Мозаика
Зайнаб бинт Джахш (Да будет доволен ею Аллах)

«Знатная молодая особа, смиренная, постящаяся, выстаивающая молитву, чистая, богобоязненная— каждый хотел бы обладать хоть одним из этих эпитетов! —это Зайнаб бинт Джахш из племени Асад. Ее отец: Джахш ибн Риаб ибн Йамара ибн Сабра ибн Мурра ибн Асад ибн Хузайма. Ее мать: Умайма бинт Абд ал-Мутталиб ибн Хашим, дочь тети посланника Аллаха.
До брака с Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, ее звали Барра, но пророк назвал ее Зайнаб. Зайнаб бинт Джахш родилась в Высокочтимой Мекке более чем за тридцать лет до хиджры. Росла и расцветала в атмосфере благородства и чести. Всевышний одарил ее красотой и богатством, она была родом из курайшитской аристократии и являлась самой знатной женщиной в Мекке.
Дядьями ее со стороны матери были: Хамза – «Лев Аллаха» и «Лев Милосердного», он же «Лев пророка», – и ал-Аббас, а он – защитник соседей и предоставляет деньги оказавшимся в беде. Также из ее дядей со стороны матери: Абдаллах ибн Джахш ал-асади, один из безупречных рыцарей кавалерии пророка, один из благонравных мучеников, и Абд ибн Джахш ал-Ама – принял ислам в числе первых, мухаджир, был поэтом, вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в битве при Бадре.
Ее тети со стороны матери: Сафийа ал-Хашимийа, дочь Абд ал-Мутталиба, сестра Хамзы и мать последователя пророка аз-Зубайра ибн ал-Аввама ал-Асади, одна из первых мухаджирок, из самых достойных представительниц Ислама.»
Зайнаб бинт Джахш – родственница посланника Аллаха, , да благословит его Аллах и да приветствует, а он – сын ее тети по материнской линии. Зайнаб и Мухаммад – внуки одного деда: Абд ал-Мутталиба, в свое время являвшегося предводителем курайшитов. По красоте, достатку, благородству и генеалогии Зайнаб занимает срединное положение между арабами.
Сердце Зайнаб широко распахнулось навстречу Исламу. Ей пришлось пережить издевательства и притеснения мекканцев. Вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, она переселилась в Медину. Там Мухаммад сосватал ее за вольноотпущенного раба Зайда ибн Харису, своего любимца. Зайнаб сначала наотрез отказалась. Где это слыхано, чтобы аристократка стала женой раба, пусть даже и освобожденного.
Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей:
— Зайд в качестве твоего мужа меня устраивает.
Курайшитка ответила:
— О, посланник Аллаха, но меня он не устраивает. Я – дочь своего народа и дочь твоей тети со стороны отца – не собираюсь выходить за него замуж.
И тут в дело вмешался Аллах, ниспославший по этому поводу:
«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение».
Зайнаб покорилась воле Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и стала женой Зайда. Итак, вопреки всем классовым предрассудкам был заключен брак между свободной женщиной и рабом.
Суть ясна: все мы от одной женщины и одного мужчины. Все люди равны и отличаются друг от друга у Аллаха лишь степенью богобоязненности, не красотой, умом, положением, богатством, цветом кожи, национальностью, происхождением или связями, и нет преимущества араба над не арабом и наоборот. Как все взаимосвязано в жизни, как все упорядочено в природе, какая высшая организация наблюдается в самых элементарных вещах и привычных явлениях! Во всем —проявление Высшей Воли и Мудрой Божественности. Поэтому и должна была состояться эта женитьба, чтобы стало ясно: нет господ, нет рабов, а есть один Господь и все мы — Его рабы, признаемся мы в этом хотя бы себе или нет. Если кто-то упорствует и не подчиняется этому Всеобъемлющему Разуму, то это его личная трагедия и больше ничья…
Мы помним, что Зайд был предложен Хадидже ее племянником Хакимом ибн Хузамом, в свою очередь подарившей его Мухаммаду, который освободил и громогласно объявил, что усыновил его и сделал своим наследником. Люди называли Зайда “Зайд, сын Мухаммада” до тех пор, пока не пришло повеление отменить институт усыновления и пасынков и падчериц, стали называть по именам их кровных отцов.
