Задержанному в Беларуси таджикскому оппозиционеру угрожает экстрадиция

Задержанному в Беларуси таджикскому оппозиционеру угрожает экстрадиция

Правозащитная организация "Human Constanta" сообщила о задержании в Беларуси гражданина Таджикистана Фархода Одинаева, который имеет также российское гражданство.

Таджикский оппозиционер был задержан 25 сентября на КПП «Каменный Лог» на белорусско-литовской границе по запросу правоохранительных органов Таджикистана. По словам правозащитников, Одинаеву угрожает экстрадиция в Таджикистан.

Таджикские власти пока не комментируют задержание Фархода Одинаева в Беларуси.

Активисты оппозиции сообщили, что Фарход Одинаев обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса Таджикистана, в том числе в членстве в запрещенной организации.

Настя Лойка, юрист организации Human Constanta, сказала 26 сентября в беседе с Радио Озоди из Минска, что Фарход Одинаев провел прошедшую ночь в одном из изоляторов Гродненской области Беларуси.

«В настоящее время известно, что Беларусь рассматривает вопрос об экстрадиции Одинаева в Таджикистан. Сейчас он содержится в следственном изоляторе города Сморгонь Гродненской области. Мы отслеживаем это дело и пытаемся защитить его права, чтобы он не был подвергнут пыткам. Мы обеспокоены тем, чтобы его не отправили в Россию. Таджикистан является членом Шанхайской организации сотрудничества и, возможно, сможет инициировать экстрадицию Одинаева. А это большая угроза для оппозиционера. Для нас очень важно, чтобы он не содержался в условиях, где его права были бы нарушены», - сказала собеседница.

По ее словам, в соответствии с законодательством Беларуси, на третий день задержания задержанному лицу должны быть предъявлены обвинения либо он должен быть экстрадирован, но в любом случае должны быть указаны причины задержания.

«Сейчас нам доступна лишь информация о том, что Одинаев был задержан по запросу Таджикистана», - добавила Лойка.

42-летний Фарход Одинаев – уроженец Гиссара. С августа по ноябрь 2013 года он руководил в Москве таджикским оппозиционным телеканалом «Сафо ТВ». Коллеги Одинаева утверждают, что ТВ под давлением таджикских властей было закрыто.

По данным членов запрещенной в стране Партии исламского возрождения, Фарход Одинаев проживает в Москве, недавно получил польскую визу для участия в ежегодном совещании ОБСЕ в Варшаве. Он был зарегистрирован на этом мероприятии от общественной организации "Eurasian Dialog Institution"

Мухаммаджон Кабиров, глава организации "Eurasian Dialog Institution" сказал Радио Озоди, что он проинформировал руководство ОБСЕ и других участников заседания в Варшаве о задержании Одинаева и призвал их оказать содействие в освобождении таджикского оппозиционера.

Махмудджон Файзрахмон, представитель запрещенной в стране Партии исламского возрождения, сказал Радио Озоди, что Фарход Одинаев раньше был членом ПИВТ, но незадолго до закрытия этой партии он вышел из ее состава и не проявлял политической активности.

ПИВТ была зарегистрирована в 1997 году после окончания гражданской война и смогла осуществлять свою политическую деятельность до 2015 года. Верховный суд Таджикистана обвинил партию в организации бунта и запретил ее деятельность в сентябре того года. Руководство партии считает эти обвинения безосновательными и заявляет, что бунт стал поводом для закрытия партии на территории Таджикистана.

Таджикские власти, выступая на совещании ОБСЕ в Варшаве на сессии, посвященной теме политических заключенных, заявили, что 57 членов партии были осуждены в Таджикистане, но сами «пивтовцы» утверждают, что их обвинения политически мотивированы.

После 2015 года десятки членов запрещенных политических партий и организаций были объявлены в розыск, в связи с чем только в Беларуси были задержаны по меньшей мере два гражданина Таджикистана и им угрожала экстрадиция. Правозащитники говорят, что большинству депортированных в Таджикистане угрожают пытки и жестокое обращение со стороны правительства из-за их политической деятельности.

За последние четыре года усилиями правозащитников из белорусских СИЗО после многомесячного задержания, которое было инициировано по требованию Таджикистана, были освобождены активистка «Группы 24» Шабнам Худойдодова и футболист «Вахдата» Парвиз Турсунов. По данным Human Constanta, белорусские правоохранители приняли во внимание негативные последствия экстрадиции двух активистов в Таджикистан и не выполнили запрос Душанбе.

Напомним, недавно ушёл из жизни отец Фархода.

Варшава: а в это время проходит встреча ОБСЕ для таджиков - каждый "тянет одеяло на себя"

Совещание ОБСЕ по человеческому измерению, крупнейшей в Европе ежегодной конференции по правам человека и демократии, в этом году проходит в спортивном комплексе Варшавы.

