Панорама
Женитьба мусульманина на женщинах людей писания...

Валерий Емельянов: Дагестанские алимы признали “нежелательным” ясное кораническое указание о браке
Богословы-алимы из Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) издали фетву, в которой провозглашается нежелательность браков мусульман-мужчин с женщинами-немусульманками. Это событие вызвало широкий резонанс в узких мусульманских кругах, а также в Интернете. Однако, несомненно, что стань это частное заключение полноценной нормой шариата, подобный запрет имел бы куда более серьезное значение.
Напомним, что фетвой (в исламском праве "фикхе" - это своего рода юридическая консультация) является ответ авторитетного мусульманского правоведа, или целого сообщества правоведов и богословов, на сложный вопрос, на который нет ясного ответа в Священном Коране и Сунне Пророка. Фетва, как правило, не становится общепринятой правовой нормой, имеющей обязывающий характер, если только аналогичного мнения не придерживается несколько богословов "согласно" ("иджмаа").
Наш случай в этом смысле несколько специфический. Собственно, ДУМД уже давно выпускает фетвы, отличающиеся, мягко говоря, специфическим подходом к толкованию многих вопросов религиозно-общественной жизни. Кстати, заключение, подобное нынешнему, уже появлялось на страницах газеты ДУМ Дагестана "Ас-Салам" в 2006 году.
Первый вопрос, возникающий при ознакомлении с фетвой, состоит в следующем: зачем понадобилось заключение по вопросу, ясный и однозначный ответ на который дается в Священном Коране, а он, как источник исламского права, по своему авторитету стоит выше хадисов и заключений видных богословов прошлого. "Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из тех, кому Писание было даровано до вас" (Коран сура 5, аят 5). Главные критерии при выборе будущей жены, согласно общепринятым правилам всех мазхабов (правовых школ ислама) - ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского, - суть следующие: целомудрие и набожность будущей супруги. Мусульманка же может выходить замуж только за мусульманина, и тому есть объяснения в Коране, сунне и суждениях богословов. В арабском обществе VII века по определению подразумевалось верховенство мужчины вообще, а в определении религии, практикуемой в семье, в частности, что может создать серьезные трудности для исповедания мусульманкой своей религии, если она выйдет замуж за немусульманина.
Для того, чтобы дать свой ответ на письмо живущего в Москве молодого дагестанца, желающего жениться на русской девушке, алимы Дагестана использовали характерный для многих правоведов конъюнктурный ход: объявили нынешних христиан и иудеев "неправильными" христианами и иудеями, не такими, какими были представители этих религий во времена пророка. C этой логикой, родившейся в эпоху непримиримого противостояния христианства и ислама, приходится сталкиваться и сегодня. Автору этих строк, например, однажды пришлось слушать проповедь-хутбу одного очень известного московского муфтия, также утверждавшего, что нынешние христиане и иудеи уже не те и потому пища их не подходит для мусульман. А раз так, то следует правоверным отовариваться исключительно в продуктовой лавке при мечети (по довольно высоким ценам). Но муфтия можно понять - имеет место маркетинг-промоушен серьезного бизнеса, ничего личного. Но как решились дагестанские алимы вторгнуться в очень личную и, можно даже сказать, интимную сферу межчеловеческих отношений?
[quote]Вот весьма красноречивая цитата из дагестанской фетвы:
"Женщинами Писания считаются те, которым были ниспосланы небесные книги Тора и Евангелие – иудейки и христианки. Те же, кому была ниспослана книга Забур или листы пророка Шиса и пророка Ибрахима, не считаются женщинами Писания, на которых дозволено жениться. Так как в Коране говорится (смысл): "…Писание было ниспослано только двум общинам [иудеям и христианам] до нас…" (сура "аль-Анъам", аят 156) – имеется в виду: до мусульман.[/quote]
Для того, чтобы женитьба мусульманина на женщине Писания считалась дозволенной или запрещенной, существует ряд условий:
1) Дозволяется, если женщина Писания является иудейкой или христианкой, с условием, что доподлинно известно, что ее предки приняли Иудаизм или Христианство до их отмены или искажения, так как они приняли эту религию, когда она была истинной.
