Возможно ли сосуществование мусульман с иудеями и христианами?

Возможно ли сосуществование мусульман с иудеями и христианами?

Последние события внутри и вокруг Иерусалима вновь возбудили дискуссии по поводу возможности или невозможности беспроблемного сосуществования мусульман с иудеями и христианами. Абсурдность сомнений на этот счет усматривается далеко не только по факту вполне адекватных (мягко говоря) примеров общежития евреев и арабов в Израиле или приверженцев трех мировых религий в Европе. Дело в том, что её величество История беспристрастно свидетельствует о том, что в разные времена иудеи и христиане не просто уживались рядом с мусульманами. Нахождение среди мусульман открывало представителям других религий новые возможности для развития и процветания.

НА ЗАРЕ ИСЛАМА

Исламский историк и богослов IХ-Х вв. Мухаммад ат-Табари ссылается на договор мусульман с немусульманами завоеванных территорий VII века. Грамота фиксирует предоставление покровительства и защиты при условии ежегодной уплаты подати — джизьи. Призыв «кого-либо из вас для военной подмоги» фактически освобождал рекрутируемого от такой выплаты. Немусульманам «даруется охрана для них самих, их имуществ, их веры и их законов. Ничто из этого не будет изменено», пока «они уплачивают подать, указывают дорогу путникам, проявляют дружбу и оказывают приют мусульманам. И да не будет с их стороны ненависти и измены». Находящимся среди них временно «даруется то же, что и им, а тот, кто вышел, находится под защитой, пока не достигнет безопасного места».

Текст этого документа, относящегося к 625 году, приложил к своему труду «Отношение ислама к науке и к иноверцам» (1887) советник российского императора по вопросам ислама, ахунд-мударрис Санкт-Петербургской мечети Атаулла Баязитов. Сообщая об узаконивании христианской веры в ближайших и отдаленных местностях, указ наказывал «хранить его существование». Посланник обязал охранять христианские законы; защищать христиан, церкви, кельи, монастыри, жилища монахов; оберегать их веру, богатства; поддерживать «от всякого врага». Параллельно Мухаммад пообещал не лишать христиан «своего богомолья»; не допускать наложения на них «обременительных налогов»; не обязывать «выступать с магометанскими войсками против врага или для охранения границ».

При этом указ, запрещая мусульманам «прибегать к насилию или принуждению в отношении христиан», обязывал «обращаться с ними с великой скромностью», осеняя «крылами милосердия и всепрощения».

Жизненность данного межрелигиозного взаимопонимания обеспечивалась недопустимостью для христиан становиться противниками мусульман; присоединяться к их врагам; запрещать укрывательство соблюдающих Ислам в своих жилищах, «если обстоятельства потребуют» того. При несоблюдении этих условий, христиане лишались дарованных им прав. В свою очередь не уважающий оглашенное в указе мусульманин считался «нарушителем Божьего завета».

ФАКТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА

В 711-714 гг. арабы при поддержке североафриканских берберских племен завоевали большую часть Пиренейского полуострова. Марокканский историк Ахмад аль-Маккари в трактате «История мусульманских династий в Испании» пишет, что со взятием Кордовы командующий одного из мусульманских отрядов Мугейт, собрав «всех иудеев города», предоставил им возможность «управлять там», доверяя «более чем христианам, поскольку последние их ненавидели и враждовали с ними». Такая практика «стала почти повсеместной в последующих войнах; когда мусульмане захватывали город, он оставался на попечении иудеев».

По словам французского философа и историка Гюстава Лебона, отношение мусульман к населению Испании было «справедливым», так как арабы оставляли местным жителям их имущество, церкви, законы, право быть судимыми собственными судьями. Условия, в том числе «уплата небольшой годовой дани», показались населению «столь легкими, что они без возмущений приняли их» [Цивилизация арабов].

