Все что надо знать о закяте

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Сказал Всевышний:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ ۖ فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха (джихада) и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый. (сура «ат-Тауба», 60).
Почему нужно платить закят и каким категориям людей?
Сказал муфассир ас-Са’ди: «Всевышний сообщил о том, как следует распределять обязательные пожертвования, которые взимаются с мусульман. Речь идет только о распределении закята, потому что добровольные пожертвования можно раздавать любым людям без каких-либо ограничений. Что же касается обязательных пожертвований, то правом на них обладают только лица, упомянутые в обсуждаемом нами аяте, которых можно разделить на восемь категорий.
К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. В данном случае между ними следует проводить различия, потому что нищие испытывают большую нужду, нежели бедняки. Аллах первыми упомянул именно нищих, поскольку коранические откровения всегда последовательно переходят от более важного к менее важному. Существует мнение, что нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума. Бедняками же считают люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью. Если же человек способен обеспечить себя полностью, то он считается богатым. Люди, относящиеся к первой и второй категориям, имеют право получить столько пожертвований, сколько им необходимо для того, чтобы они не испытывали никакой нужды.
К третьей категории относятся служащие, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Эти служащие получают жалование за то, что выполняют свои обязанности.
К четвертой категории относятся люди, чьи сердца мусульмане хотят завоевать. Это могут быть старейшины или уважаемые люди, которым повинуются окружающие. Им разрешается выдавать часть пожертвований, если мусульмане хотят обратить их в ислам, или желают уберечься от их вреда, или намереваются укрепить их веру, или хотят обратить в ислам других старейшин, или хотят добиться возможности собрать закят с тех, кто отказывается его выплачивать. Собранные пожертвования разрешается расходовать на такие полезные цели.
К пятой категории относятся рабы, которые договорились со своими хозяевами, что смогут выкупить свою свободу за определенную сумму. Такие рабы делают все возможное, чтобы освободиться от рабства, и заслуживают того, чтобы им оказали помощь из собранных пожертвований. Сюда также относится освобождение мусульман, находящихся в рабстве у неверующих. Более того, освобождению из рабства таких мусульман необходимо отдавать предпочтение при расходовании средств закята. Текст обсуждаемого нами откровения свидетельствует о том, что собранные пожертвования можно целиком расходовать только на освобождение рабов.
К шестой категории относятся должники, которые делятся на две группы. В первую группу входят люди, которые израсходовали материальные средства для того, чтобы примирить препирающиеся стороны. Например, если между двумя людьми возник конфликт, и мусульманин выступил посредником между ними, сделав пожертвования в пользу одной из сторон или в пользу обеих сторон, то он имеет право компенсировать свои расходы из средств закята, даже если является богатым и обеспеченным человеком. Это предписание ниспослано для того, чтобы мусульмане, примиряя людей, проявляли решимость. Во вторую группу входят люди, которые взяли деньги в долг для удовлетворения собственных нужд и не способны вернуть долг. Они имеют право получить пожертвования, достаточные для возмещения их долгов.
К седьмой категории относятся бойцы, которые добровольно сражаются на пути Аллаха и не относятся к бойцам регулярных войск. Из средств закята им полагается получить все необходимое для участия в боевых действиях. Сюда входят расходы на приобретение оружия и транспортного средства, а также жалование и расходы на обеспечение его семьи. Это делается для того, чтобы бойцы могли всецело посвятить себя боевым действиям, не испытывая никакого беспокойства. Многие богословы считали, что если человек, способный самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, посвящает себя изучению шариата, то ему также полагается жалование из собранных пожертвований, потому что изучение шариатских наук является разновидностью борьбы на пути Аллаха. Существует мнение, что бедный мусульманин имеет право на пожертвование из средств закята, чтобы совершить обязательный хадж, однако по этому поводу существуют разногласия.
К восьмой категории относятся путники, которые оказались в чужой стране и не имеют средств на возвращение домой. Им разрешается получить пожертвования, достаточные для того, чтобы они могли вернуться домой.
Эти восемь категорий людей имеют право на пожертвования из средств закята. Таково предписание Аллаха, являющееся следствием Его всеобъемлющего знания и божественной мудрости. Следует знать, что перечисленные восемь категорий делятся на две группы. К первой группе относятся те, кто получает пожертвования из-за своей бедности. Это — нищие, бедняки и им подобные. Ко второй группе относятся люди, в которых мусульмане нуждаются и которые приносят пользу религии. Всевышний приказал богатым и обеспеченным людям отдавать часть своего имущества в качестве обязательного пожертвования, удовлетворяя тем самым общие и частные нужды людей — нужды ислама и мусульман. И если богатые мусульмане будут выплачивать закят надлежащим образом, то среди правоверных не останется нуждающихся, и у них будет достаточно средств для того, чтобы охранять свои границы, сражаться с неверующими и удовлетворять все нужды религии».
Кому закят не выплачивается?
Закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены.
Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!” См. “аль-Мудауина” 1/344.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!” См. “аль-Умм” 2/87.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, не было разногласий среди ученых. См. «аль-Иджма’» 32.
Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.
Размер и время денежного закята
Для того, чтобы закят стал для мусульманина обязательным, необходимо выполнение нескольких условий. Среди них:
1. Наличие имущества в личной собственности и достижение его нисаба (требуемого уровня).
2. Имущество должно быть больше нисаба (минимального уровня, попадающего под закят) в течение всего лунного года. Т.е этот нисаб должен пролежать год.
Этот нисаб определяется по цене на чистое золото, а за минимум берется стоимость его 85 граммов, или по цене на чистое серебро, а за минимум берется 595 грамм. В каждой стране уровень нисаба бывает разным, т.к. цена везде отличается.
Не выплачивается закят с тех денежных средств, которые нужны на необходимые расходы и нужды; ремонт, лечение, сафар и т.д.
Закят не возлагается, если в течение года сумма падала ниже нисаба (требуемого уровня), так как отсчет года начинается только тогда, когда деньги достигнут требуемого уровня (нисаб). Когда их станет меньше чем нисаб отсчет нарушается. Потом когда опять достигнет нисаба — опять пошел отсчет.
Деньги могут увеличиваться и уменьшаться, в этом проблем нет, главное, чтобы они не падали ниже уровня нисаба. Если упадут ниже уровня нисаба — год нарушается.
Можно ли отдать закят мужу?
По мнению большинства ученых, жена имеет право раздать закят своему мужу, если тот нуждается, поскольку она не обязана обеспечивать его материально.
Это мнение подтверждается хадисом, переданным аль-Бухари со слов Абу Са’ида аль-Худри. В нем сообщается, что Зейнаб – жена Абдуллаха б. Мас’уда – пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О пророк Аллаха! Сегодня ты приказал раздавать милостыню, а у меня есть принадлежащие мне украшения, которые я решила пожертвовать в пользу нуждающихся, но Ибн Мас’уд говорит, что он и его дети имеют на это больше прав, чем другие». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ибн Мас’уд прав, ибо твой муж и дети действительно имеют больше прав на это!».
Можно ли выплачивать закят неверным?
Можно, но конечно же нужно чтобы при этом был правильный ният и смотреть нужно на положение этого неверного.
Ният — т.е. ради Аллаха, желая награды от Него за расходования средств на благо, желая так же этим садака смягчить сердце этого неверного и т.д.
Смотреть на положение — т.е. чтобы этот неверный не был из числа воюющих против Ислама и мусульман. Или же тот, кот. явно на эти деньги совершит грех или совратит этими деньгами других и т.д.
