Запрещено мусульманину надевать что-то серебряное, кроме кольца

Каково мнение Шариата о ношении мужчиной цепочки, зная, что мужчина носит ее не из уподобления. В настоящее время это стало обычным и среди мужчин, это перестало быть присущим только женщинам. А в некоторых случаях их носят из необходимости. Это всё равно является уподоблением женщинам?
Хвала Аллаху Господу миров.
Во-первых: От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно передается запрет мужчинам уподобляться женщинам, а женщинам – мужчинам. Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен её Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех мужчин, что уподобляются женщинам, и тех женщин, что уподобляются мужчинам (аль-Бухари № 5885).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Проклял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мужчину, который носит одежду женщин, и женщину, которую надевает одежду мужчин (Абу Дауд № 4098; аль-Албани сказал, что хадис достоверен).
В Энциклопедии по фикху сказано: Между учеными нет разногласий о запрете мужчинам уподобляться женщинам в движениях, мягкости речи, в украшениях, в одежде и других вещах, что присущи только женщинам по природе и по обычаям… Ибн Дакык определил, в чем именно запретно уподобляться: „Во всём том, что присуще только им: по виду (например, золото – прим. пер.) и по внешнему виду, или если это в большинстве случаев используется ими. И так же (определяется) противоположное…“ (Аль-маусу’а аль-фикхийа. Т. 11. С. 268).
Во-вторых: Действие остается уподоблением, даже если есть те, кто надевает одежду (и украшения), присущие женщинам, в определенной стране или в определенное время. То, что делает ношение определенной одежды/ украшения не уподоблением, – это широкий обычай ношения подобной одежды в той местности. То есть так, что подобное становится обычаем целого народа, этот обычай никто не порицает, а человек, который придерживается этого обычая, не считается исключением, и этот обычай не является неприличным среди уважаемых людей.
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Ат-Табари разъяснил, что смысл этого заключается в том, что мужчинам не дозволено уподобляться женщинам в одежде, в украшении, которые присущи только женщинам. И наоборот.
Я скажу, что также и в случае, если это речь или походка. Что же касается формы одежды, то она различается с различием обычаев разных стран. Возможно, есть народы, где между одеждой мужчин и женщин нет различий, но женщина отличается ношением хиджаба и сокрытием большей части тела…» (Фатх аль-Бари. Т. 10. С. 332).
В комментариях к Аль-кауа‘ид аль-фикхийа шейха Са‘да ибн Насыра аш-Шисри сказано: «Обычай, чтобы мы могли поступать в соответствии с ним, обязательно должен соответствовать своим условиям. Обычай имеет четыре условия.
Первое из них заключается в том, чтобы обычай был неуклонным преобладающим, а не колеблющимся. Так как если какое-то дело не является преобладающим и неуклонным, его уже не называют обычаем. Именно это подразумевают, говоря: „Имеет значение только преобладающее, распространенное, а не редкое“».
В Энциклопедии по фикху сказано: Чтобы обычай принимался во внимание, он должен быть неуклонным и преобладающим. Неуклонным, то есть обычай должен быть продолжающимся и присутствовать во всех (подобных) ситуациях. Преобладающим, то есть таким, чтобы совершающих этот обычай было много, а не совершающих – мало. Именно непрерывность и преобладание подтверждают существование обычая. Ас-Суюты сказал: „Обычай принимается во внимание, если он непрерывен. Если же он прервался (колебался), то – нет…“ (Аль-маусу‘а аль-фикхийа. Т. 30. С. 58).
Ношение цепочек, о чем Вы задали вопрос, не является неуклонным обычаем в Вашей стране (Саудовской Аравии). И если кто-либо в обществе из мужчин станет носить цепочку, то его обязательно упрекнут в этом. И подавляющее большинство мужчин, что носят цепочки, – это мужчины, уподобляющиеся женщинам или нечестивцы. Поэтому, Вам запрещено носить цепочки.
