За кем можно, а за кем нельзя делать намаз?

За кем можно, а за кем нельзя делать намаз?

Молитва за приверженцем нововведения и грешником

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение любимому пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Тема: «За кем можно, а за кем нельзя делать намаз» выбрана не случайно. Эту тему искажают одни, преподносят неправильно другие, в невежестве относительно ее сути третьи. Вот и решил я указать, за кем можно, а за кем нельзя делать намаз, с упоминанием всех вытекающих аспектов этой темы.

Нет разногласий среди ученых, как это упомянул ибн Теймийя, что мы не должны отделяться от нашей центральной мечети, если она единственная, где делают джуму’а, праздничные молитвы, коллективные молитвы, и т.д, пока не увидим за ним очевидного куфра. Большинство ошибок имама не столь значимы, нежели раскол мусульман.

А если говорить о отдельно взятом человеке, то намаз за таким также действителен, но с неодобрением, согласно имаму Малику, и без всякого неодобрения, согласно имаму Абу Ханифе.

Имам аль-Бухари у себя в сахихе передал: ‘УбейдуЛлаh бин ‘Ади спросил ‘Усмана, да будет доволен им Аллаh, о имамах приносящие фитну, как быть с намазами за ними, он сказал: «Намаз, это лучшее, что совершает человек. Так примите с ними участие в хорошем, и не принимайте участие в плохом» А имамом на тот момент был Кинана бин Бишр, один из главарей хауариджей того времени.

Бадр аль-‘Айни пишет у себя в » ‘Умдату аль-Къари»: «Спросили аль-Хасана аль-Басри о намазе за приверженцем нововведения, он ответил: «Молись за ним, а новшество его останется с ним»».

Также имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Молитва верующего за мунафиком, не навредит ему» т.е. верующему.

Имам Джа’фар бин Буркъан спросил Маймуна бин Миhрана1 о намазе за хариджитом, на что он ответил: «Ты не ему молишься, а Аллаhу. Мы (ведь) молились за аль-Хаджаджем»

Сказал имам ат-Тахави: «Мы молимся за каждым благочестивым и распутным из людей къиблы, а также делаем над ними (джаназа) после их смерти».

Сказал шейхуль-Ислям ибн Теймийя: «Если в селе единственная мечеть, то намаз (в такой мечети) за распутником в джама’ате лучше, чем в одиночку дома, дабы не привело это к абсолютному оставлению джама’ата. А если есть возможность помолится не за приверженцем нововведения, то несомненно это лучше.»

Говорит Ибн Баз: «…И если (речь идет) о постоянном имаме для джуму’а, или праздничных намазов, или намазе в хадже, (и вместе с этим) он приверженец нововведения, (или речь идет) о призывающем к своему новшеству, или о грешнике, грехи которого очевидны, и не совершить намаз кроме как за ним, то за таким человеком (надо) молится по (мнению) всех ранних и поздних ученых…

Поистине, сподвижники не переделывали свои молитвы, когда совершали за грешниками, подобно тому, как ‘Абдулла ибн Умар совершал намаз за аль-Хаджаджом бин Усуфом, точно так же Анас. Так же ‘Абдулла ибн Мас’уд и другие совершали намаз за аль-Валидом ибн ‘Укъба, который (в свою очередь) употреблял спиртное. Дело даже дошло до того, что он сделал утренний намаз в четыре ракаата, и сказал: «Добавить еще?» на что Ибн Мас’уд ответил: «Мы не перестанем молится с тобой».

А что касается хадиса, который передал имам ад-Даракъутни от Абу Хурайры: «Делайте намаз за каждым благочестивым и распутным» а в версии Ахмада: «Намаз, является обязательным за каждым мусульманином, благочестивым ли он является или распутным».

Сказал аль-Хафиз ибн ‘Укъейли: «Все хадисы на эту тему не достоверны».

Молитва, позади вероубеждение которого не известно

Шейхуль-Ислям говорит: «И слова, сказавшего: «Я не доверю свои деньги тому, кого не знаю», подразумевая этим — я не совершу молитву за тем кого не знаю подобно тому, как не доверю деньги тому кого не знаю — (являются) словами джахиля. Никто из имамов ислам не говорил такое». Он же сказал: «И ни один из саляф не говорил о том, что нельзя совершать намаз позади вероубеждение которого не известно, нет! Мусульмане, после смерти их пророка ﷺ не переставали молится за тем, вероубеждение которого не известно». И сказал: «Дозволено человеку совершать пять молитв, пятничную молитву и другие (молитвы) за тем, за которым не известно ни новшество, ни погрешность, по единогласному мнению четырех имамов и других имамов мусульман. И не является условиям, чтобы совершить (намаз за имамом) знать вероубеждение (этого) имама, или проводить (над ним) экзамен говоря: «В чем ты убежден?». Нет, (на против), он молится за (мусульманином) положение которого не известно…». И сказал: «Знай, да помилует тебя и нас Аллаh, что человеку дозволено совершать намаз за тем, положение которого не известно, и не известно за ним ни нововведение, ни греха. И не является условием узнавать вероубеждение имама и проводить над ним экзамены, выискивая его вероубеждение, нет, он молится за тем, положение которого не известно…».

Комитет «Аль-Ляджна» сказала: «Если он внешне мусульманин, его вероубеждение не известно, и не известны его отклонения в вероубеждении, то намаз за ним действителен, заколотое им мясо дозволено».

Некоторые распространяют запись ‘Абд аль-‘Азиза ар-Раджихи, где он говорит, что надо сначала узнать вероубеждение людей, а потом молиться за ними. Не знаю на сколько это достоверно, но в любом случае я уже привел слова имамов этой уммы. Более того, шейхуль-ислям передал единогласие четырех имамов, а это выше, чем мнение уважаемого шейха ар-Раджихи, да хранит его Аллаh. И потом, какой вопрос, такой и ответ. Да и учитель ар-Раджихи — Ибн Баз, ответил по-другому. Либо шейх ар-Раджихи имел ввиду тот случай в истории, когда в Шаме распространились фатимиды, которые являлись безбожниками. Тогда ученые издавали фетву молиться лишь за тем, вероубеждение которого известно. Но это исключение. Нельзя его относить ко всем временам.

Также обращаю внимание, что нельзя считать всех, кто относит себя к суфизму, мушриком. Ибн Теймийя говорил о суфиях: «Из них есть хорошие, из них есть плохие». Такого же мнения Ибн Баз, да помилует его Аллаh. Следовательно, просто увидев человека в суфийской тюбетейки, или лишь из-за его принадлежности к духовному управлению, нельзя оставлять намаз за таким человеком. Не все суфии совершают ширк, как указал на это шейхуль-ислям.

За кем намаз совершать предпочтительно?

Сказал Шейхуль-Ислям: «А если есть возможность помолится не за приверженцем нововведения, то несомненно это лучше».

Говорит ‘алляма аль-Баррак: «Мусульманину надлежит выбрать имама (суннита), позади которого он будет молится, и пусть не молится за приверженцем нововведения имея возможность молится за справедливым (суннитом). А если он не может совершить коллективную молитву не иначе как за этим приверженцем нововведения, из за того что в его городе нет других (имамов помимо) этого нововведенца, или же есть некоторые (места) ахлю сунны, но он не может попасть туда, то из за того, что имам нововведенец или грешник, но пока еще муслим, он не должен оставлять ни пятничную молитву, ни коллективную молитву. Ибо великое благо в совершении пятничной и пяти обязательных молитв в коллективе, нежели намаз в одиночку дома, оставляя намаз за такими как они». И это мазhаб имама Ахмада и Малика.

Если имам открыто/явно совершает куфр?

Об этом я спросил шейха Халида аль-Муслиха:

— Ас-саляму аляйкум уважаемый шейх, у меня вопрос по поводу суфиев: Я живу в России, в частности в республике Дагестан, в которой преобладают суфии еще со времен распада коммунистов. С тех пор мы — те, кто на акъиде аhлю-сунна, не можем открыто исповедовать наши основы религии, должны ли мы молится за теми, кто открыто придерживается мнения о дозволенности взывания к мертвым? Понимая, что, если мы открыто будем проявлять непричастность к ним, это может привести к гонению со стороны суфиев и государства. Что нам делать уважаемы шейх? Барака Ллаhу фикум.

Шейх ответил: — Нельзя совершать намаз за подобными людьми, так как это проявления куфра по отношению к Аллаhу. Однако не обязательно для этого выявлять свое вероубеждение, пока вы еще в опасности. Если вы совершили намаз за одним из таких людей, то переделайте намаз. Тоже самое сказал Ибн Баз, Салих аль-Фаузан, ар-Раджихи и другие.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал: «А что касается того, кто посещает могилы, чтобы взывать к их обитателям вместо Аллаhа, чтобы взывать к покойникам, или тереться о могилы, чтобы просить исцеления для больных, или победы над врагами, то такой не является мусульманином. Это мушрик, так как взывание к покойнику и обед им, является многобожием. Нельзя ставить такого имамом, и нельзя молиться за таким. Если мусульмане не найдут другую мечеть, то надо молиться либо до них, либо после них. Они могут молиться в такой мечети, но либо после него (т.е такого имама), либо до него. А если возможно изолировать его, то обязательно надо сделать это… а если (ничего) из этого невозможно, тогда пусть молятся в своих домах».

Также Ибн Баз, да помилует его Аллаh, в «Нур ‘аля ад-Дарб» сказал: «Нельзя молиться позади могилопоклонников, которые среди мусульман, так как молитва за мушриком не действительна. Нельзя молиться позади того, кто поклоняется могилам, как те, кто поклоняется Хусейну, аль-Бадауи и так далее…».

