За кем можно, а за кем нельзя делать намаз?

За кем можно, а за кем нельзя делать намаз?

بِسْـــــــــــــمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِـــــــــــــيم

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Молитва за приверженцем нововведения и грешником

Тема: «За кем можно, а за кем нельзя делать намаз» выбрана не случайно. Эту тему искажают одни, преподносят неправильно другие, в невежестве относительно ее сути третьи.

Вот и решил я указать, за кем можно, а за кем нельзя делать намаз, с упоминанием всех вытекающих аспектов этой темы.

Нет разногласий среди ученых, как это упомянул ибн Теймийя, что мы не должны отделяться от нашей центральной мечети, если она единственная, где делают джуму’а, праздничные молитвы, коллективные молитвы, и т.д, пока не увидим за ним очевидного куфра. Большинство ошибок имама не столь значимы, нежели раскол мусульман.

А если говорить о отдельно взятом человеке, то намаз за таким также действителен, но с неодобрением, согласно имаму Малику, и без всякого неодобрения, согласно имаму Абу Ханифе.

Имам аль-Бухари у себя в сахихе передал: ‘УбейдуЛлаh бин ‘Ади спросил ‘Усмана, да будет доволен им Аллаh, о имамах приносящие фитну, как быть с намазами за ними, он сказал: «Намаз, это лучшее, что совершает человек. Так примите с ними участие в хорошем, и не принимайте участие в плохом».

А имамом на тот момент был Кинана бин Бишр, один из главарей хауариджей того времени. 

Бадр аль-‘Айни пишет у себя в » ‘Умдату аль-Къари»: «Спросили аль-Хасана аль-Басри о намазе за приверженцем нововведения, он ответил: «Молись за ним, а новшество его останется с ним»».

Также имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Молитва верующего за мунафикъом, не навредит ему» т.е. верующему.

Имам Джа’фар бин Буркъан спросил Маймуна бин Миhрана1 о намазе за хариджитом, на что он ответил: «Ты не ему молишься, а Аллаhу. Мы (ведь) молились за аль-Хаджаджем»

Сказал имам ат-Тахави: «Мы молимся за каждым благочестивым и распутным из людей къиблы, а также делаем над ними (джаназа) после их смерти».

Сказал шейхуль-Ислям ибн Теймийя: «Если в селе единственная мечеть, то намаз (в такой мечети) за распутником в джама’ате лучше, чем в одиночку дома, дабы не привело это к абсолютному оставлению джама’ата. А если есть возможность помолится не за приверженцем нововведения, то несомненно это лучше.»

Говорит Ибн Баз: «…И если (речь идет) о постоянном имаме для джуму’а, или праздничных намазов, или намазе в хадже, (и вместе с этим) он приверженец нововведения, (или речь идет) о призывающем к своему новшеству, или о грешнике, грехи которого очевидны, и не совершить намаз кроме как за ним, то за таким человеком (надо) молится по (мнению) всех ранних и поздних ученых…
Поистине, сподвижники не переделывали свои молитвы, когда совершали за грешниками, подобно тому, как ‘Абдулла ибн Умар совершал намаз за аль-Хаджаджом бин Усуфом, точно так же Анас. Так же ‘Абдулла ибн Мас’уд и другие совершали намаз за аль-Валидом ибн ‘Укъба, который (в свою очередь) употреблял спиртное. Дело даже дошло до того, что он сделал утренний намаз в четыре ракаата, и сказал: «Добавить еще?» на что Ибн Мас’уд ответил: «Мы не перестанем молится с тобой»

А что касается хадиса, который передал имам ад-Даракъутни от Абу Хурайры «Делайте намаз за каждым благочестивым и распутным» а в версии Ахмада: «Намаз, является обязательным за каждым мусульманином, благочестивым ли он является или распутным».

Сказал аль-Хафиз ибн ‘Укъейли: «Все хадисы на эту тему не достоверны»

Молитва, позади вероубеждение которого не известно

Шейхуль-Ислям говорит: «И слова, сказавшего: «Я не доверю свои деньги тому, кого не знаю», подразумевая этим — я не совершу молитву за тем кого не знаю подобно тому, как не доверю деньги тому кого не знаю — (являются) словами джахиля. Никто из имамов ислам не говорил такое».

