Всё, что шайтан хочет сначала, это то, чтобы вы отклонились от прямого пути на очень маленький угол...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поцеловал черный камень, он сказал: "Я знаю, что ты камень, который не может причинить ни зла, ни добра, и если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не целовал бы тебя, я бы этого не делал". Ат-Табари сказал, что причиной, почему Умар ибн Хаттаб сказал это, является то, что в Исламе было много новых людей, которые были близки к устоям джахилии, когда целовали камни, поэтому он хотел быть уверенным, что они не вернутся к джахилии и что они поймут причину, по которой он целовал Черный Камень.
Так как это высказывание Умара приводится у Бухари, ибн Хаджар прокомментировал его так: "Это очень важный принцип, который показывает тот факт, что мы покорны Аллаху и следуем путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сунне, даже если нам не дано постичь ту мудрость, которая заключена в ней".
Умар ибн Хаттаб говорит: ты камень, ты не приносишь ни зла ни добра, и причина по которой я тебя целую не в том, что я должен это делать, а в том, что это делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И ты делай это, а вопросы будешь задавать позже. Если ты хочешь знать мудрость, пожалуйста, иди и ищи мудрость, но ты должен это делать, даже если ты не знаешь той мудрости, которая заключена в этом. Это и есть высшая степень покорности. Ты покоряешься Аллаху, если даже тебе кажется, что в этом нет смысла, если даже ты не понимаешь этого, если даже ты не согласен с этим, если даже тебе не нравится это, но ты делаешь это, потому что Аллах хочет чтобы ты делал это и потому, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал это.
На самом деле во время Хаджа совершается многое без знания мудрости, заключенной в этих деяниях и, может быть, именно в этом причина особенности Хаджа, потому что Хадж это действительно высшая степень покорности Аллаху. Вы делаете это, но вы не знаете в чем мудрость этого, но вы делаете это, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал это и потому что Ибрахим, алейхи салям, делал это до него.
Мы обходим Дом Аллаха семь раз, почему мы обходим Каабу? Сегодня мы можем дать замечательные объяснения этому. Что мы идем против часовой стрелки потому, что в этом направлении вращаются планеты, это правда. Мы видим, что все движения во вселенной происходят против часовой стрелки. Единственный, кто допустил ошибку это тот, кто изобрел часы. Он сделал их движение по часовой стрелке. Чтобы быть в гармонии со всей вселенной они должны были ходить против часовой стрелки. Это показывает нам, что фитра человека ошибается, даже у изобретателя часов.
Если бы изобретатель часов был мусульманином, он сделал бы их направление правильным. Во вселенной все движется против часовой стрелки, и мы обходим Каабу против часовой стрелки. Но почему мы делаем это семь раз? Между прочим, сподвижники не знали объяснение. Они не знали, что планеты движутся против часовой стрелки, они шли в том направлении, как это делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Почему семь раз? Почему не десять или шесть раз? Почему семь? Вы бегаете вниз и вверх Саффы и Марвы просто потому, что так делала Хаджар (да будет доволен ею Аллах). Почему Арафа самый великий день? Почему Арафа? Арафа - это брошенная земля, это пустой участок земли и это самый великий день Хаджа, и мы стоим на пустой земле! Над землей, это как будто еще один участок земли. Нет разницы. Что особого в Мине? Что особенного в Муздалифе? Почему вы делаете все то, что делаете в Хадже? Просто потому, что Аллах предписал нам делать это, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал это.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил сподвижникам: “Придерживайтесь со мной этих ритуалов, потому что вы следуете своему отцу Ибрахиму”. Это наследие, которое Ибрахим оставил после себя. Целовать Черный камень это то же самое. Какая мудрость в том, чтобы целовать Черный камень? Быть приверженцем и быть покорным. Покорность - вот в чем смысл. Быть покорным Аллаху Азза Уа Джаль, делать то, что Он предписал нам.
