Заклятый враг человечества

Заклятый враг человечества

Жизнь - это схватка между человеком и шайтаном, в которой каждый из них наносит удары по своему сопернику.

Каждый грех, совершенный человеком - это удар, который он пропустил от шайтана: пропустил из-за невнимательности, небрежности или опрометчивости. 

Иногда это слабые удары, а иногда удары валят с ног. Да, человек может упасть, но если он хочет победить и выжить, он должен встать. 

Он должен вставать всякий раз, когда будет падать: как бы часто он ни падал, как бы долго ему ни приходилось лежать и как бы тяжело и больно ему ни было подниматься.

Также человек должен помнить, что он участвует в состязании, а значит и сам может бить своего соперника.

Каждое праведное слово, дело или даже намерение наносят вред шайтану. 

Твердые убеждения, на которых стоит человек, как на крепких ногах, частое поминание Аллаха, добрые дела, поклонение, следование сунне - это то, что делает его сильнее своего врага; удерживание себя от грехов - как блоки от ударов противника; месяц рамадан - как перерыв между раундами, когда человек может передохнуть и получить инструкцию по ведению боя от частого чтения Корана. 

Все это делает тебя сильнее и ближе к победе. Не сдавайся. На кону вечность.

Кем бы вы ни были, помните, что у вас существует очень опасный и коварный враг, который целиком и полностью посвятил себя одной единственной цели – увидеть вас в Аду, испытывающими бесконечные и нестерпимые муки Огня. Этот враг – Сатана, Дьявол, Шайтан. Иными словами, Иблис, которого Аллах навеки проклял и изгнал из сонма приближенных, и те, кто последовал за ним. Помните, что они – ваши самые главные враги. Помните и то, что Сатана – это не какое-то мифическое, придуманное существо, нет, его существование совершенно реально, реально настолько, насколько реально и ваше существование.

Он был всегда, на всех этапах истории рода людского. Миллионы людей, живших и умерших на земле, поддались на его ловушки и козни и, поддавшись ему, ввергли себя в Огонь Ада, но и сейчас он продолжает толкать к Аду все новых людей из живущих ныне вокруг вас. Сатана не делает никаких различий между своими жертвами: молодые и старики, мужчины и женщины, главы государств или уличные нищие... Каждый человек является его потенциальной жертвой и мишенью. Он - против всего человечества.

И даже сейчас он наблюдает за вами и вынашивает замыслы относительно вас. Им владеет лишь одно желание: преградить путь к Аллаху и так затащить вместе с собой в Ад как можно больше людей, в том числе и вас.

Для того чтобы выиграть в этом главном сражении против душ миллиардов людей, ему вовсе нет необходимости склонять людей к поклонению себе или же вовлекать их в откровенные и очевидные извращения. Сатана не стремится также принудить людей к откровенному отрицанию Аллаха. Ведь, по сути, он и сам не отрицает Аллаха, так что и от людей от не требует этого отрицания как непременного условия. Нет, его единственное желание состоит в том, чтобы отдалить людей от истинной религии Аллаха и положений Корана; отдалить людей от поклонения Аллаху и благодарности Всевышнему и, как следствие, привести их в конечном итоге к неблагодарности и забвению Творца и обречь их на вечные муки.

Более того, время от времени он даже прибегает к маске религиозного благочестия, лицемерно используя имя Аллаха, чтобы отдалить людей от истинной веры, заповеданной Всевышним, и заставить их следовать своим ересям.

Одной этой уловки ему достаточно, чтобы затащить людей вслед за собой в бездну Ада. И вне зависимости от того, какими средствами он пользуется, Ад станет неизбежным концом для всех тех, кто последовал за внушениями и ересями Сатаны: И предначертано о нем: «Тот, кто покровителем его примет, истинно, того собьет с пути он и к мукам пламенеющего Ада приведет». (Сура «Аль Хадж», 22:4).

