Всё о всех видах Курбана
1. Что такое Курбан?
Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаhу.
Курбан в Исламе является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом. Это выражение благодарности Всевышнему Аллаhу за ниспосланные Им блага. Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада (саллаллаhу алейhи ва саллям) и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (алейhиссалям). Наш Пророк(саллаллаhу алейhи ва саллям) сказал: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (алейhиссалям)». (Абу Дауд)
Всевышний Аллаh возвещает в Коране о ниспослании жертвенного животного, заменившего на жертвеннике Исмаила(алейhиссалям):
وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ
«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву» (сура «Ас-Саффат», аят 107).
Ваджиб Курбан означает благодарение Всевышнего Аллаhа за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным, для которых это является важной поддержкой.
Как известно, для удовлетворения потребностей человечества в мясных продуктах ежедневно забиваются сотни тысяч животных. Но приобрести их могут только те, у кого есть такая возможность, а мясо жертвенного животного предназначено, прежде всего, для распределения бедным, малообеспеченным людям. Поэтому жертвоприношение в Исламе является реальным выражением человечности и щедрости.
2. Виды обязательного (ваджиб) Курбана
а) Курбан Исмаила
Курбан Исмаила – это жертвоприношение, совершаемое во время праздника Курбан и являющееся обязательным для людей, владеющих имуществом в размере нисаба (т.е. для людей, для которых выплата закята - фард). А теперь давайте обратимся к историческим корням этого прекрасного поклонения.
Как-то, находясь в Мекке, пророк Ибрахим (алейhиссалям) во сне услышал голос: «О, Ибрахим! Аллаh повелел тебе принести в жертву сына твоего, Исмаила!». Ибрахим (алейhиссалям) в испуге проснулся и задумался над правдивостью услышанных слов. Сначала он не мог понять, от кого этот сон: от Аллаhа или от шайтана? Его мучили сомнения. Этот сон он увидел за два дня до праздника Курбан. На следующий день сон повторился. И это убедило Ибрахима (алейhиссалям) в том, что его сон – от Аллаhа. А когда в первый день праздника Курбан он в третий раз увидел тот же сон, его убеждение, что это – от Аллаhа, окончательно окрепло. «Это – испытание от Аллаhа», - подумал он.
И действительно, это было испытание на верность. Друг ради друга должен жертвовать тем, что ему самому более всего дорого. Аллаh выбрал для себя Ибрахима (алейhиссалям) халилем (другом). И теперь Всемогущий Создатель желал проверить, достоин ли тот этой дружбы? Поэтому Аллаh повелел Ибрахиму (алейhиссалям) пожертвовать самым дорогим и ценным, что у него было – сыном.
Для любого человека, конечно, было бы немыслимо тяжелым испытанием принести в жертву своего любимого, бесценного ребенка. Аллаh, Обладатель Знания, не требовал сразу принести в жертву Исмаила, а сделал так, чтобы Ибрахим(алейhумассалям) постепенно привык к этой мысли через повторяющийся сон. С этого дня стало обычаем не сразу, а деликатно сообщать человеку известия, тяжелые для него.
Ибрахим (алейhиссалям) в то утро велел сыну взять веревку и нож, сказав, что они пойдут за дровами. Это было для них привычным делом. Исмаил (алейhиссалям) ни о чем не подозревал. Взяв с собой веревку, нож и топор, они отправились в путь. При подходе к Мина (место в окрестностях Мекки) Ибрахим стал рассказывать Исмаилу (алейhумассалям) свой сон. Он дал сыну понять, что Аллаh послал им очень большое и серьезное испытание. Исмаил (алейhиссалям), не опечалившись и ни на секунду не усомнившись, подумал: «Разве не Он дает нам жизнь, и не Он ли ее отнимает? Владыка жизни, Всевышний Аллаh, сейчас требует жизнь, которую Он сам даровал. Неужели можно представить себе смерть достойнее, чем эта?» Исмаил(алейhиссалям), проявляя покорность и уповая только на Аллаhа, ответил своему отцу: «О отец мой! Сделай то, что тебе велено. Даст Бог, ты увидишь меня терпеливым». Ответ сына одновременно и обрадовал Ибрахима (алейhиссалям), и заставил сильно задуматься. На его глаза навернулись слезы. Он смотрел на своего сына, проявившего такую силу веры, не скрывая радости. Он гордился им.
