Желание победить в споре — причина ненависти разных групп друг к другу

Желание победить в споре — причина ненависти разных групп друг к другу

Хвала Аллаху Господу миров!

Правильный путь – это таслим, то есть предать себя, не погружаясь, не разглагольствуя, не занимаясь дискуссиями, спорами.

Эти споры и дискуссии только наполняют сердце ненавистью, побуждают к ненависти. Споры и дискуссии между группами приводят к ненависти между ними, приводят к тому, что они обвиняют друг друга в неверии (куфр), и каждая из групп называет другую неверующей. 

Аллах (пречист Он и возвышен) говорит об этом: «Каждая группа радуется тому, что у неё есть». Коран, сура «Верующие», 23:53.

То есть каждый считает, что то, что он говорит, это и есть правильно. Что касается ахлюс-Сунна ва ль-джама'а, то это те, которые предались и подчинились Корану и Сунне. Между ними, хвала Аллаху (АльхамдулиЛлях), не возникает никаких разногласий в вопросах вероубеждений (акъида). Они не обвиняют друг друга в неверии, не обвиняют друг друга в заблуждении. Наоборот, учёные ахлю с-Сунна ва ль-джама'а хвалят друг друга, следуют друг за другом в правильном, потому что они на одном пути, они на правильном пути.

Вот эта ненависть, эта неприязнь друг друга, это обвинение в неверии (такфир) возникает у тех, которые ослушиваются Истины. Это возникает по причине противодействия Истине, по причине взятия различных мнений. Вне всякого сомнения, если люди следуют за своими мнениями, то каждый хочет, чтобы его мнение взяло верх, хочет победить в споре и поэтому не принимает, если ему говоришь: «Ты ошибся». Ведь если он примет эти слова, если сознается в том, что он ошибся, то это значит, что сейчас его разум подвергся умалению, поставлено под сомнение правильность его разума. Такой человек не может быть этим доволен, он не может это принять, потому что такие люди – сторонники страстей. Их задача в том, чтобы их мнения взяло верх в споре.

А если человек хочет Истину, то, когда он ошибается, когда ему говорят: «Ты ошибся. То, что ты говоришь не соответствует доводам (далилю), не соответствует Сунне», – он, будучи последователем Истины, принимает. Ведь его целью не является победа в споре, его целью является Истина, поэтому такой человек очень легко отказывается от своей ошибки.

И сейчас можно видеть, что когда кому-то из учёных ахлю с-Сунна ва ль-джама'а даже в присутствии тысячи людей говорят: «То, что Вы сказали, не соответствует доводу (далилю). Вот далиль. А тот хадис, на который Вы сослались, является слабым», – то он при всех говорит: «Тогда я отказываюсь от своего мнения. То, что я сказал, неправильно», – без малейшего колебания. Потому что его цель – достичь Истины.

А когда ошибается последователь страсти, и ему указывают на его ошибку, то он начинает гневаться. На что это указывает? Это признак того, что он человек страстей. Каждый из них хочет во что бы то ни стало отстоять свою страсть. А человек Истины хочет отстоять Истину, хочет дойти до Истины и ищет её. Мудрость для верующего человека, как его потерянное животное, которое он ищет: если он находит мудрость, то сразу ее берёт без всякого высокомерия.