Зачем нужно богатство?

Зачем нужно богатство?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах создал богатство и бедность для того, чтобы испытывать ими Своих рабов. Имущество не было создано просто для того, чтобы мы пользовались им. Всевышний Аллах сказал в хадисе-кудси: «Поистине, Мы ниспослали имущество ради выстаивания молитвы и уплаты закята. И если бы у потомка Адама была целая долина имущества, он желал бы иметь вторую, а если бы у него была вторая, он желал бы иметь и третью, и не наполнит утробу потомка Адама ничто, кроме земли» [Ахмад].

Всевышний Аллах сообщил, что Он предназначил имущество для того, чтобы оно помогало [Его рабам] соблюдать Его право посредством совершения молитвы и право Его рабов посредством выплаты закята, а не просто для пользования, наслаждения им [и проедания его] подобно тому, как ест скотина. И если имущество используется не по назначению, то есть не для достижения этих двух целей, то лучше предать его земле, чем поступать так, ибо тогда внутренность человека, наполненная этим богатством, вернётся к исходному состоянию и наполнится тем, для чего была создана. Это вера, знание и мудрость.

Поистине, человек создан для того, чтобы быть вместилищем знания о Господе и Творце, веры в Него, любви к Нему и поминания Его. И Он даровал ему имущество, которое призвано помочь ему в этом.

Однако невежественный в отношении Аллаха, Его велений и единобожия, а также Его имён и качеств не использует внутренность свою для того, для чего она предназначена, и вместо этого наполняет её любовью к тленному, бренному богатству, которое либо покинет своего обладателя, либо обладатель этот покинет его. И он копит это богатство и собирает его, чтобы иметь его как можно больше. Вместе с тем он не удовлетворяется, а, напротив, испытывает всё большую потребность в имуществе и алчность. И так продолжается до тех пор, пока утроба его не наполнится землёй, из которой он был сотворён.

Он возвращается к тому веществу, из которого изначально и был создан он и его имущество, и это вещество в нём не обрело совершенства через знание и веру, которые приносят совершенство, преуспеяние, счастье в обоих мирах. Имущество, которое не приносит своему владельцу пользы, непременно причиняет ему вред. То же самое можно сказать и о знании, власти и могуществе: всё это, если оно не приносит пользы, причиняет вред. Ведь это средства, используемые для достижения определённых целей — либо благих, либо скверных. И если эти средства не используют для достижения целей благих и похвальных, то их непременно используют для достижения противоположных им целей.

И наибольшую прибыль получают те люди, которые превращают всё перечисленное в средства, помогающие им в их путешествии к Аллаху и к миру вечному. Это приносит им пользу в обоих мирах. А люди, терпящие наибольший убыток, — это люди, которые используют всё это для того, чтобы удовлетворять свои страсти и достигать корыстных, мирских целей, теряя при этом и мир этот, и мир вечный... Он подобен тому, кто использует средства, предназначенные для получения наслаждения для причинения себе страданий и боли».

«‘Уддат ас-сабирин»; «Избранное», 3/394-396