Как же происходит воздействие Сатаны на человека, каковы рычаги и методы его воздействия и как ему противостоять? Давайте проанализируем опыт развития человечества и воздействия Сатаны на него.

Неповиновение Иблиса Аллаху

В Коране слово «шайтан (сатана)» Всевышний Аллах применяет к существам, которые следуют за Иблисом, проклятым и ставшего врагом Аллаха за то, что Иблис в гордыне отказался исполнить повеление Аллаха и склониться ниц перед первым человеком, сотворенным Аллахом – Пророком Адамом, мир ему. Иблис будет стремиться сбивать человечество с праведного пути, пути Аллаха, отдалять их от веры вплоть до Дня Конца Света. Иблис является главой и предводителем всех злых сил.

Коран гласит, что Всевышний Аллах, создав первого человека, Пророка Адама, мир ему, возвысил его над другими Своими творениями, включая ангелов и джиннов, тем, что вдохнул в него от Духа Своего и повелел всем ангелам и джиннам склониться ниц перед ним, перед самым совершенным творением Своим. 

Как явствует из Корана, ангелы и джинны были сотворены раньше человека. В данном положении следует прояснить два распространенных заблуждения.

Первое: Праотец всех людей, Пророк Адам, мир ему, был сотворен Господней волей одномоментно и все ангелы, джинны и Иблис были свидетелями этого сотворения. Этот момент важен, ибо материалистические и атеистические круги, утверждающие об эволюционном развитии жизни, невежественно утверждают абсурдную мысль, что Адам – первый человек – появился в результате процесса эволюции от обезьяны, длившегося много миллионов лет. Да простит нам Всевышним эти слова. 

Второе: Некоторые люди полагают, что Иблис был джинном, находившимся в одном месте с ангелами. То, что Иблис был джинном, ясно сообщается в Суре «Кахф», 18:50. При этом утверждается, что джинны тоже, по сути, те же ангелы. Однако Коран гласит, что между ангелами и джиннами было четкое различие в природе сотворения. Это четкое различие проясняется из речей самих ангелов в Суре «Саба», 34:40-41. В Коране также сообщается, что отец джиннов (джанн) был сотворен из бездымного огня. (Сура «Рахман», 55:15). Таким образом, Иблис, сотворенный из огня, был не из числа ангелов, но джинном.

Ангелы исполнили волю Творца, но один из джиннов, именуемый Иблисом, ослушался Воли Аллаха и не склонился перед Пророком Адамом (мир ему). Он заявил Аллаху, что творением своим он выше человека, сотворенного из глины, а потому не будет склоняться перед ним. И за эту непокорность и неповиновение воле Аллаха он был изгнан и проклят Господом, став врагом Аллаха.

Но прежде, чем быть изгнанным от Престола Аллаха, Иблис испросил у Аллаха отсрочку наказания до Дня Господнего Суда и поклялся вредить Господнему закону, совращать людей и отвращать их от поклонения и благодарности Аллаху. Аллах дал ему отсрочку до Дня Конца Света. И так Иблис начал свою войну против каждого из людей. Но Аллах дал обет, что ввергнет в Ад Иблиса и всех, кто последует за ним: "Истинно, Мы сотворили вас и придали вам форму и вид. Потом Мы ангелам сказали: «Адаму поклонитесь!» И они все, кроме Иблиса, склонились ниц перед ним. Он не был средь тех, которые склонились ниц. (Господь) сказал: «Что же тебе мешало склониться, когда Я повелел тебе это?» (Иблис) сказал: «Я лучше его, ведь Ты сотворил меня из огня, а его – из (ничтожной глины)». (Аллах) сказал: «Низвергнись же оттуда! Тебе не должно величаться там. Изыди вон! Отныне ты из презренных!» (Иблис) сказал: «Дай мне отсрочку до Дня, когда воскрешены все будут». (Аллах) сказал: «Ты – средь тех, кому дана отсрочка». (Иблис) сказал: «Раз так, то за то, что Ты свел меня с пути, я на Твоем пути засады буду ставить всем, (чтобы сбить их с пути к Тебе). И я буду приближаться к ним и спереди, и со спины, и справа и слева, и ты увидишь, что большая часть из них Тебе неблагодарна». (Аллах) сказал: «Изыди отсюда, презренный и изгнанный! Истинно, кто из них последует за тобой, Я всеми вами Ад наполню!" (Сура «Аль А`aраф», 7:11-18).