Спрашивающий: «Тот, кто сделал намаз за ними, должен ее переделать?»

Шейх: «Да, если сделал намаз за могилопоклонником, должен переделать».

Шейх Салих али аш-Шейх в «Шархе» на ат-Тахивийю тоже говорит, что намаз делаем за такими до тех пор, пока они мусульмане, а в книге «Шарх масаилю аль-джахилийя» он выносит такфир могилопоклонникам. Здесь тоже разоблачается то, что приписал Абу Яхья Салиху али аш-Шейху.

Почему некоторые имамы, совершив молитву за сектантами, переделывали ее?

Есть много текстов, где имамы переделывали намаз после того, как совершили его за джаhмитами и другими сектантами.

Абу Дауд в «Масаиль» передал, что Ахмад сказал: ومتى ما صليت خلف أحد ممن يقول القرآن مخلوق فأعد Когда-бы я не совершил намаз позади того, кто говорит о сотворенности Корана, я переделывал молитву.

Также ‘АбдуЛла у себя в «Сунна» передал, что Ибн Ма’ин тоже переделывал молитву, когда совершал ее за Маъмумом.

‘Абд аль-ЛятIиф в «Дурар» передал единогласие на от саляф на запрет совершать молитву за джахмитом, а также, что намаз за ними не действителен. Подобное до него говорил шейхуль-ислям.

Во-первых: речь идет о чистых джахмитах и о тех, до кого дошел довод. Об этом говорил шейхуль-ислям в «Маджму», сказав: «От саляф и имамов передается такфир чистейших джахмитов, отрицающих атрибуты Аллаhа. Суть их слов, что Аллаh не говорит, Его не увидят (в судный день), Он не отдален от своих творений, Его знания и мощь (не извечны), ни слуха, ни зрения, ни жизни, Коран сотворен, а обитатели рая не увидят Его также, как и обитатели огня…»

Как стало ясно, имам Ахмад, Ибн Ма’ин и им подобные имамы, не делали намаз именно за теми, кого описал шейхуль-ислям. Но сегодня где найти таких? Поэтому, нельзя относить поступки этих имамов на современную реальность. Из-за того, что ашариты делают таъвиль возвышения Всевышнего, они не отрицают, что Всевышнего обитатели рая увидят, они не отрицают извечные атрибуты Всевышнего. Несмотря на то, что они согласились в некоторых взглядах с джахмитами, они джахмитами не стали.

Во-вторых: даже если Ахмад предпочел это, то это не значит, что все должны предпочитать это. В фикхе есть правило: что предпочитаешь ты, не навязывай другим.

1. Известный табиин – Абу Айюб Маймун бин Миhран аль-Джизри ар-Ракъи. Передавал от таких сподвижников как Абу Хурайра, ибн ‘Умар, ибн ‘Аббас и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллаh.

Источник

Намаз за имамом который совершает куфр или ширк, и вопросы связанные с этим

Спросили шейха Ибн База: «Является ли действительной молитва того, кто совершает ее позади того, кто известен тем, что обращается с мольбами помимо Аллаха? И каково положение того, кто молится позади него?»

Шейх ответил: "Тот, кто делает молитву позади того, кто совершает многобожие, то молитва его недействительна, пока этот имам взывает к кому-то помимо Аллаха, прибегает за помощью не к Аллаху, дает обеты не Аллаху! Ученые не дозволяют совершение молитвы позади него, и не совершается молитва позади неверного, ибо недействительна молитва позади неверного. И есть разногласие только касательно молитвы позади нечестивца, а что касается молитвы позади кафира, то нет в этом разногласий". Сл. "Нурун ‘аля ад-дарб". И это мнение каждого ученого, не делавшего оправдание в вопросе большого ширка.

Намаз за тем, кто делает ширк. Ответ Шейха Усеймина

«В нашей деревне есть имам мечети, который призывает людей взывать о помощи к умершим и считает, что это из деяний, которые приближают к Аллаху. Каково постановление Ислама по-вашему в отношении этого человека и каково положение совершения молитвы позади него?»

Ответ шейха Усеймина: "Я говорю, что этот человек, который призывает обращаться помимо Аллаха, является многобожником, призывающим к ширку! И не позволено ему быть имамом у мусульман, и не совершается молитва позади него! Ему необходимо принести покаяние Аллаху прежде, чем он умрет". Сл. "Фатауа нурун аля ад-дарб" № 374.

Намаз за тем, кто делает ширк. Ответ Шейха Альбани

Шейх аль-Альбани отвечая на такой же вопрос о молитве позади совершающего большой ширк, шейх ответил, что если человек сомневается в Исламе такого имама, то пусть не совершает молитву за ним в качестве подстраховки (ихтиятан), но при этом сам такфир ему не выносит, так как он из числа простолюда, а не обладателей знания. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 343.

Намаз за тем, кто совершает ширк. Ответ шейха Сухейми

Да воздаст Аллах вам всем благом. Спрашивающий задает вопрос: «У нас имам из секты «тиджанийя». Как вы знаете, у них в разговоре есть многобожия, они говорят что Посланник Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, посещает их собрания». «Допускается ли совершать намаз позади этого имама! Как же нам нужно совершать пятничный намаз зная, что мечети вдали от нас ?»

Ответ Шейха Сухейми: «Вернемся к прошлому пояснению. Говорю, ни смотря на какую либо общину или название. Вернемся к правилу, которое упомянули в начале прошлого вопроса, а это: Необходимо посмотреть на действие совершаемое имамом, на которого указали. Является ли он из тех, кто взывает кому-то наряду с Аллахом ! Является ли он из тех, кто забивает животное для могил и гробниц? Является ли он из тех, кто убежден в том, что молитва «аль-фатих» (новшество нововведенное сектой «тиджания») ниспослано как откровение с небес? Является ли он из тех, кто убежден в том, что шейх тарикъата знает сокровенное? Является ли он из тех, кто убежден в том, что шейх тарикъата принесет пользу своим последователям и выведет их из огня (Ада), как полагают некоторые? Является ли он из тех, кто убежден в том, что шейх тарикъата принесет (ему) пользу у Аллаха и приблизит к Аллаху ? И то, что он (шейх) приходит на могилу и становится между его последователями и Мункаром и Накиром (ангелы которые задают вопросы в могиле)?

Если он является из тех, кто убежден в этом, НЕ СОВЕРШАЕТСЯ НАМАЗ ПОЗАДИ НЕГО, ИБО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОН МНОГОБОЖНИК. Кем бы он ни назывался, к какой бы секте не относился, и каким бы не было его вероучение. Поняли правило? Поймите это правило! Не обращая внимания на какую либо сторону, общину, или путь «тарикъат», или партию.

Смотрите на то, что делает имам. Если он из тех, кто убежден, что шейх тарикъата знает сокровенное помимо Аллаха… или выведет своих товарищей из ада из числа мюридов (последователей)…или перемещается по вселенной, или что-то в этом роде, или оживляет покойных… то знай, что ОН-МНОГОБОЖНИК И НЕ СОВЕРШАЙ НАМАЗ ПОЗАДИ НЕГО. И тот кто убежден в том, что он (шейх) знает сокровенное или перемещается по вселенной, как сказал один из них про шейха `Абдуль-къадира аль-Джилани, да помилует его Аллах… По случаю, хотелось бы напомнить о том, что шейх `Абдуль-Къадир аль-Джилани праведный человек, и что он непричастен ко всему, что приписали ему последователи сект. Не причастен к тому, что приписывают ему последователи сект и он известен своей праведностью и правдивостью на Таухиде Аллаха, свят Он и Велик, да помилует его Аллах.

Один из них причислил рассказ к нему (шейху), я читал это в некоторых книгах…Был мужчина, молодой парень, единственный у своей матери, не было у матери никого кроме него. Он умирает, ангел смерти забирает его и поднимается с его душой на небеса… ангелы поднимаются с ним на небеса. Во первых эта история противоречит шариату сильно . Тот, кто поднимается с душой, это не ангел смерти, а ангелы милости, или ангелы мук. Вот смотрите на этот выдуманный рассказ, который приписал к шейху Абдуль-Къадиру, да помилует его Аллах. Приходит его мать к шейху и говорит: «О наш шейх Абдуль-Къадир, ангел смерти забрал душу моего сына, он у меня единственный, нет у меня никого кроме него». Поднялся (на небеса) шейх Абдуль-Къадир, да помилует его Аллах, и сделает его непричастным к тому, что говорят о нем. Он откажется от них в Судный день, как откажется `Иса (алейхи салам) от христиан. Полагают что шейх Абдуль-Къадир поднялся на небеса и застал ангела смерти. Обратите внимание! Поднимаются ангелы милости или ангелы мук, как пришло в хадисе от аль-Бара ибн `Азиба,да будет доволен им Аллах. Встречает его и говорит ему (ангелу): «Почему ты берешь душу моего последователя, он же единственный у своей матери?» (Ангел) ответил: «я выполнил поручение Господа своего». Затем он (шейх) нанес удар ему (ангелу) по лицу. Вышли все души и ожил каждый кто умер в тот день. Обратите внимание! Не забывайте, он сделал его (шейха) приказ выше приказа Аллаха, Свят Он и Велик. Аллах выше, чем то, что они говорят о Нем.

Этот рассказ выдуманный преданием (иснад/санад) и текстом. Шейх Абдуль-Къадир, да помилует его Аллах непричастен к нему. Это малая часть из многих сказок последователей сект, приписываемые своим шейхам, либо лжесвидетельством и наветом, как приписали шейх Абдуль-Къадиру либо они являются тагъутами (идолами из их шейхов), как те, кто призывает людей поклоняться себе.