Передаётся от ибну Шихаба: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил поход (газуа) Открытие Мекки, после чего он вышел с группой мусульман в Хунейн, и сражался там. Аллах Всевышний укрепил тогда религию и мусульман. И посланник Аллаха ﷺ дал Сафуану ибну Умейа 100 верблюдов, затем ещё 100, затем ещё 100»
Затем сказал Шихаб: «Передал мне Са’ийл ибну Мусейиб о том, что Сафуан сказал: «Клянусь Аллахом, дал мне посланник Аллаха то, что дал. И поистине, он был для меня самым ненавистным из людей. И после того как он дал мне (верблюдов), он стал для меня любимей всех людей!» Этот хадис передал имам Муслим, 2313.
Так же известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал одному человеку, который пришёл узнать об Исламе, верблюдов. После чего тот пошёл к своему народу и сказал:
«О моё племя (о люди)! Принимайте Ислам! Поистине Мухаммад раздаёт подарки не боясь бедности!» Из хадиса Анаса, да будет доволен им Аллах, кот. приводит имам Муслим, 2312.
Эти и другие хадисы приводят уляма в разделе о закяте.
А закят — величайшее садака. И дозволено его делать неверным.
Приводится у шейха Усеймина в шархе на «заадуль-Мустакни’ «, что в категории людей перечисленных в аяте — туда не только входят куффары, которые тянуться или интересуются Исламом.
Вот что там написано:
Четвёртое — «для сближения сердец» (المؤلفة قلوبهم)…, т.е. даётся для приближения их сердец.
Его слова (автора — имама аль-Хаджауи): «Из них те, для которых есть надежда, что они примут Ислам, и те, вред кот. возможно устранить этим, или те, иман который может окрепнуть после того, как им будет дано» — это те, который необходимо дать, что приблизить их сердца.
1 — Ислам. Даже если человек кяфир и есть надежда, что после того как будет ему дано из закята, он примет Ислам. В этом случае ему дается из закята, т.к. в этом есть побуждение для его сердца и его существование как в этом мире так и в том. Если же он беден, то это так же для существования его тела.
Дать неверному надеясь на его Ислам — это основное, даже если он богат.
Так же понимается из слов: «для кот. есть надежда, что они примут Ислам», что тем в ком нет этой надежды, то им не даётся. То есть необходима так же видеть признаки, дающие нам надежду. Например, что он (неверный) тянется к мусульманам, добр к ним и т.п. Надежда не может быть кроме как с основой для этого, а если нет этих основ, то это не надежда, а фантазии в душе.
2 — надежда, что этим пожертвованием можно будет устранить вред. Т.е. может этот кяфир является тем, кто причиняет вред или причинит мусульманам или их имуществу или их чести, как разбойники или те, кто побуждает к этому, или творящие нечестие и т.п. В этом случае даётся им, чтобы устранить их вред, НО если есть возможность устранить это силой, то тогда нет нужды давать им что-то.
3 — те, который даётся, чтобы укрепить их иман. Т.к. может этот человек слаб в имане, и у него есть склонность к оставлению молитвы или закята, хаджа, поста и т.д.
И слова автора указывают нам, что нет условия, чтобы тот, кому давалось был из предводителей, кот. подчиняется его семья (или народ).
Хотя мазхаб на этом.
1) т.к . пророк, صلى الله عليه و سلم, когда давал кому-то для сближения сердец, то давал старшим из них и знатным, как в семьях так и в народе, и не даётся всему народу.
2) и т.к. один из народа не сможет навредить мусульманам, как по причине отсутствия имана или слабости его, не навредит мусульманам его зло, т.к. возможно его остановить, побить и исполнить по нему наказание, в отличие от предводителей и знати. Поэтому им и даётся из закята….Это что касается отстранения вреда.
А в вопросе надежды Ислама для кого-то из неверных или укрепления веры муслима, то тут мнение автора сильное…»
Т.е. из этого видно, что не только неверные, кот интересуются Исламом входят в категорию закята, но и те, от вреда кот. есть опасение.
Спросили шейха Усеймина:
— Можно ли давать садака неверному ?
Он ответил:
» Читайте слова Всевышнего Аллаха из суры аль-Мумтахана (8 аят):
لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُمْ مِنْ دِيَارِكُمْ أَنْ تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ
«Не запрещает вам Аллах во отношение тех, которые не сражаются с вами и не выгоняют вас из своих домов, чтобы вы проявляли к ним хорошее отношение и оказывали им уважение, справедливость (давали им), поистине Аллах любит справедливых»
Оказывали им уважение, т.е. давали им что-то (أجلّ — какой-то удел и т.п.).
Поэтому разрешается садака неверному, НО с условием, что они не будут из тех, кто сражается с мусульманами, понятно ? И не из тех, кто выгоняет их с их домов.
Если же они будут из тех, кто сражается с нами или выгоняют нас из наших домов, то нет от нас им садака!….»
2 — чтобы они не тратили на харам или совращали этими деньгами кого-то.
Это заходит под смысл аята, где Аллах Всевышний говорит :
وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании
Так же есть фетва Комитета больших учёных, под № 443, где говориться, что разрешается проявлять щедрость к неверному, кормить его и т.д., имея намерения сблизить его с Исламом или показать красоту религии и т.п., т.е. с хорошим ниятом, без участия запретного и тем, кто не враждует.
Это так же указывает на дозволенность садаки, т.к. икрам — проявление щедрости, кормление — это трата имущества.
Выплачивается ли закят с овощей и фруктов?
Нет заката с того, что не используется для запасов и не взвешивается.
От ‘Али бин Аби Талиба сообщается, что он сказал:
ليس في الخضروات صدقة
«Не выплачивается закят с овощей».
Некоторые сказали, что это слова пророка ﷺ.
Сказал аль-‘алляма Ибн Баз:
Не выплачивается закят с фруктов и овощей, которые не взвешиваются (микьялом — мера сыпучих тел), как арбуз, персики и тому подобное, если конечно они не предназначены для торговли, в таком случае в определенный срок с их стоимости выплачивается закят, как (в прочем) с любого товара.
Закят же платиться с зерен и посева, что взвешивается (весами для сыпучи тел), что пригодно для запасов (на зиму к примеру), как финики, изюм, мука, ячмень и тому подобном. Это согласно общему смыслу слов Всевышнего: "…и отдавайте должное в день уборки".
И это мазhаб маликийяh, шафи’ийяh и х|анабиля. Мазhаб Абу Х|анифы на обратном.
Сказал имам Ибн ‘Абдиль Барр: «Сунна, относительно которой нет разногласий у нас, и то, что я слышал от обладателей знания, это то, что ни из каких фруктов закят не выплачивается».
Можно ли простить долг с намерением выплаты закята?
Сказал шейх Ибн ‘Усаймин — рахимахуЛлаh — в своей книге «Шарх аль-Мумти’» 6 том, стр 237:
«Вопрос: Можно ли простить долг должнику, который является бедняком, с намерением закята? Например, человек у которого есть должник который должен ему 1000 реалов. А у него как раз накопилась сумма закята и ему нужно отдать 1000 реалов, можно ли этому человеку в данном случае простить долг должнику с намерением закята?
Ответ: Нет, такое не примется! Сказал Шейхуль-Ислам: В этом нет разногласий со многих сторон. Во-первых: Суть закята заключается в забирании и отдавании, как сказал Всевышний: «Бери из их имущества пожертвования» сура Тауба 103.
Во-вторых, это подобно тому человеку, который отдает плохое из хорошего, как сказал Всевышний Аллах: «И не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» сура аль-Бакара 267. И он вытащит сумму закята из имеющейся суммы. Например, у меня есть 40 тысяч, а закят этой суммы — 1000 реалов. И у меня есть бедняк, который должен мне 1000 реалов, у меня в данный момент в руках 40 тысяч, они у меня я могу ими распоряжается. А сумма долга в руках должника не в моих руках. Всем известно простить долг для души легче, чем отдать то что ты имеешь. И как будто я вытащил дурное из хорошего, поэтому такое не будет принято.