Умар ибн Хаттаб очень хорошо осознавал тенденцию человека уходить в сторону, поэтому Ислам строго следит за тем, чтобы люди следовали правильным путем. Знаете, иногда некоторые братья жалуются, когда слышат слово бидъа (нововведение). Они говорят, что им на все говорят бидъа, это бидъа и то бидъа - оставьте нас в покое. Не говорите нам, что все бидъа, бидъа, бидъа, бидъа... Ислам не усложняет вам жизнь и не говорит, что все бидъа, не делай это, не делай то, но в этих ограничениях есть мудрость, потому что шайтан всегда рядом и он хочет, чтобы вы оступились.
Всё, что шайтан хочет сначала, это то, чтобы вы отклонились от прямого пути на очень маленький угол, хоть на один градус. У вас прямая линия, а шайтан заставит вас отклониться от нее на один градус. Если вы начертите линию с углом в один градус, которая будет выходить из другой линии, эти две линии будет нелегко различить. Они очень близки друг другу, угол настолько мал. Но, если вы будете продолжать идти по ней, то она будет дальше и дальше, и дальше, и дальше, пока они не станут очень далеки друг от друга. Так, шайтан начинает с того, что отклоняет вас всего на один шаг от прямого пути, а после этого он выстраивает козни, так шайтан превращает людей в идолопоклонников?
После Нуха (мир ему) были верующие. Они следовали посланию Нуха, все другие погибли, а верующие остались. Когда самый праведный из них умер, шайтан пришел к ним и сказал: “Почему бы вам не поставить памятник, который напоминал бы вам ас-Салихин (праведников)? Потому что вам следует помнить ас-Салихин. Почему не поставить памятник этому праведному человеку, это хорошее дело. Вы будете видеть этот памятник, и будете помнить этого хорошего человека”. Им понравилась эта идея: “Это хорошая идея”. Эти люди поставили памятники, чтобы они напоминали им об этих благочестивых людях прошлого.
Потом потихоньку, потихоньку шайтан начал менять их умы так, чтобы они начали испрашивать помощи у этих памятников: “Эти люди праведные, попроси их, чтобы они выполнили твою просьбу”. После этого он превратил их в идолов, которым они поклонялись, поклонялись кому-то помимо Аллаха. Этот процесс протекал, возможно, столетия. Шайтан делал это медленно, но уверенно. Итак, Ислам закрыл эти ворота, наложил ограничения и Умар ибн Хаттаб хотел быть уверенным, что во время его правления никаких отклонений не случится.
Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел под кедровым деревом (по арабски - это дерево называется шаджарат ридуан). Он принимал клятву на верность от сподвижников перед сражением. Предыстория этого такова, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сделать Умру, но Курайшиты мешали ему. Он послал Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) в Мекку на встречу с лидерами Мекки, и что произошло? Он не вернулся вовремя назад. Поэтому прошли слухи, что Курайшиты убили Усмана.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал сподвижников и сказал им: "Принесите мне клятву на верность". Что это была за клятва? Клятва на смерть. Мы клянемся умереть. Мы собираемся отомстить за смерть Усмана ибн Аффана и клянемся умереть. Позже выяснилось, что это были слухи, но этот момент очень важен в истории Ислама, эта клятва была названа "Клятва ридуан". Почему ридуан? Ридуан означает удовольствие, потому что Аллах Азза Уа Джаль был доволен этой клятвой. Он был доволен теми, кто дал эту клятву и Аллах упоминает об этом в суре Фатх:“Аллах доволен теми, кто присягнул на верность под деревом”.
Это было дерево ридуан. Во времена Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) это дерево стало реликтовым. Люди приходят и молятся у этого дерева, чтобы получить баракат от этого особого места. Оно является особой исторической площадкой для Ислама. Именно здесь была дана клятва, поэтому это особое историческое место.