Прошу Аллаха Благородного, Господа великого Трона, Его прекрасными именами и совершенными качествами, дать нам и вам удачу в том, в чем Он доволен. И в конце нашей проповеди воздадим хвалу Аллаху Господу миров, и мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду.

Если человек сделал намаз за неверующим, его намаз действителен?

Ответ Шейха Мухаммада ибн Хазима: – нет, но если человек узнал об этом только после намаза, то не должен его совершать заново. Потому что в отношении него это считается уважительной причиной*. Это мнение выбрали шейхи ‘Абдуррахман ас-Са’ди и Ибн ‘Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’» 4т./310стр. и «Гаят уль-Марам» 6т./240стр.).

Если имам сделал действие, делающее его намаз недействительным, то, что с намазом тех, кто за ним?

Ответ Шейха Мухаммада ибн Хизама: – если у тех, кто за ним или у самого имама есть уважительная причина, то их намаз действительный.

Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Ваши имамы совершают намаз для себя и для вас, и если они совершили его правильно, то награда для вас и для них, а если ошиблись, то для вас награда, а им ошибка» (аль-Бухари). Уважительная причина – к примеру, те, которые за имамом считают, что дотрагивание до полового органа портит омовение, и имам дотронулся до него, но не взял омовение из-за того, что он на мнении, что это не портит его. Или если имам совершил намаз без омовения намеренно или ненамеренно, а они не знали об этом. И если кто-либо из них умер после этого, то нет на нем греха, в противном случае их намаз недействителен. Примечание: передается достоверно о том, что однажды ‘Умар совершил намаз с коллективом, будучи в состоянии полового осквернения по забывчивости, а затем сам повторил намаз, и не приказал людям совершать его заново (Малик, аль-Бейхакы).

Если имам имеет ният, что он имам, а люди, которые за ним не имеют нията следования за ним?

Ответ: – такой джама’ат недействителен. Потому что в действительности джама’ата (коллектива) нет. А намерение одного имама не хватает для коллектива, ведь это подобно тому, как если бы он взял намерение на имамство в одиночестве. И чаще всего подобное происходит из-за того, что те, которые за имамом имеют убеждение такфира имама, но по каким-либо причинам вынуждены совершать намаз в коллективе и в т.п. ситуациях.

Если человек внешне следует за имамом, но ният у него, что не следует за имамом?

Его намаз действительный, но берет грех за оставление коллектива, кроме как, если был вынужден к этому. 

Если этот человек делает это без уважительной причины, то он берет грех, например хариджиты которые выносят всем такфир не по праву, если он такой то он берет грех. Однако если имам действительно кафир или мушрик, и будет фитна если ты за ним не помолишься то тут уже нет греха не иметь намерение делать за ним намаз.

То есть ты зашел в мечеть и например видишь имам стоит ты знаешь что он совершает ширк, однако если ты сейчас не встанешь за ним намаз делать, может появится фитна и тебе принесут вред, то тогда ты становишься в ряд, но не берешь намерение что ты делаешь намаз за этим имамом, а берешь намерение что ты сам делаешь намаз как будто ты один, и повторяешь движения за имамом как будто ты за ним делаешь, но ты не делаешь за ним намаз. Но если ты сделал намаз за имамом кафиром или мушриком с намерением делая намаз за ним, то этот намаз недействителен и его надо переделать, об этом уже приходила речь выше.

Читается ли намаз джума за кафиром? И также хукм того кто делает намаз за кафиром.

Сказал аль-Кады Абу Я’ла: «Мас’аля. Разошёлся риваят от имама Ахмада касательно того, что делать если имам стал кафиром по причине акыды — читают ли за ним молитву джума?

Передал аль-Марузи касательно имама, который высказывает слова джахмитов , что не читают за ним джума, потому что он кафир по этой причине, а имамство кафира как в государстве, так в молитве уходит, и не следуют за ним в молитве.

И передал Ханбаль Ибн Исхак, что нужно молиться за таким имамом, и затем повторять молитву в ее время, и не оставлять приходить на Джума.

Также передал и Исхак Ибн Мансур аль-Каусадж — «Не оставляется джума ни по какой причине». Потому что это из внешних символов религии, и если мы скажем что нельзя молиться за таким имамом, то это приведет к отмене Джума. Те же молитвы которые испортились за таким имамом — их следует восполнить». Источник: «Ар-риваятейн уаль уаджхейн», 78.

Сказал имам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль: «Я слышал, как мой отец, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто говорит, что Коран создан — не читается за ним ни Джума, ни что другое. Только мы не оставляем посещение Джума, и если молился человек за кем-то, кто говорит что Коран создал — он затем повторяет молитву. И я спросил моего отца о молитве за ахлюль бид’а, и он сказал: Не молятся за ними, если они такие как му’тазилиты или джахмиты». Источник: «Ас-Сунна», 3,4.

Сказал имам Абу Дауд: «Я сказал Ахмаду в те дни, когда джума проводили джахмиты: «Что делать с джума?» Он сказал: «Я молюсь за ними и восполняю. Когда бы ты не молился за тем кто говорит: «Коран сотворен», то восполняй!». Я сказал: «Даже в долине Арафат?». Ахмад сказал: «Да!». Источник: «Масаиль Аби Дауд», 64.

Сказал имам Аббас Ибн Абдуль Азым, его ученик: «Я спросил имама Ахмада о молитве за ними — т.е. мутазилитами — в день Джума?

Имам Ахмад ответил: «Что касается Джума, то следует присутствовать на ней, и если тот, кто возглавляет молитву из числа мутазилитов, то следует повторно прочитать её как зухр. Если же он не знает что имам относится к ним, то ему не следует повторно читать».

Я сказал: «А если поговаривают про него, что он говорит слово мутазилитов»

Имам Ахмад сказал: «Следует быть убежденным!»». Источник: «Аль-Мугни», 4/114.

Отсюда берем пользу что слухи о том что имам делал тот или иной куфр не являются доводом для его такфира, кроме как человек ясно на основе довода будет знать что этот человек имеет убеждения куфра или ширка, если такого нет, то делаешь за ним молитву и не восполняешь не смотря на слухи. И ты не обязан выяснять его акыду спрашивая у него, об этом.

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад: «Рассказал мне Ахмад Ибн Ибрахим ад-Даурики, что он слышал, как Абу Убейд аль-Косим Ибн ас-Салям сказал: «Если пятьдесят человек являются имамами людей в день джума, и никто из них не говорит о сотворенности Корана, и один из них назначает другого имамом, однако их правитель который назначил их, говорит о сотворенности Корана — я считаю, что следует восполнять молитву за всеми ними, так как джума утвереждается через правителя».

И я рассказал моему отцу (имаму Ахмаду) об этих словах Абу Убейда, и он сказал: «Он затрудняет людям! Если тот, кто является имамом в нашей молитве, не говорит ничего подобного — то я молюсь за таким, а если говорит — то я восполняю молитву сделанную за ним». Источник: «Ас-Сунна», 75.

Сказал имам ранних ханбалитов, аль-Барбахари, в своей книге «Шарх ас-Сунна», на содержание которой он передает иджма: «Пять молитв действительны за всяким, кем ты молишься, кроме как если он будет джахмитом. Ведь джахмит — муаттыль! И если ты молился за джахмитом, то повтори молитву, а если же твой имам в день джума является джахмитом, и он правитель — то прочитай молитву за ним, а затем повтори свою молитву!». Источник: «Шарх ас-Сунна», 97.

Сказал имам Ибн Раджаб: «Также и имам Ахмад, он сказал касательно молитвы за джахмитами — ее следует восполнять. И джахмитом у него является тот, кто говорит что Коран сотворен, ведь он кафир». Источник: «Фатх аль Бари», 4/186.

Говорит Абдуллах, сын имама Ахмада: «Я слышал как мои отец сказал: «Кто скажет что Коран создан, то он будет у нас (для нас) неверным»… Затем немного ниже говорит Абдуллах: «Я слышал как мой отец сказал: «Кто говорит это слово (то что Коран создан), то нельзя совершать за ним аль-джумуа, или какой-то другой из намазов. Однако мы не оставляем посещение этого (аль-джумуа и аль-джамаа, как это очевидно). И если человек совершит (затем кто говорит о создании Корана) намаз, то он должен восполнить его». И я спросил моего отца о молитве за ахлюль бид’а, и он сказал: «Не молятся за ними, если они такие как му’тазилиты или джахмиты». См. ас-Сунна Абдуллах ибн Ахмад 1\2.