На каком пальце Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, носил кольцо
Во-первых, ученые, да помилует их Аллах, разногласили по этому вопросу, а также по вопросу: носил ли он кольцо на правой или на левой руке. Они высказывали два мнения.
Первое мнение: на левой руке. Это мнение мазхабов ханафитов, маликитов и ханбалитов.
В книге по мазхабу ханафитов сказано: „На левой руке“ и должно быть на мизинце, и ни на каком другом. И не носил на правой руке. Аль-Кухустани из „аль-Мухит“ сказал: „Дозволено носить на правой, но только это является отличительной чертой рафидитов“[1].
В книге маликитов сказано: Большинство ученых, среди которых и Малик, считает, что кольцо желательно носить на левой руке. Малик носил кольцо на левой руке[2].
Абу аль-Уалид аль-Баджи, да помилует его Аллах, сказал: Все ученые Сунны единодушны в том, что кольцо носится на левой руке. И это мнение Малика. Нежелательно носить кольцо на правой руке. Он сказал: „Человек пьет, есть и работает правой, как же он будет брать кольцо левой рукой и надет его на правую?“[3].
В книге ханбалитов сказано: Ношение кольца на мизинце левой руки лучше, чем ношение его на мизинце правой. Это сказано в предании имама Ахмада от Салиха и аль-Фадля. Он подтвердил и утвердил это. Имам Ахмад считал слабым предания аль-Асрама и других о ношении на правой руке. Ад-Даракутни и другие сказали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно носил кольцо на левой руке[4].
Для подтверждения своего мнения они использовали следующие доказательства:
1. Хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах: Кольцо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было здесь, и он указал на мизинец левой руки[5].
2. Так носили кольцо большинство сподвижников. Предания об этом передал Ибн Аби Шейба в аль-Мусаннаф (Т. 6. С. 68) вместе с их цепочками. Приводится от Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, аль-Хасана, аль-Хусейна, Ибн ‘Умара, аль-Касима, Салима и других праведных предшественников. Все они носили кольца на левой руке.
3. Носить на левой удобнее для того, кто пожелает взять перстень правой рукой и поставить печать. Много перстней носилось для того, чтобы ставить печать, и их носили на левой руке, так как это было удобнее.
4. Рафидиты носят перстни на правой руке, и желательно отличаться от людей, следующих нововведениям.
Второе мнение: ношение на правой. И это мнение шафиитов.
Имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: Верное и известное мнение гласит, что лучше носить на правой, так как кольцо (перстень) – украшение, и правая рука почетнее[6].
Они обосновывали свое мнение следующим:
1. Передается от Нафи‘а, что ‘Абдуллах сказал ему, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил изготовить кольцо из золота и, когда он носил его, то поворачивал его верхушку, чтобы она оказывалась с внутренней стороны ладони. Люди тоже изготовили себе золотые кольца. Но однажды Пророк взобрался на минбар, восхвалил Аллаха и сказал: Воистину, я изготовил себе это, но я не стану его носить и бросил его, и тогда люди бросили свои кольца вслед за ним. Джувайрия сказал: Я помню, что он сказал, что перстень был на правой руке[7]. В версии у Муслима (№ 2091) также ясно указывается на правую руку.
2. Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, носил серебряное кольцо на правой руке. Верхняя часть перстня была изготовлена эфиопским способом, и он поворачивал ее на внутреннюю сторону ладони[8].
3. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, носил кольцо на правой руке[9]. Имам аль-Бухари сказал, что это самое верное предание о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, на эту тему[10].
4. Ат-Тирмизи сказал: На эту тему есть хадисы от ‘Али, ‘Абдуллаха ибн Джа‘афара, Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши, Анаса. И хадис от Ибн ‘Умара, который является хорошим достоверным хадисом.
5. Передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что ему нравилось начинать с правой стороны при надевании обуви, расчесывании, совершении омовения и во всех остальных делах[11]. Ношение перстня относится к украшениям, и желательно его носить на правой руке.
На доказательства первого мнения они ответили, что хадисы, подтверждающие ношение кольца Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на правой руке, достовернее, и их больше. Поэтому им следует отдавать предпочтение перед другими.
Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллах, сказал: На правой руке лучше, так как хадисов (об этом) больше[12].
Имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, ответил на то, что сторонники первого мнения говорят, что рафидиты носят кольцо на правой руке, сказав: Это не является их отличительной чертой в большинстве стран. И если бы это было их отличительной чертой, то правую сторону не нужно оставлять. Как можно оставить желательное действие /сунну/ из-за того, что ее совершает группа нововведенцев?![13]
Что же касается аргумента о том, что некоторые сподвижники носили кольца на левой руке, то на это можно ответить, что имеются предания о том, что иные сподвижники носили кольца на правой руке. Как об этом передал Ибн Абу Шейба в аль-Мусаннафе (Т. 6. С. 65) от Ибн ‘Аббаса, Джа‘фара ибн Мухаммада, ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара. И Ибн Хаджар даже сказал: Передается от Абу Бакра, ‘Умара и большого количества сподвижников и табиинов из жителей Медины и других, что они носили кольца на правой руке[14].
Некоторые ученые считали, что кольцо или перстень можно носить на обеих руках: и на правой, и на левой. Они учитывали все хадисы на эту тему.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: Хадисы различны: на правой руке или на левой. И цепочки передатчиков всех хадисов достоверны[15].
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: Верное мнение в том, что Сунной является ношение и на правой руке, и на левой[16].
Во-вторых, что касается пальца, на котором желательно носить кольцо, то это – мизинец. Как это упоминается в пророческой Сунне.
Сообщается от Анаса, да будет доволен им Аллах: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изготовил кольцо и сказал: „Мы изготовили перстень, на котором сделали гравировку, и пусть никто не делает себе перстень с такой же надписью“. И я словно (и сейчас) вижу блеск его на его мизинце[17]. Главу, в которой аль-Бухари приводит этот хадис, он озаглавил: Глава о кольце на мизинце.
В то же время упоминается запрет носить кольцо на среднем и указательном пальце. Об этом упоминается в хадисе от ‘Али, да будет доволен им Аллах: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мне носить кольцо (перстень) на этом или этом пальце. И он указал на средний палец и тот, что после[18].
А Аллаху ведомо лучше.
[1] Ибн ‘Абидин. Радду-ль-мухтар. Т. 5. С. 230. Приводится с сокращениями.
[2] Аль-‘Адауи. Хашийату-ль-‘Адауи ‘аля кифайати-т-талиб. Т. 2. С. 360. Приводится с сокращениями.
[3] Аль-Баджи. Аль-мунтака шарху-ль-муватта. Т. 7. С. 256.
[4] Аль-Бухути. Кашшафу-ль-кына‘. Т. 2. С. 236. Приводится с сокращениями.
[5] Муслим. Ас-сахих, хадис № 2095.
[6] Ан-Науауи. Аль-маджму‘. Т. 4. С. 462.
[7] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 5876.
[8] Муслим. Ас-сахих, хадис № 2094.
[9] Ахмад. Аль-муснад. Т. 3. С. 265; исследователи в издании ар-Рисаля сказал, что это хороший хадис.
[10] Ат-Тирмизи. Ас-сунан, хадис № 1744.
[11] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 168.
[12] Аль-Хайтами. Тухфату-ль-мухтадж. Т. 3. С. 276.
[13] Ан-Науауи. Аль-маджму‘. Т. 4. С. 462.
[14] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 10. С. 372.
[15] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 1. С. 139.
[16] Ибн‘Усеймин. Аш-шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 110.
[17] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 5874.
[18] Муслим. Ас-сахих, хадис № 2078.