Ибрахим (алейhиссалям), уложив сына на правый бок, приготовился выполнить приказ Всевышнего Аллаhа. Он завязал глаза сыну, чтобы тот, увидев нож, не испугался, и сердце его не дрогнуло. Все это происходило именно там, где и по сей день (во время хаджа) совершают жертвоприношение. Прежде чем коснуться ножом горла Исмаила, Ибрахим (алейhумассалям) сказал: «Бисмилляhи!» и воскликнул: «О, мой Господь, я исполняю Твою волю!». Отец провел ножом по горлу сына, но это не принесло ему вреда, поскольку не было воли Аллаhа на то, чтобы Исмаил (алейhиссалям) был принесен в жертву. После этого события верность и терпение семьи Ибрахима (алейhиссалям) станут примером для ангелов и всех людей.
Это было испытанием на верность и преданность. Ибрахим и его сын (алейhумассалям) подтвердили, что они готовы пожертвовать самым ценным: Ибрахим (алейhиссалям) ― своим сыном, а Исмаил (алейhиссалям) ― своей жизнью. Они, без тени сомнения, сохранили преданность Всевышнему Аллаhу, и вышли из этого тяжелейшего испытания наилучшим образом.
Когда Ибрахим (алейhиссалям) вновь приготовился приставить нож к горлу сына, он услышал голос с небес: «Ибрахим, ты доказал свою верность. Ты показал всем, что ты верен Аллаhу. Остановись! Теперь нет нужды приносить в жертву Исмаила». Ибрахим (алейhиссалям) остановился и огляделся. Он увидел ангела Джибриля (алейhиссалям), спускающегося с небес с рогатым бараном, у которого глаза были обведены сурьмой. Джибриль (алейhиссалям) поздравил Ибрахима (алейhиссалям) и объявил: «О, Ибрахим! Этот баран кормился в Раю сорок лет. А сейчас он ниспослан тебе, чтобы ты принес его в жертву вместо сына».
Ибрахим (алейhиссалям), возликовал, услышав добрую весть, он освободил сына, забрал барана у Джибриля (алейhиссалям) и принес его в жертву. В ответ на такую великую милость Аллаhа, Ибрахим (алейhиссалям) до конца жизни совершал намаз благодарности (шукур намаз). С тех пор все мусульмане, чтобы отметить спасение Исмаила (алейhиссалям) и отдать дань благодарности Всевышнему, ежегодно, в один день, совершают жертвоприношение. Этот обряд обязателен (ваджиб) для каждого обеспеченного мусульманина.
б) Назир Курбан
Это жертвоприношение, которое было обещано Аллаhу. Слово «назир» означает «обещание», «обет». Этот Курбан является ваджибом. Для того чтобы Назир Курбан был совершен правильно, необходимо выполнить следующие условия:
1. Животное для Назир Курбана должно относиться к одному из видов животных, предназначенных для ваджиб Курбанов. Например: индюк или петух не могут служить Назир Курбаном, так как они не предназначены для жертвоприношения.
2. Назир Курбан не должен совпадать с ваджиб Курбаном для того, кто дал обет. Например, если состоятельный человек скажет: «В том случае, если у меня то-то получится, то в праздник Курбан я совершу жертвоприношение». В этом случае курбан не будет Назир Курбаном. Но, если кроме ваджиб Курбана, он принесет в жертву еще животное, то «Назир» будет исполнен.
3. Назир Курбан не должен противоречить воле Всевышнего. Например, нельзя обещать Аллаhу принести в жертву своего сына.
4. Назир Курбан не может быть сделан из чужого имущества, так как обещать можно лишь свое имущество.