2) Дозволяется, если ее предки приняли Иудаизм или Христианство после искажения, но до отмены этой религии ниспосланием следующего пророка, если они придерживаются истинной части этой религии и отдаляются от всего, что изменено и искажено.
3) Запрещается, если ее предки приняли Иудаизм или Христианство после того, как они были отменены ниспосланием следующего посланника, как, например, пророка Исы (Иисус), после пророка Мусы (Моисей) или пророка Мухаммада после пророка Исы.
4) Запрещается, если неизвестно, приняли ее предки Иудаизм или Христианство до искажения или после, проявляя осторожность".
Любому, знакомому с историей религии, известно, что в доктринально-догматическом смысле современные иудаизм и христианство сформировались в эпоху, предшествовавшую посланнической миссии Благословенного Мухаммада (с.а.в.) (570-632 гг.). Талмуд Иерушалми и Талмуд Бавли (Иерусалимский и Вавилонский), cоставившие основу корпуса "священного предания" иудаизма, были завершены, соответственно, в V и VI столетиях, догмат о Троице, являющийся основным моментом богословских противоречий между христианством и исламом, был зафиксирован в Никео-Константинопольском Символе Веры в 381 году. Идея об "искажениях религии" в Коране имеет своей основой полемику Мухаммада с современными ему иудеями и христианами Аравии. А надо сказать, что именно в VII веке и первые, и вторые были в значительной мере носителями богословских девиаций. Христиане на восточных окраинах экумены тогда были носителями отвергаемых Вселенской Церковью идей о соотношении божественного и человеческого (несторианство и монофизитство), а для иудеев было характерно восприятие собственных комментариев к Писанию как… самого Писания. Блестящую критику мусульманских представлений об "искажении" аутентичных иудаизма и христианства дал в своей работе "На пути к коранической толерантности" видный современный исламовед и философ Тауфик Ибрагим (интересующихся более подробной аргументацией отсылаем к этой работе). Отметим лишь, что Благословенный Пророк отказывался судить мединских иудеев по шариату, утверждая, что у них есть для этого Тора.
Обращает на себя внимание, что дагестанской фетве, для того, чтобы быть полноценным правовым актом, не хватает прямой аргументации на непосредственной основе Корана или Сунны. Основной "источниковедческий" аргумент этой фетвы – ссылка на действительно авторитетного алима шафиитского мазхаба XVI века Хатиба-аш-Ширбини, автора многотомного тафсира - комментариев к Корану. Однако необходимо помнить, что жил и творил этот алим в эпоху тотального противостояния христианства и ислама. Именно к нему, и ко многим другим богословам тех времен, восходит используемая и нынешними алимами, в том числе и дагестанскими, идея об "отмене" предыдущих религий и откровений последующими. Эта богословская конструкция не имеет оснований в Коране и Сунне, где говорится лишь о подтверждении в кораническом откровении того, что ранее было ниспослано Моисею и Иисусу и о завершении Мухаммадом религии-цепочки пророческих откровений, но нигде не говорится об отмене более ранних монотеистических религий. Это очевидная конъюнктурная уловка, представляющая собой, говоря просто, богословскую "отсебятину".
Итак, большинство исламских богословов считают брак мусульман с женщинами из ахль-уль-китаб (людей Писания) дозволенным.
Только факихи салафитского направления считают такие браки нежелательными. Например, фетва пакистанского салафитского богослова Мауланы Мухаммада Юсуфа утверждает, что женитьба мусульманина на немусульманке в дар-уль-ислам (исламском государстве) является "макрух танзихи" (нежелательным поступком), а женитьба на немусульманке в дар-уль-харб (земля войны, так салафиты именуют немусульманские общества) является уже "макрух тархими" (нежелательным и порицаемым), близким к категории "харам" (запретное). Предполагается, что женитьба на немусульманке в еще большей степени вовлечет правоверного в соблюдение законов и обычаев немусульман. В, частности, мужчина не сможет вполне выполнить свою обязанность по воспитанию детей как мусульман, а с точки зрения салафитов, такой человек является "муртидом" (отрицающим ислам, отступником).