Был спрошен шейх Абдул-Латиф ибн Абдур-Рахман ибн Хасан о том, что было упомянуто от шейха Ислама ибн Таймии, о том что имам Ахмад совершал намаз за джахмитами. На что он ответил: «Это, если даже с этим согласиться, то это предельно ясный вопрос для требующих знания, и это потому что имам Ахмад и подобные ему ученые и люди хадиса не разногласят в такфире джахмитов, и то, что они заблужденные зиндики. И упомянули те ученые которые написали на тему Сунны (т.е. убеждения Ахль Сунна) такфир джахмитов от большинства ученых. Аль-Лякаи привел из них столько что чрезвычайно затруднительно упомянуть их всех в этом послании. И также АбдуЛлах, сын имама Ахмада в книге Сунна, а также аль-Халляль в книге Сунна, и ибн Абу Мулейка в книге Сунна, также имам имамов ибн Хузейма определил их неверие, и передал это от великих имамов. Имам ибн Кайем в своей книге Кафия передал такфир джахмитов от больше чем 500 имамов и ученных мусульман. Что же касается намаза за ними, тем более аль-джумуа, то это не противоречит слову об их такфире. Однако является обязательным восполнить этот намаз, тогда, когда нет возможности совершать его за кем-то другим. И известное мнение имама Ахмада – запрет совершения за ними намаза. И можно разделить (или сам имам Ахмад разделяет) между тем, над кем был установлен аргумент и тем, кто не знает обо всем этом (т.е. не знает о своем заблуждении, джахиль и т.д.). И это мнение, к нему склоняется шейх Ислам ибн Таймия в вопросах, доказательство которых может быть скрытым (не совсем ясным, малоизвестным) для некоторых людей. И отталкиваясь от этого мнения, джахмиты этого времени, до них дошел аргумент…(затем шейх поговорил о сути мазхаба джамитов, и то что у них сейчас нет оправдания, упомянул заблужденного Бишра аль-Мариси, суть его мазхаба). И ученые единогласны в такфире такого, и в том, что намаз не будет действителен за неверным джахмитом или кем-то другим (из неверных). И ясно заявил имам Ахмад, как передал это от него его сын Абдуллах, то что он восполнял намаз аль-джумуа и другие намазы (т.е. после чтения за джахмитами).И иногда это делает верующий с другими муртадами, если у них будет сила и власть. И тексты (слова ученых) в этом вопросе известны и распространены». См. ад-Дурар ас-Сания 5\407\409.

Кто ни будь осмелится вынести такфир имаму Ахмаду за то что он делал намаз за теми кто являлись кафирами у него?

Сказал Имам аш-Шафий: «И если они совершили намаз вместе с ним зная о его ширке, и не зная о его Исламе до совершения намаза, затем он дал им знать после намаза, то что он принял Ислам до его совершения (намаза) — не разрешённым является для них их намаз, потому что не разрешено для них следовать за имамом зная его куфр, и если они не знали о его Исламе до того как последовали за ним как за имамом, и если они вместе с ним совершили много намазов, затем он им сообщил то, что он не мусульманин, или же они узнали это от другого, то они переделают все намазы сделанные за ним, и так же если он принял Ислам, затем стал отступившим от Ислама (муртаддом), и они сделали за ним намаз во время его отступничества и до возвращения его в Ислам, то переделают все свои намазы совершённые за ним». (См. Аль-Умм; 2-23).

Как видно имам Шафии не вынес такфир тому кто совершил намаз за кафиром зная его куфр, а сказал что это нельзя, а ни сказал что это куфр, и потом начал говорить о возмещении этих намазов, и если бы это был куфр то важнее было бы для имама разъяснить этот вопрос, а ни говорить о возмещении намазов.

Был спрошен шейх Джибрин о положении намаза за имамом мушриком.

Вопрос: «Оправдывается тот, кто совершает намаз за имамом мушриком, и он знает что этот имам – мушрик, однако он объясняет это тем, что разрешен намаз за мушриком из-за стороны пользы призыва. Так как если мы оставим мечеть, то никто из молодежи не будет совершать там намаз, и нельзя им сказать чтобы они молились в домах, или в другой мечети, если она будет далеко, так как есть вероятность что они (молодежь) оставит намаз, и подобно этому ошибочные сомнения (т.е. этот человек объясняет это таким образом, и оправдывается так).

Спрашивающий: Достопочтимый шейх, оправдывается (прощается) ли этот человек совершающий намаз за мушриком, и все кто за ним следуют? И мы ему говорили уже, что нельзя совершать намаз за мушриком, и не может быть в этом пользы, однако он упорствует, и не перестает совершать намаз за мушриком. Так какового его положение о шейх? Каково положение того, кто останавливается в такфире упорствующего в совершении намаза за мушриком, и того, кто оправдывает такого? Может ли быть та’уиль (ошибочное понимание которое строится на некой неясности) в этих вопросах?

Ответ шейха ибн Джбрина: «Если этот имам является мушриком, совершающий явный ширк, как например призывает кого-то (что-то) помимо Аллаха, или отдает что-то из видов поклонения для аулия, или мертвым в могиле, затем ему было указано на это (обращено внимание т.е. сказано о том, что это ширк и грех который нельзя делать мусульманину), однако он проявил высокомерие, упорство и стал упрямиться, и не принял истину, без какого либо доказательства, и нет у него какой-то шубхи (неясности) за которую бы он держался, то намаз за ним не будет действительным. Так как его намаз будет недействителен, и намаз совершающих за ним будет также недействителен.

Если же человек будет вынужден совершить за ним намаз для того, чтобы приблизить (очевидно имама т.е. для того, чтобы расположить его к себе и не отпугивать, или же по другим причинам о которых шейх упомянет ниже), то это будет разрешено. Однако в этом случае он должен обязаться восполнить этот намаз.

Так как во многих странах наказывают праведных молодых людей, если он не совершает намаз за таким имамом, обвиняя их в том, что они бунтовщики или террористы, или делают такфир государству, или хотят сделать переворот или подобное этому.

И отталкиваясь от этого нет проблемы в том, чтобы совершить намаз в этих (таких) мечетях другим джамаатом, и указать (в случае чего) на какую-то причину опоздания, или же совершить намаз за этим имамом, затем восполнить его».

В моем районе есть мечеть, которая принадлежит суфиям, и еще одна маленькая мечеть, также принадлежащая им. Дозволено ли молиться в них?

Ответ: Хвала Аллаху. Не молитесь с суфиями в их местах, и остерегайтесь их компании и смешивания с ними, чтобы не случилось с вами того, что случилось с ними. Старайтесь совершать молитву в мечети с теми, кто следует Сунне и стремится к ней. И Аллах источник силы. Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и Сподвижников.

Постоянный Комитет по Исследованиям и Фетвам. Шейх Абдуль Азиз ибн Абдулла ибн Бааз, Шейх Абдур-Разак Афифи, Шейх Абдулла ибн Гадьян, Шейх Абдулла ибн Ка’уд. Фатва ал-Ляжна ад-Даима, 3/18.

Из вышеизложенного мы поняли, что ученые дозволяли делать намаз джума за кафиром, но потом дома переделывать, то есть делать зухр (обеденный) намаз. Также из вышеизложенного опровержение хариджитам которые выносят такфир всем тем, кто молится за имамом кафиром. Так как этим хариджитам придется вынести такфир всем имамам упомянутым выше которые дозволяли это при крайней нужде, а при крайней нужде не дозволяется делать куфр, а значит это не является куфром.

Намаз за ашаритами или матуридитам

Этот вопрос я поднимаю, потому что в последнее время он часто обсуждается среди мусульман. И как вступление скажу что у ашаритов и матуридитов много заблуждений и их заблуждения доходят до большого куфра в котором не разногласили ученые, и как самый ясный вопрос это то что они отрицают то что Аллах возвышен над своими творениями и тем более отрицают что Аллах возвышен над своим троном, и это явный куфр и отрицание множество аятов Корана которые свидетельствуют об этом. И одни ученые заявляли что нет оправдания тому кто отрицает возвышенность Аллаха некоторые говорили есть оправдание пока довод не донесут. По этому глубоким невежеством является возгласы тех кто называют такфиристами тех кто считают ашаритов кафирами, так как у этих мусульман есть имамы за которым они следуют. И ниже я приведу слова имамов с такфиром ашаритам, и также слова имамом с такфиром тем кто отрицает возвышенность Всевышнего Аллаха над своим троном, и ашариты и матуридиты отрицают это, если первые джахмиты боялись открыто такое говорят то современные джахмиты из числа ашаритов и матуридитов не просто говорят это, но и говорят что кто верует что Аллах над троном тот кафир, после их куфра в возвышенность Аллаха и такфира мувахидам за веру в это как можно за ними делать намаз!? Когда у них иман это куфр, а куфр иман!

И так вначале слова ученых о такфире тех кто отрицает возвышенность Аллаха:

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Сказал один из крупных ученых шафиитов: «…есть более тысячи далилей, или больше, на то, что Аллах возвышен над Творениями, и что Он сверху их». Источник: «Баян тальбис аль-Джахмия», 8/454.

Слова Имама Ибн Хузеймы о том, кто не утверждает Возвышенность Аллаха над Троном: «Кто не признает, что Всевышний Аллах над Своим Троном, возвышен над семью небесами, тот кафир, требуется у него покаяние, и либо он кается, либо отрубается его голова, и его выкидывают на помойку, чтобы он не причинял гнилым запахом своего трупа неприятности мусульманам и людям зимма, а его деньги становятся трофеем, и не наследует от него ни один мусульманин, ведь не наследует муслим от кафира, как сказал Пророк, мир ему». Источник: «Исбат аль-улюв», 1/127, «Марифатуль улюм аль хадис», 285, и другие, иснад достоверен и чист как стёклышко.

Сказал шейх-уль Ислам Ибн Теймия: «В книге «Аль-Фикх аль Акбар», известной у последователей Абу Ханифы, которую они передали с иснадом от Абу Муты Ибн Абдуллаха аль Булхы, он сказал: «Сказал Абу Ханифа: «Тот, кто говорит: «Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле – тот кафир, потому что Аллах говорит: «Милостивый утвердился над Троном«, а Его Трон – над семью небесами».

Я сказал ему: «А если кто то скажет: «Аллах утвердился над Троном, но я не знаю, где Его Трон – над небесами, или на земле».