Наверное, пророку , да благословит его Аллах и да приветствует, нелегко было выдать свою двоюродную сестру – красавицу, за вольноотпущенника. Зайд был некрасив, нос его был приплюснут. Сердце Зайнаб не приняло супруга. Не суждено было этой паре познать радость любви, взаимопонимания и счастье обладания друг другом. Жена откровенно игнориовала мужа, горделиво возносясь перед ним. Но этот неравный брак был необходим для создания абсолютно новых принципов и отхода от невежества прошлого. Зайд неоднократно жаловался своему приемному отцу Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, на высокомерие Зайнаб, оскорбления, слетавшие с ее языка.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, неизменно утешал его, советовал кротко и с терпением переносить выпашие на долю Зайда испытания:
“Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!”
Но Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, чувствовал, что развода не избежать и что ему, посланнику Аллаха, придется взять себе Зайнаб, чтобы полностью покончить с обычаем, делавшим пасынков равными родным сыновьям. Однако, чувств своих никому не показывал, в глубине души опасаясь, что многобожники скажут, что пророк женился на жене своего сына, а ведь другим запрещал…
Как сложно порою бывают переплетены судьбы… Позднее мусульманские комментаторы говорили, что если бы Мухаммад и скрыл что-нибудь из Писания, то аяты, ниспосланные в этой ситуации:
“И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал Аллах и кого ты облагодетельствовал: «Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!” И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует бояться. Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворят свои желания. Дело Аллаха свершается!” [1]
Таким образом, свершилось Божественное Предопределение, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, уже без смущения выполнил приказ своего Господа.
По истечении срока идды Зайнаб Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Зайду пойти к ней Зайнаб и сосватать ее для пророка. Зайд повиновался. Зайнаб же ответила:
“Я не собираюсь ничего делать, пока мой Господь не повелит мне”, - и стала молиться, испрашивая, что лучше для нее. [2]
Ответом на истихару было ниспослание вышеуказанного аята.
Тогда посланник Аллаха вошел к Зайнаб без разрешения, так как Аллах уже поженил их без опекуна и свидетелей, а Он – лучший из попечителей. Это дало Зайнаб бинт Джахш повод похваляться перед другими Матерями верующих, говоря:
“Вас поженили ваши отцы, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес”.
Зайнаб явила собой пример беспрекословного повиновения Воле Божьей. Мы помним, что сначала она стала женой раба, чтобы стало ясно, что все люди равны. Теперь же она стала супругой посланника Аллаха. Этот брак отменил языческий обычай приравнивать приемных сыновей к родным в правах, наследовании и т.д.
Умм Сулайм бинт Милхан ал-Ансарийа предоставила новобрачным угощение, которое отведало много людей, и было оно благословенным. Зайнаб следовала примеру своего супруга, была щедрой, воздержанной. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды похвалил ее в присутствии остальных жен:
“Быстрее последует за мной та из вас, у которой самая длинная рука”.
Первой вслед за пророком умерла Зайнаб бинт Джахш. Тогда узнали «матери верующих», что она – самая длиннорукая из них, так как она рукодельничала и раздавала из этого милостыню для бедных и нищих.
Пророк сказал о ней Омару ибн ал-Хаттабу: “Она – “авваха”.
Спросили: “ О, посланник Аллаха, что значит “авваха”?”
Он ответил: “Благоговейная, богобоязненная”. “Поистине, Ибрахим – кроток, сокрушен, обращен” ” [3].
Зайнаб была набожна, благочестива, тверда в вере. О ее достойных качествах Аиша говорит следующее:
“Я никогда не видела женщины превосходней по делам веры, богобоязненней, правдивей, бережливей к узам родства и беспощадней к себе в выполнении работы в качестве милостыни, чем Зайнаб. Тем самым она приближалась к Аллаху, Велик Он и Славен”.
Мать верующих Зайнаб бинт Джахш сопровождала пророка в боевых походах, была свидетельницей осады Таифа, завоевания Хайбара. Совершила прощальное паломничество, где посланник Аллаха сказал своим женам не покидать своих домов, и она больше ни разу не ездила в хадж до самой своей смерти, памятуя завещание Мухаммада.
Когда приблизилась ее кончина, “Авваха” произнесла: “Я уже подготовила для себя саван. Эмир верующих Омар |также| пришлет мне саван. Один из них отдайте в качестве милостыни. Если сможете отдать в качестве пожертвования мой изар, то отдайте [и его]”.
Душа Зайнаб бинт Джахш покинула эту бренную жизнь в двадцатом году хиджры.[4] Ей было 53 года. Погребальную молитву возглавил Омар ибн ал-Хаттаб. Жители Медины проводили в последний путь первую мать верующих, отправившуюся вслед за высокочтимым супругом.
Да помилует Аллах щедрейшую женщину, у которой был лучший опекун.
[1] Коран 33:37.