После того как Иблис был изгнан из сонма приближенных к Аллаху, Иблис поклялся бороться против человечества, мстить каждому из людей за свое изгнание, и борьба эта, согласно Господнему установлению, продлится до Судного Дня. Иблис проникал в человеческую среду, искушениями, ложными обещаниями и мирскими страстями сбивал людей с праведного пути. Его первая коварная уловка ввела в заблуждение Пророка Адама и его супругу (мир им), пребывавших в Раю. Иблис сподвиг их нарушить повеление Аллаха. Это событие, происшедшее на заре истории человеческого рода, описывается в Коране: «Ты же, Адам, со своей супругой пребудь в Раю. Вкушайте все, что ваши души пожелают, но к дереву сему не приближайтесь, иначе станете вы нечестивыми» Но стал их Сатана наущать, чтоб им открыть срамную (суть) их наготы, что ранее для них была сокрыта. Он говорил им: «Это древо Бог вам запретил, чтобы вы не стали двумя ангелами или чтобы вы не сделались живущими вечно». И он поклялся им: «Я вам, поистине, советник верный». И так обманом, он соблазнил их. А когда они от древа (плод) вкусили, открылась им срамная (суть) их наготы, стали они прикрываться листьями райского сада. И вот тогда воззвал к ним их Господь: «Разве не запретил Я вам это древо? И разве Я не предупреждал вас, что Сатана – ваш ярый враг?» Они ответили: «Господь наш! Мы были нечестивы и совершили грех против своей души, и если Ты нам не простишь и Свою милость не окажешь, мы понесем, поистине, урон тяжелый». (Аллах) сказал: «Низвергнитесь же вы и будьте во вражде друг с другом! Земля обителью вам станет и даст потребное для жизни на срок, определенный Мной. На ней вы будете жить и умирать и из нее изведены вы будете (на Суд Господний)». (Сура «Аль А`aраф», 7:19-25).

Свобода выбора как свобода волеизъявления, которая дарована человеку Аллахом и возвысила его над ангелами, предполагала и возможность предпочтения зла, которое человек может изначально отвергнуть своим волеизъявлением. Но, искушенный Сатаной, Пророк Адам, мир ему, этого не сделал, за что и был изгнан из Рая на низшую ступень существования, на тяготы земного бытия, дабы получить возможность в поте лица и в страданиях искупить свой первородный грех и вернуться к Аллаху и обители Рая.

Пророк Адам, мир ему, раскаялся перед Аллахом, и Аллах простил его, но Иблис не успокоился, он продолжал войну против человека и на этом не остановился. Как повествует Коран, Иблис посеял вражду и ненависть меж двух сыновей Пророка Адама и внушил одному из сыновей злобу и замысел убить родного брата. (Сура «Аль Маида», 5:27).

С тех пор прошло не одно тысячелетие, и Иблис ввел в небрежение о Господе миров и обманул, совратил с истинного пути миллиарды людей, сделав их своими приспешниками. У него стало много примкнувших и из числа джиннов. Джинны, последовавшие за ним, также, как и он, вели и ведут борьбу за совращение людей, тайно и явно отдаляя их от Бога и рождая смуту и нечестивые наущения в их сердцах. (Сура «Ан Нас», 114:4).