Абу Ханифа сказал: «Это кафир, потому что он отрицает, что Аллах над небесами». Ведь Аллах – в высочайшей возвышенности, и когда к нему делают дуа, то обращаются в верх, а не вниз».

И пришло в другой передаче слов Абу Ханифы: «Я спросил его о том, кто говорит: «Я не знаю, мой Господь над небесами, или на земле, и он сказал: «Такой стал кафиром, потому что Аллах говорит: «Милостивый утвердился над Троном«, и его Трон над семью небесами».

Я сказал: «Он говорит, что Аллах утвердился над Троном, но не знает, где Трон – над небесами, или на земле».

Абу Ханифа сказал: «Если он отрицает, что Он над небесами – он кафир».

И пришло в этих словах, известных от Абу Ханифы у его последователей, что Абу Ханифа вынес такфир остановившемуся, который говорит: «Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле». Так что же сказать про того, кто отрицает, и говорит что Аллах ни над небесами, ни на земле?!

И аргументировал Абу Ханифа на куфр такого человека словами Аллаха: «Милостивый утвердился над Троном«, и сказал, что Трон над седьмыми небесами.

И этим он разъяснил, что слово Аллаха «Милостивый утвердился над Троном» – значит то, что Аллах над семью небесами, над Троном, а затем добавил к этому такфир того, кто сказал, что Аллах утвердился над Троном, но остановился и выявил не знание касательно того, где Трон – над небесами, или на земле

И мотивировал Абу Ханифа такфир тем, что такой отрицает, что Аллах над небесами, ведь Аллах – в самой высшей возвышенности, и к Аллаху взывают обращаясь вверх, а не вниз.

И оба эти два довода – доводы фитры и разума, ведь признание того, что Аллах вверху и возвышенности заложено в сердца человека при сотворении, и также заложено то, что к нему обращаются верх с дуа, а не вниз, и вторая передача от Абу Ханифы пришла ясная в этом.

И затем он сказал: «Кто отрицает, что Аллах над небесами – тот кафир». Передал это слово от него шейх уль Ислам Абу Исмаиль аль-Ансари аль-Харави в книге «Аль-Фарук» Источник: «Маджму аль-Фатауа», 5/47

Сказал шейх Ибн Баз комментируя его слова: «Кто отрицает то, что Аллах над небесами, или то, что Аллах над Троном – тот стал кафиром, как сказал имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах. И это – иджма’ (единогласное мнение) ахли-Сунна«. Источник: «Шарх аль-хамавия», 81.

Сказал имам Абдуль Латыф Ибн Абдур-Рахман, комментируя слова Абу Ханифы: «Это указывает на то, что кто уверовал в само слово, но отрицал то, на что оно указывает – Возвышенность – тот кафир у Абу Ханифы, и также и другие имамы не противоречат ему в этом». Источник: «Ад-Дурар ас-Сания», 3/309. Этот имам – один из больших имамов аль-Васита, известный алим, один из учителей имама Ахмада.

Передал Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим в книге «Ар-Радд аля аль Джахмия», от Абдур Рахман Ибн Махди (ум. 198 г.х.): «Последователи Джахма хотят сказать, что Аллах не говорил с Мусой, и хотят сказать, что нет над небесами ничего, и что Аллах не над Троном. Я считаю, что следует требовать от них таубу, и либо они покаются, либо убиваются». Источник: «Маджму аль-Фатауа», 5/53.

Сказал имам Имам Аббад Ибн аль-Аввам (ум. 185 г.х.): «Я говорил с Бишром аль-Мариси и его учениками, и увидел, что конец их слов – то, что они говорят, что нет никого над небесами. Я считаю, что с ними нельзя заключать брак и давать им наследство, клянусь Аллахом!». Источник: «Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия», 2/216.

Сказал аль-Бухари: Сказал Абу Абдуллах (то есть я, аль Бухари), и сказал Уахб Ибн Джарир: «Джахмиты — зиндыки (безбожники), воистину, они хотят (сказать), что Он не вознесся над Троном». Источник: «Хольк афаль аль ибад», аль-Бухари, страница 11-12.

Сказал Уахб Ибн Джарир (ум. 206 г.х.): «Остерегайся мнений джахмитов! Они стараются подвести к тому, чтобы сказать, что нет над небесами никого! Это ничто иное, как откровение Иблиса, и ничто иное, как куфр!». Источник: «Иджтима аль-Джуюш аль-Исламия», 2/217, и Ибн аль-Каййим назвал иснад достоверным.

Уахб Ибн Джарир – ученик таких имамов как Шу’ба Ибн аль-Хаджажж, Ибн Аун, и других, учитель Ахмада, Исхака Ибн Рахавейхи, Яхьи Ибн Маина, Али аль-Мадини и других имамов, большой хафиз и правдивый имам.

Сказал Саид Ибн Амир (ум. 208 г.х.): «Джахмиты хуже словами, чем иудеи и христиане: собрались яхуды, христиане, и люди всех религий на том, что Аллах, Благороден Он и Возвышен, над Троном, а эти говорят: «Нет над Троном никого». Источник: «Хольк афаль аль-ибад», 18.

Саид Ибн Амир – большой имам, шейх ученых Басры своего времени, учители Али аль-Мадини, аль Бухари, Ахмада, Исхака, и других имамов.

Сказал большой имам, учитель имама аль Бухари, Мухаммад Ибн Юсуф аль-Фирьяби (ум. 212 г.х.): «»Кто сказал, что воистину, Аллах не над своим Троном, тот кафир, и тот, кто утверждает, что Аллах не разговаривал с Мусой, тот кафир». Источник: «Хольк афаль аль-ибад», 38.

Сказал имам аль-Маймуни, большой ученик имама Ахмада: «Я спросил имама Ахмада, когда мы были вдвоем, чтобы понять, и утвердиться: «О Абу Абдуллах, мы изнурены этими джахмитами! Что ты скажешь о том, кто говорит, что Аллах не над Троном?» Ответил Ахмад: «Слова всех этих джахмитов вертятся вокруг куфра». Источник: «Аль-Иляль уа ма’рифату ар Риджаль», 158, также «Баян тальбис аль Джахмия», 3/706, и др.

Сказал имам Хушейш Ибн Асрам (ум. 253 г.х.): «Кто проявил куфр в один аят из книги Аллаха – тот является кафиром во всю Книгу Аллаха. И кто отрицает Трон – тот кафир в Аллаха. И пришли сообщения о том, что у Аллаха есть Трон, и что Он – над Троном». Источник: «Ат-Танбих уа ар Родд аля ахлиль ахуа уаль бида», 100.

Этот имам – из больших имамов ахли-Сунна, автор книги «Аль-Истикама», среди его учеников – Абу Дауд, ан Насаи, Абу Бакр Ибн Аби Дауд, и другие имамы.

И на этом ограничусь, можно было привести еще множество слов других имамов, но цель не в том чтобы много привести имен, а в том чтобы указать что кто отрицает возвышенность Аллаха попадает в куфр и об этом говорили имамы салафов и другие выдающиеся ученые как вы поняли.

Теперь ниже слова ряда ученых с такфиром по личности ашаритами кулябитам, кулябиты это и есть по сути ашариты, так как Аль-Ашари перенял свое заблуждение от кулябитов.

Сказал большой имам из числа саляфов Мухаммад Ибн Ибрахим аль-Бусанджи (ум. 268 год хиджры) об ашаритах-куллябитах: «Эта секта — их фитна самая близкая к сердцам некоторых рабов, и есть опасность, что они могут с помощью этих шубухатов заблудить подобных им лишенных помощи Аллаха. И поэтому обязательно быть жесткими с этой подлой сектой, и предостерегать от них, и запрещать сидеть с ними, и разговаривать с ними, и молиться за ними, и водиться с ними, в наказание им — как это делали имамы наставляющие на прямой путь, подобные Умару Ибн аль Хаттабу и Али Ибн Аби Толибу, и подобные им, изгоняя подобных этой секте, и отрезая их мнения от Уммы, и приказывая выгнать их из страны, и убеждая их главарей плетьми. И эта секта заслуживает точно такого же. А что же касается склонения к ним, или брания хадиса от них, или брания фетв у них — то это на мой взгляд из самых великих бедствий в религии». Источник: «Замм аль-калям», 1546.

Сказал имам имамов Ибн Хузейма, когда его спросили про один вопрос: «А разве нет на земле Мухаммада Ибн Ибрахима аль-Бусанджи, чтобы я давал фетву?» Источник: «»Замм аль-калям», 1546.

Сказал имам аль-Ансари: «Я слышал Ахмада Ибн Хамзу и Абу Али аль-Хаддада, как они сказали:

«Мы увидели Абу Аббаса Ибн Мухаммада аль-Нахаванди как он порицает ахлюль-калям, и выносит такфир ашаритам». И они упомянули его великое порицание на Аби аль-Фавариса аль-Кармасини, и его бойкот ему по причине одного лишь слова».

И я слышал Ахмада Ибн Хамзу, как он сказал: «Когда усилился бойкот ан-Нахауанди в адрес Аби аль-Фавариса, спросили Абу Абдуллаха Ибн Динури об этом, и он сказал: «Я застал тысячу шейхов на том, на чем ан-Нахуанди». Источник: «Замм аль-Калям», 4/403-404. Имам Абу Аббас ан Нахаванди — большой шейх аскет, благородный имам на акыде ахли Сунна, см. «Джам’ аль-джуюш», 199, «Тарих аль-Ислам», 6/377, и др. Шейх Абу Абдуллах ад Динури — большой шейх аскетов, см. его биографию в «Табакат ас-суфия», 1/131.

