Является ли праздничное жертвоприношение обязательным?

Является ли праздничное жертвоприношение обязательным?

Законоведы разошлись во мнениях относительно обязательности жертвоприношения в Курбан-байрам.

Большинство маликитов, а также шафииты и ханбалиты считали, что приносить жертву в Курбан-байрам не обязательно, но крайне желательно. Ибн Кудама пишет: «Жертвоприношение является желательным, но если человек имеет возможность принести жертву, то оставлять это нежелательно. Большинство улемов считают жертвоприношение крайне желательным, но не обязательным. Есть сообщения на этот счёт от Абу Бакра, ‘Умара, Биляля и Абу Мас‘уда аль-Бадри. Этого мнения также придерживались Сувайд ибн Гафаля, Са‘ид ибн аль-Мусаййиб, Алкама, аль-Асвад, ‘Ата, аш-Шафи‘и, Исхак, Абу Саур и Ибн аль-Мунзир» [Мугни 9/435].

Среди аргументов в пользу этого мнения — слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если наступили [первые] десять дней [зуль-хиджжи] и кто-либо из вас собирается принести жертву, пусть не подстригает волосы и кожу» (Муслим 1977), то есть совершение жертвоприношения оставлено на усмотрение человека и не является обязательным.

Джабир рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершив жертвоприношение, сказал: «Это от меня и от тех из моих последователей, которые не принесли жертву» (Абу Давуд 2810, ат-Тирмизи 1521). Похожий хадис передан со слов Абу Рафи‘, и в нём говорится: «Аллахумма, это от всей моей общины» (Ахмад 6/391), то есть Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уже принёс жертву от имени всей уммы и мусульмане освобождены от этой обязанности.

Абу Сурайха рассказывал: «Я застал Абу Бакра и ‘Умара. Они были моими соседями и не совершали жертвоприношения» (аль-Байхаки в «Ма‘рифа ас-сунан ва-ль-асар» 14/16). Другой известный сподвижник Абу Мас‘уд аль-Ансари говорил: «Я имею возможность совершить жертвоприношение, но не делаю этого, потому что опасаюсь, что мои соседи сочтут это обязательным для меня» (аль-Байхаки 9/445).

В хадисах, которые мы привели выше, нет прямого указания на то, что жертвоприношение в Курбан-байрам не обязательно, а всего лишь желательно. Возможно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил жертвоприношение лишь за тех, кто не имел возможности самостоятельно принести жертву, и это не распространяется на тех, кто имел возможность, но не совершил жертвоприношение.

Есть, правда, хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть три вещи, которые обязательны для меня и не обязательны для вас: молитва витр, жертвоприношение и утренняя молитва (духа)» (Ахмад 2050, аль-Байхаки 2/467). Однако, по мнению большинства хадисоведов, этот хадис слабый и на него нельзя опираться в данном вопросе.

Остаётся мнение авторитетных сподвижников, в том числе двух праведных халифов Абу Бакра и ‘Умара. Однако они, несмотря на свои глубокие знания о Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, были обычными людьми, которые могли ошибаться, и поэтому имам Абу Ханифа считал, что жертвоприношение в Курбан-байрам обязательно для тех, кто имеет такую возможность и находится в месте постоянного проживания, и необязательно для путников. Ибн Кудама сообщил, что обязательным жертвоприношение также считали Раби‘а, Малик (в одном из риваятов от него), Суфьян ас-Саури, аль-Ауза‘и, аль-Ляйс ибн Са‘д. Бидая аль-муджтахид 2/191; Мугни 9/435]. Все они были авторитетнейшими факихами своего времени.

Главный аргумент в их пользу — слова Всевышнего: «Посему молись твоему Господу и закалывай жертву» (сура 108 «Каусар», аят 2).

Ибн ‘Аббас, ‘Ата, Муджахид, ‘Икрима, аль-Хасан аль-Басри, Катада, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Курази, ад-Даххак, ар-Раби‘, аль-Хакам, Исма‘иль ибн Абу Халид и другие комментаторы говорили, что в этом аяте речь идёт о заклании верблюдов в Курбан-байрам [Тафсир Ибн Касир 8/476]. И если Всевышний приказал приносить жертву, значит поступать так обязательно.

Это мнение усиливается и хадисами нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Так, со слов Абу Хурайры передают, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо, имея возможность, не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к тому месту, где мы совершаем [праздничную] молитву» (Ибн Маджа 3123). Столь суровое предупреждение указывает на то, что имеющий возможность принести жертву, обязан сделать это.

Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто совершил жертвоприношение до [праздничной] молитвы, пусть совершит его заново»(аль-Бухари 954, Муслим 1960). Повеление принести жертву заново также указывает на то, что поступок этот не желательный, а обязательный.

А когда ‘Ибн Умара спросили, обязательно ли приносить жертву в Курбан-байрам, он ответил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мусульмане совершали жертвоприношение». Тот мужчина повторил свой вопрос, и Ибн ‘Умар сказал: «Разве ты не понял? Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мусульмане совершали жертвоприношение» (ат-Тирмизи 1506, Ибн Маджа 3124). Ибн ‘Умар сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прожил в Медине десять лет и каждый год совершал жертвоприношение» (ат-Тирмизи 1507).

Окончательно развеять сомнения относительно обязательности жертвоприношения мог бы рассказ Михнафа ибн Суляйма о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Жители каждого дома обязаны каждый год совершать жертвоприношение» (Абу Давуд 2788, ат-Тирмизи 1596, Ибн Маджа 3125). Однако это слабый хадис, и на него тоже нельзя опираться в данном вопросе.

Как видно из сказанного выше, на каждый довод той или иной стороны имеется почти равноценный контраргумент. По мнению большинства законоведов, жертвоприношение в Курбан-байрам не обязательно. Тем не менее мусульманину, имеющему возможность принести жертву, следует сделать это, повинуясь кораническому велению и следуя Сунне Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Возможно, его богобоязненность дойдёт до Аллаха, и ему будут прощены многие грехи, и многие его молитвы будут приняты. А Аллах знает лучше.

Рауф Абаскулиев

e-minbar