Знаете ли вы, что разговоры о чужих ошибках могут навлечь на нас беду в этой жизни и в жизни будущей?

Знаете ли вы, что разговоры о чужих ошибках могут навлечь на нас беду в этой жизни и в жизни будущей?

Верующим не подобает заполнять свой досуг разговорами о недостатках их братьев или сестёр. Даже если те совершают свои не лучшие поступки открыто, какой смысл говорить об этом? Разве не лучше помолиться за них, чтобы Аллах простил их и исправил их дела?

Конечно, иногда ошибки мусульманина могут навредить другим, и в этом случае нужно предостеречь от них других людей, но делать это нужно без излишества, не получая от этого радости и удовольствия, по возможности находя оправдание для того человека. Разве захочет кто-либо из нас, чтобы другие обсуждали его ошибки? Конечно же, нет. А ведь верующий не может не желать своему брату того же, что он желает самому себе.

Однажды рядом с ар-Раби ибн Хусаймом (куфийский табий, ученик Абдаллаха ибн Масуда и Абу Айюба аль-Ансари) стали говорить о чьих-то недостатках, и он перебил их и сказал: «Я не настолько доволен собой, чтобы тратить время на порицание других. Люди беспокоятся за других людей и не боятся Аллаха из-за своих грехов» [Шуаб аль-иман 16/100].

И ведь какие правильные слова! У того, кто тратит время на недостатки других, не остается времени заниматься собой. Хуже того, постепенно это скверное занятие так увлекает человека, что даже там, где он может заслужить милость и прощение, он собирает дрова, в которых потом сгорают его добрые дела. Мне приходилось видеть людей, посещавших занятия устазов не для того, чтобы услышать от них что-либо полезное, а для того, чтобы найти в их словах ошибки.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (сура 24 «Свет», аят 19).

И действительно, как мало мы знаем о том, кого Аллах в конце концов простит, а с кого спросит, или о том, кого люди запомнят с наилучшей стороны, а кто будет предан забвению или опозорен. И мы не знаем, быть может, упрекнув кого-то, мы обрекаем себя на совершение того же самого поступка в будущем. Или даже ещё худшего?

Имам Малик сказал: «В этом городе (то есть в Медине) я застал людей, у которых не было пороков, но они порочили людей и сами стали порочными, и я застал людей, у которых были пороки, но они не говорили о чужих пороках и люди забыли об их пороках» [ад-Дау ал-лями‘ 1/106]. Имам ат-Тирмизи передал со слов Умара ибн аль-Хаттаба, что как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднялся на минбар и сказал громким голосом: «О вы, которые покорились языком и не впустили веру в свои сердца! Не обижайте мусульман, не стыдите их и не выискивайте у них недостатки, а если кто будет выискивать недостатки у своего брата-мусульманина, то и Аллах станет выискивать недостатки у него, и с кем Аллах поступит так, того Он опозорит, даже если тот [совершит постыдный поступок] у себя дома» [Сахих Сунан ат-Тирмизи].