Он-же сказал: «И ни один из саляф не говорил о том, что нельзя совершать намаз позади вероубеждение которого не известно, нет! Мусульмане, после смерти их пророка не переставали молится за тем, вероубеждение которого не известно».

И сказал: «Дозволено человеку совершать пять молитв, пятничную молитву и другие (молитвы) за тем, за которым не известно ни новшество, ни погрешность, по единогласному мнению четырех имамов и других имамов мусульман. И не является условиям, чтобы совершить (намаз за имамом) знать вероубеждение (этого) имама, или проводить (над ним) экзамен говоря: «В чем ты убежден?». Нет, (на против), он молится за (мусульманином) положение которого не известно…»

И сказал: «Знай, да помилует тебя и нас Аллаh, что человеку дозволено совершать намаз за тем, положение которого не известно, и не известно за ним ни нововведение, ни греха. И не является условием узнавать вероубеждение имама и проводить над ним экзамены, выискивая его вероубеждение, нет, он молится за тем, положение которого не известно…»

Комитет «Аль-Ляджна» сказала:

«Если он внешне мусульманин, его вероубеждение не известно, и не известны его отклонения в вероубеждении, то намаз за ним действителен, заколотое им мясо дозволено».

Некоторые распространяют запись ‘Абд аль-‘Азиза ар-Раджихи, где он говорит, что надо сначала узнать вероубеждение людей, а потом молиться за ними. Не знаю на сколько это достоверно, но в любом случае я уже привел слова имамов этой уммы. Более того, шейхуль-ислям передал единогласие четырех имамов, а это выше, чем мнение уважаемого шейха ар-Раджихи, да хранит его Аллаh. И потом, какой вопрос, такой и ответ. Да и учитель ар-Раджихи — Ибн Баз, ответил по-другому.

Либо шейх ар-Раджихи имел ввиду тот случай в истории, когда в Шаме распространились фатимиды, которые являлись безбожниками. Тогда ученые издавали фетву молиться лишь за тем, вероубеждение которого известно. Но это исключение. Нельзя его относить ко всем временам.

Также обращаю внимание, что нельзя считать всех, кто относит себя к суфизму, мушриком.

Ибн Теймийя говорил о суфиях: «Из них есть хорошие, из них есть плохие».

Такого же мнения Ибн Баз, да помилует его Аллаh. Следовательно, просто увидев человека в суфийской тюбетейки, или лишь из-за его принадлежности к духовному управлению, нельзя оставлять намаз за таким человеком. Не все суфии совершают ширк, как указал на это шейхуль-ислям.

За кем намаз совершать предпочтительно?

Сказал Шейхуль-Ислям: «А если есть возможность помолится не за приверженцем нововведения, то несомненно это лучше».

Говорит ‘алляма аль-Баррак: «Мусульманину надлежит выбрать имама (суннита), позади которого он будет молится, и пусть не молится за приверженцем нововведения имея возможность молится за справедливым (суннитом). А если он не может совершить коллективную молитву не иначе как за этим приверженцем нововведения, из за того что в его городе нет других (имамов помимо) этого нововведенца, или же есть некоторые (места) ахлю сунны, но он не может попасть туда, то из за того, что имам нововведенец или грешник, но пока еще муслим, он не должен оставлять ни пятничную молитву, ни коллективную молитву. Ибо великое благо в совершении пятничной и пяти обязательных молитв в коллективе, нежели намаз в одиночку дома, оставляя намаз за такими как они».

И это мазhаб имама Ахмада и Малика.

Если имам открыто/явно совершает куфр?

Об этом я спросил шейха Халида аль-Муслиха: — Ас-саляму аляйкум уважаемый шейх, у меня вопрос по поводу суфиев: Я живу в России, в частности в республике Дагестан, в которой преобладают суфии еще со времен распада коммунистов. С тех пор мы — те, кто на акъиде аhлю-сунна, не можем открыто исповедовать наши основы религии, должны ли мы молится за теми, кто открыто придерживается мнения о дозволенности взывания к мертвым? Понимая, что, если мы открыто будем проявлять непричастность к ним, это может привести к гонению со стороны суфиев и государства. Что нам делать уважаемы шейх? Барака Ллаhу фикум.