Эти джинны так же, как и люди, ставшие приспешниками Иблиса, обрели определение «Сатана, Шайтан» по сути своих деяний против Аллаха (слово «Шайтан» происходит от арабского корня «быть далеким» и используется для определения всякого существа, проявляющего непокорность и неблагодарность Творцу и изгнанного, отдаленного от милости Аллаха).

Таким образом, Шайтан, Сатана, самый главный враг, представляющий постоянную опасность каждому человеку, являет собой группу, сонм джиннов и людей, направляемых и возглавляемых Иблисом. Эти джинны и люди, служащие Иблису, стремятся любым средствами совратить человечество с праведного пути и повернуть всех на тропу Иблиса также, как когда-то свернули на нее они сами.

Шайтаны из числа джиннов невидимы для людей по своей природе, они могут приближаться к людям незаметно, внушая сознанию человека извращенные, греховные и богопротивные мысли и дела.

Шайтаны из числа людей, в свою очередь, открыто внедряются в среду людей, ибо они видимы и во плоти ничем не отличаются от других людей, и открыто говорят и действуют с одной единственной целью – отдалить людей от пути поклонения Аллаху.

Эти шайтаны из числа людей могут жить и становиться близкими друзьями человека, незаметно, мало-помалу привязывая его к себе и привлекая его на свою тропу зла. Они могут быть и некими «идейными» вождями, авторитетными, известными и влиятельными личностями в обществе. В Коране Аллах дарует знанию всех муминов, верующих в Единого Господа, молитву, дабы искали они спасения и крепости у Него и не оказались под влиянием сил Иблиса, и смогли различить Сатанинские козни: "Скажи «Ищу спасения я у Господа людей, Властителя людей, истинного Бога человеческого рода, от зла недоброго смутьяна из рода джиннов и людей, что, тайно наущая, сомнение и смуту вносит в сердца людей» (Сура «Ан Нас», 114:1-6).

Шайтан – враг невидимый, обладающий способностью приближаться к человеку в совершенно неожиданных обличиях и формах, обманом и коварством, и каждому человеку должно быть бдительным и мудрым, чтобы не дать Сатане вовлечь в свои коварные игры свою душу. И первое необходимое для этого условие – знание сути Шайтана и его грязных, богопротивных, коварных методов, о коих Аллах сообщил нам в Коране. Следующим шагом является понимание того, что цель и методы, используемые сатанами из людей и джиннов, основаны на особой, специфической логике Иблиса, в корне которой лежат гордыня, неблагодарность Аллаху и высокомерие.

Специфическая Логика Сатаны

Первопричину неповиновения Иблиса Аллаху и отказа подчиниться Его повелению Всевышний сообщил нам в Коране: Господь сказал: «Что же тебе мешало склониться ниц, когда Я повелел тебе это?» (Иблис) сказал: «Я лучше его, ведь Ты сотворил меня из огня, а его – из (ничтожной глины)». (Аллах) сказал: «Низвергнись же оттуда! Тебе не должно величаться там. Изыди вон! Отныне ты из презренных!» (Сура «Аль А`aраф», 7:12).

Иблис отказался склониться перед человеком, потому что считал себя высшим творением. Однако аргументы, на которые он опирался, абсурдны. Иблис утверждает, что он был создан из огня, в то время как человек – из глины, подразумевая, что природа огня выше природы глины. Другими словами, причина его непокорства Аллаху и высокомерия базируется на физическом различии состава двух субстанций, надуманном превосходстве одной над другой. Но ведь сотворенный из глины или из огня, человек или Иблис равно сотворены Аллахом.

В высшей степени нелепо и недостойно по отношению к своему Творцу восставать против Его воли, заявляя о некоем превосходстве своей природы над природой другого. Беспричинная ревность, зависть, которую Иблис испытывал к человеку, и ложное чувство собственного превосходства, основанное на простом физическом различии, подтолкнули его восстать против воли Аллаха. Гордыня и зависть затмили разум Иблиса: Иблис ответил: «Я есть не для того, чтобы кланяться ниц человеку, которого Ты сотворил из сухой глины, придав ей форму!» ( Сура «Аль Хиджр», 15:33).

