Все, что надо знать о закятуль-Фитр. Нужные и важные вопросы...

Все, что надо знать о закятуль-Фитр. Нужные и важные вопросы...

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Представляю вашему вниманию отрывки из шарха нашего шейха на «Умдатуль Ахкам» имама ‘Абдуль-Гъаний аль-Макъдиси

Положение закят аль-фитра

Сказал шейх: Сказал Ибн аль-Мунзир: «Единогласны все те, от кого сохранилось знание, что закят аль-фитр является обязательным. Сказал Исхакъ: «Это единогласие ученых»». Передал Ибн Къудама в «аль-Мугъни». Сказал аль-Байhакъи: «Сошлись ученые на том, что закят аль-Фитр является обязательным». Ибн аль-Мунзир также передал единогласие в «аль-Ишраф», как об этом сказал имам ан-Науауи…

Кому выплачивают закят аль-фитр?

Шейх пишет: Сказал (аль-Буhути) в ‹шарх мунтаhа аль-ирадат›: ″И выплачивают его, т.е. закят аль-Фитр, так-же, как и закят аль-маль. Это согласно общему значению (аята): «Милостыня дается лишь бедным». Пришел текст с ограничением, затрагивая лишь бедняков. Если пришла фраза «бедняк» и «нищий» в одном контексте, то их смысл единый. Сказал Ибн ‘Аббас: «Посланник Аллаhа ﷺ вменил в обязанность закят аль-Фитр как очищение для постящегося от праздных речей и сквернословия, а также для кормления бедняков». Передал Абу Дауд и Ибн Маджа. А остальные (шесть) участников списка (денежного) закята не нуждаются в еде в этот (праздничный) день, по этому, надо ограничиться лишь нищими и бедняками. Затем я нашел подтверждение этому у Ибн Къайима, где он сказал: “И из его из руководства было то, что он ﷺ отдавал эту садакъу (закятуль-фитр) строго беднякам, и не делил он ее на восемь видов… и никто из сподвижников и тех, кто после них, не делали такое…”. 

Сказано в марказе №55594: Если сын живет не самостоятельно а находится в числе твоих домочадцев, которых ты обеспечиваешь, то не разрешается тебе отдавать ему закят аль-фитр. А если он живет самостоятельно (отдельно от вас) и он бедный, то здесь ты можешь отдать ему (закятуль-фитр).

Кто должен выплачивать закят?

Хадис:

فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم صَدَقَةَ الْفِطْرِ أَوْ قَالَ رَمَضَانَ — عَلَى الذَّكَرِ وَالأُنْثَى ، وَالْحُرِّ وَالْمَمْلُوكِ : صَاعاً مِنْ تَمْرٍ أَوْ صَاعاً مِنْ شَعِيرٍ بُرٍّ, عَلَى الصَّغِيرِ وَالْكَبِيرِ

Посланник Аллаhа ﷺ вменил обязанность закят аль-фитр — или Рамадан — мужчине, женщине, свободному и рабу, молодому и взрослому, са’ фиников или са’ ячменя… Аль-Бухари и другие от Ибн ‘Умара.

Шейх говорит: Кто должен выплачивать закят? Или является ли долг препятствием? Она вменена в обязанность каждому свободному, разумному, совершеннолетнему мусульманину, который способен раздобыть себе на дневной рацион, он (обязан выплатить) за себя и тех, кого он обязан содержать. Сказал аш-Шафи’и: «Опекун выплачивает за своего ребенка и умалишенного и тех, кого он обязан содержать… Каждый, кто застал полумесяц Шауаля и у него есть своя еда и еда тех, кого он обеспечивает (хотя-бы) на день и ночь, он должен выплатить с него закят за себя и за них… А если у него лишь свой и их рацион (равный одному) дню, то такой ничем не обязан… А если кто-то из тех, кого он должен содержать имеет возможность отдать закят, то я не разрешаю ему оставлять выплату закята… Не выплачивается закятуль-фитр кроме как за муслима. Человек должен выплатить закятуль-фитр за каждого, кого он обязан содержать, будь это взрослые или маленькие (дети)».

Сказал ан-Науауи: «Нет закята на том, кто ничего не имеет».

Сказал аль-Буhути: «Долг не препятствует выплате закят аль-фитра».