В течение двух недель здесь собираются представители правительств стран-членов ОБСЕ, неправительственных организаций и оппозиции. Нет, не чтобы поиграть в футбол, а для того, чтобы обсудить важные проблемы с соблюдением прав человека в разных странах. Встреча проходит 11 дней, с 16 по 27 сентября.

В зале и в кулуарах совещания можно увидеть большую группу представителей из Таджикистана. По словам одного из участников, здесь присутствуют около 50 человек – представителей правительства и оппозиционных групп.

Журналист Радио Озоди, который в течение трех дней наблюдал за ходом совещания и встреч на сайд-ивентах, видел, как некоторые члены с обеих сторон приветствовали друг друга, а другие проходили мимо, делая вид, что не замечают никого: некоторые участники утверждают, что были свидетелями устных перепалок между членами официальной делегации и представителями запрещенных в стране «Группы 24» и Партии исламского возрождения.

Беседы журналиста Радио Озоди с представителями правительства и их оппонентами показали, что обе стороны не связывают большие ожидания с варшавской встречей. Члены официальной делегации сообщили, что приехали в польскую столицу не для диалога с группами, которые признаны в Таджикистане террористическими и экстремистскими.

Оппоненты таджикской власти, которые отвергают обвинения в экстремизме и терроризме, используют площадку совещания ОБСЕ по правам человека, чтобы выразить свои взгляды членам правительства Таджикистана и остальным государствам.

Алим Шерзамонов, представитель Национального альянса Таджикистана, союза оппозиционных групп за рубежом, сказал в беседе с Радио Озоди: «Эта маленькая возможность, маленькая трибуна, которой мы можем воспользоваться, чтобы сделать сообщение для своей нации, для своего государства, и мы будем ее использовать. Конечно, мы не ожидаем от международного сообщества, что оно заставит наше правительство услышать нас».

Члены официальной таджикской делегации сообщили, что они прибыли в Варшаву, что защитить позицию государства от нападок и клеветы со стороны «незаконных группировок», и заявить о том, что страна добилась значительных успехов в области прав человека.

Таджикский исследователь Абдулло Рахнамо, который прибыл на совещание ОБСЕ в составе правительственной группы, сказал Радио Озоди, что лимит времени, выделяемый для выступления, недостаточен для того, чтобы в полной мере представить присутствующим политику государства.

На основном мероприятии для каждого выступающего установлен регламент – речь не должна продолжаться более двух минут, иначе модератор прерывает докладчика и передает слово другому участнику. По словам Абдулло Рахнамо, за это время нельзя нормально представить ни политику государства, ни текущую ситуацию с правами человека, ни рекомендации для решения этих вопросов. «Поэтому каждая сторона посвящает это время для очернения или критики оппонента», - считает он.

На основном заседании члены таджикского правительства заявили, что группы, которые представляются здесь оппозицией, на самом деле являются преступниками, террористами. Те, в свою очередь, критиковали правительство за нарушение прав человека. На одном из заседаний членам официальной делегации пришлось даже призвать модератора к тому, чтобы тот запретил членам оппозиции проявлять неуважение к правительственной группе и превращать площадку в «базарный балаган».

Один из представителей таджикской оппозиции Шарофиддин Гадоев сказал во время выступления, что для правящего режима экстремистами и террористами считаются все, кто добивается соблюдения прав человека – правозащитники, журналисты, адвокаты, гражданские активисты и оппозиционные группы. Его речь прервал Зариф Ализода, глава таджикской правительственной делегации и помощник президента по правовым вопросам, отметив, что «здесь не базар и необходимо придерживаться этикета общения».

Наблюдатели также сообщили, что, несмотря на то, что совещание ОБСЕ является подходящей платфформой для выражения мнений всех групп, но оно никак не может быть местом для диалога между правительством Таджикистана и оппозицией.

Исследователь Хафиз Бобоёров, который присутствовал на совещании в качестве наблюдателя, сказал в беседе с Радио Озоди, что на варшавской встрече предоставляется слово каждой стороне для емкого и лаконичного выражения своей позиции. «Этот формат встречи предоставляется в равной возможности членам правительства, оппозиции и гражданскому обществу. Но в этом формате, из-за ограниченного времени, невозможно вести диалог», - считает он.

Но организации, которые не имеют ничего общего с правительством и его оппонентами, считают, что ежегодное совещание ОБСЕ по правам человека являются хорошим местом для разрешения конфликтов.

Таджигуль Бегмедова, представитель Туркменского Хельсинкского фонда, которая много лет участвует в совещаниях ОБСЕ, сказала Радио Озоди: «Это возможность для диалога. Когда диалог разрешен, можно найти наилучший выход даже в случае тупика или чрезвычайной ситуации. В любом случае можно найти выход, если есть желание».

ozodi