Является ли человек, который страдает психическим расстройством, религиознообязанным /мукялляф/?

Является ли человек, который страдает психическим расстройством, религиознообязанным /мукялляф/?

Расстройство, которое называется уплощённым аффектом (flat effect). При подобном расстройстве у человека нет обычных для людей чувств, таких как любовь, ненависть, гнев, сострадание, доброта и другие. Они проявляются очень редко и на короткое время. Нет таких чувств даже по отношению к отцу и матери. Расстройство не лечится и будет до конца жизни. Обязан ли мусульманин выполнять предписания шариата или нет? Должен ли совершать намаз, поститься и выплачивать закят?

Хвала Аллаху Господу миров.

Снижение эмоциональной реакции (уплощенный или плоский аффект (flat affect), который вы назвали, является не болезнью, а симптомом.

Этот симптом может быть признаком многих болезней, начиная с расстройств личности и заканчивая психическими расстройствами (психозами). Большинство психических расстройств являются хроническими.

Однако существует возможность подавить многие симптомы болезни, особенно это касается позитивных (продуктивных) симптомов таких как: заблуждения, слуховые галлюцинации и пр. при помощи постоянного лечения.

Основой является то, что человек, страдающий расстройством личности или психотическим расстройством, обязан совершать те предписания Шариата, которые он понимает и о которых разумеет.

Потому что основанием религиознообязанности и признаком обращения Откровения Аллаха к определенному человеку, является наличие у него разума. Не чувства и совести. Разума /‘акль/

На это указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и облагодетельствует: «Перо поднято (или ответственность снята) в трёх случаях: со спящего, пока не проснётся, с ребёнка, пока он не достигнет половозрелости, и с умалишённого, пока он не выздоровеет» [1].

Если человек разумен и понимает содержание предписаний, то он является религиознообязанным /мукялляф/, то есть обязанным соблюдать предписания Шариата. Даже если у него есть какие-то психические расстройства, даже если у него нет чувств и эмоций, или нет части чувств и эмоций.

Если из-за своего состояния здоровья больной потерял эмоциональность, то с него снята ответственность за ту часть эмоциональности, которая предписана им Аллахом, но которую он не в состоянии почувствовать и проявить, например: любовь к родителям и благочестие к ним, ненависть к неверию и всему порицаемому вообще.

Если болезнь не лишает человека разума и понимания, то он остается обязанным совершать молитву и поститься, потому что он до сих пор является мукялляф.

Если же человек теряет разум, становится умалишенным на некоторое время, а после приходит в себя, и разум возвращается, то с него снимается ответственность на время его умалишенности. Но как только он приходит в себя, как только разум его возвращается, ответственность возвращается: он начинает совершать молитву, которую должен совершить сейчас, и возмещает то, что он пропустил во время потери разума.

Подобное может происходить во время серьезных припадков при сильных психических расстройствах. Это может проявляться в виде бреда или мании, например.

Также следует знать, что закят обязан отдавать даже ребенок, сумасшедший и человек, внезапно и на некоторое время потерявший рассудок. Таково мнение большинства ученых, кроме ханафитов. Мнение об обязательности закята для этой группы людей считал верным шейх Ибн ‘Усаймин[2], да помилует его Аллах.

____________________________________

[1] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 1423; аль-Альбани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что хадис достоверен.

[2] Ибн ‘Усаймин. Аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 14.

islamqa.info

.