В-третьих: В большинстве случаев это происходит от человека, который отчаялся вернуть долг и этим самым человек сохраняет свое имущество, которое у него в руках так как он в данный момент должен был отдать 1000 реалов».
Закят с денег, приобретаемых частями в течении всего года
Пришло в комитете «Аль-Ляджна ад-Даима»:
Вопрос 1. Служащий откладывает из своей зарплаты каждый месяц какую-то сумму, иногда мало иногда побольше. И прошел год, как он стал откладывать, так, что первые его части уже пролежали год, а другие еще нет. И он не знает какую именно сумму он откладывал каждый месяц. Как ему выплатить закят?
Вопрос 2. Другой служащий получает ежемесячно зарплату и откладывает ее каждый раз в свой сейф. И затем тратит из этих денег на повседневные расходы или же каждый раз, как появляется необходимость тратить на нужды своего дома и на другие нужды. Каким образом ему посчитать исполнение года на этих деньгах в сейфе и как ему посчитать закят в его случае, зная, что год исполнился не на всей сумме, откладываемой им, а только на части из нее?
Ответ на вопрос 1 и 2. Так как оба этих вопроса имеют один смысл и похожи между собой, то Постоянный Комитет решил для пользы ответить на оба вопроса одним общим ответом, а это:
Кто обладает денежными средствами, достигшими уровня нисаба, а затем получает еще и другие деньги в разные периоды времени и эти деньги не являются доходом от использования первой (достигшей нисаба) суммы, а являются отдельным доходом, как то, что откладывает служащий каждый месяц со своей зарплаты или получил наследство, или подарок, или деньги с аренды недвижимости, к примеру, и дотошно хочет вести подсчет того, что причитается ему, и не хочет давать из милостыни ничего сверх того, что должен дать бедным из своего имущества в виде закята, то он должен сделать для себя таблицу всех своих доходов и отдельно учитывать на каждой приобретаемой сумме исполнение года, записывая дату каждой приобретенной суммы и выплачивая закят с каждой такой суммы, как только на нем исполнится год с момента ее приобретения.
Если же он хочет спокойствия и выберет путь щедрости и великодушия в пользу бедных и других категорий, кому положены деньги закята, то выплачивает закят один раз в год со всей находящейся у него суммы, как только исполниться год, с момента возникновения у него первого нисаба в этих денежных средствах. И в этом больше награды и выше степенью и более заботой о правах бедных, нуждающихся и других, кому положены деньги закята. А то, что он заплатит свыше того, на чём исполнился год, будет считаться из досрочно выплаченного закята из денег, на которых не исполнился год.
И Аллах Тот, Кто дарует благословение, мир и благословения нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Закят с мул, лошадей, ослов, антилоп и т.д.
Сказал имам ан-Науауи:
«Ну а что касается лошадей, мул… и газели, то у нас (шафиитов) нет разногласия в том, что закят с этого не выплачивается, и не важно, речь идет о самках или самцах…если конечно они не на продаже. Если они на продаже, то с них закят выплачивается в обязательном порядке».
Можно ли отдать закят досрочно (за ранее)?
Под этим вопросом можно подразумевать две вещи:
1. Выплата закята до достижения требуемой суммы
2. Выплата закята до установленного срока
Что касается первого пункта, то имам Ибн Къудама у себя в «аль-Мугъни» сказал:
ولا يجوز تعجيل الزكاة قبل ملك النصاب بغير خلاف علمناه ، ولو ملك بعض نصاب فعجل زكاته أو زكاة نصاب : لم يجُز ؛ لأنه تعجَّل الحكم قبل سببه
«Из того что нам известно, нет хиляфа в том, что не дозволено выплачивать закят до достижения нисаба (требуемого размера).
В кувейтской энциклопедии фикха сказано:
لا خلاف بين الفقهاء في عدم جواز التكفير قبل اليمين ؛ لأنه تقديم الحكم قبل سببه ، كتقديم الزكاة قبل ملك النصاب ، وكتقديم الصلاة قبل دخول وقتها .
«Нет разногласия среди правоведов в запрете искупления клятвы до ее нарушения, так как это предшествование законополежения прежде своей причины, это подобно выплате закята до достижения нисаба (требуемого размера), как выполнения молитвы до наступления ее времени».
А что касается второго пункта, то на этот счет ученые высказывались по разному. С дозволения Всевышнего быстренько пробежимся по высказываниям имамов.
Выплата закята раньше срока дозволена
Большинство ученых считает, что выплата закята после достижения нисаба и до наступления срока дозволено. На этом имам Абу Ханифа, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ и другие. Этого же мнении Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя.
Сказал аль-‘Алляма Ибн аль-‘Усеймин в » аш-Шарх| аль-Мумти’ «, комментируя слова имама Шарафу-Ддина аль-Х|иджауи:
قوله » ويجوز تعجيل الزكاة لحولين فأقل » الأقل من الحولين هو حول واحد ، أي : يجوز للإنسان أن يعجِّل الزكاة قبل وجوبها ، لكن بشرط أن يكون عنده نصاب ، فإن لم يكن عنده نصاب وقال : سأعجِّل زكاة مالي لأنه سيأتيني مال في المستقبل : فإنه لا يجزئ إخراجه ؛ لأنه قدَّمها على سبب الوجوب ، وهو ملك النصاب
وهذا مبني على قاعدة ذكرها ابن رجب رحمه الله في القواعد الفقهية وهي » أن تقديم الشيء على سببه ملغى، وعلى شرطه جائز »
مثال ذلك : رجل عنده ( 190 ) درهماً فقال : أريد أن أزكي عن ( 200 ) : فلا يصح ؛ لأنه لم يكمل النصاب ، فلم يوجد السبب ، وتقديم الشيء على سببه : لا يصح
فإن ملك نصاباً وقدمها قبل تمام الحول : جاز ؛ لأنه قدَّمها بعد السبب وقبل الشرط ؛ لأن شرط الوجوب تمام الحول
ونظير ذلك : لو أن شخصاً كفَّر عن يمين يريد أن يحلفها قبل اليمين ثم حلف وحنث : فالكفارة لا تجزئ ؛ لأنها قبل السبب ، ولو حلف وكفَّر قبل أن يحنث : أجزأت الكفارة ؛ لأنه قدَّمها بعد السبب وقبل الشرط
» الشرح الممتع على زاد المستقنع » ( 6 / 214 ، 215 )
«Его слова «Дозволяется выплачивать закят за два срока вперед (два Х|ауля) и менее» — менее, т.е один «Х|ауль» (год), т.е разрешено человеку выплачивать закят за ранее, но с условием: чтобы его закят (имущество) достигло «Нисаба» (требуемого размера).
А если оно не достигло «Нисаба», к примеру он скажет: «Я выплачу свой денежный закят за ранее (сейчас), так как в будущем у меня будет еще имущества», то такой закят не принимается, ибо он выплатил закят до причины ее предписания, а это- Нисаб.
Это упирается на правовое правило, упомянутое Ибн Раджабом, да помилует его Аллаh, в правилах по правовому делу, которое гласит: «Совершение (поклонения) прежде его причины предписания делает его недействительным, а если (оно совершалось) до наличия условия (действительности этого поклонения), то нет.
Пример: У человека 190 дирhамов, и он сказал: «Я хочу выплатить закят из 200», так вот, такой (закят) не действителен, так как «Нисаб» не достигнут, причина (предписания закята) не возникла. Совершение (поклонения) прежде его причины предписания делает его недействительным.
