Язычество в Мекке: его история и источники

Язычество в Мекке: его история и источники

Изначально курейшиты крепко держались религии Ибрахима и Исмаила (мир им) — за единобожие и поклонение одному Аллаху. Так продолжалось, пока не появился Амр ибн Люхай аль-Хузаи. Он стал первым, кто отошёл от религии Исмаила, установил идолов и ввёл почитание животных, которое Аллах не дозволил и которое не было известно в шариате Ибрахима.

Дело в том, что он отправился из Мекки в Шам и увидел, что там люди поклоняются идолам, чем и был искушён. Он привёз некоторых идолов в Мекку и велел людям поклоняться им и возвеличивать их [1]. Нет ничего странного в том, что по пути в Шам он прошёл через Петру, которая сейчас является частью Иордании. Это место было известно среди греков и римлян. Говорят, что Петру ещё тысячи лет назад основали набатеи, также имевшие арабские корни. Набатеи достигли высот в культуре и ремёслах: среди них были поэты, врачи и крупные торговцы. Они путешествовали в Египет, Шам, к Евфрату и в Рим. Возможно, на пути в Евфрат они пересекали Хиджаз. Набатеи погрязли в язычестве. Они ваяли идолов. Говорят, что Лат — главный идол, которому поклонялись в северной части Хиджаза — был привезён из Петры и сделан верховным. Это мнение подтверждается словами Филиппа Хитти из книги «История Сирии» о землях набатеев, то есть о востоке Иордании. Он пишет:

«Главным набатейским божеством был Душара. Он был похож на высокий столб или чёрный прямоугольный камень. Божество Лат, занимавшее особое положение у арабов, было связано с Душарой. К другим набатейским божествам, упоминаемым в древних источниках, относятся Манат, Узза и Хубал» [2]

Не стоит забывать, что в то время вокруг Аравийского полуострова повсеместно распространялось язычество, как это происходило на Средиземноморье. К тому времени у призыва Исы (мир ему) и его апостолов не было влияния, способного противостоять язычеству и уменьшить его активность. Иудаизм же был национальной религией, ограниченной рамками Бану Исраиль, и не призывал к единобожию кого-то другого. Это подтверждается словами Де Лейси О'лири из книги «История Сирии и Ливана»:

«Вполне возможно, что поклонение идолам хоть и было «подарком» Сирии, оно пришло на Аравийский полуостров через традиции жителей Шама и Греции, распространившиеся в Сирии. И, скорее всего, оно не было распространено так сильно в прочих местах расселения арабов». [3]

Язычество было распространено и в долине Евфрата, и в восточной части Аравийского полуострова. Между Аравийским полуостровом и этими местами были прочные торговые связи, поэтому, возможно, у них также есть заслуга в деле распространения язычества на полуострове.

Джордж Рокс заявил в книге «Древний Ирак», что старые источники свидетельствуют о появлении язычества в Ираке в третьем веке нашей эры. В Ираке было множество божеств: и завезённых, и коренных. [4]

Некоторые считают, что курейшиты пришли к язычеству постепенно. Сначала они возвеличивали камни Запретной мечети, которые они брали с собой, отправляясь куда-то из Мекки, проявляя тем самым почтение к Запретной мечети и храня воспоминание о ней. Затем прошло время, и они забыли о своей религии и начали поклоняться идолам, уподобившись остальным общинам. Несмотря на это, у них сохранились остатки религии Ибрахима: почтительное отношение к Каабе, обход вокруг неё, большое и малое паломничества [5].

История общин и религий в переходе от этапа к этапу, от средств к целям, от начала к результатам подкрепляет мнение о том, что причиной появления язычества среди арабов в целом и среди курейшитов в частности является чрезмерное возвеличивание каких-то предметов. Об этом свидетельствует и история некоторых исламских народов и этнических групп, которые постепенно перешли к поклонению идолам и могилам, а также проявили чрезмерность в их почитании. По этой причине шариат настаивает на перекрытии всех путей, ведущих к многобожию и чрезмерности по отношению к людям и вещам, оставшимся после них.

[1] «Сира» Ибн Хишама, 1/76-77; «Сира» Ибн Касира, 1/64-65.

[2] Р. К. Hitti: History of Syria. (London, 1951) р. 382-83

[3] «Arabia Before Mohammad» (London, 1927), р. 196-97.

[4] Ancient Iraq, (1972) р. 283-84.

[5] Для подробного ознакомления с названиями, местонахождением, причиной избрания идолов и историями, связанными с ними, следует обратиться к таким книгам, как «Аль-Аснам» авторства аль-Кальби и «Булуг аль-араб» авторства аль-Алуси.

darulfikr