[2] Эта молитва, состоящая из двух ракатов, называется «истихара». ««Истихара» – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь. Совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения. Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость, просит Господнего руководства и наставления в делах своих», Ш. Аляутдинов, «Путь к вере и совершенству», с.195.
[3] Коран 11:75.
[4] Ибн Каййим, с.77.
По материалам Исламских СМИ
До брака с Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, ее звали Барра, но пророк назвал ее Зайнаб. Зайнаб бинт Джахш родилась в Высокочтимой Мекке более чем за тридцать лет до хиджры. Росла и расцветала в атмосфере благородства и чести. Всевышний одарил ее красотой и богатством, она была родом из курайшитской аристократии и являлась самой знатной женщиной в Мекке.
Дядьями ее со стороны матери были: Хамза – «Лев Аллаха» и «Лев Милосердного», он же «Лев пророка», – и ал-Аббас, а он – защитник соседей и предоставляет деньги оказавшимся в беде. Также из ее дядей со стороны матери: Абдаллах ибн Джахш ал-асади, один из безупречных рыцарей кавалерии пророка, один из благонравных мучеников, и Абд ибн Джахш ал-Ама – принял ислам в числе первых, мухаджир, был поэтом, вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в битве при Бадре.
Ее тети со стороны матери: Сафийа ал-Хашимийа, дочь Абд ал-Мутталиба, сестра Хамзы и мать последователя пророка аз-Зубайра ибн ал-Аввама ал-Асади, одна из первых мухаджирок, из самых достойных представительниц Ислама.»
Зайнаб бинт Джахш – родственница посланника Аллаха, , да благословит его Аллах и да приветствует, а он – сын ее тети по материнской линии. Зайнаб и Мухаммад – внуки одного деда: Абд ал-Мутталиба, в свое время являвшегося предводителем курайшитов. По красоте, достатку, благородству и генеалогии Зайнаб занимает срединное положение между арабами.
Сердце Зайнаб широко распахнулось навстречу Исламу. Ей пришлось пережить издевательства и притеснения мекканцев. Вместе с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, она переселилась в Медину. Там Мухаммад сосватал ее за вольноотпущенного раба Зайда ибн Харису, своего любимца. Зайнаб сначала наотрез отказалась. Где это слыхано, чтобы аристократка стала женой раба, пусть даже и освобожденного.
Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ей:
— Зайд в качестве твоего мужа меня устраивает.
Курайшитка ответила:
— О, посланник Аллаха, но меня он не устраивает. Я – дочь своего народа и дочь твоей тети со стороны отца – не собираюсь выходить за него замуж.
И тут в дело вмешался Аллах, ниспославший по этому поводу:
«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение».
Зайнаб покорилась воле Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и стала женой Зайда. Итак, вопреки всем классовым предрассудкам был заключен брак между свободной женщиной и рабом.
Суть ясна: все мы от одной женщины и одного мужчины. Все люди равны и отличаются друг от друга у Аллаха лишь степенью богобоязненности, не красотой, умом, положением, богатством, цветом кожи, национальностью, происхождением или связями, и нет преимущества араба над не арабом и наоборот. Как все взаимосвязано в жизни, как все упорядочено в природе, какая высшая организация наблюдается в самых элементарных вещах и привычных явлениях! Во всем —проявление Высшей Воли и Мудрой Божественности. Поэтому и должна была состояться эта женитьба, чтобы стало ясно: нет господ, нет рабов, а есть один Господь и все мы — Его рабы, признаемся мы в этом хотя бы себе или нет. Если кто-то упорствует и не подчиняется этому Всеобъемлющему Разуму, то это его личная трагедия и больше ничья…
Мы помним, что Зайд был предложен Хадидже ее племянником Хакимом ибн Хузамом, в свою очередь подарившей его Мухаммаду, который освободил и громогласно объявил, что усыновил его и сделал своим наследником. Люди называли Зайда “Зайд, сын Мухаммада” до тех пор, пока не пришло повеление отменить институт усыновления и пасынков и падчериц, стали называть по именам их кровных отцов.
Наверное, пророку , да благословит его Аллах и да приветствует, нелегко было выдать свою двоюродную сестру – красавицу, за вольноотпущенника. Зайд был некрасив, нос его был приплюснут. Сердце Зайнаб не приняло супруга. Не суждено было этой паре познать радость любви, взаимопонимания и счастье обладания друг другом. Жена откровенно игнориовала мужа, горделиво возносясь перед ним. Но этот неравный брак был необходим для создания абсолютно новых принципов и отхода от невежества прошлого. Зайд неоднократно жаловался своему приемному отцу Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, на высокомерие Зайнаб, оскорбления, слетавшие с ее языка.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, неизменно утешал его, советовал кротко и с терпением переносить выпашие на долю Зайда испытания:
“Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!”