5. Назир Курбан не должен превосходить возможности человека, не быть непосильным для него.
Мясо Назир Курбана не могут есть ни принесший жертву, ни его семья (дети, внуки, отец, мать, дедушки и бабушки). Все мясо обязательно раздается бедным. Если хозяин съест хоть немного этого мяса, то он должен раздать садака (подаяние) бедным, равное стоимости съеденного мяса.
в) Курбан Благодарения (Шукур Курбан)
Этот Курбан является обязательным (ваджиб) для тех, кто совершает Хадж Киран и Хадж Таматту’ (данный Курбан еще называется Хадий).
г) Курбан Искупления (Джаза Курбан)
Это ваджиб Курбан, который приносится за совершение некоторых недозволенных действий во время хаджа.
3. Виды дополнительного (нафиль) Курбана
а) Акика Курбан
Курбан, совершаемый при рождении ребенка. Волосы на голове новорожденного называются «акика». В знак благодарности Всевышнему за его чудный подарок приносится жертва, которую называют «Акика». Курбан Акика – сунна Пророка Мухаммада(саллаллаhу алейhи ва саллям). Передается, что Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) принес в жертву барана за своего внука Хусейна.
Это жертвоприношение можно совершать от дня рождения ребенка и до его совершеннолетия. Но лучше сделать это на 7 – 14 или 25 день жизни ребенка. Наиболее благоприятным является 7-ой день. В тот же день состригаются волосы на головке ребенка и раздается милостыня, равная весу волос ребенка, выраженному в серебре.
На 7-ой день рекомендуется наречение ребенка именем. Мясо Курбана Акики могут есть хозяин и его родные, также он может угостить других. При желании может раздать все мясо.
б) Курбан тех, кто совершил Хадж Ифрад
Жертвоприношение не является ваджибом для тех, кто совершил Хадж Ифрад. По своему усмотрению, можно совершить дополнительный (нафиль) Курбан.
в) Курбаны, совершенные вне праздника Курбан
Это Курбаны, сделанные в любое время, по любому поводу как выражение благодарности Всевышнему Аллаhу.
4. Доказательства необходимости Курбана.
Всевышний Аллаh повелевает:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
«…совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2). Согласно общепризнанному мнению, слово «намаз» в этом аяте означает «праздничный намаз», а слово «закалывать» означает «Курбан» в праздничные дни.
И еще одно повеление Корана: «Жертвенных верблюдов мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаhа. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаhа, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны» (Сура «Аль-Хаджж, 36)
Посланник Аллаhа (саллаллаhу алейhи ва саллям) в одном хадисе говорит: «Сын Адама не смог приблизиться к Всевышнему так близко ни одним из угодных Ему деяний, как пролитием крови в дни Курбана. В Судный день курбан, кровь которого он пролил, предстанет парнокопытным рогатым животным, покрытым шерстью. До того, как пущенная кровь достигнет земли, сын Адама поднимается пред Аллаhом на более высокий уровень. Поэтому совершайте жертвоприношение со спокойной и довольной душой». (Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад бин Ханбаль, Ибн Малик)
Анас (радыйаллаhу ‘анху) передал в одном хадисе: «Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) принес в жертву двух баранов, у которых белый цвет преобладал над черным. Я увидел, что он прижал ноги животного, произнес «Бисмилляhи», такбир (восхваление) и собственноручно зарезал его». (Бухари, Муслим, Ибн Маджа, Тирмизи, Абу Дауд, Дарими)
Мы не должны забывать, что Аллаh не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигнет только намерение, искренность и богобоязненность его раба. В Коране эти намерение и богобоязненность, которые составляют основу всех действий, оцениваются так:
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلا دِمَاؤُهَا
وَلَكِن يَنَالُهُ التَّقْوَى مِنكُمْ
«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаhа. До него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Сура «Аль-Хаджж, 37)
5. Ценность Курбана
В Коране говорится: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2)
Несомненно, ценность поступков (действий) измеряется намерением. Если Курбан принесен ради Всевышнего, то можно рассчитывать на вознаграждение. Например, Пророк Ибрахим (алейhиссалям) молился так:
إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ
وَالأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Я искренне обратил свой лик к Тому, кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!» (Сура «Аль-Ан’ам», 79). В другом аяте говорится: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаhу, Господу миров. Нет у Него сотоварищей…» (Сура «Аль-Ан’ам, 162-163)
Намерение в Курбане, как и в других видах поклонения, имеет очень большое значение. Поскольку, в действительности, Всевышнего Аллаhа достигнут только доброе намерение, искренность и богобоязненность. Вот почему истинная ценность Курбана состоит в том, что он совершается ради Аллаhа.