Что сделал Умар ибн Хаттаб? Он спилил это дерево. Он спилил его. Вы, может быть, расстроитесь, так как вы бы хотели посетить это дерево и увидеть своими глазами, где сидел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и сподвижники, но Умару ибн Хаттабу это не нравилось, поэтому он спилил его. Почему? Потому что Умар ибн Хаттаб, Рады Аллаху Анху, не хотел, чтобы это дерево стало объектом поклонения. Он не хотел, чтобы это дерево стало объектом бараката, чтобы люди приходили и искали баракат от этого дерева. Это дерево, оно не приносит ни вреда, ни пользы, даже если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел под ним, от этого нет никакой разницы. Я спилю его.
Умар ибн Хаттаб был далеко не сентиментальным человеком. У Умара ибн Хаттаба логика, здравый смысл и ум преобладали над эмоциями. У сподвижников были большие чувства к этому месту, потому что они были там. Они были теми, кто принес клятву Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умар тоже был одним из них. Поэтому у них была очень сильная эмоциональная привязанность к этому месту. Оно было чудесной памятью о байате (присяга) ар-ридуан, но Умар ибн Хаттаб не думал об этом. Он думал о последствиях, о будущем, поэтому он спилил это дерево.
В другом случае он увидел, как мужчины молились в определенном месте. Умар ибн Хаттаб спросил: "Почему вы молитесь здесь?" Они ответили: "Потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился здесь". Он сказал: "Когда приходит время для молитвы, молитесь где угодно, или пропустите молитву". Затем он добавил: “Что испортило людей до вас так это то, что они стали принимать места своих Пророков за места поклонения”. Места, где молились Пророки или где умерли Пророки, они принимали за места поклонения. Это испортило их.
Вот как было с могилой Данияла. Даниял - Даниэль в Библии, это Пророк, о котором не упоминается ни в Коране, ни в Сунне. У нас нет никакого текстуального подтверждения, что он был пророком. В арабском, на него ссылаются как Даниял. Однако в Библии, Даниэль это пророк и есть книга Даниэля, в ней говорится о событиях конца света. Рассказ о смутах, христиане приписывают Даниэлю. Его могила или то, что люди считают его могилой, была вскрыта. Мусульмане посчитали его действительно Пророком потому, что они увидели, что земля не повредила его тело. Мусульмане открыли землю Тастур во времена Умара ибн Хаттаба, именно тогда наводнение вскрыло могилу Даниэля. И они увидели, что на его теле нет и царапинки. А мы знаем, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Поистине, Аллах запретил земле, поглощать тело Пророков (Анбия).”
Они сказали, что этот человек, вероятней всего, пророк, потому что он умер сотни лет назад, а его тело осталось нетронутым. Им пришлось перезахоронить его. Умар ибн Хаттаб отправил письмо, смотрите, как он заботился о последствиях этого. В письме Умар ибн Хаттаб, Рады Аллаху Анху, говорил, что он хочет, чтобы в дневное время вырыли тринадцать могил в разных местах, а потом ночью похоронили Данияла, чтобы никто не видел, и засыпали все могилы сразу. Почему Умар ибн Хаттаб сделал так? Чтобы запутать людей, чтобы они не могли определить, какая из могил его. Выройте тринадцать могил в течение дня так, чтобы люди знали место. Ночью похороните и засыпьте все могилы, чтобы люди не знали, какая из них могила Данияла. Почему? Потому что он не хотел, чтобы люди поклонялись могиле.
