Зачем государство навязывает суннитам шиитское видение?

Зачем государство навязывает суннитам шиитское видение?

На днях в дагестанском Каспийске состоялся закрытый показ иранского фильма «Мухаммад – Посланник Всевышнего». Интернет-пространство бурно отреагировало на разрешение дагестанского муфтията показать картину.

Однако муфтият Чечни запретил ее к показу в республике. В ДУМ ЧР это объясняют тем, что религия запрещает любое изображение пророка.

Естественно, я с огромным уважением отношусь и к муфтию Чечни Салаху Межиеву, и к муфтию Дагестана Ахмад-Хаджи Абдулаеву, считаю их выдающимися учеными и полагаю, что они отвечают за то, что говорят.

Я считаю, что всякая публичная дискуссия идет на благо обществу, а дискуссия между двумя такими выдающимися деятелями исламского мира, пусть даже заочная, — безусловно крайне интересное, важное и значимое событие.

И, конечно же, мне понятны те опасения, которые высказывает чеченский муфтий.

Все-таки Россия — страна, мусульмане которой в подавляющем своем большинстве являются мусульманами суннитского вероисповедания, ханафитского и шафиитского мазхабов, в меньшей степени ханбалитского.

Для суннитского ислама, как и вообще для ислама, свойственно крайне бережное отношение к личности Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), который стоит в центре не только ислама как религии, но и всего комплекса исламской культуры, которая вокруг этого образуется.И, безусловно, у суннитов и шиитов разные, порой диаметрально отличающиеся подходы к возможности интерпретации священной исламской истории, особенно ее первых лет, невероятно значимых.

Так, на самом деле в суннитской традиции запрещено показывать облик Пророка и запрещено говорить о том, о чем нет достоверных сведений с точки зрения суннитского ислама.

А о детстве Пророка на самом деле нет достоверных сведений, которые позволяли бы это детство показывать в виде киносценария и кинофильма.

Есть только намеки на то, как он жил, есть обрывки известий... Но деталей нет.

Безусловно, с этой точки зрения муфтий Чечни абсолютно прав.

Но Ахмада-хаджи тоже можно понять, поскольку Дагестан напрямую соприкасается с иранской цивилизацией, частью которой является Азербайджан, с большим количеством шиитов.

Ахмат-хаджи, конечно же, несет ответственность за всех мусульман Дагестана, за суннитов, за шиитов и за мир между ними. Он должен выбирать более осторожную, более дистанцированную позицию.

Но меня поражают российские власти, которые пускают в прокат фильм, предварительно совершенно не интересуясь, чем живут и что думают мусульмане России.

Очевидно, для российских властей, которые даже Михалкова привлекли к публичному промоутированию этого фильма, все мусульмане на одно лицо.

Все, видимо, кажутся какими-то непонятными, которые там что-то такое молятся и говорят на каком-то странном языке.

Удивительное безразличие и удивительное непонимание.

Я очень хорошо понимаю, что российским властям хочется подружиться с Ираном, продавать ему оружие, торговать с ним металлом, покупать у Ирана еще много чего.

В общем, заключить стратегический союз с такой великой страной, как Иран, — это, конечно, в интересах нашей страны. И это правильно.

Но, мне кажется, при этом крайне опасно для почти тридцати миллионов российских мусульман, наших суннито-шафиитов и ханафитов — предлагать так вот безапелляционно иранскую шиитскую интерпретацию жизни Пророка Мухаммеда.

Поскольку, безусловно, это вызовет, да и уже вызвало, мягко выражаясь, недоумение российских мусульман.

Я не удивлюсь, если сейчас их еще начнут карать за критику этого фильма, как это у нас принято. Как карали за Деда Мороза или за высказывания относительно празднования Нового года.

Если государство так заботится о традиционном российском исламе, то пусть государство знает, что именно этот фильм абсолютно не в рамках традиции российского традиционного суннитского ислама.

Вот скорее даже салафистские взгляды на ислам вписываются в российский суннитский ислам и могут найти с ним общий язык, особенно в рамках критики иранской шиитской доктрины.

А шиитский, безусловно, ни в коей мере не является традиционным — это именно тот самый нетрадиционный ислам, о борьбе с которым так заботятся российские исламоведы в погонах.

И они же именно и проталкивают нетрадиционную-исламскую для мусульман России версию жизни Пророка в российское суннитское пространство, фактически порождая в нем конфликт и разного рода разногласия.

Государство само сеет рознь среди мусульман России и, я считаю, что показ этого фильма без санкции муфтиев, без санкции имамов, без санкции улемов, без санкции знающих людей, которые отвечают за исламское суннитское богословие в России — это серьезная ошибка государства.

Если государство сеет такую рознь осознанно, то это просто преступление, если не осознанно — то тогда это глупость.

Я не знаю, сколько еще мы вот так и будем метаться между глупостью и преступлениями, которые совершает государство исходя из своего невежества, исходя из своего презрения к мусульманам России, исходя из непонимания их взглядов, исходя из нежелания эти взгляды изучать.

Или это проявление отношения ко всем гражданам РФ в целом?

onkavkaz