А если он владеет «Нисабом» (т.е его имущество достигло соответствующего уровня), но он выплачивает его до истечения срока (года), то здесь разрешается, так как он (выплатил закят) после (возникновения) причины и до выполнения условия (т.е минование года), ведь обязательное условие — это минование года (с момента Нисаба).
Пример: Человек желает принести искупление клятвы до того, пока поклялся, (далее он принес искупление клятвы) затем поклялся и нарушил клятву, в таком случае его искупление не годиться, так как она была принесена до причины ее принесения. А если он (уже) поклялся и (затем) принес искупление клятвы (пусть даже) до ее нарушения, то это принимается, так как он выполнил ее после соответствующей причины, (хоть и) до условия ее (искупления).
Это согласно тому, что передали пятеро, кроме ан-Насаи, от ‘Али бин Аби Талиба, что аль-‘Аббас попросил пророка ﷺ разрешить ему выплатить обязательное пожертвование досрочно, и он ﷺ разрешил ему это. Имам аль-Хаким назвал иснад (цепочку) достоверным и с ним согласился аз-Заhаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Также сообщается от ‘Али, что пророка ﷺ сказал ‘Умару:
إنا قد أخذنا زكاة العباس عام الأول للعام
Мы взяли закят аль-‘Аббаса первого года для этого года
В версии имама ат-Таялиси от Аби Рафи’а
إنا كنا تعجلنا صدقة مال العباس عام أول
«Мы взяли имущество (закят) аль-‘Аббаса годом ранее»
Имам Мухаммад аль-Мубаракфури сказал: «В этом очередное доказательство на дозволенность выплаты заката раньше срока»
Выплата закята раньше срока не дозволено
Другие же ученые запрещали выплачивать закят, достигшего своего нисаба, но не достигшего своего срока. На этом маликийяh, ас-Саури, Раби’а и другие. Они же сказали, что максимум здесь разрешается, это выплачивание закята раньше срока за месяц, но и это нежелательно.
Доказательством они использовали хадис, приводимый имам Ибн Маджой от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh,где посланник Аллаhа ﷺ:
Нельзя выплачивать закят из имущества, пока оно не простоит год
Причина разногласия
Причиной разногласия служит определение «Закята» в шариате: поклонение оно само по себе, или это право бедняков? Те, кто считал ее поклонением запрещали выплачивать раньше срока, так как данное поклонение привязано к времени. Те же, кто считал ее правом бедняков, не связывали его с временем, следовательно, выплачивать раньше срока у них является дозволенным.
Правильное мнение
Правильным в этом вопросе является мнение большинства сразу с нескольких сторон:
1. Господь сказал: «Милостыню выплачивают беднякам и нищим…». Значит это право бедняков и тех, кто был упомянут в аяте.
2. Посланник Аллаhа ﷺ разрешил своем дяде аль-‘Аббасу выплатить закят на год раньше. А говорить, что это исключение является неверным, нету однозначного доказательство на это исключение.
3. Что касается хадиса ‘Аиши: «Нельзя выплачивать закят из имущества, пока оно не простоит год», то он является обобщенным, указывающим на условие закята, а не на его столп. А мы знаем из правила фикъhа: Совершение (поклонения) прежде его причины предписания делает его недействительным, а если (оно совершалось) до наличия условия (действительности этого поклонения), то нет.
Заключение
Условие для выплаты закята раньше срока:
1. Имущество должно достичь своего Нисаба (требуемого уровня).
2. Можно платить максимум за два года вперед.
Следует ли выплачивать закят с мёда?
Большинство ученых считает, что с мёда закят не выплачивается. Но имам Абу Ханифа и имам Ахмад считали, что с мёда закят выплачивать обязательно. См. «аль-Мугъни» 4/183.
Также передают, что и ‘Умар ибн Абдуль-Азиз считал обязательным выплату закята с мёда, однако это сообщение от него слабое, о чем сказал хафиз Ибн Хаджар в «аль-Фатх», которое противоречит тому, что привел от него имам аль-Бухари, что он считал как и большинство ученых, что закят с мёда не выплачивается.
Некоторые ученые, которые склонились к мнению, что закят с меда следует выплачивать, опирались на некоторые хадисы относительно данной темы. Абу Дауд 1600, ат-Тирмизи 629, Ибн Маджах 1823, 1824.
Однако большинство ученых не приняли эти хадисы в качестве довода по причине их слабости. Шейх аль-Альбани считал их хорошими (хасан) хадисами, усиливая их достоверность по причине некоторых слабых хадисов.
Но все же ранние имамы не считали эти хадисы достоверными, и не опирались на них в качестве довода.
Имам аш-Шафи’и говорил: «Хадис, о необходимости выплаты закята с мёда, является слабым». См. «Задуль-ма’ад» 2/13.
Имам аль-Бухари говорил: «Нет ничего достоверного о выплате закята с меда». См. «аль-Иляль аль-кабир» 102.
Приведя хадис о закяте с мёда, имам ат-Тирмизи сказал: «В этой большой теме нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха)». См. «Сунан ат-Тирмизи» 629.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Нет на обязательность выплаты закята с мёда достоверного хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нет на это иджма’а, и закят с этого не выплачивается!» См. «Ма’рифату-Ссунан уаль-асар» 3/280.
Имам аль-‘Укъайли сказал: «Что касается выплаты закята с мёда, то нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха) об этом. Достоверно то, что ‘Умар так поступал». См. «ад-Ду’афа» 2/309.
Однако относительно сообщения от Умара тоже есть разногласия в его достоверности. Имам Ибн Хазм сказал: «Ложь то, что относительно закята с мёда есть что-либо достоверное от пророка (мир ему и благословение Аллаха), или от ‘Умара, или от кого-либо из сподвижников». См. «аль-Мухалля» 5/232.
Также о том, что нет ни одного достоверного хадиса от пророка (мир ему и благословение Аллаха) о выплаты закята с мёда, говорили многие имамы, среди которых: хафиз аль-‘Аджлюни, имам Абуль-Хафс аль-Маусыли, имам аль-Мунауи и др. См. «Кашф аль-хуфа» 2/566, «Файдуль-Къадир» 4/452.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о выплате закята с мёда, он сказал, что правильное мнение в том, что это не обязательно, но так делал ‘Умар, что указывает на желательность, но не на обязательность, при оставлении которой человек становится ослушником! См. «Фатауа аз-закят» 1/87.
Нужно ли выплачивать закят с оборотных средств?
Из современников шейх Ибн Усеймин говорил об обязательности закята с оборотных средств.
В «Фатауа аль-Харам аль-Макки 8А 35мин» он приводит доводы на это.
Поэтому с оборотных средств закят платится, и это то, на чем большинство ученых. Оборотными средствами является то, что человек купил и принадлежит ему, однако он это купил для торговли, для прибыли, то есть с целью получить с этого прибыль а не потому что это нужно ему самому для пользования. Оно должно принадлежать ему полностью. В данном случае считается его стоимость, и если стоимость товара превысила нисаб (стоимость 85г. золота) и не уменьшалась стоимость его товара в течении года ниже нисаба, то в через год он считает и делает расчет с того что есть
Считается следующим образом: Если человек продает оптом, то считает по оптовой цене, если в розницу, то закят с розничной цены, то есть закятом облагается по цене реализации, а не по цене закупки на момент исполнения года, то есть в день рождения «нисаба», только необходимо учесть, что считать надо по лунному календарю.
Если продает и по оптовой и по розничной, то считает по той цене, по которой больше продает, то есть, что преобладает.
То как делают некоторые люди, вычисляя прибыль каждый месяц, а в конце года все прибыли прибавляют и делят на 12, получая тем самым среднее арифметическое и с него платят, то это неправильно, как сказал шейх Раслян. Однако надо считать в конце года, если за год это имущество (оборотные средства + деньги на руках + долг, который тебе должны (но только тот, который ты надеешься что вернут — долги твои — налоги — штрафы и т.д.) не спустилось ниже «нисаба».
