Вспоминая Гейдара Джемаля: кто способен распаковать последнюю правду?
Руслан Айсин и его коллеги спорили о реальности и справедливости в главном городе самой своенравной страны бывшего СССР
В конце января в Бишкеке прошла международная конференция «Джемаль от А до Я», где в числе прочего презентовали книгу, представляющую собой глоссарий понятий и определений знаменитого философа Джемаля, изданную по инициативе Максима Шевченко. Участником форума был и политолог, автор «БИЗНЕС Online» Руслан Айсин. В своем материале он рассказывает о том, почему актуальны слова мыслителя «Справедливость — единственный костыль, опираясь на который человечество может сделать шаг к свободе».
«КЫРГЫЗСТАН НЕСПРОСТА ПРИОБРЕЛ СЛАВУ САМОГО СВОЕНРАВНОГО И СВОБОДОЛЮБИВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В конце января в Бишкеке прошла международная конференция «Джемаль от А до Я». Ее организаторами выступила дискуссионная платформа «Архитектура мысли» совместно с концептуальным журналом «Поистине». Мероприятие собрало свыше 200 человек, представителей местной интеллигенции, политического класса, мусульманского сообщества Казахстана, Кыргызстана, России, Азербайджана.
Название конференции синхронизировано с недавно вышедшей в издательстве ЭКСМО книгой «Джемаль от, А до Я», автором идеи которой выступил известный политик, журналист и друг покойного Гейдара Джемаля — Максим Шевченко. Он и был одним из основных спикеров на этом симпозиуме. Сначала Шевченко презентовал сборник, представляющий глоссарий понятий и определений Джемаля, а затем активно включился в живую философскую дискуссию по теме кризиса реальности, здесь он раскрылся как обаятельный социальный мыслитель. В этом смысле конференция представляла образчик глубокого погружения в фундаментальные проблемы мысли и непринужденный диалог свободных людей. Но здесь стоит остановиться основательней и раскрыть тему свободы.
Мы прибыли в Бишкек через Алматы, с которой столицу Кыргызстана отделяет всего то ничего по меркам степи — 250 километров. Но это удивительное и поразительное в своей изысканности пространство, где степь соединяется с горами, где одна географическо-цивилизационная ипостась входит с другой то ли в клинч, то ли в дружеское объятие. Отрицающая границы степь и гордая, устроенная ввысь — горная гряда. Возможно, в этом кроется некая магия этих мест, притягательный аромат свободы и вольности. Мы отчетливо чувствовали, что Кыргызстан неспроста приобрел славу самого своенравного и свободолюбивого политического образования. Здесь произошло две революции и дабы обезопаситься от возможной узурпации власти главой государства — приняли закон, согласно которому президент может быть избран только на один семилетний срок. Предыдущего президента взяли под стражу. Тут особо не забалуешь. Люди ценят свободу, она в их понимании не абстрактное теоретизирование, а конкретное присутствие властного в их коллективной воле.
Об этом мы тоже говорили на конференции, и я привел слова Гегеля, что «свобода — это осознанная необходимость». Кто ее осознает, тому она нужна, тот, кто ее игнорирует — оставляет свой дух в заточении. Помните, что Пушкин писал о «гении чистой красоты»? Так вот, гений в значении той эпохи — это возвышенный дух. Гениальность непременно и обязательно в симбиозе с духом, а дух — это всегда свобода.
«МАРКАЗИТ — СИМВОЛ БЕСЦЕЛЬНОГО БЛУЖДАНИЯ В БЕСПРОБУДНОЙ НОЧИ»
Для человека современного она есть нечто естественное, изначально данное как опция при подключении интернета. Обыватель так думает, но это ложная свобода. Потому что она связана с ложью. Симуляцией. Гейдар Джемаль считал, что несвобода как детерминированность внутренними обстоятельствами, такая экзистенциальная, психологическая несвобода — она наиболее внешняя. Это многослойная проблематика, связанная с потаенным смыслом бытия. Несвобода уложена в три типа: метафизическая, социальная и политическая. Тройное кольцо, сжимающее хрупкого человека со смартфоном. Человек живет от одной эпохи рабства (архаичной, фараоновского типа) до другой — например, современной, информационной, наиболее продвинутой и универсальной, где внешнее и внутренне неразличимы. Внутренний мир перестал быть пристанищем духа и онтологической паузы, а стал проходным информационным двором. Как писал Густав Майринк: «Борись за создание в себе твердой точки опоры, с которой ничего не сможет сделать внешний мир».
