Вырваться из заточения

Из четырех известных факторов производства: земли, капитала, предпринимательских способностей, труда — большинство обладает лишь последним. Независимо от национальной, религиозной и половой принадлежности, люди вынуждены “продавать” себя на рынке труда и жертвовать своим главным достоянием – жизненной энергией. Механизм отчуждения в первую очередь отнимает смысл, конвертация индивидуального времени в достояние безличной общественной машины приводит к инфляции личности.
Возникает резонный вопрос: как с этим быть нам, мусульманам? Закономерно, что большая часть наших единоверцев ориентирована на конформистский лад, сегодня мы видим имамов, капитулировавших перед несправедливой системой, они не стесняются одобрять процентные сделки, разрешают работу мусульман в кредитных учреждениях, да и им самим “духовный сан” не препятствует участвовать в разного рода спекуляциях. Сложно не согласиться, призывы таких поводырей весьма притягательны, маяк мещанского благополучия привлекает паству как свет мошкару. Однако, мнение большинства, как правило – критерий заблуждения, Коран четко диагностирует такую ситуацию: “Однако, большинство людей не ведает!”(45:26).
Другая часть уммы сегодня представляет собой новое поколение базаровых – их нигилизм в отношении любых начинаний прямо пропорционален лени и невежеству. Но такой подход более честен, здесь нет попытки нарядиться в одежду из доброжелательства, вытканную из фальши: “После нас хоть трава не расти!”.
Третий путь — удел небольшого контингента ответственных людей, переживающих за положение Ислама, работающих за счет энергии, черпаемой от имана, чей подвижнический труд зачастую незаметен. Это люди, которые понимают весь пафос антагонизма: община-общество. Построение общины не мыслится без разного рода инвестиций, невозможно укрепить джамаат не вырвав кусок “добра” у джахилийского общества. Прообразом монотеистической схемы “хиджры” служит поступок Авраама (мир ему), который порвал отношения с отцом, а через этот поступок и со всем обществом: “Когда же ему стало ясно, что он — враг Аллаха, он отрекся от него” (9:114).
Вот только проблема в том, что переселение сегодня делать некуда. Современное положение верующих можно уподобить с пребыванием заключенных в тюрьме. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Этот мир тюрьма для верующего, рай для неверного» (Имам Муслим, 2956). Да, можно убежать в одиночку, можно довольствоваться выгодным положением в глазах начальства или блатных, радоваться казенной зарплате. Но единственная цель, ради которой стоит жить – захватить тюрьму и освободить всех пленников.До такой развязки, ясное дело, придется пройти огромное расстояние, перетерпеть массу неприятностей, прежде чем удастся сбросить кандалы эксплуатации. На данном этапе умма нуждается в терпении, интеграции усилий в пользу общины, джамаата. Несмотря на наличествующие условия, когда многим приходится горбатиться ради мизерных крох с грандиозного пиршества хозяев мира, можно и в такой ситуации выкроить сбережения времени и ресурсов и пустить их во благо Ислама.
Единственное, что не подлежит отъему в тварном мире – это тот блик солнечного зайчика в сердце каждого из нас, тот ничтожно малый резервуар духовной Правды, который мы называем иманом. Как говорили праведные ученые: “Если бы правители и сыновья правителей знали о состоянии наших сердец, они сражались бы с нами своими мечами, лишь бы обрести его”.
Пусть же нашу тоску по Последней жизни облегчает то благостное томление в груди, на которое указывал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот в ком будет три качества ощутит посредством их сладость веры: чтобы Аллах и Его Посланник были любимее для него, чем все остальные, чтобы он любил человека только ради Аллаха, и чтобы ему было неприязненно возвращение к неверию подобно тому, как ему неприязно, чтобы его бросили в огонь» (Имам Бухари, 16).
Шамиль Казалиев