Случай с Халидом ибн Валидом (да будет доволен им Аллах)
Умар ибн Хаттаб уволил его. Того, кто был одним из первых в Халифате. Халид ибн Уалид сдал все свои полномочия как военачальника и стал сразу и неожиданно простым солдатом. Люди удивлялись, почему Умар ибн Хаттаб сделал это? Халид ибн Уалид был таким впечатляющим лидером. Халид ибн Уалид, дорогие братья и сестры, никогда в своей жизни не проигрывал бой, ни в Исламе, ни в Джахилии. Любое сражение, которое он вел в Исламе или до него, он выигрывал. Он никогда не проигрывал, у него было умение, о котором мы говорили, в лекциях об Абу Бакре ас-Сиддике. Он был как шторм, который ходит кругом от одних земель к другим, и о нем говорили: “Он не спал и не давал спать никому”. Он не спал сам и не давал спать ни друзьям, ни врагам. Он был как ураган. Он так быстро передвигался от одного поля битвы к другому, что это приводило в бешенство его врагов. Они пытались захватить его, вот он здесь, хорошо, но его уже нет, он уже где-то. Он сводил с ума своих врагов.
Когда мусульмане посылали срочные послания Абу Бакру и Умару ибн Хаттабу, чтобы они прислали подкрепление в Шам, Абу Бакр послал письмо Халиду ибн Уалиду, который был в Ираке, говоря, чтобы он помог Мусульманам в Шаме. Теперь Римляне защищены, у них по всей дороге от Ирака до Шама были введены гарнизоны. Неожиданно, из ниоткуда Халид ибн Уалид и мусульманская армия появились посреди Шама. Римляне сказали: "Откуда он появился?" Все дороги защищены гарнизонами. Халид ибн Валид прошел через пустыню, через которую никто никогда до него не проходил. Это было впервые, когда армия прошла через эту пустыню и неожиданно появилась в центре Шама, обойдя все римские посты охраны. А сейчас Умар ибн Хаттаб уволил его.
Итак, Умар ибн Хаттаб сказал: “Я уволил Халида ибн Уалида не потому что я зол на него, или потому, что он не оправдал доверие, причина в людях, в том, что он становился фитной для людей, и я хотел, чтобы люди знали, что это Аллах дает им победу, а люди приписывают победу таким, как Халид ибн Уалид.” Люди говорили: “Это Халид приносит нам победу. Он единственный, кто добивается победы”. Умар ибн Хаттаб сказал, что Халид становится фитной для людей. Они приписывают все ему. Тогда как все это, должно приписываться только Аллаху Азза Уа Джаль. Так, Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы люди знали, что победа приходит только от Аллаха и что победа будет, если даже кто-то другой примет на себя ответственность, и это правда. Мусульмане продолжали побеждать.
Умар ибн Хаттаб сражался против ложных идей и предположений. Он увидел некоторых мужчин, которые возвращались из Йемена и они относились к людям, которые, как мы говорили, ничего не делали, просто ленились. Умар спросил: "Кто они?" Ему сказали: "Это мутауаккилюн, те, у которых есть тауаккуль аля Аллах (упование на Аллаха), поэтому они не работают". У них тауаккуль, поэтому они не работают. У них упование на Аллаха. Умар ибн Хаттаб подошел к ним с палкой и сказал: “Они те, кто зависимы, мутауаккиль это тот, кто сеет зерна, а потом уповает на Аллаха”. Вы сначала сеете семена, а потом оставляете результат Аллаху Азза Уа Джаль.
Умар ибн Хаттаб не хотел иметь дело с опухолью общества, он хотел, чтобы люди работали и были продуктивными. К Умару ибн Хаттабу пришел человек, который думал, что он доставил хорошую новость ему. Он сказал: "Мы пришли из ал-Мадаян с хорошей новостью для Умара ибн Хаттаба, мы заняли ал-Мадаян". Ал-Мадаян это столица Персии. Он также сказал: "Мы нашли там книгу с замечательными словами. В этой книге так много мудрости".