С одной стороны, Иблис не отрицает того, что Аллах создал его. Напротив, он громогласно признает это, и причина его мятежа не в этом.

Слова Иблиса: «Я лучше по своей природе, чем человек; я создан из огня, а человек из грязи», показывают, что непокорность Иблиса Аллаху лишена всякой здравой логики и причиной его непокорности является ущербность разума Иблиса: Ты вспомни, как Мы ангелам сказали: «Склонитесь ниц перед Адамом», и те склонились перед ним, кроме Иблиса. «Буду ль я кланяться ниц тому, кого Ты сотворил из глины?» - сказал (Иблис). (Сура «Аль Исра`a», 17:61).

Последний аят ясно демонстрирует невежество и заблуждение Иблиса. Возвышение Аллахом Пророка Адама, мир ему, вызвало в Иблисе чудовищную ревность и злобу, что привело к затмению разума и неповиновению воле Аллаха: Аллах сказал: «О Иблис! Что помешало тебе ниц упасть пред тем, что сотворил Я? Ты возгордился или счел себя из превознесенных?» И тот сказал: «Я лучше его! Ведь Ты сотворил меня из огня, его же – из (ничтожной) глины». (Сура «Сад», 38:75-76).

Сатанинская логика, приведшая Иблиса к отказу поклониться Пророку Адаму, мир ему, свойственна и людям и является очень распространенной чертой характера среди тех, кто отказывается принять слово Аллаха и Его пророков, другими словами, среди безбожников и лицемеров. Они считают, что превосходство может быть основано на политической и материальной власти.

Логика, лежавшая в основе неповиновения Иблиса повелению Аллаха, присуща и людям и проявляется в жизни в шайтанах из людей, как, к примеру, проявлялась она в мекканцах, которые не приняли посланника Аллаха или тех, кто отрицает существование Аллаха и Господние заповеди сейчас. Вспомним, как мекканцы отказались признать Господнюю посланническую миссию Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, только потому, что Мухаммад был одним из них, простым человеком и они отказались верить и слушать его призывы только потому, что Мухаммад в силу своей человеческой природы не казался им достойным быть посланником Аллаха. Мекканцы утверждали, что подлинный посланник Аллаха должен был бы обладать совершенно иными, не присущими простому смертному человеку особенностями и силой, и сила его должна быть подкреплена политическим или экономическим весом. Вспомним слова, с которыми мекканцы обращались к Пророку Мухаммаду, отказываясь верить в его Господнюю избранность: И они сказали: «Ужель не должен был этот Коран быть ниспослан кому–либо знатному из жителей этих двух (почетных) городов?" (Сура «Аз Зухруф», 43:31).

Неверующие требовали Пророка явить им какое-либо необычайное явление, чудо, и только тогда они согласились бы уверовать в Божественную миссию посланника. В Коране Аллах упоминает нам, какие требования безбожники выдвигали как условие для признания Пророка Аллаха: И сказали они: «Тебе мы не поверим, пока ты не изведешь нам из земли источники или пока в своем саду из пальм и виноградных лоз, ты между ними не прольешь стремительные реки; Или на нас небесный свод не спустишь кусками, как утверждаешь ты, или должен ты явить пред нами Аллаха и ангелов; Иль должен быть у тебя дом из золота, или должен ты вознестись на небо, да и тогда мы не уверим в восхождение твое, пока ты нам не спустишь Книгу, которую мы сможем прочесть». Скажи: «Хвала Господу моему! Ужель я не обычный смертный человек, (кто) на посланничество Господом (назначен)?» (Сура «Аль Исра`a», 17:90-93).