Шейх говорит: Если у сироты есть возможность, то он должен отдать закятуль-фитр. Сказал имам Ибн Къудама: «Сирота тоже обязан давать (закятуль-фитр). Его опекун выплачивает из его (т.е. сироты) имущества, и мы не знаем никого, кто-бы противоречил в этом вопросе»»… Закят не требуют с раба или ребенка, за них должен выплачивать их опекун.

Если кто-то не в состоянии дать закятуль-фитр, то близкие или друзья могут выплатить его за него. Халид аль-Муслих.

За кого выплачивать закятуль-Фитр?

Шейх пишет: Пришло от Асмы бинт Аби Бакр, что во времена пророка ﷺ она выплачивала за своих домочадцев, где были и рабы и свободные, двумя муддами пшеницы или одним са’ом (т.е. 4 мудда) фиников. Муд и cа’, это именно те, которые они использовали в торговле между собой. Передал ат-Тахауи в «Шарх ма’ани аль-Асар» и ат-Табарани. Сказал аль-Альбани: «Иснад хороший, на условиях Муслима». Поэтому, заключение Му’авии (т.е. что можно выплачивать двумя муддами) не противоречит тексту (хадиса), на против, его заключение соответствует тексту. Причина уравнивания одного мудда пшеницы из Шама к двум муддам (остальной пищи) заключалась в хорошем качестве пшеницы Шама…

Я добавлю: Абу Са’ид аль-Худри не был согласен в этом с Му’авией, да будет доволен ими Аллаh.

Сказал аш-Шафи’и: Опекун выплачивает за своего ребенка и умалишенного и тех, кого он обязан содержать… Каждый, кто застал полумесяц Шауаля и у него есть своя еда и еда тех, кого он обеспечивает (хотя-бы) на день и ночь, он должен выплатить с него закят за себя и за них…

Передается от ‘Усмана, что он давал закятуль-фитр за ребенка в утробе, но группа ученых послабила это сообщение. Это дело остается желательным, но не обязательным. См Ибн ‘Усеймин «Маджму аль-Фатауа» 18/263.

Шейх сказал: Сказал имам Малик: «Лучшее из того, что я слышал (об этом): человек должен давать закят за тех, кого он обязан содержать…» Сказал Ибн аль-Къассар: «Ученые различных городов не разногласили, что господин должен отдать закят аль-aитр за своего раба мусульманина»».

С чего выплачивают закятуль-фитр?

Шейх пишет: Закят дают тем, чем запасаются и питаются. Некоторые ученые добавили третье условие: чтобы оно было из того, что взвешивается, как сыпучее тело. Если им запасаются, но не питаются обычно, то не годиться. Если обычно им питаются но им нельзя запасаться, то не годиться тоже. По этой причине ячмень сегодня не является тем, чем обычно питаются. Сказал имам Малик: «Выплачивается из того, чем обычно питаются».

Я добавлю: сегодня люди находят наглости выплачивать закятуль-фитр зерном и пшеницей! Они ссылаются на хадис Ибн ‘Умара и Абу Са’ида, где пришли такие слова как: пшеница, ячмень, финик, творог, изюм. Неужели сегодня мы обычно едим пшеницу (я не говорю о пшеничной каше) или зерно? Или ячмень? Или может нашим основным рационом является изюм и финик? Изюм и финик является десертом, а не обычным рационом.

Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Къайравани аль-Малики в своем послании на маликитский фикъh: … обязательно надо отдавать закятуль-фитр из того, что обычно бывает в рационе, даже если это мясо или масло, но выплачивается это весом са’а пшеницы.

Сказал Ибн ‘Усеймин: И достоверно, что все то, что является обычным рационом, будь это зерновые культуры, плоды, мясо и тому подобное, годиться (для закят аль-фитра). См. Ибн ‘Усеймина в «Зад аль-Мустакъни» 6182.

Но некоторые не включили мясо в этот список говоря, что мясо не является основным, мясо является дополнением. Они также говорят, что еще одна из причин запрета давать мясо как закят аль-фитр, это то, что им нельзя запасаться, оно быстро портится, как об этом говорил шейх Ибн Джибрин и другие. В некоторых хадисах пришел «творог», а мы знаем, что творог долго не храниться без холодильника. А если сушить его с солью, то тогда его просто так не поешь в качестве рациона, т.е. если в этом случае мы сумели сохранить творог как запас, тогда теряется возможность свободного его употребления, так как он соленый.

Уважаемый доктор шариатских наук Мухаммад аль-Хабдан сказал, что если та или иная местность принимает трапезу обычно мясом, курицей или рыбой, то они дают закят аль-фитр именно этим.

