совершает Аллах]».

Итак, по воле Аллаха, мы кратко разобрали каждую из шести основных сект, и на какие группы они также разделились. В общем, их получилось семьдесят две.

Продолжение...