Аллаh в Коране ясно сообщает: «Ни мясо, ни кровь их (Курбана) не доходят до Аллаhа. До него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Сура «Аль-Хаджж», 37). Наш Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) заявляет об обязательности жертвоприношения: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто, имея возможность, не принес жертву». (Джами’ус – Сагир)
Следовательно, каждый самостоятельный мусульманин должен очень серьезно относиться к Курбану. Только искренние верующие выполняют Курбан, суть которого - приблизиться к Всевышнему Aллаhу. Можно добавить, что доказательство имана состоит в выполнении религиозных обязанностей. В хадисах говорится: «Приносите свои жертвы из крупных животных, так как они будут вашим средством передвижения по мосту Сырат» (Файзуль – Кадир), «За каждую волосинку Курбана есть вознаграждение» (Абу Дауд).
6. Статус Курбана
Курбан является ваджибом. Садака Фитр – тоже ваджиб. Однако обязательность Садака Фитр превосходит обязательность Курбана. Поскольку есть ученые, утверждающие, что Курбан – сунна.
7. Для кого Курбан обязателен?
Для того чтобы Курбан стал обязательным, необходимо соблюдение следующих условий. Человек должен:
- быть мусульманином.
- быть дееспособным.
- быть совершеннолетним.
- быть свободным.
- быть мукимом, то есть не находиться в путешествии.
- обладать средствами для выплаты Садака Фитр.
8. Условия Курбана
Условия Курбана – это приношение в жертву одного из разрешенных животных. Не зарезав животное, передавать его или сумму денег, равную его стоимости, нуждающимся ― не является совершением Курбана. Названные действия могут расцениваться как садака.
9. Нисаб Курбана
Нисаб – это количество (размер) имущества, обладание которым делает обязательным поклонение, связанное с имуществом.
Нисаб Курбана – это обладание имуществом, превышающим 20 мискалей (т.е. 80,18 г) золота (или это количество в денежном или вещевом выражении), за вычетом основных потребностей человека (в которые входят его жилье, необходимая домашняя утварь, ездовые животные, оружие, одежда, годовой расход на себя и на тех, кого он обязан обеспечивать) и его долгов. То есть, обладающий нисабом Курбана считается обеспеченным человеком, и ему Курбан обязателен. Он обязан ежегодно совершать жертвоприношение в дни Курбана.
Нисаб закята и курбана одинаковы, но в нисабе Курбана необязательно увеличение имущества и истечение срока в один год, как это необходимо для выплаты закята. Для бедняка, который был неимущим и стал богатым (разбогател) в дни Курбана, жертвоприношение становится обязательным.
10. Условия выполнения Курбана
а) Курбан совершается в определенное время
Время жертвоприношения – первый, второй и третий дни Курбан-байрама. Приносить Курбан по истечении этого срока не является правильным. Наилучшим для жертвоприношение считается первый день (10 Зульхиджжа) – это время обязательного Исмаил-курбана. В городах или в местах, где читается праздничный намаз, Курбан приносится после праздничного намаза, а в местах, где не читается праздничный намаз – после рассвета. Это начало времени жертвоприношения. Оно заканчивается на третий день праздника до захода солнца.