Закят с алмазов, бриллиантов, жемчугов и других камней.
Сказал имам Ибн ‘Абдиль Барр у себя в «Аль-Истизкар»: «Ученые единогласны в отсутствии закята в украшениях, если они из драгоценных камней или сапфира (рубин, сапфир), в которых нету ни золота, ни серебра».
Сказал Ибн Баз: «Нету закята в драгоценных камнях, как алмаз (к примеру), если вместе с этим там нет золота и серебра, если конечно они не (используются) для торговли».
Закят с золотых/серебренных украшений
Группа ученых считала необязательным выплату закята с украшений. Это передается от сподвижников: Ибн ‘Умара, Джабира, Анаса, ‘Аиши и Асмы, да будет доволен ими Всевышний. Из имамов на этом мнении: аш-Ша’би, Малик, Ахмад, аш-Шафи’и (в одном из мнений, и это более достоверно у них), Исх|акъ, Абу Саур и другие. На этом же мнении ‘алляма ‘Абдуль ‘Азиз али Шейх, Са’д аль-Хасалян.
Другая группа говорила о обязательности выплаты закята с украшения. Это передается от ‘Умара, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса, ‘АбдуЛлы бин ‘Амра.
Из имамов: Са’ид бин Джубейр, ‘Ата, Муджаhид, Ибн Сирин, аз-Зуhри, ас-Саури и ханафиты.
Наш шейх ас-Сухейм сказал:
«Наш уважаемый шейх Ибраhим Субейхи считал более правильное (в этом вопросе) необязательность выплаты закята с золотых и серебренных изделий, предназначенных для украшения, какой-бы стоимости они не были…
Он также считал более верным, что если (драгоценности) были отданы на прокат, то с него снимается закят.
Шейх также считал более верным, что если сломалось какое-то (золотое/серебренное) изделие, и нет намерений его чинить, и таким образом оно пролежало год (имея соответствующую цену — нисаб), то с этого (выплачивается) закят…
Основываясь на этом скажем, что нету закята с женских золотых украшений, если оно используется (строго) в качестве украшения».
Ас-Сухейм в этом вопросе ссылается на одного из своих шейхом — Ибраhима ас-Субейхи. Но другой два его шейха считали иначе, а это ‘алляма Ибн Баз и Ибн аль-‘Усеймин.
Но все же я не могу полностью согласиться с мои любимым учителем, и у меня на это несколько аргументов:
Во первых: Все доводы, говорящие о обязательности закята обобщенные, в них нет никакого исключения. Везде, где упоминается золото или серебро, в них нет никакого подразделение на укрощение или товар.
Во вторых: Сообщил имам Абу Дауд от ‘Аиши,да будет доволен ею Аллаh, что посланник Аллаh ﷺ зашел к ней, а на руке у нее большое серебренное кольцо, увидев это он ﷺ спросил ее: «О ‘Аиша! Что это?» Она сказала: «Я взяла (или сделала) это кольцо чтобы украшаться для тебя» Он ﷺ сказал ей: «Выплатила ли ты закят с него?» Она сказал «Нет», на что он ﷺ ответил: «Этого (кольца) достаточно, чтобы ты оказалась в огне (из него)». Т.е если не будешь платить с него закят. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
В третьих: От ‘Амра ибн Шу’ейб, от своего отца, от деда, рассказавший: что одна женщина пришла к пророку, с ней еще была ее дочь, на руке которой была большая цепочка, увидев это посланник Аллаh сказал этой женщине: «Ты закят с этого выплачиваешь?» Она сказала: «Нет». На что пророк сказал ей: «Обрадует ли тебя то, что если в судный день Аллаh наденет на тебя огненное ожерелье? » Она сказала «Нет!». И тогда она сняла это и передала пророку, сказав: «Это Аллаhу, Велик Он и Могуч, и его посланнику». Абу Дауд и ан-Насаи. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Примечание: Если у жены украшения, то закят с них платит не муж, купивший ей эти украшения и подаривший ей в последствии, а сама жена.
Закят с автомобиля
Надо ли выплачивать закят с машины, на которой мы передвигаемся? На самом деле актуальный вопрос.
Однажды я присутствовал на уроке египетского хадисоведа – Мустафы аль-Адави, где задали подобный вопрос, ответ я записал на диктофон, шейх ответил:
ليس على سيارتك الزكاة
«На тебе нет обязанности выплачивать закят с твоего автомобиля».
Выплата закята из денег, накопленных для строительства
Я написал администрации фетв «Марказу аль-Фатауа» во главе с уважаемым ‘Абдуллой аш-Шанкъити:
«Ассаляму аляйкум уважаемый шейх! Поскольку у моего друга нет собственного дома, он живет в родительском доме, и вместе с этим у него три тысячи долларов, а этих средств в нашем государстве не хватит даже на покупку пустой земли, должен ли он выплачивать (с них) закят?»
Ответ:
نعم يجب على المال المدخر البالغ للنصاب وحال عليه الحول أن يزكى ولو كان معدا لشراء أرض
«Да, является обязательным из накопленного имущества, достигшего соответствующего уровня и лишенного препятствий, выплачивать закят, даже если (сумма) была накоплена для покупки земли»... или: «…даже если он готовил их для покупки земли».
Можно ли выплачивать закят для требующих знания?
Всевышний Аллах сказал: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; на пути Аллаха; и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Покаяние 9: 60).
Правом на получение закята обладают только упомянутые в этом аяте восемь категорий людей.
Среди учёных нет разногласий в том, что если требующий знание (талибуль-‘ильм) является нуждающимся, то ему дозволено выделять закят. Так же, как его дозволено выплачивать любому неимущему мусульманину, даже если он и не требующий знание, исходя из слов Аллаха: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных».
Однако учёные разошлись относительно того, можно ли выплачивать закят требующим знания, которые не являются бедными?
Многие учёные считали, что требующим шариатское знание можно выплачивать закят, поскольку они имеют отношение к категории, о которой говорится в аяте: «на пути Аллаха».
Среди учёных нет разногласий в том, что под словами «на пути Аллаха» в аяте речь идет о джихаде. И сторонники этого мнения сказали, что приобретение шариатского знание и его распространение является разновидностью джихада. В качестве довода они опирались на то, что в хадисах и словах сподвижников требование знания именуется джихадом и путем Аллаха. Например, от Анаса бин Малика сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто вышел на пути поиска знаний, находится на пути Аллаха, пока не вернётся». ат-Тирмизи (2647), ат-Табарани в “ас-Сагъир” (1/126).
Однако относительно достоверности этого хадиса есть разногласия среди имамов. Например, хафиз аль-Мунзири, ад-Дыя аль-Макъдиси и ад-Думьяты говорили, что имам ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, соглашаясь с ним.
Но на самом деле имам ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим и редким, что ближе к указанию на его слабость. И он также сказал, что некоторые из тех, кто передавал этот хадис, не возводили его к пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
И правильное мнение в том, что данный хадис является слабым из-за двух передатчиков: Халида бин Язида, который хоть и является правдивым, однако допускал ошибки. И Абу Джа’фара ар-Рази, который также является надежным, однако обладал плохой памятью.
Но шейх аль-Альбани, который также назвал этот хадис слабым, говорил в «Сахих ат-таргъиб» (88), что он является хорошим в силу существования других хадисов. Также его назвал хорошим в силу существования других хадисов и исследователь книги имама ад-Дыя аль-Макъдиси “Фадаиль аль-а’маль” (574). А исследователь книги «Ахадис аль-мухтара» (6/125) назвал иснад этого хадиса хорошим.