Сказал шейх уль Ислам аль-Ансари: «Я видел Яхью Ибн Аммара несчётное количество раз на его минбаре, как он выносил им такфир, и проклинал их, и свидетельствовал за Абу аль-Хасана аль-Аш’ари зиндычеством. И на этом же я видел Умара Ибн Ибрахима и всех наших шейхов». Источник: «Замм аль-Калям», 4/411.

Сказал хафиз Умар Ибн Ибрахим Ибн Исмаиль аль-Фадль Ибн Аби Саид аль-Харави (ум. 418 году хиджры): «Не разрешено есть зарезанное ашаритами мясо, потому что они не мусульмане, и не люди Писания, и не утверждают существование на земле Книги Аллаха». Источник: «Джам аль джуюш уа ад дасакир», 118.

Сказал аз Захаби об этом имаме: «Хафиз, пример для подражания.. аскет, дядя шейх уль Ислама Абу Усмана ас-Сабуни.. был примером в знании, деяниях, аскетизме и набожности.. был мухаддисом Хары и ее шейхом». См. «Ас-Сияр», в его биографии.

Сказал о нём аль-Хаким: «Шейх ханбалитов в Харе, и он дядя шейх уль Ислама Абу Усмана Исмаила ас-Сабуни. Достоверный шейх, известный, передававший множество хадисов». Источник: «аль-Мунтахаб минТарих ан Найсабур», 1/402.

Сказал хафиз, муснид Асбахана, Абу Абдуллах аль-Хусейн Ибн Абд аль-Малик Ибн Хусейн аль-Ханбали: «Ашариты заблудшие зиндыки, братья тех, кто поклоняется Уззе и Лату.

В открытую выявили свой куфр в своего Господа, и их слово, если ты подумаешь над ним — худшее из слов». Источник: «Джам аль-джуюш уа ад дасакир аля Ибн асакир», 1/144, «Исбат аль-Хадд лиЛлях», 205.

Сказал о нём аз Захаби: «Шейх, Имам, правдивый, муснид Асбахана, шейх в арабском языке, продолжатель саляфов…». Источник: «Ас-Сияр». Имам-муджаддид Абдуль Гани аль-Макдиси аль-Ханбали (Умер в 600 г.х.). Имам был смелым, и воевал с ашаритами предельной войной. И передал от него аз Захаби такфир имамам ашаритов, сказав: «…И он вынес такфир имамам ашаритов…». Источник: «Зейль табакат аль-ханабиля», 1/191.

Сказал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали говоря о мазхабе ашаритов в вопросе Корана, и упомянув состояние мунафиков во времена Пророка и зиндыков:

«И это — состояние этих людей, все всякого сомнения. И они зиндыки вне всяких сомнений, ведь нет сомнений, что они лживо выказывают возвеличивание мусхафов, внушая своим видом, что это Коран, в то время как они убеждены внутри, что в мусхафах нет ничего, кроме бумаги и чернил. И они выказывают возвеличивание Корана, и собираются для его чтения в собраниях, в то время как они убеждены, что он написан Джибрилем, и его выражение. И они выявляют внешне, что Муса слышал слова Аллаха от Аллаха, а затем говорят, что это не было голосом. И они говорят в своих азанах и молитвах: «Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха», в то время как убеждены что его пророчество и посланничество прервалось с его смертью, и он перестал быть Посланником Аллаха, и был им лишь при жизни.

И истинная суть их мазхаба — что нет над небесами Господа, и нет на земле Корана, и Мухаммад — не Посланник Аллаха.

И нет среди всех нововведенцев того, кто настолько бы выказывал противоречие тому, в чем он на самом деле убежден, кроме них, и похожих на них зиндыков.

И удивительно, что их имам который положил начало этому бидаату — человек, который не известен ни религией, ни богобоязненностью, ни чем из шариатских наук абсолютно! И не приписывается ему никакое знание, кроме порочной науки каляма, и они признают, что он был мутазилитом 40 лет, а затем выказал возвращение от мутазилизма, и не выявилось от него после возвращения от мутазилизма ничего, кроме этого бидаата.

Так как же представилось в их разумах, что Аллах не наставит к познанию истины никого кроме своего врага, и не сделает прямое руководство ни с кем, кроме того, у кого нет доли в Исламе и религии.

А затем этот бидаат наряду с очевидностью его нечестия, и добавленной мерзостью в нём — распространился сильно, и выявился сильным выявлением. И я думаю это — последнее бид’а, и самое мерзкое из них, и на нём настанет Час, и что этот бидаат будет еще увеличиваться и распространяться». Источник: «Аль-Муназара филь Коран», 50/51.

Шейх уль Ислам Ибн Теймия, да будет доволен им Аллах, известен своей войной с этой сектой, и великими испытаниями которые выпали на его долю по причине её зульма и вражды, и у него множество книг в опровержение им.

И он не выносил такфир им, кроме как дойдет до них довод, и выносил такфир тем ашаритам, до кого дошёл довод. Так, говорил он, рассказывая о тех ашаритах кто держал его в тюрьме: «Я сказал им громким голосом – о заменившие Шариат, о муртадды от Шариата, о зиндыки, и многие другие слова, а затем встал и потребовал открыть дверь и дать мне вернуться в свое место». Источник: «Аль Фатауа аль Кубра», 6/326.

Сказал имам Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб в контексте разьяснения куфра и заблуждения ашаритов:

Что же касается ранних шафиитов, таких как Ибн Сурейдж, ад-Даракутни, и других, то все они на этом, так поищи же в их книгах, и если ты придешь ко мне хоть с одним словом от кого то из ранних шафиитов, кто не порицал мутакаллимов, и не делал им такфир, то не принимай от меня ничего никогда!». Источник: «Ад Дурар ас-Сания», 1/53.

После выше приведенного я думаю как минимум угомонятся те кто называют такфиристами тех кто выносят такфир ашаритам и не совершают за ними намаз. И даже если вы не выносите такфир по личности ашаритам, то вы должны понять что они в куфре в этом сомнений нет, есть только сомнение в том выносится ли такфир им по личности или нет и есть ли им оправдание, и даже если скажем есть оправдания, то разве не достаточно как довода того что до них дошел Коран и Сунна но они уперто остаются на своей акыде?

znaniavislame

Намаз за неизвестным

Говорит Имам Ибн Хазм: «Ты упомянул, да направит нас и тебя Аллах к знаниям, которые приближают к Нему, и делам, которыми Он доволен, что видел, как человек множество дней совершает намаз за имамом, чей мазхаб ему не известен. Знай же, да помилует Аллах нас и тебя, что копаться в этом вопросе – это нововведение, которое ввели хариджиты, раскрывая мазхабы людей и экзаменуя их в этом..» (Расаиль Ибн Хазм, том 3, стр. 207).

И это нововведение, которое ввели еретики, сегодня получило широкое распространение среди тех, кто, как они полагают, «ревностны» в вопросах Тавхида и намаза, хотя в действительности же их ревность опередила положения Ислама и вышла за пределы Шариата, что свидетельствует о том, что эта «ревность» от шайтана, да защитит нас Аллах, от его козней.

Определение термина «мастуру-ль-халь» (неизвестный)

Для начала дадим определение понятию «неизвестный» (мастуру-ль-халь).

Мастуру-ль-халь (неизвестный) – это человек, который выявил что-то из особенностей (признаков) Ислама и не выявил ничего того, чтобы нарушало его. Передает Анас, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершает нашу молитву, обращается лицом в сторону нашей киблы, ест то, что мы закололи, – тот мусульманин» (Аль-Бухари).

Дела, по которым можно судить об Исламе человека

Особенности Ислама – это все дела и слова, которыми отличаются приверженцы Ислама от последователей других религий. Говорит Ибн Аби-ль-Изз: «Верно, что человек становится мусульманином, совершив любое действие из особенностей Ислама» (Шарх аль-акыда Ат-Тахавиййа; Дар’у та’руд аль-акль ва-ннакль, 8/14).

Можно привести следующие особенности:

1. Два свидетельства. Как пришло в хадисе: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, если же они скажут это, то сделают для меня неприкосновенной свою кровь и имущество…»(Аль-Бухари и Муслим).

2. Слова человека: «Я мусульманин». Как пришло в хадисе Микдада: «Скажи мне, если я встречу кого-нибудь из неверных, и мы сразимся с ним, и он отрубит мне руку мечом, а потом (попытается) спастись от меня (забравшись) на дерево, и скажет: «Я покорился Аллаху!», — то могу ли я убить его, о посланник Аллаха, после того, как он скажет это?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не убивай его!» (Аль-Бухари и Муслим). Это относится к неверующему в своей основе, как упомянул Ибн Кудама, что же касается того, кто совершал поступки, аннулирующие Ислам, но при этом продолжал относить себя к Исламу, то такому решение об Исламе дается после того, как он откажется от своего неверия.

3. Молитва. Тот, кого мы застали совершающим намаз, – является для нас мусульманином, если нам не известно от него противоположное. На это указывает множество хадисов, как например хадис Ибн Умара, а также вышеупомянутый хадис Анаса.

4. Азан и икамат. Передает Анас бин Малик, (что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха) не совершал набег, до наступления утренней молитвы, если же он слышал азан, то останавливался, если азана не было, то он совершал набег (Муслим).

5. Хадж. Говорит Всевышний Аллах: «Поистине, многобожники являются нечестью! Так пусть не приближаются к Запретной Мечети после этого года» (Ат-тауба, 28). Говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «После этого года многобожник не совершит хадж» (Аль-Бухари и Муслим) То есть им не будет позволено это сделать. Это лишь некоторые примеры.