Шейх ответил: — Нельзя совершать намаз за подобными людьми, так как это проявления куфра по отношению к Аллаhу. Однако не обязательно для этого выявлять свое вероубеждение, пока вы еще в опасности. Если вы совершили намаз за одним из таких людей, то переделайте намаз.

Тоже самое сказал Ибн Баз, Салих аль-Фаузан, ар-Раджихи и другие.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал: «А что касается того, кто посещает могилы, чтобы взывать к их обитателям вместо Аллаhа, чтобы взывать к покойникам, или тереться о могилы, чтобы просить исцеления для больных, или победы над врагами, то такой не является мусульманином. Это мушрик, так как взывание к покойнику и обед им, является многобожием. Нельзя ставить такого имамом, и нельзя молиться за таким. Если мусульмане не найдут другую мечеть, то надо молиться либо до них, либо после них. Они могут молиться в такой мечети, но либо после него (т.е такого имама), либо до него. А если возможно изолировать его, то обязательно надо сделать это… а если (ничего) из этого невозможно, тогда пусть молятся в своих домах».

Также Ибн Баз, да помилует его Аллаh, в «Нур ‘аля ад-Дарб» сказал: «Нельзя молиться позади погилопоклонников, которые среди мусульман, так как молитва за мушриком не действительна. Нельзя молиться позади того, кто поклоняется могилам, как те, кто поклоняется Хусейну, аль-Бадауи и так далее…»

Спрашивающий: «Тот, кто сделал намаз за ними, должен ее переделать?»

Шейх: «Да, если сделал намаз за могилопоклонником, должен переделать».

Почему некоторые имамы, совершив молитву за сектантами, переделывали ее

Есть много текстов, где имамы переделывали намаз после того, как совершили его за джаhмитами и другими сектантами.

Абу Дауд в «Масаиль» передал, что Ахмад сказал:

ومتى ما صليت خلف أحد ممن يقول القرآن مخلوق فأعد Когда-бы я не совершил намаз позади того, кто говорит о сотворенности Корана, я переделывал молитву.

Также ‘АбдуЛла у себя в «Сунна» передал, что Ибн Ма’ин тоже переделывал молитву, когда совершал ее за Маъмумом.

‘Абд аль-ЛятIиф в «Дурар» передал единогласие на от саляф на запрет совершать молитву за джахмитом, а также, что намаз за ними не действителен. Подобное до него говорил шейхуль-ислям.

Таких текстов, нет нужды их здесь приводить.

Отвечу на это по пунктам:

Во-первых: речь идет о чистых джахмитах и о тех, до кого дошел довод. Об этом говорил шейхуль-ислям в «Маджму», сказав: «От саляф и имамов передается такфир чистейших джахмитов, отрицающих атрибуты Аллаhа. Суть их слов, что Аллаh не говорит, Его не увидят (в судный день), Он не отдален от своих творений, Его знания и мощь (не извечны), ни слуха, ни зрения, ни жизни, Коран сотворен, а обитатели рая не увидят Его также, как и обитатели огня…»

Как стало ясно, имам Ахмад, Ибн Ма’ин и им подобные имамы, не делали намаз именно за теми, кого описал шейхуль-ислям. Но сегодня где найти таких? Поэтому, нельзя относить поступки этих имамов на современную реальность.

Из-за того, что ашариты делают таъвиль возвышения Всевышнего, они не отрицают, что Всевышнего обитатели рая увидят, они не отрицают извечные атрибуты Всевышнего. Несмотря на то, что они согласились в некоторых взглядах с джахмитами, они джахмитами не стали.

Во-вторых: даже если Ахмад предпочел это, то это не значит, что все должны предпочитать это. В фикхе есть правило: что предпочитаешь ты, не навязывай другим.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам

1. Известный табиин – Абу Айюб Маймун бин Миhран аль-Джизри ар-Ракъи. Передавал от таких сподвижников как Абу Хурайра, ибн ‘Умар, ибн ‘Аббас и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллаh.

ar-rad