Умар ибн Хаттаб спросил: "Эти слова из книги Аллаха?" Он ответил: "Нет". Умар ибн Хаттаб начал бить его палкой. Братья и сестры, не думайте, что палка была огромной, она была маленькой, чисто символической. Это не физическое избиение, оно имело символическое значение. Так, он бил людей. Я не хочу, чтобы у вас было неправильное впечатление, когда я говорю, что Умар ибн Хаттаб суровый, я не призываю вас быть суровыми людьми и действовать как Умар ибн Хаттаб. Это была шадда (жесткость) в нужном месте. Эта жесткость была проявлена нужным образом в нужном месте. Умар ибн Хаттаб принял ответственность в то время, когда Умма нуждалась в этом. Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такое поведение было бы неприемлемым, поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был мягким и сочувствующим. Вследствие того, что это было время дауата, людей надо было привлекать. Аллах сказал: "Если бы ты был бы суровым и жестким, люди отвернулись бы от тебя".
Но Умар ибн Хаттаб стал Халифом во времена, когда мир открывался Мусульманам. Поэтому существовала потенциальная огромная проблема. Мусульмане становились привязанными к дунья, их сердца становились жадными. Поэтому им был необходим кто-то суровый и твердый, чтобы держать их на прямом пути. Итак, Умар ибн Хаттаб бил своей палкой этого мужчину и цитировал первые три аята суры Йусуф: “Алиф. Лам. Ра. Это – аяты ясного Писания. Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его. Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом”. Cура Йусуф, 1-3 аяты.
Почему ты прибегаешь к другому источнику, другой книги мудрости? Затем он сказал этому человеку: "Народы до вас пропали потому, что они изучали книги своих ученых, и оставили Таурат (тору) и Инджиль (евангелие), пока Таурат и Инджиль не стали частью далекого прошлого”. Вот тогда и пропали эти народы. Такое, к сожалению, случается сейчас часто. Люди изучают высказывания ученых и не знают даже ни одного аята из Корана и ни одного хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а какое оправдание? Брат, у меня нет Ильма (знаний), чтобы изучать Коран или Сунну. Это дело ученых. Как будто книга Аллаха зашифрована и нужен ключ к шифру, нужен кто-то, кто расшифрует ее. Аллах ниспослал книгу, которая ясная, Аллах сказал, что это ясная Книга. И Аллах говорит: “Неужели они не размышляют о значении Корана? Или их сердца запечатаны?” Сура 47, аят 24.
Этот аят говорит с вами. Он говорит не только с учеными, он говорит, что вы должны рассуждать о значениях Корана. Если вы не ученый, то вам не позволено делать Тафсир (толкование) Корана, но вы должны рассуждать о смысле Корана. А это две разные вещи. Размышление и обдумывание отличаются от Тафсира. Когда вы делаете Тафсир, вы получаете ахкамы (постановления). Вы говорите, что Фикх Корана учит, что надо делать, а чего не надо делать. Это то, что остаётся на ответственности ученых, у которых есть способность и средства для Тафсира.
Коран говорит, что необходимо размышлять о значениях аятов, обдумывать их применение к себе, помнить об Аллахе Азза Уа Джаль, думать о жизни после смерти. Размышлять над рассказами прошлого, вот что каждый, каждый из нас должен делать, а без этого Аллах Азза Уа Джаль говорит, что ваши сердца запечатаны.
Вы скажете, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил на неизвестном языке? На каком языке говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он говорил ясными терминами. Его понимал неграмотный бедуин. Простолюдин, который пришел прямо из пустыни, понимал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а вы не понимаете? Между вами и Кораном и Хадисами стоит шайтан. Вот и все, вот в чем дело.
Я не говорю, чтобы вы не учились у ученых и не учили то, что они говорят, потому что необходимо чтобы ученые понимали Ахкамы. Чтобы знать Ахкамы, чтобы получать постановления, вы должны учиться у ученых. Но нельзя пренебрегать Кораном и Хадисами и только изучать мнения ученых, фикх, и забросить книгу Аллаха, и забросить Хадисы, вот о чем предупреждал Умар ибн Хаттаб. Они следовали своим раввинам, своим священникам и забыли Тору и Евангелие. Например, среди евреев в наше время Талмуд популярнее, чем Тора. А среди христиан, например католиков, слова попа важнее чем то, что написано в Библии.