Приносить Курбан ночью – макрух (порицаемое), так как из-за темноты возможно допущение ошибок в обряде жертвоприношения. Передается, что Бера бин Азит (радыйаллаhу ‘анху) сказал: «Посланник Аллаhа (саллаллаhу алейhи ва саллям) говорил: «Первое, что мы должны совершить в это день – это прочитать намаз, а потом вернуться и принести наши курбаны. Кто делает так, тот соблюдает нашу сунну. А кто зарежет курбан до всего этого, его курбан - ничто, как обычное мясо для питания его семьи». (Бухари, Муслим, Насаи)
Об ограничении срока жертвоприношения тремя днями ‘Умаром, ‘Али и Ибн ‘Аббасом (радыйаллаhу ‘анхум) передается:«Количество дней жертвоприношения – три, наиболее значимым (благоприятным) из которых является первый день» (Насбур – Рае). По мнению некоторых имамов, срок жертвоприношения – 4 дня и продолжается до конца дней Ташрика.
б) Жертвенное животное должно быть здоровым
Надо обращать особое внимание на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животных, которые предназначены для Курбана. Мы можем разделить дефекты жертвенных животных на две группы: допустимые и недопустимые.
1. Допустимые недостатки:
- Слабое зрением, косоглазие;
- Хромота на одну ногу при способности передвигаться на остальных ногах;
- Врожденное отсутствие рогов или их части;
- Продырявленные, клейменые или купированные концы ушей;
- Отсутствие нескольких зубов;
- Удаление незначительной части хвоста или уха;
- Врожденное укорочение ушей;
- Чесотка;
- Животное кастрировано перекручиванием яичек.
Принесение в жертву животных с такими качествами порицается (макрух), но допускается. Но наилучший вариант – это принести в жертву животное, у которого отсутствуют подобные недостатки.
2. Недопустимые недостатки:
- Слепота на один или оба глаза;
- Хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места забоя;
- Оба или одно ухо отрезано полностью до основания;
- Отсутствует большинство зубов;
- Сломаны рога или один рог до основания;
- Хвост купирован до половины и более;
- Отсутствие (отпадение) сосков на вымени;
- Крайнее истощение и слабость животного;
- Врожденное отсутствие уха или хвоста;
- Буйность, препятствующая присоединению к стаду;
- Животное, питающееся нечистотами.
С точки зрения шари’ата, совершенно очевидно, что животные с такими характеристиками не должны приноситься в жертву. Курбан также не полагается из животных, имеющих большое количество допустимых недостатков.
11. Какие животные входят в категорию Курбана?
Курбан может быть из трех видов животных:
1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.
Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот – двухлетнего, а верблюды – пятилетнего. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение. Козы должны достичь годовалого возраста. Одна овца (или баран) или одна коза (или козел) приносятся в жертву от имени одного человека. А крупнорогатый скот и верблюд могут быть принесены в жертву как одним человеком, так и от имени семи человек одновременно. Примечание: компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаhа. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них Курбан не будет действительным. Компаньоны по Курбану должны, взвешивая, забрать каждый свою долю.
12. Как забивается жертвенное животное?
В нашей религии жертвенное животное забивается следующим образом:
1. Животное доставляется до места жертвоприношения без насилия.
2. Животное, не мучая, укладывают на левый бок, головой в сторону Кыблы.
3. Три ноги связываются, а правая задняя оставляется свободной.
4. Присутствующие люди вместе вслух произносят Такбир: «Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар. Ля иляhа илляллаhу уаллаhу Акбар, Аллаhу Акбар уа лилляhиль хамд» – повторяется 3 раза.
5. После этого читаются части аятов из суры Аль-Ан’ам (162 – 163), как ду’а Курбана:
قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَ نُسُكِي وَ مَحْيَايَ وَ مَمَاتِي
لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ
«А’узу билляhи мина-шшайтани-рраджим. Бисми-лляhи-ррахмани-ррахим. Куль инна салати уа нусуки уа махъяйа уа мамати лилляhи Раббиль ‘алямин. Ля шарика ляhу…»
«Скажи: “Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаhу], жизнь моя и смерть — во власти Аллаhа, Господа[обитателей] миров, наряду с которым нет [иного] божества…»
6. После этой ду’а, произносится «Бисмилляhи Аллаhу Акбар» и перерезают ножом горло животного.