Высказывание ученых относительно намаза за неизвестным

Для лучшего понимания этого вопроса приведем высказывания ученых, относительно молитвы за неизвестным:

Говорит Шейху-ль-Ислам Ибн Теймийа (да помилует его Аллах): «Разрешается совершать намаз за любым неизвестным, по единогласному мнению четырех имамов, а также всех остальных имамов мусульман. А тот же, кто скажет: «Я не совершаю пятничный намаз, или коллективный намаз, кроме за тем, чью акыду знаю», – такой нововведенец, противоречащий сахабам, табиинам, четырем имамам и всем остальным имамам. А Аллах знает лучше» (Маджму’ аль-фатава, том 4, стр. 331).

«Человеку разрешается совершать пять намазов, пятничный намаз, а также другие намазы позади [любого], от кого он не знает нечестия, или нововведения, по единогласному мнению четырех имамов, а также остальных имамов мусульман. И не является условием совершения молитвы позади имама знать его вероубеждение или же экзаменовать его, спрашивая: какова твоя акыда? Напротив, следует просто совершать молитву позади любого неизвестного» (Маджму’ аль-фатава, том 23, стр. 199).

«Намаз за неизвестным – является дозволенным, по единогласному мнению мусульманских ученых, тот же, кто говорит, что она недействительна, или запретна – тот противоречит единогласному мнению Ахлу-ссуннава-ль-джамаа» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 175).

«Слова же человека: «Я не доверяю свое имущество тому, кого не знаю» – если он имеет в виду, что он не совершает намаз за тем, кого не знает, так же, как и не доверяет свое имущество тому, кого не знает – слова джахиля (невежды), не сказал такого ни один из Имамов Ислама» (Маджму’ аль-фатава, том. 23, стр. 199).

Подобные слова говорят и сегодня приверженцы страстей, вопрошая: «Когда к твоей дочери придет свататься неизвестный, разве ты не расспросишь его об акыде? Или этот вопрос важней, чем принятие твоей молитвы?» Как же схожи в своей глупости нововведенцы всех времен. О заблудший, я расспрошу его и о том, где он живет, и сколько жен имеет, а не только об акыде!

Говорит Шейху-ль-Ислам Ибн Теймийа (да помилует его Аллах): «Из основ ахлу-ссуннава-ль-джамаа, что они совершают пятничные намазы, коллективные и праздничные и не оставляют совершения пятничных и коллективных намазов за неизвестным имамом, от которого не выявилось нововведение и грехи, как это делают рафидиты и другие. Позади такого совершается пятничный и коллективные намзы по единогласному мнению четырех имамов и других имамов мусульман» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 280).

Подобных высказываний от Шейху-ль-Ислама множество, но и этого достаточно, чтоб понять общую позицию ахлу-ссунна в этом вопросе.

Говорит Ибн Кудама (да помилует его Аллах): «Если же ему не известно его состояние и он (имам) не выявил того, что помешало бы совершить за ним намаз, то такая молитва действительна, как об этом сказал Имам Ахмад, потому что основа в мусульманах – это правильность. Если же он совершит намаз за тем, в чьем Исламе сомневается, то и такая молитва действительна» (Аль-мугни, том 2, стр. 124).

Говорит Аль-Бухути (да помилует его Аллах): «Действительна молитва за имамом, чье состояние молящийся не знает, если он не выявил того, что помешало бы совершать за ним молитву, потому что основа в мусульманах – это правильность» (Шарх на матн аль-икна’, том 2, стр. 567).

Говорит Шавкани (да помилует его Аллах): «Основа в том, что молитва – это поклонение, которое можно совершить за любым молящимся, если тот исполнит необходимые столпы (намаза) и поминания, так, чтобы эта молитва была достаточной для ее действительности» (Шархаддурар аль-хадийа, стр. 108).

Говорит АбдурРахман ибн Мухаммад ибн Касым Ан-Наждий (да помилует его Аллах): «Действительна молитва за имамом, который неизвестен, потому что основа в мусульманах – это правильность, и говорит Шейху-ль-ислам: «Человеку разрешается совершать пять молитв, пятничную молитву, а также другие молитвы позади [любого], от кого он не знает нечестия, или нововведения, по единогласному мнению четырех имамов, а также остальных имамов мусульман. И не является условием совершения молитвы позади имама знать его вероубеждение или же экзаменовать его, спрашивая: какова твоя акыда? Напротив, следует просто совершать молитву позади любого неизвестного»» (Хашийаарравд аль-мурабба’, том 2, стр. 309).

Шейх АбдурРахман ибн Мухаммад ибн Касым – это автор известной книги «Аддурару-ссанийа», который прекрасно понимал действительность, когда говорил это.

Это лишь некоторые высказывания ученых, на которых мы ограничимся, дабы не удлинять статью. Из этих высказываний можно сделать следующие выводы:

1. Намаз за неизвестным имамом действительна по единогласному мнению ахлу-ссунна, тот же, кто сказал противоположное – тот нововведенец.

2. Основа в мусульманах – это правильность (свободность от неверия, нововведений и грехов).

3. Экзаменирование в вопросах акыды является новведением.

4. Оставление совершения праздничных молитв, коллективных и пятничных молитв – из основ нововведенцев.

Некоторые сомнительные доводы нововведенцев

Слова Имама Ахмада: «Раньше я проявлял послабление в этом вопросе, но когда увеличились нововведения, то совершай молитву за тем, кого знаешь».

А также история про Ибн Марзука.

Ответ на эти шубхи с двух сторон:

1) Здесь послабление от Имама Ахмада касается не вопроса моливы за неизвестным, оно касается вопроса молитвы за тем, кто сказал о сотворенности Корана. Это становится понятным, если собрать все слова Имама Ахмада. Как известно, чтобы понять мазхаб человека, необходимо собрать все его слова, а не цепляться за одиночное высказывание.

Дело в том, что отношение Имама Ахмада к тем, кто высказался о сотворенности Корана, делится на два периода: изначально он не выносил за это такфир – это и есть то послабление, о котором он говорит, а затем, когда ему разъяснилась суть неверия в этом вопросе, он вынес им такфир и запретил молитву за ними. Передается от Имама Ахмада, что он сказал: «Я не делал такфир джахмитам, пока не прочитал слова Всевышнего Аллаха: "А тот, кто спорил с тобой по поводу него (Корана), после того как к тебе пришло знание…"» (Табакату-ль-ханабиля, том 2; Хукму-ссалатхалфааль-имам аль-мубтади, 143).

Более ясно раскрывает этот момент следующая фатва Имама Ахмада… У него спросили про того, кто говорит, что Коран сотворен. Он ответил: «Он кафир». Ему сказали: «Карабиси так сказал». Он ответил: «Он кафир». Ему сказали: «Такой-то тоже так сказал». Он ответил: «Он кафир». Затем у него спросили: «Совершать ли нам за ними намаз?» На что он ответил: «Раньше я послаблял в этом вопросе, [теперь же] не совершайте за ними намаз!» У него спросили: «Молиться ли нам за рафидитами?» Он ответил: «Нет». У него спросили: «Молиться ли нам за мурджиитами?» Он ответил: «Они скверные» (Хукму-ссалатхалфааль-имам аль-мубтади, стр. 143).

Также спросили Имама Ахмада: «Совершается ли молитва позади му’тазилитов?» Он ответил: «Нет!» Ему сказали: «Ведь ты совершал молитву за тем, кто говорит, что Коран сотворен?» Он ответил: «Я истолковывал [их слова], затем перестал совершать молитву позади них» (Хукму-ссалатхалфааль-имам аль-мубтади, стр. 139). Тут становится ясно, в чем именно он проявлял послабление!

Также это подтверждает и Шейху-ль-Ислам Ибн Теймийа: «Имаму Ахмаду разъяснилось, что те, кто отрицал сифат Аллаха, — их дело приводило к та’тылю» (Хукму-ссалатхалфа аль-имам аль-мубтади, стр. 143).

2) Что же касается второй части предложения, а это наставления молиться только за тем, кого знаешь, то говорит Шейху-ль-Ислам: «Некоторые люди предпочитали совершать молитву за тем, кого знают, в то время, когда нововведений становилось слишком много, и это их действие было в виде желательности, как это передается от Имама Ахмада, о том, что он упомянул (этот момент) тому, кто его спрашивал. Но при этом Имам Ахмад не сказал, что молитва не будет действительной за тем, чье состояние неизвестно. Также, когда Абу Умар Усман ибн Марзук прибыл в Египет — а в то время правителями той местности были явные шииты, батыниты и еретики, по этой причине нововведений стало много и это распространилось в Египте – Ибн Марзук повелел своим товарищам совершать молитву только за теми, кого они знают…» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 280-281).

Как видно речь идет о желательности и в этом никто не разногласит: если есть возможность совершить молитву за известным приверженцем сунны, за человеком знания, то лучше совершить её за ним, чем за тем, кого не знаешь. Однако если нет возможности совершить пятничную молитву или праздничную молитву кроме как за нечестивцем или нововведенцем, то он совершает молитву даже за ним, не говоря уже о том, от кого это неизвестно. Говорит Шейху-ль-Ислам: «А когда невозможна молитва, кроме как за нововведенцем или грешником, как, например, пятничная молитва, имам которой – нововведенец, или грешник и нет другого места для совершения пятничной молитвы, то в таком случае пятничная молитва совершается за нововведенцем или грешником по мнению всех ахлу-ссуннава-ль-джамаа. Это мазхаб Шафии, Абу Ханифы, Ахмада ибн Ханбаля и других из имамов ахлу-ссунны без разногласия между ними» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 280).