Доказательства (далили) и руководство (худа) находятся в Книге Аллаха и в Хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, вы не знаете наверняка, находятся ли эти ученые на верном пути или нет. Но у вас не может быть сомнений относительно аятов Корана и хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я имею в виду, не считайте, что каждый ученый является праведным человеком. Мунафики (лицемеры) есть среди всех категорий мусульман, в любой профессии. Есть мусульмане врачи, которые мунафики, есть мусульмане инженеры, которые мунафики, есть мусульмане ученые, которые являются мунафиками. Никто не защищен от этого.
Что случилось с евреями и христианами? Их ввели в заблуждение и обманули те, кто, как предполагалось, были наиболее образованными среди них. Всякая отступническая секта в Исламе, между прочим, не была организована неграмотными людьми. Каждая отступническая секта в Исламе была основана и поддерживалась учеными. Все эти секты. Ни одна из этих семидесяти трех сект, о которых говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он сказал, что семьдесят две из них попадут в Огонь Ада, ни одну из них не поддерживали неграмотные, ни одну из них не создали неграмотные люди, так как у них были знания.
Отсюда, если вы хотите узнать, на правильном ли пути тот или иной ученый, проверяйте их высказывания и сверяйте их с Книгой Аллаха и Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому я всегда говорю братьям и сестрам, если вы хотите учиться, если вы хотите стать образованными в Исламе, читайте неоднократно Коран и книгу хадисов. Кто сказал, что вы не можете прочитать книгу хадисов Бухари? Кто сказал, что вы не можете прочитать Рияду ас-Салихин или Сахих Муслима? Есть ли в этом колдовство, которое препятствует, чтобы вы открыли эти книги? Что только тот человек, у которого есть особая защита, может их читать? Читайте книги с чистым мнением. Чистое мнение людей, которые с вами до конца своих дней.
Ибн Аббас Рады Аллаху Анху говорил табиинам: "Я говорю вам Аллах сказал, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, а вы говорите мне Абу Бакр сказал и Умар сказал". Ибн Аббас сильно сердился на людей, потому что они ссылались на Абу Бакра и Умара, а не на Аллаха и Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
А что происходит сегодня? Мы ссылаемся на фулян, фулян и фулян (такого-то, такого-то и такого-то). Пожалуйста, не принимайте эти слова так, что я уменьшаю значение ученых. Нет, ученые это лидеры Уммы, у них следует учиться, но вы, как мусульманин, у которого смышлёный ум, вы не безрассудны, правда? Я надеюсь, что вы рассудительны и разумны и что этого достаточно, чтобы вы имели доступ к книге Аллаха Азза Уа Джаль и хадисам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, просто будьте уверены, что вы не даете Фатуа. Убедитесь, что вы не даете Фатуа, вот в чем дело.
История произошедшая с Сабигом, который спрашивал об аятах муташаббихат
Хафиз Абу Мухаммад ад-Дарими (181-255 гг.х) передал в своем сборнике хадисов «Сунан» следующий рассказ:
أخبرنا أبو النعمان حدثنا حماد بن زيد حدثنا يزيد بن حازم عن سليمان بن يسار أن رجلا يقال له صبيغ قدم المدينة فجعل يسأل عن متشابه القرآن فأرسل إليه عمر وقد أعد له عراجين النخل فقال من أنت قال أنا عبد الله صبيغ فأخذ عمر عرجونا من تلك العراجين فضربه وقال أنا عبد الله عمر فجعل له ضربا حتى دمي رأسه فقال يا أمير المؤمنين حسبك قد ذهب الذي كنت أجد في رأسي
«Нам передал Абу ан-Ну’ман, нам сообщил Хаммад ибн Зейд, нам сообщил Язид ибн Хазим от Сулеймана ибн Ясара: «Человек которого звали Сабигъ пришел в Медину и стал спрашивать о неясных аятах (муташаббих) в Коране. Халиф Умар послал за ним людей, предварительно подготовив пальмовые палки. Умар спросил его: «Кто ты?» Тот ответил: «Я раб Аллаха Сабигъ». И тогда, Умар взял палку, ударил его и сказал: «Я раб Аллаха Умар». Он стал бить его так, что у него даже пошла кровь из головы. И Сабигъ сказал: «Хватит, о повелитель правоверных! Ушло то, что было у меня в голове»».