По сути, именно гордыня и высокомерие были главными мотивами злобы и ненависти всех тех, кто не признавал Пророков Аллаха, и боролись против них. Эти люди были неспособны принять тот факт, что Аллах сделал кого-то из простых людей Своим посланником и возвысил его над ними, для их гордыни было неприемлемо принять истину, которую говорил им простой человек, как неприемлемо было и последовать за словами Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Зависть и злоба, ненависть безбожников к Пророкам имела ту же природу, что и непокорность Иблиса, одержимого гордыней и высокомерием, отказавшегося исполнить прямую волю Аллаха и поклониться Пророку Адаму, мир ему.

В Коране Аллах обращает внимание муминов на тот факт, что большая часть людей не смогла и не сможет принять Истину Господнего откровения только потому, что гордыня и ревность не дают им принять того, что Господь избрал и возвысил над ними кого-то из людей и повелел им быть покорными перед Своей волей: И когда придет к ним Истина, мешает людям уверовать в нее лишь то, что говорят они: «Ужель Аллах посланником направил нам человека такого же, как мы?» (Сура «Аль Исра`a», 17:94).

Но в гордыне и неповиновении Иблиса кроется какая-то тайна. Ведь Иблис был наделен многими сокровенными знаниями, он был приближен к Аллаху, окружен ангелами, знал о сотворении человека, знал также и о Беспредельности Величия, Мощи Аллаха и о нескончаемых муках Ада. Именно это обстоятельство и представляет собой таинственную алогичность поступка Иблиса и его приспешников: зная о существовании и единстве Аллаха, Его Абсолютном Могуществе, каре Всевышнего и муках Ада, Иблис восстает против Аллаха и становится нечестивым… Поистине, очень странный поступок, не объяснимый законами логики.

Ведь, обладая сокровенными знаниями и будучи приближенным к Аллаху, Иблис, наоборот, должен был обладать высшей степенью Имана. Уровень его сознания и знаний должны были возвысить его Иман и расположить сердце к высшей степени смирения, любви и трепетного почтения перед Аллахом. Но нет, Иблис повел себя в высшей степени абсурдно и неразумно. Пожалуй, даже самый неразумный человек не осмелился бы по невежеству совершить такой поступок против своего Господа Миров.

Алогичность и загадочная логика Иблиса этим не ограничивается. Несмотря на совершенный великий грех неповиновения и подстрекание других людей к неповиновению воле Всевышнего, Иблис, тем не менее, признается в том, что боится гнева Аллаха. Налицо расстройство логики или некая болезнь рассудка: "Они подобны Сатане, ибо сказал он человеку: «Отрекись». Когда же тот отрекся (от Аллаха), сказал Сатана: «Суть в том, что я далек от тебя. Истинно, страшусь Аллаха я, Господа миров» (Сура «Аль Хашр», 59:16).

Другой аят также свидетельствует о том, что, после того как Сатана преуспевал в подстрекательстве неверующих против верующих, он бросал их и отрекался от них, признаваясь, что страшится Аллаха: Сатана заманчивыми представил им их (грешные) деяния, говоря: «Нет ныне средь людей того, кто мог бы победить вас, и я ваш помощник!» Когда же две общины сошлись и увидели друг друга, он обратился к ним спиною, говоря: «Я вовсе не причастен к вам, ибо я вижу то, чего вы не можете увидеть, и я страшусь Аллаха». И тяжко наказание Аллаха". (Сура «Аль Анфаль», 8:48).

С одной стороны, Иблис признает существование Аллаха, Его Беспредельную мощь над всем и вся и безграничную Мудрость, с другой стороны, Иблис намеренно восстает против повеления Аллаха, что создает весьма противоречивую картину.

Таким образом, все, кто отклоняет заповеди Аллаха, ниспосланные в Коране, или позволяет себе вносить в них свои человеческие «правки» или «толкования», интерпретируют их согласно своим личным желаниям или стремятся доказать их «устарелость» или «недействительность» в современных условиях, по сути, совершают тот же грех, что и Иблис. Как и Иблис, эти люди знают о существовании Аллаха, но ввергают себя в тот же грех, что и Иблис, ибо стараются делать вид, что не понимают повелений Аллаха или что эти повеления не относятся к ним, а существуют как некий «пережиток» прошлого.