Между прочим, у большинства умеренных алимов сегодня уже отсутствует понятие "дар-уль-харб". Оно заменено на "дар-уль-дауат" (земля призыва, миссии). Кстати, многие из таких богословов считают межрелигиозные браки даже чем-то желательным - ведь это может оказаться весьма эффективной формой исламского призыва по отношению к супругу-немусульманину. При этом подобного рода богословы утверждают, что брачный союз "никях" может считаться для мусульманина недействительным, если окажется, что его избранница атеистка. Алимы никоим образом не считают, что нужно стремиться к расторжению таких браков. Наоборот, муж должен с сердечностью и добротой относиться к своей "второй половине", что может, в конце концов, побудить ее однажды обратиться к исламу. И, самое главное, даже салафитские богословы не приходили в своей логике к мысли считать нынешних христиан и иудеев каким-то "неправильными" христианами и иудеями.
Фетва, ставшая предметом наших размышлений, наводит на два вывода.
Первый: ислам, особенно суннитский, видимо, не избежал таких явлений, о которых мы упоминали выше применительно к иудаизму, - когда собственные рассуждения о религии выдаются за аутентичные положения самой религии. И второй - в религиозном дискурсе ислама все чаще заметна рефлексия на конкретные социально-этнические проблемы конкретного народа. Ну не появилась бы такая фетва в Республике Дагестан, если бы там не было тех социально-политических и демографических проблем, какие там есть. Из хронически кризисной республики тысячами уезжают более-менее "пассионарные" молодые люди в Россию, а то и дальше, обзаводятся там семьями. А вот местные девушки, кстати, по-моему, весьма симпатичные, остаются с немногочисленными маргиналами мужского пола…
www.portal-credo.ru
Богословы-алимы из Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) издали фетву, в которой провозглашается нежелательность браков мусульман-мужчин с женщинами-немусульманками. Это событие вызвало широкий резонанс в узких мусульманских кругах, а также в Интернете. Однако, несомненно, что стань это частное заключение полноценной нормой шариата, подобный запрет имел бы куда более серьезное значение.
Напомним, что фетвой (в исламском праве "фикхе" - это своего рода юридическая консультация) является ответ авторитетного мусульманского правоведа, или целого сообщества правоведов и богословов, на сложный вопрос, на который нет ясного ответа в Священном Коране и Сунне Пророка. Фетва, как правило, не становится общепринятой правовой нормой, имеющей обязывающий характер, если только аналогичного мнения не придерживается несколько богословов "согласно" ("иджмаа").
Наш случай в этом смысле несколько специфический. Собственно, ДУМД уже давно выпускает фетвы, отличающиеся, мягко говоря, специфическим подходом к толкованию многих вопросов религиозно-общественной жизни. Кстати, заключение, подобное нынешнему, уже появлялось на страницах газеты ДУМ Дагестана "Ас-Салам" в 2006 году.
Первый вопрос, возникающий при ознакомлении с фетвой, состоит в следующем: зачем понадобилось заключение по вопросу, ясный и однозначный ответ на который дается в Священном Коране, а он, как источник исламского права, по своему авторитету стоит выше хадисов и заключений видных богословов прошлого. "Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из тех, кому Писание было даровано до вас" (Коран сура 5, аят 5). Главные критерии при выборе будущей жены, согласно общепринятым правилам всех мазхабов (правовых школ ислама) - ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского, - суть следующие: целомудрие и набожность будущей супруги. Мусульманка же может выходить замуж только за мусульманина, и тому есть объяснения в Коране, сунне и суждениях богословов. В арабском обществе VII века по определению подразумевалось верховенство мужчины вообще, а в определении религии, практикуемой в семье, в частности, что может создать серьезные трудности для исповедания мусульманкой своей религии, если она выйдет замуж за немусульманина.