Еврейские источники, в том числе Электронная еврейская энциклопедия, констатируют, что со взятием Гранады «арабы предоставили евреям свободу вероисповедания и судебную автономию», функционировали «еврейские самоуправляемые общины, а также еврейские кварталы». Получив возможность «заниматься любыми видами деятельности, евреи быстро выдвинулись в торговле, ремеслах, земледелии, медицине и других областях». С Х века «начинается эпоха высочайшего расцвета еврейской культуры в Испании», процветавшей «бок о бок с арабской» и испытывавшей «влияние последней».

Воздействие «мусульманского права несомненно сказалось на методах трактовки Галахи», регламентирующей религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. В более поздний период «оно явственно сказывается в своде "Мишне Тора" Маймонида», крупнейшего раввинистического авторитета и кодификатора Галахи. Мусульманская культура «оказала существенное воздействие на некоторые области еврейской мысли». Благодаря арабским переводам, труды греческих философов и ученых «снова вошли в орбиту еврейских мыслителей».

Еврейская философия в странах ислама «развивалась под прямым влиянием арабской философии и в тесной связи с ней». Основоположник еврейской рационалистической философии Саадия Гаон испытал влияние мусульманских богословов-рационалистов, которые использовали философские идеи «античности в целях религиозной апологетики». Произведения средневековых еврейских ученых создавались, как правило, на арабском языке; еврейская литература на иврите в странах ислама также развивалась под влиянием арабской поэзии и прозы, плодотворно используя их формы, стихотворный размер, поэтические образы и т. п.

Сравнительно благоприятное социальное положение евреев в мусульманской Испании обусловило исключительный культурный расцвет испанского еврейства, в котором сочетались «эстетическая утонченность с глубиной философской мысли» и активной политической и общественной деятельностью. «Еврейство мусульманской Испании родило славную плеяду мыслителей и поэтов» [ЭЕЭ. Ислам].

Как пишет раввин Григорий Котляр (Кфар-Саба), арабский язык «стал для евреев не только повседневным разговорным языком, но и языком письменности — на нем писались письма, документы, и самое главное — философские книги. Подобной ситуации никогда не возникало в христианской Европе, вплоть до эпохи эмансипации. По сей день ученым не удалось дать удовлетворительное объяснение данному феномену» [Влияние ислама на иудаизм в Средние века].

В этом контексте востоковед Густав Грюнебаум замечает, что в странах с господством мусульман евреи «полностью избавились от провинциализма», а «контакт с античной мыслью, в который они вступили окольным путем с помощью арабской философии, оказался более плодотворным, чем их знакомство с идеями Филона в древности».

Израильский арабист Шломо Дов Гойтейн также подчеркивает, что «под арабо-мусульманским влиянием еврейская мысль и философия, даже еврейский религиозный закон и практика были систематизированы и окончательно сформулированы», еврейский язык развивал свою грамматику и лексику «по модели арабского языка». Ученый убежден, что возрождение иврита «в наше время было бы совершенно немыслимо, если бы арабский язык не сослужил ему такую службу» [Евреи и арабы: Их связи на протяжении веков].

Знаменитый немецкий писатель еврейского происхождения Лион Фейхтвангер преломляет данную ситуацию в художественном оформлении. Мусульмане, пишет он, принесли с собой высокую культуру, превратив Испанию «в самую прекрасную, благоустроенную и населенную страну в Европе». Искусства и науки «никогда раньше не знали такого расцвета под небом Испании», система образования «с широкой сетью школ» предоставляла «каждому возможность получить знания», в каждом крупном городе был свой университет, «такие богатые библиотеки мир знал только в эпоху расцвета эллинской Александрии». Для «своих христиан» мусульмане «перевели на арабский язык Евангелие», параллельно обеспечив «гражданские права» евреям. Поэтому последним «жилось так привольно и хорошо», как не имело места «после крушения их собственного царства». Свыше трех столетий «длилось такое процветание» [Испанская баллада].

