Является ли пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа нововведением?

Является ли пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа нововведением?

Хвала Аллаху Господу миров!

Пост – это один самых лучших видов поклонения, которые установлены Всевышним Аллахом, велик Он и славен. Есть много желательных дней для соблюдения поста, среди которых и первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Каждый год мусульмане соблюдают пост в течение этих дней, раздают милостыню и совершают всевозможные праведные деяния.

Однако, читая некоторые сайты в просторах интернета, или общаясь с братьями, мы можем столкнуться и с мнением, что пост в эти дни является нововведением. В целях устранения сомнений и установления доказательств о желательности поста в эти дни, мы постарались собрать доводы в пользу его желательности.

Ученые четырех мазхабов и других, не сохранившихся, шариатских правовых школ единогласны, что пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа является желательным.

Сказано в книге «Аль-фатава аль-хиндийя»: «Желательно соблюдение поста в первые десять дней месяцы зуль-хиджа».

В книге «Аль-мукни’» сказано: «Желателен пост в первые десять дней зуль-хиджа».

В книге «Равдату т-талибин» сказано: «Желательным является соблюдение поста в первые десять дней месяца зуль-хиджа».

Ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал: «Мы считаем желательным пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа до наступления дня жертвоприношения».

Имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это очень желательно, особенно, в девятый день, который является днем ‘Арафа».

Также постоянным комитетом по фетвам и научным исследованиям в Саудовской Аравии была издана фетва: «Лучшим днями для желательного поста являются: понедельник, четверг, белые дни (13,14,15 дни каждого месяца) и десять дней месяца зуль-хиджа».

Высказываний ученых о желательности поста в эти дни огромное количество, мы привели только некоторые из них.
Также вашему вниманию предлагается фетва с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида о посте в первые дни этого месяца.

Я прочитал на вашем сайте о достоинствах поста в день ‘Арафа. Но также я прочитал о том, что желательно поститься и в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Правильно ли я вас понял? Если правильно, то разъясните мне, сколько именно дней желательно держать пост: девять или десять? Потому что десятый день месяца зуль-хиджа является днем праздника ‘ид аль-адха (курбан байрам).

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа является желательным. На это указывает хадис, который передается от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет таких дней, в которые бы праведные деяния были любимы для Аллаха, как эти десять дней, то есть десять дней месяца зуль-хиджа». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха, кроме человека, который вышел со своей душой и имуществом и не вернулся ни с чем из них» (Хадис передал Аль-Бухари, 696).

Передается от Хунайды ибн Халида, от его жены, что он она передала от некоторых жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что они сказали: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился девять дней месяца зуль-хиджа, в день ‘Ашура и три дня из каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга» (Хадис передали имам Ахмад 21829, Абу Дауд 2437, шейх Аль-альбани посчитал хадис достоверным).

Что касается поста в праздничный день, то он запрещен. На это указывает хадис, который передается от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, «запрещал поститься в день разговения (ид аль-фитр) и в день жертвоприношения (ид аль-адха)» (Хадис передали Аль-Бухари 1992, Муслим 827). Учение Ислама единогласны в том, что пост в эти два дня запретен.

Праведные деяния, совершенные в эти дни, лучше, чем совершенные в другие дни. Что же касается поста, то пост касается именно девяти дней, а десятый день является праздничным и пост в нем запретен. Таким образом, достоинства поста десяти дней месяца зуль-хиджа касаются лишь девяти дней. См. шарх имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, на «Сахих» имама Муслима.

Источник

Также существуют фетвы и других современных ученых о желательности поста и других благих дел в эти дни. Из них мы выбрали ответ шейха Ибн Усеймина на вопрос о женщине, которая соблюдала пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа, но прекратила его соблюдение из-за того, что кто-то назвал пост в эти дни нежелательным, так как это не имеет основу. Шейх ответил, что ей лучше и дальше соблюдать пост в эти дни, так как это желательно. Он указал на то, что в эти дни желательно совершать благие деяния, а пост является одним из праведных деяний. Более того, шейх заявил, что тот, кто утверждает, что пост в эти дни не является желательным, должен привести довод на то, что пост не относится к праведным деяниям.

О соблюдении поста в первые девять дней Зуль-Хиджжа

Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджжа”. См. “Сунан аль-Байхакъи” 4/274.