От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто пришёл в мою мечеть, желая обучиться благому или обучить благому, тот подобен муджахиду на пути Аллаха». Ахмад (13/257), Ибн Маджа (227). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани. См. “аз-Зауаид” (2/16), «Сахих аль-джами’» (6184).
Абу ад-Дарда говорил: “Тот, кто считает, что путешествие в поисках знания не джихад, того разум и понимание испортились!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баян аль-‘ильм” (1/60).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Приобретение знаний и обучение других – входит в понятие «джихад», и являются разновидностью джихада. И с другой стороны это из тех видов предписаний, исполнение которых лежит на мусульманах”. См. “аль-Ихтиярат аль-‘ильмия” стр. (56).
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Те, которые постигают религию Аллаха, один в один подобны сражающимся на пути Аллаха”. См. “Уисая уа тауджихат ли-талябатиль-‘ильм” (1/175).
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Поистине, твоё распространение знания, является распространением религии Аллаха Всевышнего, и по этой причине ты будешь из числа муджахидов на пути Аллаха. Ведь тем самым ты открываешь сердца посредством знания, как муджахид открывает города посредством оружия и имана!” См. “Шарх ду’а аль-къунут” стр. (12).
Более того, многие имамы считали, что изучение и распространение знания является наилучшим видом джихада. Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Джихад с помощью знания и довода – это джихад пророков и посланников Аллаха, а также Его избранных рабов! И джихад с помощью довода и языка важнее джихада с помощью меча и копья!” См. “аль-Кафия аш-шафия” стр. (19).
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Из числа того, что указывает на превосходство знания над прочими добровольными делами – это то, что знание включает в себя все виды благодеяний. И знание является наилучшим видом поминания Аллаха и наилучшим видом джихада!” См. “Шарх хадис Аби ад-Дарда” стр. (302).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, разъясняя общий смысл термина джихад, сказал: “Разве изучение знания и обучение ему, а также проявление терпения в этом, не относятся к величайшему виду джихада?!” См. “ар-Рияд ан-надыра” стр. (182).
В известной книге «аль-Маусу’а аль-фикъхия» (28/337) говорится, что факъихи сходятся во мнении о том, что дозволенно выплачивать закят требующему знание. Это мнение четырех мазхабов: ханафитов, шафиитов, ханбалитов и маликитов. А некоторые учёные ханафитской правовой школы считали, что человеку, посвятившему себя знаниям, дозволено брать закят, даже если он богат, поскольку из-за занятости, он попадает в категорию тех, кто не может зарабатывать себе на жизнь. Также они высказали мнение о дозволенности передачи закята приобретающему знания из одной страны в другую.
Имам Ибн ‘Абидин передал, что в известных ханафитских книгах «Джами’ аль-фатауа» и «аль-Мабсут» говорится: “Не дозволено выплачивать закят тому, кто обладает достатком, кроме требующего знание; совершающего военный поход; и вышедшего в Хадж”. См. “Радд аль-мухтар” (2/372).
Имам ан-Науауи, передавая мнения учёных шафиитского мазхаба, сказал: “Закят дозволен тому, кто посвятил себя изучению некоторых шариатских наук, так как если он займется заработком на жизнь, то это прервёт приобретение знаний. А приобретение знаний является обязательным для мусульман в целом (фард кифая)”. См. «аль-Маджму’» (6/190).
А ханбалитский имам аль-Мардауи сказал: “Шейх Такыйюддин выбрал мнение, что дозволено брать из средств закята, чтобы купить нужные книги о знании, в которых есть нужда для блага религии или мирской жизни. И это мнение правильное”. См. “аль-Инсаф” (3/218).
Следует отметить, что зачастую мусульмане, обучающиеся шариатским наукам, входят сразу в две категории, которым предназначен закят: в категорию неимущих и тех, кто «на пути Аллаха».
Некоторые имамы, дозволявшие выплачивать закят требующим знание, делали оговорку, чтобы требующий знание приносил пользу мусульманам, а не только обучался сам для себя.
Имам аль-Хатыб аш-Шарбини в «аль-Ифтитах» сказал: “Если способный зарабатывать себе будет занят знанием и не способен совмещать (между заработком и требованием знания), то ему можно давать закят. Однако если он будет занят поклонением или кормлением бедняков и т.п., тогда ему не выплачивают закят”. Подобное говорил и имам аль-Бухути в «Кашшаф аль-къина’» (2/284).
А имам ан-Науауи сказал: “А что касается того, кто всё своё время посвятил добровольному поколению, от которых может отвлечь заработок, то ему не дозволено выплачивать закят по единогласному мнению, поскольку польза от его поклонения касается лишь его, в отличии от того, кто занят знанием”. См. «аль-Маджму’» (6/190).
Т.е. в первом случае польза достается только самому человеку, тогда как во втором случае польза является всеобщей, поскольку человек изучает знание для себя и распространяет его среди других.
Ведь сколько есть людей, изучающих шариат, которые не делятся тем, что познают из религии Аллаха, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выразил порицания таким людям. От Абу Хурайры передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто приобретает знание, а затем не передаёт его, подобен тому, кто накапливает богатство и не расходует его». ат-Табарани в “аль-Кабир” (1/213). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» (5835).
Исходя из всего упомянутого, следует, что ограничивать категорию «на пути Аллаха» только вооруженным джихадом, не совсем верно. И для примера можно упомянуть тот факт, что большинство учёных, включая ханафитов, маликитов, шафиитов, а также это одно из мнений имама Ахмада, которое выбрал и назвал правильным Ибн Къудама, и которое выбрали Суфьян ас-Саури, Абу Саур и Ибн аль-Мунзир, считали, что Хадж не попадает под категорию «на пути Аллаха», которым можно выплачивать закят.
Но, несмотря на это, правильным является то мнение, что выплата закята для совершения обязательного Хаджа также входит в категорию «на пути Аллаха», на что указывают хадисы и слова некоторых сподвижников.
Умм Ма’къаль рассказывала: “Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал прощальный Хадж, у нас был верблюд, которого Абу Ма’къаль завещал «на пути Аллаха». В то время нас постигла болезнь и Абу Ма’къаль скончался. Когда же посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с Хаджа, я пошла к нему, и он спросил: «О Умм Ма’къаль, что помешало тебе отправиться (в Хадж) с нами?» Я сказала: “Мы хотели, но Абу Ма’къаль скончался. И у нас был верблюд, на котором мы совершали Хадж, но Абу Ма’къаль завещал его для «пути Аллаха». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А почему ты не вышла на этом верблюде, ведь Хадж – на пути Аллаха»”. Абу Дауд (1989). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Спросили Ибн ‘Умара о женщине, которая завещала тридцать дирхамов «на пути Аллаха»: «Можно ли эти деньги потратить на Хадж?» Ибн ‘Умар ответил: “Поистине, Хадж – на пути Аллаха!” Абу ‘Убайд в “аль-Амуаль” (1976). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” (3/258).
И от Ибн ‘Аббаса сообщается, что он считал, что нет проблем выделять из закята на совершение Хаджа. Абу ‘Убайд в “аль-Амуаль” (1784, 1965). Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Шейх Ибн Баз, упомянув сообщение Ибн ‘Аббаса, сказал: “Дозволено выплачивать закят для совершения Хаджа, и это правильное мнение, поскольку Хадж – это джихад на пути Аллаха”. См. “Масариф аз-закят филь-Ислям” стр. (45).