Иблис за свою гордыню и высокомерие был унижен и проклят Аллахом, и в конечном итоге изгнан из числа ангелов и джиннов, приближенных к Аллаху. Аллах покарал Иблиса самым тяжким для его гордыни способом. И перед тем, как быть изгнанным, Иблис просит Аллаха дать ему время и отсрочку. Но отсрочку он просит не для того, чтобы заслужить прощение, возвратиться к Аллаху и искупить свой грех. Его цель - унизить и сделать проклятыми людей так же, как был унижен и проклят он сам.

Так и началась враждебность Сатаны к людям и его война против человечества. Однако нельзя забывать самого главного: Иблис, как и все, кто последовал за ним, то есть все сатаны, также сотворены Аллахом и существуют и действуют только по соизволению Аллаха. Иными словами Иблис и шайтаны не имеют никакой власти и силы, независимой от Аллаха. Но согласно невежественным представлениям, бытующим в обществе, мало знакомом с положениями Корана, Иблис или Сатана наделяются некой силой и мощью, более того, существует, якобы, некая борьба за власть между Сатаной и Аллахом. И в случае, если Сатана сумеет отвратить людей от праведного пути и поклонения Аллаху, то он получит победу над Аллахом (да простит нам Аллах эти слова).

Но Истина в том, что Сатана может совершать все свои деяния лишь с соизволения и знания Аллаха. И только в рамках этого условия Сатана может оказывать влияние на людей, пусть и на значительное большинство людей. И все же, Сатана не может сделать что-либо без соизволения Аллаха. В Коране так описываются слова Сатаны об отсрочке и ответ Аллаха: Иблис сказал: «Господь мой! Отсрочь же мне до Дня, когда они воскрешены все будут». (Господь) сказал: «Тогда, истинно, ты среди тех, кому дана отсрочка». (Сура «Аль Хиджр, 15:36-37). И далее сказал: «Ты видишь, это – тот, кого почтил Ты больше, чем меня. Клянусь, если Ты дашь мне срок до Дня (их) воскресения (на Суд), я, истинно, подчиню себе его потомков, за исключением немногих», Господь ответил: «Изыди! А тем из них, что за тобой пойдут, поистине, Ад вам будет воздаяньем сполна!» (Сура «Аль Исра`a», 17:62-63).

Как явствует из аятов, Сатана действует в пределах повеления и предопределения Аллаха и не имеет никакой самостоятельной силы или могущества. Сатана действует с единственной целью – нести зло человеку, каждому человеку. Ведь сатана знает, что Аллах – Господь всех миров. Более того, что самое поразительное, прося у Аллаха отсрочки и заявляя, что будет совращать людей с пути Аллаха и отдалять их от соблюдения Господних заветов, он клянется величием Аллаха: И ответил Иблис: «Клянусь величием Твоим, я обольщу и совращу их всех». (Сура «Сад», 38:82).

Аллах перед тем, как изгнать и проклянуть Сатану, повелел: «Соблазняй тех из них, кого сумеет совратить твой голос. И направляй на них все воинства твои, конницу и пехоту и соучаствуй с ними в их имуществе и детях, давай заманчивые обещания». Ведь Сатана умеет обещать лишь для обмана". (Сура «Аль Исра`a», 17:64).

Чуть позже мы детально рассмотрим тактики, которые Сатана использует в своей борьбе против человека. Однако существует самый главный, ключевой момент, который не следует забывать:

Сатана не имеет никакой самостоятельной силы или власти, кроме той, что дана ему Аллахом. Функция Сатаны – быть средством для того, чтобы препровождать людей, сотворенных для Ада, в обитель, которая станет достойным воздаянием за их дела. Те, кто следует за Сатаной, презренные творения, недостойные войти в обитель Рая Аллаха, нравственный облик их омерзителен и противен Аллаху. Коран свидетельствует об этой истине: "Истинно, Мы много джиннов и людей для Ада сотворили (уготовали). У них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они, как блудные скоты, даже еще более заблудшие, ведь остаются в небрежении они (к увещеваниям пророков)". (Сура «Аль А`aраф», 7:179).