Сегодня в одном из залов Музея трех культур в испанской Кордове можно услышать признания короля Леона и Кастилии Альфонсо Х Мудрого о том, что «самым славным достижением» его правления стало «открытие академии в Мурсии», основанной совместно с мусульманским философом Мухаммадом Аль-Рикути, и то была единственная школа, «где христиане, иудеи и мусульмане могли вместе учиться мудрости» [Александр Иванов. Путешествие по Андалусии в поисках страны Сефарад].

Не случайно в курсе лекций еврейского культурно-религиозного центра МАХАНАИМ «Люди и эпохи в истории еврейской традиции» фиксируется, что пребывание свыше 90% евреев под властью мусульман оказало «положительное влияние на расцвет еврейской культуры», в свете чего период от конца Х до начала XII вв. принято называть «золотым веком» евреев. Они, в свою очередь, «были преданы мусульманским завоевателям», освободившим их «от губительного произвола испанских вестготов, пытавшихся их крестить».

Такая ситуация была характерна далеко не только для Пиренейского полуострова. Объехавший в XII в. почти весь известный тогда мир испанский еврей Вениамин Тудельский упоминал о проживании на границе «земли персидской» до «полутора тысяч евреев» и о существовании гробницы священника Ездры Софера, скончавшегося на пути из Иерусалима к царю Артаксерксу. Над его могилой «евреи выстроили большую синагогу, а измаильтяне с своей стороны мечеть в знак своего благоговения к Ездре, из-за которого любят и евреев и приходят сюда молиться». Также он отметил, что халиф в Багдаде «очень расположен к евреям, и многие из них состоят у него на службе. Он владеет всеми языками, основательно знает Священное Писание и не только читает, но и пишет на библейском языке» [Книга странствий раби Вениамина].

ГРИМАСЫ ИСТОРИИ

Но даже самое прекрасное в нашем мире не длится вечно. В 1492 г. насридский правитель Мохаммед Боабдиль капитулировал перед осаждавшими Гранаду испанцами и передал последний оплот ислама на полуострове королеве Изабелле Кастильской и королю Фердинанду II Арагонскому. Хотя договор о капитуляции гарантировал лояльное отношение к побежденным, очень скоро испанцы начали ограничивать местных жителей в правах, увеличивая налоги и насильственно обращая их в христианство. Гранадский эдикт королевской четы того же года постановлял выйти евреям и еврейкам «любого возраста» из страны до конца июля и «никогда не возвращаться». Говоря другими словами, началось изгнание евреев из Испании.

Обструкции подверглась и исламская вера. В 1499 г. в Гранаде были сожжены около 10 тысяч трактатов по исламской теологии и экземпляров Корана. Кардинал добивался крещения мавров и принятия ими христианства. Вскоре мусульманское население стало облагаться большими налогами, им запретили носить национальную одежду и говорить на любом другом языке, кроме испанского. Последовавшие вслед за этими событиями восстания мавров и их преследования оказали пагубное влияние на экономику Гранады, которая утратила статус культурного и торгового центра [Рафаэль Альтамира-и-Кревеа. История средневековой Испании].

Апофеозом же происходящего стало прилюдное лишение жизни «инакомыслящих», включая испанского мыслителя и врача Мигеля Сервета, автора трактата «Об ошибках в учении троицы». Его взгляды на Бога вызвали серьезнейшую обеспокоенность и у католиков, и у протестантов, и в конце концов суд, прислушавшись к Жану Кальвину, приговорил М. Сервета к сожжению, а наука лишилась ученого, впервые описавшего для европейцев малый круг кровообращения [«Неисправимый» Мигель Сервет].

Подытоживая сказанное, отметим, что в мировой истории есть множество примеров сосуществования и взаимодействия представителей разных мировых религий, и, с исламской точки зрения, тому нет никаких богословских препон. Другое дело, что религиозный фактор часто используется в современной геополитике, и в этом кроется подоплека самых разных конфликтов на религиозной почве.

e-minbar