Это важные вопросы, раскрытие которых дается нелегко. Без четко сложенного и геометрически сбалансированного метода — достичь этого не возможно. Но для этого требуется и дисциплина мышления, которая есть механизм различения, метод раскрытия реальности. Во время одной из секций развернулась интересная и крайне полезная дискуссия о том, что же есть «реальность». Если брать дефиницию слова, то это с латинского «общее дело», большой проект. Мышление, по Джемалю, существует только потому, что у человека есть центральная позиция, равноудаленость от всего. Это то, что в Коране подтверждено аятом, где человек «наместник Всевышнего на земле», а верующие люди «поставлены общиной в центре человечества». Их цель — реализация Провиденциального замысла Бога, проекта, того самого «общего дела». Поэтому мышление связано с верой, с интеллектуальным усердием по поиску смысла. Бессмыслие же не имеет цели, оно блуждание по кругу, «вечное возвращение равного» по Ницше.
Человек склонен создавать ложные ориентиры, социальных идолов, чтобы преодолевать скуку своего бессмыслия. Она, скука, по Юнгу — растворенная во времени боль. Боль от отчаянных попыток достучаться до самой главной цели. Мне нравится следующий исторический факт: несколько столетий назад с территории современной Канады было вывезено огромное количество золота. Но спустя некоторое время оказалось, что этот сверкающий металл не что иное, как марказит — белый железный пирит, названный «золотом дураков». А сколько просто дураков занимаются накопительством золота и без марказита? Марказит — символ бесцельного блуждания в беспробудной ночи. Золото дураков в стране дураков.
«ДАЖЕ РАДИ ТАКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПИРШЕСТВ И СТОИТ СОБИРАТЬСЯ ТЕМ, КТО АЛЧЕТ ИСТИНЫ»
Естественно, говорили и о справедливости. Она не связана с делением материальных благ. Она может, наоборот, выглядеть как резкая несправедливость. Справедливость — это смысл, говорил Джемаль. «И совершенно точно, что если нечто лишено глубинного смысла, это несправедливость. Никто не сумел доказать и объяснить, что бытие имеет смысл. Платон не пытался даже этого сделать и Сократ не пытался этого сделать. Они сказали максимум, что бытие есть благо. Но благо не есть смысл. Поэтому справедливость как смысл, которая как цветок поднимается на клумбе этой инструкции „харам, халал", это есть единственный костыль, опираясь на который человечество может сделать шаг к свободе, уходя от экономической, гражданской, политической и социальной псевдосвободы», — считал мыслитель.
Все эти важные понятия, только на первый взгляд кажутся такими абстрактными единицами рассуждения, далекими от повседневной энтропийной действительности. На самом деле, они и есть полотно нашей жизни, преграды, ориентиры, смысл, альфа и омега. Просто мы этого не замечаем, или не хотим этого делать. Жить в дымке иллюзий проще. Знание, воистину, приумножает печаль, а познание истины заставляет сжать сердце.
А кто способен распаковать последнюю правду и донеси ее до обездоленного человечества? Прогрессистский класс «критических интеллектуалов-практиков». Осознание того, что их деятельность есть переворачивание ложных основ, рычаг, творящий историю — придает им ту самую «осознанную необходимость», выраженную в духе свободы.
Даже ради таких интеллектуальных пиршеств и стоит собираться тем, кто алчет истины. В этом мире так много всего, но так мало искр правды, могущих распылить пламя надежды.
Руслан Айсин