Для того, чтобы дать свой ответ на письмо живущего в Москве молодого дагестанца, желающего жениться на русской девушке, алимы Дагестана использовали характерный для многих правоведов конъюнктурный ход: объявили нынешних христиан и иудеев "неправильными" христианами и иудеями, не такими, какими были представители этих религий во времена пророка. C этой логикой, родившейся в эпоху непримиримого противостояния христианства и ислама, приходится сталкиваться и сегодня. Автору этих строк, например, однажды пришлось слушать проповедь-хутбу одного очень известного московского муфтия, также утверждавшего, что нынешние христиане и иудеи уже не те и потому пища их не подходит для мусульман. А раз так, то следует правоверным отовариваться исключительно в продуктовой лавке при мечети (по довольно высоким ценам). Но муфтия можно понять - имеет место маркетинг-промоушен серьезного бизнеса, ничего личного. Но как решились дагестанские алимы вторгнуться в очень личную и, можно даже сказать, интимную сферу межчеловеческих отношений?
[quote]Вот весьма красноречивая цитата из дагестанской фетвы:
"Женщинами Писания считаются те, которым были ниспосланы небесные книги Тора и Евангелие – иудейки и христианки. Те же, кому была ниспослана книга Забур или листы пророка Шиса и пророка Ибрахима, не считаются женщинами Писания, на которых дозволено жениться. Так как в Коране говорится (смысл): "…Писание было ниспослано только двум общинам [иудеям и христианам] до нас…" (сура "аль-Анъам", аят 156) – имеется в виду: до мусульман.[/quote]
Для того, чтобы женитьба мусульманина на женщине Писания считалась дозволенной или запрещенной, существует ряд условий:
1) Дозволяется, если женщина Писания является иудейкой или христианкой, с условием, что доподлинно известно, что ее предки приняли Иудаизм или Христианство до их отмены или искажения, так как они приняли эту религию, когда она была истинной.
2) Дозволяется, если ее предки приняли Иудаизм или Христианство после искажения, но до отмены этой религии ниспосланием следующего пророка, если они придерживаются истинной части этой религии и отдаляются от всего, что изменено и искажено.
3) Запрещается, если ее предки приняли Иудаизм или Христианство после того, как они были отменены ниспосланием следующего посланника, как, например, пророка Исы (Иисус), после пророка Мусы (Моисей) или пророка Мухаммада после пророка Исы.
4) Запрещается, если неизвестно, приняли ее предки Иудаизм или Христианство до искажения или после, проявляя осторожность".
Любому, знакомому с историей религии, известно, что в доктринально-догматическом смысле современные иудаизм и христианство сформировались в эпоху, предшествовавшую посланнической миссии Благословенного Мухаммада (с.а.в.) (570-632 гг.). Талмуд Иерушалми и Талмуд Бавли (Иерусалимский и Вавилонский), cоставившие основу корпуса "священного предания" иудаизма, были завершены, соответственно, в V и VI столетиях, догмат о Троице, являющийся основным моментом богословских противоречий между христианством и исламом, был зафиксирован в Никео-Константинопольском Символе Веры в 381 году. Идея об "искажениях религии" в Коране имеет своей основой полемику Мухаммада с современными ему иудеями и христианами Аравии. А надо сказать, что именно в VII веке и первые, и вторые были в значительной мере носителями богословских девиаций. Христиане на восточных окраинах экумены тогда были носителями отвергаемых Вселенской Церковью идей о соотношении божественного и человеческого (несторианство и монофизитство), а для иудеев было характерно восприятие собственных комментариев к Писанию как… самого Писания. Блестящую критику мусульманских представлений об "искажении" аутентичных иудаизма и христианства дал в своей работе "На пути к коранической толерантности" видный современный исламовед и философ Тауфик Ибрагим (интересующихся более подробной аргументацией отсылаем к этой работе). Отметим лишь, что Благословенный Пророк отказывался судить мединских иудеев по шариату, утверждая, что у них есть для этого Тора.