Умар ибн аль-Хаттаб разделил между Истиной и Ложью
Передает имам Абу Мухаммад аль-Багави (436–510 х/1044–1117 м), да помилует его Аллах, в своем толковании Корана на 60 аят суры ан-Ниса: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение».
قوله تعالى: { أَلَمْ تَرَ إِلَى ٱلَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُواْ بِمَآ أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُوۤاْ إِلَى ٱلطَّاغُوتِ } الآية.وقال الكلبي عن أبي صالح عن ابن عباس: نزلت في رجل من المنافقين يقال له بشر، كان بينه وبين يهودي خصومة فقال اليهودي: ننطلق إلى محمد، وقال المنافق: بل إلى كعب بن الأشرف، وهو الذي سماه الله الطاغوت، فأبى اليهودي أن يخاصمه إلاَّ إلى رسول الله صلّى الله عليه وسلم، فلما رأى المنافق ذلك أتى معه إلى رسول الله صلّى الله عليه وسلم فقضى رسول الله صلّى الله عليه وسلم لليهودي، فلما خرجا من عنده لزمه المنافق، وقال: انطلق بنا إلى عمر رضي الله عنه، فأتيا عمر، فقال اليهودي: اختصمتُ أنا وهذا إلى محمد فقضى لي عليه فلم يرض بقضائه وزعم أنه يخاصم إليك، فقال عمر رضي الله عنه للمنافق: أكذلك؟ قال: نعم، قال لهما رويدكما حتى أخرج إليكما فدخل عمر البيت وأخذ السيف واشتمل عليه ثم خرج فضرب به المنافق حتى برد، وقال: هكذا أقضي بين من لم يرضَ بقضاءِ الله وقضاءِ رسولهِ. فنزلت هذه الآية. وقال جبريل: إن عمر رضي الله عنه فرّق بين الحق والباطل، فسُمي الفاروق
Сказал аль-Кальби от Абу Салиха от Ибн Аббаса, что он сказал: «Этот аят был ниспослан относительно мужчины из числа лицемеров, которого называют Башир. Между ним и иудеем возник спор. И сказал иудей: "Отправимся к Мухаммаду (для решения спора)". И сказал лицемер: "Нет, отправимся к Каъбу ибну Ашрафу". Это тот, кого Аллах в этом аяте назвал Тагъутом. Отверг иудей решение спора, кроме как у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Тогда они отправились к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он решил спор в пользу иудея. Когда они вышли, лицемеру не понравилось это решение и от настоял на том, чтобы они отправились к Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах. Когда они пришли к нему, иудей сказал: " Мы решали спор у Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах, и он решил его в мою пользу. Это не понравилось ему (лицемеру) и он решил обратиться к тебе для решения спора". Тогда спросил Умар у лицемера: "Так ли это?", на что он ответил: "Да". Тогда Умар повелел им подождать пока он выйдет, сам зашел в дом и взял меч. Затем вышел и ударил этим мечом лицемера, убив его. И сказал: "Вот так я решаю между тем, кто не доволен решением Аллаха и решением Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха". Затем спустился этот аят. И сказал Джибриль, мир ему: "Поистине Умар, да будет доволен им Аллах, разделил между Истиной и Ложью". И поэтому был прозван Фаруком». Аль-Багави, «Маалим ат-Танзиль», 4:60.