«Война с террором» как завеса беззакония

«Война с террором» как завеса беззакония

Amnesty International — о мрачной правозащитной реальности

Миллионы людей во всем мире страдают от произвола государственных и негосударственных вооруженных формирований. В 93 странах не обеспечивается право на справедливое судебное разбирательство и правосудие, а в 131 стране по отношению к задержанным полиция или спецслужбы применяли пытки. Россия, включая Северный Кавказ, в числе этих стран. Об этом в своем годовом докладе сообщила авторитетная международная правозащитная организация Amnesty International.

Удобная «война с террором»

Всемирное движение Amnesty International выпустило доклад о ситуации с правами человека в 160 странах мира. Это ежегодное издание, которое совмещает в себе информацию о том, что случилось на разных континентах и какие имеются общие тенденции.

Обзор динамики ситуации с правами человека охватывает и постсоветское пространство. По мнению правозащитников, положение здесь определяется кризисом и конфликтом на Украине, а также постоянно уменьшающимися возможностями для свободы выражения мнений в России, Азербайджане, Белоруссии и странах Центральной Азии.

Кроме того, «борьба с терроризмом», развернувшаяся с подачи Соединенных Штатов после атак 11 сентября 2001 года, стала для правительств, на взгляд директора российского представительства Amnesty International Сергея Никитина, довольно «удобным» инструментом давления на политических оппонентов, правозащитников и журналистов, а также оправданием введения в обиход незаконных методов дознания и следствия и в целом наступления на права человека.

«Власти многих стран объявили так называемую войну с террором. и начало эта война берет со времени атак на нью-йоркские высотные здания. И именно эта объявленная США и их союзниками "война с террором" является очень удобной завесой для того, чтобы власти этих и других стран творили беззаконие, нарушали права человека, объясняя всячески людям, что все это делается "для их же безопасности". Это очень тревожная тенденция, потому что люди, которые не разбираются в том, что такое права человека, не понимают, каким образом нарушение прав человека где-то в одном месте может в конечном итоге отразиться и на них», – рассказал он в беседе с КАВПОЛИТом.

«Ради блага всего общества»

«Объяснения властей, что какие-то небольшие ограничения прав человека ради блага всего общества допустимы, кажутся людям вполне логичными. Не секрет, что борьба с терроризмом используется и в Российской Федерации для ограничения прав человека. По информации, которую, в частности, публиковали социологи, сами россияне, кажется, тоже готовы поступаться какими-то основными правами человека, потому что на кону, по их мнению, стоит их собственная безопасность. Помимо этого, "война с терроризмом" использовалась как предлог, чтобы подвергать пыткам и репрессиям каких-то индивидуумов во всем мире. Такое явление мы отмечали и в Российской Федерации», – уточнил Сергей Никитин.

По данным международной организации, в России и Центральной Азии сотрудники силовых структур чаще всего подвергают пыткам лиц, обвиняющихся в преступлениях, связанных с терроризмом, либо подозревающихся в принадлежности к «исламистским» организациям.

По словам Никитина, помимо всего прочего, власти используют такую тактику: человека, который чем-то неугоден, пытаются замарать, к примеру, связями, с «боевиками и террористами».

«У нас на памяти комментарий главы Чеченской Республики, где он очень виртуозно высказал свои подозрения в том, что "некто Каляпин финансируется или сам финансирует боевиков". Или туманные заявления руководителей различных правоохранительных органов России о том, что "ряд правозащитных организаций замечены в связях с террористическими организациями". Как раз вот в таких туманных формулировках изложена большая часть законов РФ по борьбе с экстремизмом и терроризмом», – констатирует российский представитель Amnesty International.

Особо подчеркивается в докладе AI нестабильная и опасная для жизни и прав человека ситуация на Северном Кавказе. В регионе периодически происходили столкновения незаконных вооруженных группировок с силами правопорядка. В них погибли более 200 человек, в том числе десятки гражданских лиц.

Amnesty International указывает, что спецперации, проводившиеся в Дагестане, Кабардино- Балкарии, Чечне и других районах, сопровождались грубыми нарушениями прав человека – незаконными задержаниями, пытками и жестоким обращением, предполагаемыми насильственными исчезновениями и внесудебными казнями.

Кстати, последние могут принимать порой форму «инсценированного столкновения», когда фактическое убийство нейтрализованного противника маскируется под результат сопротивления «законным требованиям властей».

Скрытый сигнал о вседозволенности

Как полагает Никитин, весьма безотрадная на Северном Кавказе складывается картина со свободой слова и информации.

«Нам известно немало журналистов и правозащитников, которые так или иначе пострадали за свою деятельность. Некоторые из них были убиты. В прошлом году — это журналист из Кабардино-Балкарии Тимур Куашев, тесно сотрудничавший с местными правозащитниками, который был найден мертвым 1 августа. К сожалению, по фактам убийств журналистов на Северном Кавказе, совершенных в предыдущие годы, в том числе Натальи Эстемировой, Хаджимурада Камалова иАхмеднаби Ахмеднабиева, не было проведено эффективное расследование; личности убийц так и не установили», – отметил правозащитник.

«В июне 2014 года пятерых приговорили к лишению свободы за убийство занимавшейся расследованиями журналистки Анны Политковской (ее убили в Москве в октябре 2006 года), однако заказчики убийства до сих пор не установлены. Решение по делу об убийстве Политковской нам представляется незавершенным. То есть найдены как будто бы фактические убийцы. Тем не менее непонятно, кто заказал. Суд не смог разобраться в этом и не представил информацию общественности. Создается ситуация безнаказанности, которая сама по себе довольно опасна. Если потенциальные злодеи видят, что власти фактически смотрят сквозь пальцы на атаки на журналистов, то это можно понимать как своего рода скрытый сигнал о вседозволенности», – уверен Сергей Никитин.

Мрачные перспективы

Россия входит в число 58% исследованных AI стран, в которых трудно добиться правосудия.

«Лица, чьи права оказались нарушены, были почти полностью лишены доступа к законным средствам правовой защиты, в то время как система уголовного судопроизводства оставалась неэффективной и подверженной политическому давлению на высоком уровне (по большей части негласно). Вместе с тем в Чечне Рамзан Кадыров открыто отчитывал судей и членов жюри присяжных за решения по уголовным делам, которые он считал слишком мягкими по отношению к обвиняемым», – говорит наш собеседник.

Он считает «критической» деятельность руководства Чеченской Республики по разрушению домов и высылке семей боевиков в республике и в отношении руководителя Комитета против пыток, главы Сводной мобильной группы Игоря Каляпина.

«Уровень нарушения прав человека, конечно, везде разный, но традиционно Amnesty International не выставляет никакого рейтинга, где с правами человека совсем плохо, а где чуть получше. Для нас любое нарушение прав человека является неприемлемым — тем, с чем мы должны бороться», – резюмирует Сергей Никитин.

В общем перспектива для России, Украины и других государств бывшего СССР в правозащитной сфере представляется Amnesty International мрачной. По утверждению аналитиков организации, существует риск роста жертв среди гражданского населения и значительного ухудшения гуманитарной ситуации на востоке Украины.

Экономические трудности в России и обострение отношений с Западом способны усугубить нервозность властей по поводу инакомыслия в стране, что, в свою очередь, может увеличить реальную угрозу репрессий, подводят итог правозащитники.

Рустам Джалилов

kavpolit