Выслеживать чужие ошибки — одно из проявлений лицемерия, а думать о людях хорошо — одно из ответвлений веры

Выслеживать чужие ошибки — одно из проявлений лицемерия, а думать о людях хорошо — одно из ответвлений веры

Ибн Хиббан сказал: «Выслеживать [чужие ошибки] — одно из проявлений нифака, а думать о людях хорошо — одно из ответвлений имана» [Рауда аль-укаля].

Стремление найти ошибки у брата или сестры, особенно, если они занимаются призывом или распространяют знания, не ново. И в прошлом тоже были люди, которые порочили и даже клеветали на тех, о ком Аллах впоследствии оставил добрую молву. Абд аль-Азиз ибн Абу Раввад (ум. 775), имам мекканского Харама и один из знатоков хадисов, как-то сказал: «Когда ваши предшественники замечали у своего брата недостаток, они увещевали его по-доброму, получая награду за то, что призывали к добру и удерживали от зла, а эти обижают своего товарища, выводят его из себя и изобличают его» [Джами аль-улюм].

Человек обречен на совершение ошибок, и богословы в этом отношении не исключение. Их взгляды формируются не только под влиянием священных текстов, но и среды, которая во многом определяет наше поведение и мировоззрение. Одни ошибаются из-за привязанности к своему учителю, другие отдают предпочтение сомнительным истолкованиям, третьи считают надежными доводы, которые неубедительны для других. Имам аз-Захаби сказал: «Если каждого, кто допустил ошибку, вынеся самостоятельное суждение, мы посчитаем непригодным и обвиним в нововведении, несмотря на действительность его веры и его желание следовать истине, тогда мало кто из имамов спасётся от нас» [Сияр алям ан-нубаля].

Понимание этого особенно важно в наше время. Чем сложнее и новее вопрос, тем меньше тех, кто способен изучить его и соотнести с прецедентами, имевшими место при жизни пророка, мир ему и благословение Аллаха. В прежние века улемам не приходилось решать проблемы немусульманских обществ и издавать фетвы для мусульманских меньшинств. Современные проблемы уммы созревали не одно столетие и не имеют единовременного решения. Потому не удивительно, что даже мудрые наставники допускают ошибки, особенно в вопросах, касающихся политики и общественных интересов. Имамы прямого пути выявляют эти заблуждения и предостерегают от них верующих. Что же касается ученых, искренних в своем желании найти истину, то они будут спрошены за свою правдивость и имеют шанс на прощение. Более того, если вопрос нуждался в самостоятельном изучении, то они получат награду даже за неверное суждение. Как сообщается в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, «если судья, самостоятельно изучив вопрос, выносит правильное решение, то получает двойную награду, а если ошибается, то получает одну награду».