7. Овец, коз, коров и быков режут по середине шеи, ближе к нижней челюсти. Из четырех органов, расположенных в шее: пищевод, трахея и две сонные артерии, должны быть перерезаны минимум три. После этого необходимо дождаться вытекания крови в заранее приготовленную яму.
8. После того, как животное испустило дух, с него снимается шкура, а мясо разрубается на части.
9. Если жертвенное животное – верблюд, то его режут по нижней части шеи, ближе к грудной клетке. Примечание: Если хозяин Курбана не может сам зарезать животное, то он может попросить другого мусульманина сделать это. Тот, кто режет животное, должен произнести «Бисмилляhи Аллаhу Акбар». Если он умышленно не скажет «Бисмилляhи», то животное становится нечистым и его мясо нельзя употреблять.
10. Хозяин курбана после жертвоприношения читает 2-х рака’атный намаз и просит у Всевышнего исполнения желаемого. Пророк Мухаммад (саллаллаhу алейhи ва саллям) в связи с этим сообщает радостную весть: «Каждый, кто приносит жертву, после того, как выпустит нож из рук, пусть прочтет 2-х рака’атный намаз. Кто прочитает этот 2-х рака’атный намаз, тому Аллаh даст то, что он пожелает».
13. Как распределяется (раздается) Курбан?
а) Мясо Курбана
Хозяин Курбана (любого, кроме Назир Курбана), несмотря на то, богат он или нет, имеет право употреблять сам или угощать других мясом жертвенных животных. Разрешается мясо Курбана полностью раздавать бедным или оставлять себе и семье, но желательно (мустахаб) разделить его на три части:
- Одна часть раздается соседям и родным, или хозяин готовит для них угощение из этой части.
- Вторая часть отдается бедным и нищим.
- Третья часть оставляется своей семье.
Таким образом, мясо Курбана должным образом находит свое место. Потому что Всевышний Аллаh велит: «…Ешьте от них (жертвенных животных), и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Сура «Аль-Хаджж, 36),«Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (Сура «Аль-Хаджж», 28).
Разрешается мясо Курбана раздавать как соседям-мусульманам, так и соседям-немусульманам.
б) Шкура Курбана
Продавать шкуру Курбана – макрух (порицается), независимо от того, ваджиб или нафиль Курбан. Поэтому шкура Курбана, как и мясо, бескорыстно отдается нуждающемуся мусульманину. Но можно отдать бедному стоимость шкуры деньгами.
Из Курбана (шкура, мясо и т.п.) не выплачивается человеку, зарезавшему животное (он должен получить деньгами), так как каждая часть Курбана должна раздаваться бедным бескорыстно. Наш Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) говорит в одном хадисе: «Не примется курбан у того, кто продает шкуру курбана» (Заяли, «Насбур – Рас»).
Хозяин Курбана не может тратить деньги, вырученные от продажи шкуры Курбана. Поэтому он должен отдать саму шкуру или ее стоимость деньгами бедным и нищим. Исходя из этого, во многих исламских странах, шкуры жертвенных животных собирают и реализуют гуманитарные организации. А вырученные деньги отдаются неимущим людям. Кроме этого, продавать жир, голову, конечности, шерсть, молоко и прочие части Курбана – макрух. Этими продуктами нельзя расплачиваться с тем, кто режет Курбан (как было сказано выше).
14. Запрещенные для еды части дозволенных животных
Существует 7 частей (органов) из разрешенных животных, которые употреблять в пищу харам (запрещено):
1. Выпущенная кровь животных;
2. Половой орган самца;
3. Половые органы самки;
4. Желчный пузырь;
5. Загустевшая в мясе кровь;
6. Мочевой пузырь;
7. Яички самцов.
Последнее, по некоторым мнениям, макрух.
