Всегда ли большое потомство является благом?

Всегда ли большое потомство является благом?

وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных». Аль-Фуркан (Различение), 74-й аят.

Привели имам Ахмад, имам ат-Тирмизи и имам Ибн Маджа (да помилует их Аллах) хадис Абу Умамы от Пророка ﷺ, который сказал: «Поистине, больше всего меня радует из моих приближенных верующий с легкой ношей, совершающий много молитв, прекрасно поклоняющийся своему Господу и покорный Ему наедине с Ним…»

Давайте посмотрим как толковали ученые слова «с легкой ношей».

Ибн Кутейба: «имеющий мало детей», и это подтверждается словами Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Непременно к вам придут времена, в которые мужчине с легкой ношей будут завидовать, как сейчас завидуют обладателю десяти детей». Вывел хадис Абу Ну'айм и другие.

И также привел Ибн 'Ади и другие хадис Хузайфы от Пророка ﷺ: «Лучший умирающий из вас — с легкой ношей». Его спросили: «А что значит с легкой ношей?» Он ответил: «У которого нет ни семьи, ни потомства».

Что касается смысла слов «имеющий мало детей» — это то, чему иногда рад верующий, особенно при бедности и нужде, и поэтому говорится: «Малое количество потомства — одно из облегчений». Поистине, большое количество детей может обременять человека в зарабатывании пропитания для них порицаемым образом. Поэтому в словах праведных предшественников утвердилась фраза «обладатель потомства».

Суфьян ас-Саури говорил: «Обладатель большого потомства не берется в счет (при передаче хадисов) так как мало я видел тех, у кого много потомства и он не перепутывал (сообщения)».

Также он говорил: «Поклонение обладающего большим потомством незначительно». «Если мне скажут об обладателе большого потомства, что он стал неверующим, я бы не удивился». «Обладатель большого потомства никогда не будет набожным». «Кто женился, тот вышел в плавание, а тот, у кого родился ребенок, у того сломалось судно».

И упрекал Суфьян мужчину, который был писарем при правителях, за то, что он писал для них и сказал ему: «Каждый раз, когда будет призван к ответу начальник по причине того, что ты записал для него, будешь призван к ответу и ты. И спросят за то, что происходило по причине твоей руки и ты будешь хуже их положением». И сказал ему мужчина: «А что я буду делать со своими детьми?!» И сказал Суфьян [пренебрежительно]: «Послушайте, что он говорит: ослушаешься Аллаха — будут дети наделены пропитанием, а если покоришься Аллаху — потеряешь своих детей». Затем Суфьян сказал: «Не будьте подобны обладателю большого потомства! Не находит такой оправдания, когда его порицают, кроме как слова: «Мое потомство!»

И также сказал: «Будет приказано в Судный день одному мужчине войти в Огонь и будет ему сказано: «Это его дети съели его благие дела».

Третий трактат из книги «ТРАКТАТЫ ИБН РАДЖАБА»...