Но Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, чувствовал, что развода не избежать и что ему, посланнику Аллаха, придется взять себе Зайнаб, чтобы полностью покончить с обычаем, делавшим пасынков равными родным сыновьям. Однако, чувств своих никому не показывал, в глубине души опасаясь, что многобожники скажут, что пророк женился на жене своего сына, а ведь другим запрещал…
Как сложно порою бывают переплетены судьбы… Позднее мусульманские комментаторы говорили, что если бы Мухаммад и скрыл что-нибудь из Писания, то аяты, ниспосланные в этой ситуации:
“И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал Аллах и кого ты облагодетельствовал: «Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!” И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует бояться. Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворят свои желания. Дело Аллаха свершается!” [1]
Таким образом, свершилось Божественное Предопределение, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, уже без смущения выполнил приказ своего Господа.
По истечении срока идды Зайнаб Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Зайду пойти к ней Зайнаб и сосватать ее для пророка. Зайд повиновался. Зайнаб же ответила:
“Я не собираюсь ничего делать, пока мой Господь не повелит мне”, - и стала молиться, испрашивая, что лучше для нее. [2]
Ответом на истихару было ниспослание вышеуказанного аята.
Тогда посланник Аллаха вошел к Зайнаб без разрешения, так как Аллах уже поженил их без опекуна и свидетелей, а Он – лучший из попечителей. Это дало Зайнаб бинт Джахш повод похваляться перед другими Матерями верующих, говоря:
“Вас поженили ваши отцы, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес”.
Зайнаб явила собой пример беспрекословного повиновения Воле Божьей. Мы помним, что сначала она стала женой раба, чтобы стало ясно, что все люди равны. Теперь же она стала супругой посланника Аллаха. Этот брак отменил языческий обычай приравнивать приемных сыновей к родным в правах, наследовании и т.д.
Умм Сулайм бинт Милхан ал-Ансарийа предоставила новобрачным угощение, которое отведало много людей, и было оно благословенным. Зайнаб следовала примеру своего супруга, была щедрой, воздержанной. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды похвалил ее в присутствии остальных жен:
“Быстрее последует за мной та из вас, у которой самая длинная рука”.
Первой вслед за пророком умерла Зайнаб бинт Джахш. Тогда узнали «матери верующих», что она – самая длиннорукая из них, так как она рукодельничала и раздавала из этого милостыню для бедных и нищих.
Пророк сказал о ней Омару ибн ал-Хаттабу: “Она – “авваха”.
Спросили: “ О, посланник Аллаха, что значит “авваха”?”
Он ответил: “Благоговейная, богобоязненная”. “Поистине, Ибрахим – кроток, сокрушен, обращен” ” [3].
Зайнаб была набожна, благочестива, тверда в вере. О ее достойных качествах Аиша говорит следующее:
“Я никогда не видела женщины превосходней по делам веры, богобоязненней, правдивей, бережливей к узам родства и беспощадней к себе в выполнении работы в качестве милостыни, чем Зайнаб. Тем самым она приближалась к Аллаху, Велик Он и Славен”.
Мать верующих Зайнаб бинт Джахш сопровождала пророка в боевых походах, была свидетельницей осады Таифа, завоевания Хайбара. Совершила прощальное паломничество, где посланник Аллаха сказал своим женам не покидать своих домов, и она больше ни разу не ездила в хадж до самой своей смерти, памятуя завещание Мухаммада.
Когда приблизилась ее кончина, “Авваха” произнесла: “Я уже подготовила для себя саван. Эмир верующих Омар |также| пришлет мне саван. Один из них отдайте в качестве милостыни. Если сможете отдать в качестве пожертвования мой изар, то отдайте [и его]”.
Душа Зайнаб бинт Джахш покинула эту бренную жизнь в двадцатом году хиджры.[4] Ей было 53 года. Погребальную молитву возглавил Омар ибн ал-Хаттаб. Жители Медины проводили в последний путь первую мать верующих, отправившуюся вслед за высокочтимым супругом.
Да помилует Аллах щедрейшую женщину, у которой был лучший опекун.
[1] Коран 33:37.
[2] Эта молитва, состоящая из двух ракатов, называется «истихара». ««Истихара» – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь. Совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения. Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость, просит Господнего руководства и наставления в делах своих», Ш. Аляутдинов, «Путь к вере и совершенству», с.195.
[3] Коран 11:75.
[4] Ибн Каййим, с.77.
По материалам Исламских СМИ