15. Мудрость курбана
1. Способствует приближению к Всевышнему и достижению его Довольства.
2. Аллаh не нуждается в Курбане, как и в других видах поклонения, но Всевышний велением жертвоприношения испытывает своих рабов, измеряет степень близости к себе.
3. А также курбан способствует напоминанию о том, что Исмаил (алейhиссалям) был спасен от приношения в жертву.
4. Ежегодное приношение в жертву тысячи животных – это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего.
5. Канон жертвоприношения в Исламе является также большим уделом и милостью для бедных и неимущих.
16. Польза от курбана
1. Истинно Курбан сделан обязательным, чтобы отдать дань благодарности за годовое мирское благо, и, тем самым, отдается обязательный долг Всевышнему.
2. Прегрешения отпускаются, и зарабатывается саваб.
3. Курбан станет для хозяина в Судный день транспортом, который проведет его через мост Сырат и будет причиной его спасения.
4. Помощь бедным мусульманам мясом, шерстью и шкурой, способствует удовлетворению их скромных нужд.
17. Курбаны, не употребляемые самим хозяином, обязательные для раздачи
Есть некоторые курбаны, которые не могут употреблять забившие их люди и их родственники. Так как это мясо надо полностью раздать бедным. Это нижеперечисленные курбаны:
а) Назир (обещанный) курбан;
б) Курбан, завещанный человеком при жизни, и который наследники принесли в жертву после его смерти из одной трети части его имущества.
в) Курбан, не забитый по какой-либо причине в праздничные дни, который обязательно надо отдать как садака.
18. Приносится ли жертва за умершего?
Можно сделать Курбан с намерением передать саваб (вознаграждение) за него умершему родственнику или любимому человеку. Человек может есть мясо Курбана, совершенного на свои средства, вознаграждение от которого он дарит умершему родственнику. Он также может угощать других. Этот Курбан не обязательно совершать в праздничные дни.
Если человек завещал сделать Курбан после своей смерти, то является ваджибом резать этот Курбан в праздничные дни. Человек, который делает такой Курбан, не может есть его мясо, а обязан полностью его раздать.
19. Такбиры Ташрик
Праздник Курбан начинается 10-го числа месяца Зуль-Хидджа по лунному календарю и продолжается 4 дня. К четырем праздничным дням прибавляется день ‘Арафа (9-ый день месяца Зуль-Хиджа). Эти 5 дней называются «Аййам Ташрик» (Дни Ташрика). В эти дни после фард намазов произносятся такбиры. Эти такбиры называются еще «Такбиры Ташрика».
Такбиры Ташрика начинают произносить с утреннего намаза в день ‘Арафа и заканчивают предвечерним намазом в 4-ый день праздника – 23-им по счету. Эти такбиры ваджиб и провозглашаются громко.
Слова Такбира: «Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар, ля иляhа илляллаhу уаллаhу Акбар, Аллаhу Акбар уа лилляhиль хамд».
Слова этого священного Такбира дошли до нас со времен Ибрахима (алейhиссалям) через нашего Пророка (саллаллаhу алейhи ва саллям).
И мужчины, и женщины, читающие намаз с джамаатом или без, произносят Такбиры Ташрика после каждого фард намаза один раз. Это ваджиб. Произносятся эти Такбиры также после восполнения пропущенных намазов в Дни Ташрика.
20. Действия, которые мустахаб совершать в праздничную ночь и дни
1. Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду’а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются.
Как передал Табарани от Убада бин ас-Самита (радыйаллаhу ‘анху), Пророк (саллаллаhу алейхи ва саллям) сказал: «Не погибнет в тот (Судный) день душа того, кто проводит ночи праздников Рамадан и Курбан, рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».
2. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.
3. Надеть чистую или новую одежду.
4. Использовать хорошие благовония.
5. Если это возможно, идти на намаз пешком, так как Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) в эти праздничные дни шел пешком к месту намаза.
6. Улыбаться и быть радостным.
7. Раздавать больше садака бедным и нищим.
8. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.