И таким же образом приобретение и распространение знания является джихадом на пути Аллаха. Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Суть в том, что «путь Аллаха» – это джихад, требование знание и призыв людей к Аллаху на основании знания”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” (1/70).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Аллах сделал изучение религии и увещевание ею людей частью джихада и равноценным принятию участия в джихаде. Всевышний Аллах сказал: «Верующим не следует выступать в (военный) поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы одни могли изучить религию и увещевать людей, когда другие вернутся к ним?» (Покаяние 9: 122). Наши правоведы говорили, что человеку, посвятившему себя знаниям, выдается из собранного закята столько, сколько ему будет достаточно, даже если он способен самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, если стремление заработать будет препятствовать ему изучать необходимое знание”. См. «Маджму’ аль-фатауа» (18/251).
Также Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено выдавать закят требующему знание, посвятившему себя изучению шариатских наук, даже если он способен зарабатывать себе на жизнь, потому что изучение шариатских наук является разновидностью джихада на пути Аллаха, а участников джихада на пути Аллаха, Аллах сделал из числа тех, кто имеет право на получение закята”. См. «Маджму’ аль-фатауа» (18/409).
Многие имамы и учёные говорили о важности оказания финансовой поддержки требующим знание и обучающим ему других. Ведь если все приносящие пользу в распространении шариатского знания начнут отвлекаться заработком на жизнь для содержания семей, то их знания не будет доступно многим из тех, кто не имеет возможности самостоятельно изучать религию и т.п.
Имам Абу Ханифа был богатым торговцем, торговлей для которого зачастую занимались доверенные ему люди. И он часто расходовал на своих учеников, чтобы они сосредоточились на учебе, не отвлекаясь на заработки. И также сообщается, что со своего годового дохода от торговли он всегда откладывал деньги и тратил их на нужды шейхов и мухаддисов, покупая им продовольствия, одеяния и всё, что им было нужно, а затем распределял среди них остатки денег, отложенных на расходы для их нужд, говоря: “Тратьте это на свои нужды, и благодарите только Аллаха. Поистине, я не давал вам своих денег, а дал вам из имущества Аллаха!” См. “Тарих аль-Багъдад” (13/260), “Уафият аль-а’ян” (5/405), “Тарих аль-мазахиб аль-ислямия” стр. (349).
Хиббан ибн Муса рассказывал: “Как-то стали порицать Ибн аль-Мубарака за то, что он направлял деньги в одни города, не отправляя в другие, и он сказал: «Я знаю местность, которую населяют люди, имеющие превосходство и которым присуща правдивость. Это люди, которые изучали хадисы, поскольку люди нуждаются в них, и они преуспели в их изучении. Теперь же они нуждаются, и если мы оставим их, то их знание потеряется, а если же мы поможем им, то они распространят знание в общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). А я не знаю ничего лучше после пророческой миссии, чем распространение знаний!»” См. “Тарих аль-Багъдад” (10/160), “ас-Сияр” (8/387).
Спросили мухаддиса Йемена – шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково постановление относительно пожертвований для нуждающихся из числа требующих знание?»
Шейх Мукъбиль ответил: “Если есть требующий знание, который связан с приобретением знания и обучением, то помощь такому является из числа наилучших деяний, приближающих к Аллаху! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто снарядил человека в военный поход, тот словно сам его совершил». аль-Бухари (2843), Муслим (1895).
А Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде!» (Трапеза 5: 2).
Абу Хурайра всё время сопровождал посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) несмотря на голод, ради приобретения знания! А я скажу: Я не видел более достойного помощи, чем требующий знание, в отношении которого есть надежда, что посредством него Аллах окажет помощь Исламу и мусульманам! Если требующий знание нуждается в том, чтобы жениться или же нуждается в доме, то пожертвуй своё садакъа на то, чтобы построить ему дом, в котором может жить он и его семья; выплати за него долг, и помоги в подобных его нуждах, которые могут отвлечь его от приобретения знания. Поистине, я делаю наставление нашим братьям, требующим знание тут (в Йемене) и в других местах, чтобы они стойко стояли на своём пути и знали, что Всевышний Аллах не даст им пропасть. Я хочу вам рассказать об одном праведном человеке. Когда мы были в Мекке, он постоянно помогал студентам, а некоторые их тех, кому он помогал, стали сейчас по милости Аллаха людьми, приносящими пользу, они стали призывающими к Великому и Всемогущему Аллаху. И как вы думаете, разве тот человек, который еще живой, да сохранит его Аллах, который в своё время им помогал, прилагал все силы для помощи требующим знание, разве он не принимает участие вместе с ними в их награде?! Поистине, этот человек им помогал, и я надеюсь, что он получает вместе с ними награду!” См. “Иджабату-ссаиль” стр. (635).
Закят со скотины
Обязательность закята со скотины
Всевышний Аллах сказал: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, как Мы создали для них скот, и что они им владеют? Мы сделали его подвластным им. На одних из них они ездят верхом, а другими питаются. Они приносят им пользу и питье. Неужели они не будут благодарны?» (Ясин 36: 71-73).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения верблюды придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели (в этом мире), и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими ногами. И овцы придут к своему хозяину в наилучшем виде, который они имели, и если он не отдавал с них должного, они станут топтать его своими копытами и бодать своими рогами. И они имеют право на то, чтобы во время доения перед ними была вода. И пусть в День воскрешения никто из вас не является ко мне с блеющей овцой на шее и не говорит: “О Мухаммад!” — ибо я скажу: “У меня ничего для тебя нет, ведь я довел до тебя!” И пусть никто не является ко мне с ревущим верблюдом на шее и не говорит: “О Мухаммад!” — ибо я скажу: “У меня ничего для тебя нет, ведь я довел до тебя!”» аль-Бухари 1402.
Что касается закята со скотины, то речь идет о трех категориях животных:
1. Верблюды и верблюдицы;
2. Крупнорогатый скот, будь это бык, корова, и т.п.;
3. Овцы, бараны и козы.
Иные животные не облагаются закятом, если только они не для торговли. См. «аль-Маджму’» 5/260.
Когда закят со скотины становится обязательным?
Для того, чтобы закят со скотины стал обязательным, необходимо наличие условий:
1. Чтобы количество скотины достигало определенного необходимого количества, с которого становится обязательным выплата закята (нисаб).
2. Чтобы после достижения животных количества нисаба прошел лунный год.
От ‘Али ибн Аби Талиба, Ибн ‘Умара и ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет закята с имущества, пока не пройдет год». Абу Дауд 1573, ат-Тирмизи 1/123, Ибн Маджах 1793. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” 787, «Сахих аль-джами’» 7497.
3. Чтобы животные паслись свободно на пастбищах, т.е. речь идет о животных, для которых хозяин не закупает корм, а которые пасутся на лугах и т.п. Доводом этому служит хадис, в котором говорится: «За всех свободно пасущихся верблюдов: с каждых сорока положено отдавать одну двухгодовалую верблюдицу». аль-Бухари 1454.
Это мнение большинства ученых, за исключением маликитов, которые не ставили такого условия. Однако мнение большинства сильнее, ибо в таком случае упоминание пророком (мир ему и благословение Аллаха) свободно пасущихся животных не имело бы значения. Однако, если животное пасутся свободно на лугах большую часть года, то с них необходимо выплачивать закят.
Если же животные человека предназначены для продажи, то закят становится обязательным по причине использования их для торговли, если они достигли нисаба, и в таком случае нет разницы, как эти животные пасутся. См. «Шарх аль-мумти’» 6/32.
