7 - Сура Аль-А‘раф (Преграды) аяты 6 - 10

7 - Сура Аль-А‘раф (Преграды) аяты 6 - 10

Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены [посланники], и непременно спросим самих посланников. Народы, к которым Аллах отправил посланников, непременно будут спрошены о том, как они ответили на призыв посланников Аллаха. Они должны будут подтвердить, что посланники были достойны доверия и откровенны. Этот аят напоминает о наказании в будущей жизни. При подведении окончательного итога, увещатели и учителя будут свидетельствовать, что они возвещали истину, и нечестивым придется признать правду. Мы это представляем себе как допрос во время судебного разбирательства с той только разницей, что судья знает все — больше, чем стороны могут сказать. Этот уместный вопрос будет задан и посланникам, и тем, к кому пророки посылались. Их рассказ будет достоянием всех собравшихся. При этом будет раскрыта каждая тайна и выяснена каждая деталь. Те, к кому посылались посланники, должны будут признать правду. Посланники тоже будут спрошены и ответят. Всеведущий, который обладает знанием, тот, кто присутствует всегда и везде, также скажет им все и перечислит все то, что они забудут. В Судный День все внимание будет обращено на посланников Аллаха (Мир им и благословение Аллаха). Людей будут спрашивать об их отношении к ним, а пророков спросят, как люди отвечали на их зов. Это показывает, что ценность человека перед Аллахом определяется только его нравственной и духовной позицией, а эта позиция имеет смысл только в его отношении к посланнику Аллаха.

Мы непременно расскажем им [об их деяниях] на основании знания. Мы никогда не отсутствовали. Аллах ни в какое время и ни в каком месте не отсутствует, потому что время и пространство — суть относительные представления нашего ограниченного существа, тогда как Он абсолютен и независим от таких представлений и ограничений.

В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими. Всевышний поведал о воздаянии за совершенные дела и сообщил, что в День воскресения взвешивать деяния будут справедливо и беспристрастно. Ни с кем не поступят несправедливо, и поэтому праведники, чьи праведные дела перевесят дурные, окажутся преуспевшими. Они смогут спастись от всего неприятного и обретут все заветное и желанное. Они получат великую выгоду и обретут вечное счастье. Поступки и намерения человека будут тщательно взвешены. «Вес будет соответствовать истине». В Судный День на весах справедливости Аллаха будет иметь вес только истина. И наоборот, все, что имеет вес, будет только истиной. Вес человека возрастает или убывает в зависимости от истины, которая у него есть, и только на основании ее он будет проверяться. Жизнь во лжи и обмане, какой бы длинной и внешне успешной она ни была, веса на этих весах вообще иметь не будет. Приверженцы лжи своими глазами увидят, что «великие дела» их жизни не имеют ценности. 

Те же, чья чаша Весов окажется легче, потеряют самих себя, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям. Иными словами, все поступки людей разделяются на две категории — положительные и отрицательные. Познание истины, признание ее, следование ей, борьба за нее — это все положительная сторона, потому что в будущей жизни только это имеет ценность и вес. Отрицание истины, пренебрежение ею, следование своим желаниям или повиновение другим людям, оправдание лжи и обмана — это все отрицательная сторона. Такие поступки не только сами по себе не имеют ценности, но и бросают тень на добрые дела. Того, у кого значительно перевешивают нечестивые дела, можно сравнить с банкротом, потратившим все свое имение для покрытия долгов, но так и не расплатившимся до конца. Его чаша у Аллаха, который не совершает несправедливости и ошибок, слишком легка. Такие сами себя потеряли, потому что постоянно отвергали знамения Аллаха. «Зульм» (нечестие) в кораническом словоупотреблении используется для понятий «ширк» или «куфр», как в суре 31:13: «Поистине, многобожие — великое нечестие». 

Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность! Всевышний напомнил Своим рабам о милости, которую Он оказал им, обеспечив их жильем и средствами к существованию. Он приспособил землю для того, чтобы люди могли строить на ней дома и засеивать поля, а также использовать землю в других полезных целях. Он взрастил на земле деревья и растения, создал в ней полезные ископаемые и всевозможные вещи, которые люди используют или продают. Он сделал землю пригодной для жизни и научил людей пользоваться этими благами. Но люди лишь изредка благодарят Аллаха, Который одарил их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможных несчастий. То есть все материальные блага, нужные для поддержания жизни, ее украшения и улучшения, а также все способности, силы и возможности, необходимые для того, чтобы возвысить жизнь и подготовить человека к высшей духовной цели. Творец земли и человека — это тот, кто дал роду человеческому власть на земле. Без этой власти Аллаха это слабое творение было бы не в состоянии «покорить природу», как называют это невежды, — и прежние, и нынешние. Невежество греков и римлян формирует нынешние невежественные представления. Они изображают Вселенную враждебной человеку и человека в постоянной борьбе с силами Вселенной и ее законами. Если бы законы природы на самом деле были направлены против человека и она была бы его заклятым врагом, то он с самого начала не смог бы существовать. Как он мог появиться во враждебном мире, если бы за этим не стояла чья- то воля? Только ислам способен соединить эти разнородные вещи в единое целое. Аллах создал этот мир и человека. Его воля и Его мудрость подготовили природу, чтобы человек мог существовать в этом мире. И ему Он дал возможность узнать некоторые законы природы и использовать их для своей пользы. Человек — дитя этой земли и этой Вселенной. В ней Аллах даровал ему власть, средства к жизни и возможность устраивать ее для своего удобства.