Кроме того, Сатана не имеет никакой силы и влияния на праведных рабов Аллаха. Сатана немощен совратить или сбить с пути благочестия муминов, ибо Аллах защитил от коварного влияния Сатаны тех из праведных слуг Своих, кто чисты и искренни в вере, предали себя служению Аллаху словом и делом и не придает никого в равные Аллаху. "Поистине, нет у него (сатаны) никакой власти над уверовавшими и уповающими на Господа своего". (Сура «Ан Нахль», 16:99)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословения Аллаха, в своей Прощальной проповеди наставлял свою умму быть бдительными к коварству и злу Сатаны: «Остерегайтесь Сатаны ради вашей веры. Он потерял надежду, что когда-либо сможет сбить вас с пути Аллаха в основных вопросах Имана, но остерегайтесь его, ибо он может увлечь за собой даже в незначительных, казалось бы, мелких вопросах» (Сахих Бухари).

Роль, которую Иблис, Сатана исполняет в земной жизни, установлена для него Аллахом, ибо только Аллах предопределяет функции каждого существа, сотворенного Им на Земле. И роль Иблиса и шайтанов можно определить как функцию разделения праведных муминов, созданных Аллахом для вечного Рая от нечестивых творений и лицемеров, которые созданы Всевышним для Ада. Козни Иблиса – своего рода чистка: те, в сердцах которых болезнь, бесчестие, неблагодарность Аллаху, лицемерие посредством Шайтанов отдалятся от муминов и перейдут в ряды Сатаны. В Коране Аллах ясно предупреждает, что влияние Сатаны возможно только на тех, кто неискренен в своем стремлении к Аллаху, кто забывает о Всевышнем и в чьих сердцах болезнь.

«Ненависть Всевышнего к восставшим против Его воли, воли Творца, находит свое выражение в том, что Своим волеизъявлением и могуществом Аллах усиливает тягу неверующего на грех и похоть, и это вызывает у него страсть ко греху, которая, в свою очередь, наводит его на совершение греха. Такое подстрекательство ко греху указывает на то, что ему предшествовало желание Всевышнего отдалить (его) раба и возненавидеть… Все это исходит из тайны предопределения, которую не позволено открывать. Тайна эта касается того, что добро и зло входят в желание и волю». (Абу Хамид Аль-Газали).

В Коране отмечается также, что влияние Сатаны возможно лишь на следующие типы людей: "И до тебя Мы не посылали ни одного посланника или пророка, без того, чтобы когда в нем возникало пылкое желание, Сатана не подбросил ему (сомнений или скверны). Но Аллах отдаляет все то, что внушает Сатана. И потом Аллах являет Свои знамения и укрепляет их. Аллах, поистине, Знающий, Мудрый. (Все это для того,) чтобы сделать соблазны Сатаны испытанием для тех, сердца которых схвачены болезнью (неверия) и очерствели (от неверия и злобы). Ведь злочестивые – в глубокой ереси (об Истине Господней) пребывают)". (Сура «Аль Хадж», 22:52-53)

Трудности и козни, которые Сатана пытается чинить для уверовавших, лишь помогают муминам укрепить Иман, стать мудрее сердцем и приблизиться к Аллаху, прочно держаться за вервь Корана.

"…чтобы узнали те, которым дано знание, что он (Коран) есть Истина от их Господа, и чтобы они уверовали в Него и чтобы их сердца в довольствии смиренном перед Ним открылись. Аллах, поистине, ведет к пути прямому тех, которые уверовали в Него". (Сура «Аль Хадж», 22:54)