9. Если человек собирается совершить Курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего Курбана.
10. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям).
11. Быть щедрым по отношению к своей семье.
21. День праздника и его намаз
Праздник стал обязательным во 2-ом году хиджры. Во времена переселения Пророка Мухаммада (саллаллаhу алейhи ва саллям) в Медину, у жителей Медины было два праздничных дня. Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) спросил: «Что это за дни?» Мединцы ответили: «Мы танцуем и веселимся в эти дни еще со времен джахилии (невежества)». На что Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) сказал: «Взамен этих дней Всевышний Аллаh Вам дал два лучших дня: ‘Ид-уль-Фитр (завершения поста Рамадан) и ‘Ид-уль-Адха (Курбан-байрам)». (Абу Дауд).
В Коране сказано: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Аль-Каусар», 2). По наиболее авторитетному толкованию, слово «намаз» – это намаз Курбан-байрама. Достоверно известно, что Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) сам лично проводил праздничные намазы.
По мазхабу имама Абу Ханифы, намаз Курбан-байрама – ваджиб, как и намаз праздника завершения поста Рамадан, и совершается по правилам пятничного намаза. По мазхабу Ханбали, праздничный намаз – Фард-Кифайа, а, по мазхабам Шафии и Малики – Сунна-Муаккада.
22. Как совершается праздничный намаз?
Обязательный праздничный коллективный (с джамаатом) намаз состоит из 2-х рака’атов. В первом рака’ате читается «субханака», после чего имам произносит вслух, а джамаат – про себя, такбир - «Аллаhу Акбар» три раза. В первых двух такбирах руки поднимают и опускают вдоль туловища. После третьего такбира руки, не опуская, складывают. Имам читает Аль-Фатиху, аяты (или суру) из Корана. Потом совершают руку’ и сажда. Поднимаются на второй рака’ат. Имам читает Аль-Фатиху и аяты (или суру) из Корана. Потом, как и в первом рака’ате, делается три такбира. Во всех трех такбирах руки поднимаются и опускаются вдоль туловища. С четвертым такбиром совершается руку’, а затем сажда. Затем, сидя читаются ат-Тахийат, Аллаhуммасалли, Аллаhуммабарик, Раббана, затем дается салям. После этого имам всходит на минбар и читает хутбу. Делается ду’а, и намаз завершается. Можно любое нечетное количество такбиров.
Праздничные намазы относятся к важным коллективным намазам, как и пятничные, и поэтому не читаются в одиночку, как обязательные пять намазов. Хутба читается после намаза, так как является сунной, а в пятничном намазе хутба является условием пятничного намаза и читается до него.
23. Социальная польза праздника
Праздник в нашем обществе имеет важное значение. Праздничные дни – это дни единения мусульман, укрепления связей между ними и взаимопомощи. Праздники предоставляют возможность отдохнуть от забот и дают заряд сил и бодрости для дальнейших дел. В эти дни мы встречаемся с родственниками, соседями. В праздничное утро верующие заполняют мечети и вместе обращаются к Всевышнему, просят у Него милости и прощения. В эти дни мы должны навещать родителей и получать их благословение. В Исламе, после поклонения Аллаhу и повиновения Его Посланнику (саллаллаhу алейhи ва саллям), повелевается уважительное и доброе отношение к родителям, запрещено даже говорить им «уф». Надо приветствовать встречных, поздравлять с праздником знакомых и незнакомых. Навещая друзей, надо поинтересоваться их самочувствием и пожелать добра. Следует посетить больных и пожелать им выздоровления. Подарить внимание и ласку сиротам и обделенным детям. Протянуть руку помощи бедным и нуждающимся, дать и им возможность пережить радость праздника.
Надо порадовать души тех, кто ждет наших ду’а, посетив их могилы. Надо постараться помирить знакомых, которые в ссоре, раздать подарки детям.
Как всегда, мы должны в праздничные дни обращаться наилучшим образом с окружающими нас людьми, как повелевает нам Ислам, и воздерживаться от вредных и недостойных поступков.