3) Также следующая фетва Имама Ахмада вносит разъяснения в этом вопросе:

Передал Абдулла сын Имама Ахмада от Абу Убейды Касима Ибн Саляма, что он сказал о пятидесяти людях, которые совершают пятничную молитву и бывают имамами, но они не говорят, что Коран сотворен, при этом главный из них, который управляет ими, говорит, что Коран сотворён… Абу Убейд сказал: «Намаз не делается ни за одним из них».

Когда спросили имама Ахмада о словах Абу Убейды, он ответил: «Этот человек (Абу Убейда) сужает для людей, — тот, кто из них не говорит, что он сотворен — за ним совершается намаз; а тот, кто говорит, что сотворен, — то не совершается за ним намаз» (Китабу-ссунна, стр. 108, риваят 84).

И это основа: тот, от кого известно неверие, за ним намаз не делается; тот же, от кого неизвестно ничего, то за таким совершается молитва, и в этом единогласное мнение Ахлу-ссунна.

И вся хвала Аллаху!

Ханпулат абу Ахмад [islamcivil.ru]

islamcivil

Как поступать человеку, который услышал призыв к заблуждению или нововведению?

Предводитель местной мечети призывает совершать некоторые нововведения. Несколько братьев предостерегли его от нововведений, приведя доказательства своим словам, но он до сих пор настойчиво придерживается их. Советуете ли Вы не посещать человеку пятничную молитву в те дни, в которые, предположительно, этот имам будет призывать к нововведениям (например, призывать отмечать день рождения пророка, половину месяца ша‘бан и пр.)? Что делать человеку, который пришел на пятничную проповедь и услышал, как имам стал призывать к нововведению? Необходимо ли ему тут же подняться и, отправившись домой, совершить обычную полуденную молитву? Или как ему поступить? Будет ли на человеке грех, если он будет присутствовать на подобной проповеди? Ведь некоторые братья советовали имаму оставить нововведения, но он продолжает призывать к ним. Будет ли решение таким же, если он в качестве подтверждения своего мнения во время проповедей приводит слабые или вымышленные хадисы?

Во-первых: Если имам мечети придерживается нововведений, то при нововведениях, являющихся неверием, совершать за ним обычную молитву, молитву пятничную или молитву коллективную строго запрещено. Если же нововведение не выводит его из ислама, то, согласно более достоверному мнению, можно совершать за ним коллективную молитву, молитву обычную и пятничную. Такое решение по этому вопросу настолько часто используется, что стало признаком последователей Сунны. Верное мнение также гласит, что молитву, совершенную за последователем нововведения, исполнять вновь не нужно. Правило гласит: Если верной является молитва человека, то верным будет и его предводительство на ней.

Если человек имеет возможность совершать молитву с имамом, который не делает нововведений, то он обязан совершать молитву за этим имамом, особенно это касается ученых и людей, получающих знания. Это действие согласуется с повелением благого и запрещением порицаемого. Что же касается оставления молитвы за нововведенцем в пользу совершения молитвы дома, то поступать так запрещено во время коллективной молитвы, и уж тем более во время пятничной.

Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек узнал, что предводитель молитвы является нововведенцем, призывает к совершению нововведения, или открыто совершает грехи, и при этом этот имам является установленным имамом на пятничной и праздничной молитве, или во время молитвы в паломничестве на ‘Арафе, то человек совершает молитву за ним, как считали ученые, жившие ранее и ныне. Таков был мазхаб имама Ахмада, аш-Шафи‘и, Абу Ханифы и других. Поэтому в главах о вероубеждении сказано, что человек совершает пятничную молитву и праздничную за любым предводителем молитвы, невзирая на его благочестие или грешность.

В случае, если в селении имеется только один имам, ситуация такая же. Селение совершает за ним коллективные молитвы, так как коллективная молитва лучше одиночной, даже если имам – грешник.

Такого мнения придерживалось большинство ученых: Ахмад ибн Ханбаль, аш-Шафи‘и и др. И более этого, очевидное мнение мазхаба Ахмада гласит, что коллективная молитва является обязанностью каждого мусульманина. Если человек оставит совершение за имамом-грешником пятничной или коллективной молитвы, то, по мнению имама Ахмада и других ученых Сунны, этот человек становится нововведенцем. Об этом он упоминает в своем сочинении „‘Абдус"; это же говорили Ибн Малик и аль-‘Аттар.

Верное мнение гласит, что человек совершает молитву (за имамом, который совершает нововведения или грехи,) и не совершает её заново. Сподвижники совершали коллективные и пятничные молитвы за имамами, совершающими грехи, и не совершали их заново. Ибн ‘Умар совершал молитву за Хаджаджем, Ибн Мас‘уд и другие совершали молитву за аль-Валидом ибн ‘Укба, который употреблял спиртное и однажды совершил с ними утреннюю молитву в четыре рака‘ата. После он спросил: „Добавить ли еще?" И тогда Ибн Мас‘уд сказал: „В этот день ты только добавляешь и добавляешь", и это стало причиной их жалобы на него ‘Усману.

В „Сахих" аль-Бухари передается, что когда ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, заключили в его доме, (вместо него) имамом в мечети стал другой человек. Тогда один из людей обратился к ‘Усману со словами:„Ты – предводитель людей, а тот человек, что совершает молитву с людьми, является имамом смуты". ‘Усман сказал: „О сын моего брата, воистину, молитва – одно из лучших деяний, которое совершают люди. Если они совершает благое, то совершай его с ними. Если же они станут творить дурное, то отдались от совершения вреда (вместе с ними)". Подобных преданий много.

Молитва грешника и нововведенца сама по себе верна, и если человек станет совершать молитву за ними, молитва будет верной, но некоторые ученые считали, что молиться за ними нежелательно, так как мусульманин обязан повелевать благое и запрещать порицаемое. Поэтому, если человек открыто совершает нововведения или грешит, то его не следует назначать имамом для мусульман, но он заслуживает осуждения, пока не покается. И если есть возможность покинуть и прекратить с ним общение, пока он не покается, то это было бы лучше. Ведь если некоторые люди перестанут молиться за ним и станут совершать молитву за другим, то это бы способствовало его покаянию, или его смещению, или к оставлению людьми грехов, которые он совершает. В этих случаях в оставлении молитвы за ним есть польза, но при этом люди не лишаются пятничной и коллективной молитв.

Если же оставление молитвы за таким имамом приведет к оставлению пятничной и коллективной молитвы совсем, то в этом случае молитву за таким имамом оставляет только приверженец нововведений, ведь он не следует примеру сподвижников, да будет доволен ими Аллах» (аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 2. С. 307-308).

Во-вторых: Как уже было сказано, человеку, услышавшему проповедь с призывом к нововведению, как Вы сказали в вопросе, или с призывом совершать нововведение, или с упоминанием в ней слабых или вымышленных хадисов, недозволено покидать мечеть и оставлять эту проповедь. Кроме случаев, когда этот человек является уважаемым ученым и оставляет эту мечеть, чтобы совершать молитвы в другой, и при этом он уже искренне предостерег этого имама от нововведений и разъяснил ему истину в этом вопросе. Если же до предстоятеля мечети истина не была доведена, или если человек, оставив эту мечеть, не направляется в другую, то, очевидно, покидать мечеть во время проповеди недозволено, если только предстоятель мечети не является человеком, из-за неверия которого за ним вообще нельзя совершать молитву.

Уже говорилось о прерывании проповедника во время пятничной молитвы в том случае, если он говорит заблуждения, устанавливает или поддерживает нововведение, или призывает к многобожию. В ответе мы сказали, что прерывать его дозволено, но только в том случае, если это не приведет к смуте, к раздорам среди людей, и к утере пятничной молитвы. В ином случае свое неодобрение и порицание следует высказать по окончании проповеди. Человек в конце проповеди встает и разъясняет ошибочность высказывания проповедника.

Человеку, намеревающемуся высказать свое неодобрение и порицание, следует разъяснять истину и высказывать критику с мягкостью, чтобы его порицание принесло ожидаемые плоды.

Постоянный Комитет был спрошен: Что говорит ислам о проповеднике, который во время всей пятничной молитвы или некоторой её части приводит предания иудеев или слабые хадисы, желая этим удивить людей?

Ученые ответили: «Если Вы твердо уверены, что слова, который произносит проповедник, являются преданиями от иудеев, не имеющим под собой основы, или слабыми хадисами, то обратитесь к нему с искренним советом. Посоветуйте ему заменить их достоверными хадисами, кораническими аятами, скажите ему, чтобы он не утверждал по поводу какого-либо предания, что это слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока не будет твердо уверен в их достоверности. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: „Религия есть проявление искренности" (Муслим). И искренний совет следует давать с мягкостью, а не с суровостью. Да поможет вам Аллах и сделает вас полезным для общины. Шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз, шейх ‘Абд ар-Раззак ‘Афифи, шейх ‘Абдуллах ибн Гудайан» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 8. С. 229-230).

Резюме:

Если у Вас есть возможность посещать мечеть, в которой не совершаются нововведения, или в которой проповедник не призывает к заблуждению, то будет очень хорошо, если Вы станете посещать такую мечеть. Если же у Вас такой возможности нет, или в вашем селении это единственная мечеть, то Вам не дозволено оставлять коллективные и пятничные молитвы по той причине, что Вы упомянули. Вам следует стараться призывать предстоятеля мечети к истине, обращаться к нему с искренними советами, быть во время призыва мягким и терпеливым.

А Аллаху ведомо лучше.

islamqa.info