Обращает на себя внимание, что дагестанской фетве, для того, чтобы быть полноценным правовым актом, не хватает прямой аргументации на непосредственной основе Корана или Сунны. Основной "источниковедческий" аргумент этой фетвы – ссылка на действительно авторитетного алима шафиитского мазхаба XVI века Хатиба-аш-Ширбини, автора многотомного тафсира - комментариев к Корану. Однако необходимо помнить, что жил и творил этот алим в эпоху тотального противостояния христианства и ислама. Именно к нему, и ко многим другим богословам тех времен, восходит используемая и нынешними алимами, в том числе и дагестанскими, идея об "отмене" предыдущих религий и откровений последующими. Эта богословская конструкция не имеет оснований в Коране и Сунне, где говорится лишь о подтверждении в кораническом откровении того, что ранее было ниспослано Моисею и Иисусу и о завершении Мухаммадом религии-цепочки пророческих откровений, но нигде не говорится об отмене более ранних монотеистических религий. Это очевидная конъюнктурная уловка, представляющая собой, говоря просто, богословскую "отсебятину".
Итак, большинство исламских богословов считают брак мусульман с женщинами из ахль-уль-китаб (людей Писания) дозволенным.
Только факихи салафитского направления считают такие браки нежелательными. Например, фетва пакистанского салафитского богослова Мауланы Мухаммада Юсуфа утверждает, что женитьба мусульманина на немусульманке в дар-уль-ислам (исламском государстве) является "макрух танзихи" (нежелательным поступком), а женитьба на немусульманке в дар-уль-харб (земля войны, так салафиты именуют немусульманские общества) является уже "макрух тархими" (нежелательным и порицаемым), близким к категории "харам" (запретное). Предполагается, что женитьба на немусульманке в еще большей степени вовлечет правоверного в соблюдение законов и обычаев немусульман. В, частности, мужчина не сможет вполне выполнить свою обязанность по воспитанию детей как мусульман, а с точки зрения салафитов, такой человек является "муртидом" (отрицающим ислам, отступником).
Между прочим, у большинства умеренных алимов сегодня уже отсутствует понятие "дар-уль-харб". Оно заменено на "дар-уль-дауат" (земля призыва, миссии). Кстати, многие из таких богословов считают межрелигиозные браки даже чем-то желательным - ведь это может оказаться весьма эффективной формой исламского призыва по отношению к супругу-немусульманину. При этом подобного рода богословы утверждают, что брачный союз "никях" может считаться для мусульманина недействительным, если окажется, что его избранница атеистка. Алимы никоим образом не считают, что нужно стремиться к расторжению таких браков. Наоборот, муж должен с сердечностью и добротой относиться к своей "второй половине", что может, в конце концов, побудить ее однажды обратиться к исламу. И, самое главное, даже салафитские богословы не приходили в своей логике к мысли считать нынешних христиан и иудеев каким-то "неправильными" христианами и иудеями.
Фетва, ставшая предметом наших размышлений, наводит на два вывода.
Первый: ислам, особенно суннитский, видимо, не избежал таких явлений, о которых мы упоминали выше применительно к иудаизму, - когда собственные рассуждения о религии выдаются за аутентичные положения самой религии. И второй - в религиозном дискурсе ислама все чаще заметна рефлексия на конкретные социально-этнические проблемы конкретного народа. Ну не появилась бы такая фетва в Республике Дагестан, если бы там не было тех социально-политических и демографических проблем, какие там есть. Из хронически кризисной республики тысячами уезжают более-менее "пассионарные" молодые люди в Россию, а то и дальше, обзаводятся там семьями. А вот местные девушки, кстати, по-моему, весьма симпатичные, остаются с немногочисленными маргиналами мужского пола…
www.portal-credo.ru