4. Скот не должен быть рабочим, т.е. животные, с которых выплачивается закят, не используются для пахоты, полива, перевозки грузов и т.п. Это условие касается верблюдов и коров. Со слов ‘Али ибн Аби Талиба передается: “Ничего не следует выплачивать с рабочего скота”. Абу Дауд 1572. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Необходимый нисаб скотины
Что касается количества и того, сколько следует выплачивать закята со скотины, то подробное пояснение этому пришло в хадисах от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Пояснение того, как следует выплачивать закят с верблюдов и овец:
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, направлял его для сбора закята в Бахрейн, он написал для него следующее: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Вот предписание относительно садакъа, которую посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачивать мусульманам по велению Аллаха, отданному Им Его посланнику. И пусть каждый, у кого потребуют выплаты этой садакъи в установленных размерах, отдает ее, а тот, у кого станут требовать больше, отдавать этого не обязан: «Со стада из двадцати четырех и менее верблюдов следует выплачивать закят овцами из расчета: одна овца с каждых пяти верблюдов. Если в стаде от двадцати пяти до тридцати пяти верблюдов, за них следует отдать одну годовалую верблюдицу. Если количество их составляет от тридцати шести до сорока пяти, за них следует отдать одну двухгодовалую верблюдицу. Если количество их составляет от сорока шести до шестидесяти, за них следует отдать одну зрелую трехгодовалую верблюдицу. Если количество их составляет от шестидесяти одного до семидесяти пяти, за них следует отдать одну четырехгодовалую верблюдицу. Если количество их составляет от семидесяти шести до девяноста, за них следует отдать две двухгодовалые верблюдицы. Если количество их составляет от девяносто одного до ста двадцати, за них следует отдать две зрелые трехгодовалые верблюдицы. Если же количество их превышает сто двадцать, то за каждые сорок верблюдов (сверх ста двадцати) следует отдать одну двухгодовалую верблюдицу, а за каждые пятьдесят верблюдов (сверх ста двадцати) – одну трехгодовалую. В том случае, когда человек владеет только четырьмя верблюдами, он не обязан отдавать с них садакъа, если только сам не пожелает этого, если же количество их достигает пяти, то с них следует отдать в качестве закята одну овцу.
Что касается садакъа, которое следует выплачивать с овец: Если в пасущемся стаде насчитывается от сорока до ста двадцати овец, с них взимается одна овца. Если количество их составляет от ста двадцати одной до двухсот, с них взимаются две овцы. Если их от двухсот одной до трехсот, с них взимаются три овцы, а если их будет больше трехсот, то с каждой сотни взимается по одной овце. Если же в пасущемся стаде овец, принадлежащем человеку, будет не сорок овец, а хотя бы на одну меньше, то садакъа с них отдавать необязательно, если только сам хозяин не пожелает сделать это»”. аль-Бухари 1454.
А вот указание на то, сколько следует выплачивать с крупнорогатого скота:
Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил меня в Йемен и велел мне взимать с каждых тридцати коров годовалого теленка, а с каждых сорока – одну двухгодовалую корову”. Ахмад 5/230, ат-Тирмизи 623, Ибн Маджах 1803. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, шейх аль-Альбани. См. “ат-Тамхид” 2/275, “Ируа аль-гъалиль” 3/269.
Итак, исходя из этих хадисов следует, что условием закята со скотины является наличие минимального количества (нисаб), на которое возлагается закят.
Относительно верблюдов – это пять.
Относительно крупнорогатого скота – это тридцать.
Относительно овец – это сорок.
Что касается количества скота, которое меньше упомянутого нисаба, то человек не обязан выплачивать с него закят.
Немного подробнее о количествах
С 5 до 9 верблюдов – одна годовалая овца.
С 10 до 14 – 2 овцы.
С 15 до 19 – 3 овцы.
С 20 до 24 – 4 овцы.
С 25 до 35 – 1 верблюдица, достигшая года.
С 36 до 45 – 1 верблюдица, достигшая 2 лет.
С 46 до 60 – 1 верблюдица, достигшая 3 лет.
С 61 до 75 – 1 верблюдица, достигшая 4 лет.
С 76 до 90 – 2 верблюдицы, достигшие года.
С 91 до 120 – 2 трех годовалые верблюдицы.
С 121 – 3 двух годовалые верблюдицы. А затем свыше 121 каждые 40 верблюдиц – 1 двух годовалая верблюдица, а каждые 50 – 1 трех годовалая. Это что касается верблюдов.
Что касается крупнорогатого скота
С 30 до 39 коров (быков) – одна годовалая корова или бык.
С 40 до 59 – двух годовалая корова.
С 60 до 69 – две годовалые коровы или быка.
С 70 до 79 – одна годовалая и одна двух годовалая корова.
С 80 до 89 – две двух годовалые коровы.
С 90 – три годовалых коровы. А затем с каждых 30 – годовалая корова или бык, а с 40 – двух годовалая корова.
Это что касается крупнорогатого скота.
Что касается овец, баранов и т.п.:
С 40 до 120 – одна овца.
С 121 до 200 – две овцы.
С 201 до 300 – три овцы. А затем с каждой сотни одна овца.
Если у человека скажем 39 коров, то он выплачивает одну. Также если у него 120 овец, то он платит одну, несмотря на то, что нисаб в овцах с 40, поскольку следующий нисаб для двух овец начинается с 121. См. «аль-Маджму’» 5/390.
Не следует отдавать самых худших животных в стаде, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «И не следует брать в качестве садакъа ни старых животных, ни тех, у которых есть какие-нибудь дефекты». аль-Бухари 1455.
От ‘Абдуллаха ибн Му’ауии аль-Гъадыри сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вкус веры ощутит тот, кто станет делать три вещи: Поклоняться одному только Аллаху, ибо нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. Давать закят со своего имущества, довольствуясь этим и оказывая помощь в этом каждый год. И не отдавать ни старых животных, ни больных, ни приобретенных недозволенным образом, ни тех, что дают мало молока, ни самых дорогих и ни самых дешевых из животных, которые принадлежат человеку, ибо Аллах не просит у вас лучшего и не велит вам отдавать худшее». Абу Дауд 1583. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади в «‘Аунуль-Ма’буд» сказал: “В этом хадисе указание на то, что следует выплачивать закят средним из имущества, ни самым плохим и ни самым лучшим”.
Время выплаты закята с урожая
Время выплаты закята от урожаев — это момент сбора плодов. А со всего остального (т.е. всего что не является урожаями) — один раз в год.
Далиль на то, что закят с урожаев выплачивается в дни сбора — это слова Аллаха в Коране: «Он – Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (6:141).
Еще известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и праведных халифов, были специальные работники, которые направлялись к обладателям садов и оценивали, каким в этом году получится урожай, сколько плодов примерно будет собрано. Этот метод называется «харс». О нем упоминается в следующих хадисах:
Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы принимали участие в походе на Табук вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а когда достигли Вади аль-Кура, (увидели) какую-то женщину, находившуюся в своём саду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “(Попробуйте) определить”. Сам же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предположил, что (урожай с финиковых пальм составит) десять васков, а той женщине сказал: “Подсчитай, сколько (фиников) даст (твой сад)”. Когда мы достигли Табука, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Поистине, сегодня ночью поднимется сильный ветер, и поэтому пусть никто не поднимается со своего места, а тот, у кого есть верблюд, пусть стреножит его”. И мы спутали верблюдам ноги, а ночью поднялся такой сильный ветер, что одного человека, поднявшегося со своего места унесло на гору Тай. (После этого) правитель Айлы прислал в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, белую мулицу и плащ, записав для него (в договоре сведения о жителях) их области. А когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прибыл в Вади аль-Кура (на обратном пути), он спросил у той женщины: “Каков же был урожай с твоего сада?”. Она ответила: “Десять васков”, (что соответствовало) предположению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». аль-Бухари (1481), Глава: «Об оценке количества фиников».
Передают, что Саhль ибн Аби Хасма, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал: «Взимайте закят после того, как оцените урожай, и оставьте владельцу треть этого количества. Если же вы не хотите оставлять треть, то оставьте им четверть». Аль-Бухари (604). Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, и Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.