Наш шейх тоже сказал: Упомянутый рацион в данном хадисе (т.е. хадисе Ибн ‘Умара) и в следующем хадисе Аби Са’ида, не является неким ограничением вида трапез, однако это было упомянуто лишь в качестве примера. Если выплатить закят тем, что входит в хукм (упомянутых видов еды), чем обычно питаются и запасаются, то закят засчитывается.

Когда выплачивают закятуль-фитр?

Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, сказал:

أمر بها أن تؤدى قبل خروج الناس إلى الصلاة

…и было приказано выплачивать (закятуль-фитр) до выхода людей к праздничной молитве. Аль-Бухари, Муслим и другие.

Сказал Ибн ‘Аббас :

فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنْ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ ، مَنْ أَدَّاهَا قَبْلَ الصَّلَاةِ فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ وَمَنْ أَدَّاهَا بَعْدَ الصَّلَاةِ فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنْ الصَّدَقَاتِ

Посланник Аллаhа ﷺ вменил в обязанность закятуль-фитр как очищение от пустословия и сквернословия для постящегося, и для кормления бедняков. Кто выплатил ее до (праздничной) молитвы, то закят его принимается, а кто выплатил после молитвы, то это обычная садакъа.

Сказал аль-хафиз аль-‘Иракъи в «Тасриб»: «Лучшее время для выплаты закята, это время перед праздничной молитвой, как об этом говорили четыре имама.

Сподвижники давали за два дня, как это передал Аль-Бухари. У шафиитов можно платить на протяжении всего Рамадана.

Лучше всего давать закятуль-фитр между праздничным намазом и Фаджром, если это возможно, как об этом сказал имам. Ибн Баз у себя в «Маджму аль-Фатауа» 14/203.

Обязательное время выплаты этого закята начинается с захода солнца последнего дня Рамадана и вплоть до праздничной молитвы, как сказал имам Ибн Къудама.

Закятуль-фитр деньгами

Не дается закятуль-фитр деньгами, даже если на этом был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Абу Ханифа, аль-Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури, да будет доволен ими Аллаh. Мнение этих имамов противоречит очевидному хадису, а ведь все ошибаются кроме пророка ﷺ. Все сподвижники поступали таким образом, как мы уже передали это от Ибн ‘Умара, Абу Са’ида, Ибн ‘Аббаса и Асмы бинт Аби Бакр, да будет доволен ими Аллаh.

Другое дело, когда есть нужда дать закят деньгами, как тот случай, когда бедная семья в тяжелом положении а отправить им еду никак не получается, в таком случае им начисляется сумма, что-бы те потом взяли то, что входит в категорию закятуль-фитра: рис, гречка, мясо, пшеничная каша, овсянка, перловка, макароны, картошка и т.д. Это мазhаб ханбалитов, и на этом шейхуль-ислям Ибн Теймийя.

Возмещается ли закятуль-фитр?

Если человек не выплатил закятуль-фитр по забывчивости, или не знал, или проспал, или не успел, или думал, что закятуль-фитр не уаджиб, ссылаясь на Ибн ‘Абдиль-Барра, то он может возместить свой закятуль-фитр и отдать после ‘ид-намаза. Ведь Господь сказал: «Господь наш! не взыщи с нас если мы позабыли или ошиблись…». А также в хадисе: «Всевышний простил этой умме ее (грехи) по забывчивости, ошибки и то, к чему их принудили». См. Ибн Баз в «Маджму» 14/217, Ибн ‘Усеймин в «Нур ‘аля ад-Дарб». 18/271.

Если человек намеренно не выплатил ее до ‘ид-намаза и выплатил ее после, может ли он возместить? Маликиты, шафииты и ханбалиты считают, что если человек намеренно, без уважительной причины не выплатил закятуль-фитр до праздничной молитвы, то он попадет в грех, он должен возместить закятуль-фитр. У ханафитов нежелательно отлаживать закятуль-фитр, они не ограничили время выплаты закята праздничной молитвой. См. Кувейтская энциклопедия фикха. 43/41. Также в постоянном комитете фетв КСА 9/373.

Шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худейр сказал:

من لم يخرج زكاة الفطر في وقتها وهو قبل الصلاة يوم عيد الفطر فإنه آثم عليه التوبة والاستغفار، وقضاؤها بحيث يخرجها بعد قضاءًا، هذا إذا كان عامداً، والناسي لا شيء عليه غير القضاء، والله الموفق

Тот, кто не выплатил закятуль-фитр своевременно, т.е до праздничной молитвы ‘ид, попадает в грех, он должен покаяться и попросить прощение (у Аллаhа). После этого он должен отдать закят как возмещение. Это если было намеренно. А если забыл, то на нем нет ничего кроме возмещения.

Сказал ‘алляма Ибн Баз, да помилует его Аллаh, в «аль-Маджму»:

الواجب عليك إخراجها بعد الصلاة، والحمد لله، مع التوبة والاستغفار، أخرجها بعد الصلاة والحمد لله قضاءًا، والسنة إخراجها قبل صلاة العيد إذا تيسر، وإذا أخرجها الإنسان قبل العيد بيوم أو يومين كما فعله الصحابة فلا بأس؛ لأن الوقت ضيق، ما بين صلاة الفجر وصلاة العيد وقت ضيق، ليس كل أحد يستطيع ذلك، فإذا أخرجها قبل الصلاة بيوم أو يومين فلا بأس

Ты обязан выплатить его до (праздничного) намаза, и хвала Аллаhу, на тебе покаяние и просьба о прощении. (Если ты не сделал это), тогда уже выплати его после молитвы в качестве возмещения. Сунна, выплачивать до праздничной молитвы, если это возможно. Если человек выплатил ее за два дня до праздника, как это делали сподвижники, то нет проблем, ведь мало времени между утренней и праздничной молитвой, мало кто успеет…

Сказал Ибн Къудама: «А если он не выплатил (закятуль-фитр) вовремя, то он в грехе. Он должен возместить его».

Как мы видим, все четыре мазhаба на том, что человек должен возместить этот закят за все пропущенные годы, так как это право бедняков, а их права надо возвращать. См. аль-‘Аббадий аль-Ханафи в «Аль-Джауhара ан-Нейрийя» 1/135, Шамсуддин ат-Тарабилси аль-Малики в «Мауаhибуль-Джалиль» 2/376, Мухаммад аш-Ширбини аш-Шафи’и в «Мугъниль-Мухтадж» 2/112, Ибн Къудама ль-Ханбали в 3/177, аль-Мардауи аль-Ханбали в «Аль-Инсаф» 9/386.

Но имам Шамсуль-Хакъ ‘Азим Абади сказал, в шархе Абу Дауда: «И (большинство) ученых заявили, что (закятуль-фитр) принимается вплоть до праздничного дня, однако хадис (Ибн ‘Аббаса) опровергает их».

Размер закята ль-фитра

В хадисе Ибн ‘Умара говорится, что человек должен отдать один са’ (صاع), а это равняется четырем муддам, а мудд равняется наполненной средней пригоршне. Шейх Ибн Баз сказал, что сегодня это равняется трем килограммам приблизительно, и на этом постоянная комиссия фетв. Другие сказали, что это ровняется 2.7 кг.

Раньше ученые отмеряли это мерой, которая называлась «ритль» (رطل), что составляет почти половина килограмма. Три мазхаба кроме Абу Ханифы, а также Исхак сказали, что закят аль-фитр должен равняться пять и треть ритля, или три иракских ритля. К этому склонился ученик Абу Ханифы — Юсуф.

Ибн ‘Умар сказал:

المكيالُ مكيالُ أهلِ المدينةِ، والوزنُ وزنُ أهلِ مكَّةَ

Если мерить микьялами, то только мединскими, если весами, то мекканскими. Абу Дауд, ан-Насаи и другие. Микьял — это то, чем измеряют вес сыпучих тел.

Выводы: 

Основа, что закятуль-фитр дается на своей местности и начинается с родственников, затем далее и далее.

Закятуль-фитр обязанность всех способных, без исключений.

Выплачивает он за всех тех, кого он обязан содержать, или тех, кто находится на его попечении.

Выплачивается он только едой, которую употребляет местность.

Деньгами можно лишь при определенных условиях.

Зерно, пшеница, ячмень, финики и т.д с них закят сегодня недействителен.

Цель закятуль-фитра — очищение своих постов от грехов и кормление бедняков.

Закятуль-фитр начинается от магъриба перед праздничным днем и заканчивается после ‘ид молитвы. Можно выплатить за два дня.

Обязательно надо выплатить до ‘ид намаза, желательно за два дня.

Надо возместить закятуль-фитр, который был оставлен годами, будучи в исламе.

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам!

ar-rad