Имам ан-Науауи сказал: “Может пророк (мир ему и благословение Аллаха) болел в эти дни, или же был в пути, или может сама ‘Аиша не видела, как он постился в эти дни. И на такое объяснение указывает хадис от жены Хунайда ибн Халида, которая рассказала, что некоторые жены пророка видели его постящимся в течение девяти дней Зуль-Хиджжа”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/50.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Не видение и не знание ‘Аишей (поста пророка (мир ему и благословение Аллаха) в десять дней Зуль-хиджа), не указывает на не существование этого!” См. “ар-Раудату-надийя” 1/556.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Относительно соблюдения поста в дни Зуль-Хиджжа передаются два противоположных по смыслу хадиса. В одном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не соблюдал пост в эти дни, а в другом сказано, что он постился в течении этих дней. Имам Ахмад относительно этих хадисов говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим». Некоторые ученые отдавали предпочтение отрицающему хадису, считая его более достоверным, однако имам Ахмад считал оба хадиса достоверными, и говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим!»” См. «Шархуль-мумти’» 5/19.

Но даже если оставить хадис Хунайда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост в девять дней Зуль-Хиджжа, то указанием на желательность этого служит хадис, чья достоверность не вызывала среди ученых сомнения: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!» аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.

А разве пост не относится к благодеяниям?! Поистине, пост является наилучшим из благодеяний! Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Однажды я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришел к нему еще раз, и он снова сказал: «Тебе следует поститься»”. Ахмад, ан-Насаи, аль-Хаким, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4044 и “Сахих ат-таргъиб” 977.

Хафиз Ибн Хаджар относительно хадиса: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!», сказал: “Этот хадис использовали в качестве довода на достоинство поста в десять дней Зуль-Хиджжа, исходя из того, что пост относится к числу благодеяний”. См. “Фатхулль-Бари” 2/534.

Более того, желательность соблюдения поста в девять дней Зуль-Хиджжа была известна и среди саляфов, что также усиливает этот факт. ‘Усман ибн Маухиб рассказывал: “Я слышал, как Абу Хурайру спросил один человек: “Поистине, на мне не возмещенные дни поста Рамадана, могу ли я соблюдать добровольный пост десяти дней Зуль-Хиджжа (не возместив пост Рамадана)?” На это Абу Хурайра ответил: «Нет». Тот спросил: “Почему?!” Абу Хурайра сказал: «Начинай с того, что ты должен вернуть Аллаху, а затем держи добровольный пост!»” Ибн Абу Шайба 7715, аль-Байхакъи 4/275. Иснад достоверный.

В этом сообщении указание на то, что пост в десять дней Зуль-Хиджжа был известен во времена сподвижников, и что саляфы придавали посту в эти дни особое значение.

Также о желательности соблюдения поста в эти дни передается от многих саляфов, среди которых Мухаммад ибн Сирин, Муджахид, Хасан аль-Басри, Къатада и др. См. “аль-Мусаннаф” 4/293, Ибн Абу Шайба и “Лятаифуль-ма’ариф” 471.

А Хасан аль-Басри говорил: “Пост в десять дней месяца Зуль-Хиджжа приравнивается к двухмесячному посту!”Ибн Абу Шайба 4/292.

О соблюдении поста в день ‘Арафа – девятого Зуль-Хиджжа

Из первых десяти дней Зуль-Хиджжа является наиболее желательным соблюдение поста в день ‘Арафа, что имеет великое достоинство и служит искуплением грехов, совершенных в течении двух лет. Со слов Абу Къатады сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1162.

В этом хадисе содержится указание на великую милость и щедрость Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам, который даровал легкую возможность заработать великую награду тем, кто не смог совершить Хадж!

О том, что совершающему Хадж лучше не поститься в день ‘Арафа

Людям, совершающим Хадж, лучше не соблюдать пост в день ‘Арафа, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа в этот день не постился. Умм Фадль рассказывала: “В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился пророк (мир ему и благословение Аллаха), или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. аль-Бухари 1658.

‘Икрима рассказывал: “Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающим Хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в “ат-Тарих” 7/4425.

Относительно достоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия, однако имамы Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали его достоверным.

Это сообщение также усиливается и тем, что ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас так же порицали соблюдение поста в день ‘Арафа совершающими Хадж. См. “Сунан аль-кубра” 2823, 2824 имама ан-Насаи, “аль-Мусаннаф” 7820, ‘Абдур-Раззакъа.

Имам аз-Захаби говорил: “Кто из паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это”. См. “ас-Сияр” 10/684.