Во время Фаджра на Кузбассе можно наблюдать затмение Луны
С 16 на 17 июля по Воле Всевышнего на Земле произойдёт затмение Луны. Она пройдет через южную часть земной тени и погрузится в нее на чуть больше половины своего диска (0,66 в 00:31 мск), сообщает Московский планетарий.
В большей части Европы, Азии, Австралии, Африке, юго-восточной Северной Америке, Южной Америке, Тихом океане, Атлантике, Индийском океане, Антарктиде затмение спутника Земли будет видно.
Затмение продлится 1 час 58 минут (с 23:02 мск до 02:00 мск) и будет наблюдаться практически на всей территории России, кроме северных и удаленных восточных районов.
Затмение солнца и луны – из числа знамений Всевышнего Аллаха
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения» (аль-Исра 17: 59).
Всевышний Аллах также сказал: «Он спрашивает, когда же наступит День воскресения? Когда взор будет ошеломлен, луна затмится, а солнце и луна сойдутся» (аль-Къияма 75: 6-9).
Всевышний Аллах также сказал: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Фуссылят 41: 37).
Порядок совершения молитвы во время солнечного и лунного затмений
Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение, и он совершил намаз. Он стоял очень долго, и за это время можно было прочесть суру "аль-Бакара". Затем он совершил долгий поясной поклон, после чего выпрямился и снова простоял довольно долго, но меньше, чем в первый раз. Затем он вновь совершил долгий поясной поклон, который также был короче первого, после чего пал ниц. Затем он встал и простоял долго, но меньше, чем в первый раз. Затем он совершил долгий поясной поклон, после чего выпрямился и вновь простоял долго, но меньше, чем в первый раз. Затем он вновь совершил долгий поясной поклон, который также был короче первого. Затем он выпрямился, после чего пал ниц. Когда он закончил намаз, солнце уже ярко светило, и тогда он обратился к людям с проповедью». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он встречается у аль-Бухари.
В версии Муслима сообщается, что во время солнечного затмения он совершил восемь поясных поклонов с четырьмя земными поклонами. Он же передал похожий хадис со слов ‘Али.
КОММЕНТАРИЙ
Между сообщениями о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз во время затмений, существуют различия, связанные с количеством поясных поклонов в каждом рак‘ате. В одних хадисах сообщается, что в каждом рак‘ате Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал два поясных поклона, в других - три, в третьих - четыре, в четвертых - пять. Некоторые считали, что при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, затмения происходили несколько раз, и каждый раз он совершал намаз по-разному. Другие считали, что солнечное затмение произошло при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, всего один раз. Они же утверждали, что в каждом рак‘ате такого намаза следует совершать два поясных и два земных поклона, потому что подтверждающие это версии хадисов являются наиболее достоверными и наиболее предпочтительными. Однако для того, чтобы принять правильное решение по этому вопросу, мы должны изучить его более внимательно.
Историки и астрономы единодушны в том, что в день смерти Ибрахима действительно произошло солнечное затмение. Это было 28 или 29 шавваля 10 г.х., что соответствует 27 января 632 г. Некоторые исследователи утверждали, что в этот день солнечное затмение началось в восемь часов тридцать минут утра. Историки и астрономы также единодушны в том, что это было последнее солнечное затмение, которое произошло при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Выдающийся мусульманский богослов и астроном, кадий Мухаммад Сулейман аль-Мансурфури в своей книге "Рахмат ли аль-‘Аламин", написанной на языке урду, сказал, что всего за годы, прожитые Посланником, мир ему и благословение Аллаха, в Мекке и Медине, произошло десять солнечных затмений. К сожалению, он не упомянул о точных датах этих затмений и регионах, в которых их можно было наблюдать. Поэтому на основании его исследований мы не можем сказать, сколько солнечных затмений можно было наблюдать в Медине. Что же касается сведений, взятых из достоверных хадисов, то мы должны остановиться еще на двух хадисах, переданных со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Самуры и Джабира.
Муслим передал хадис, в котором сообщается, что ‘Абд ар-Рахман ибн Самура сказал: «Однажды, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был еще жив, я стрелял из лука. В это время произошло солнечное затмение, и тогда я отбросил стрелы и сказал: "Я непременно должен посмотреть, что делает сегодня Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время солнечного затмения". Когда я добрался до него, он стоял с поднятыми руками, взывая к Аллаху, возвеличивая и восхвалял Его. Это продолжалось до тех пор, пока не выглянуло солнце, а затем он прочитал еще две суры и совершил еще два поясных поклона». Известно, что ‘Абд ар-Рахман ибн Самура обратился в ислам в день покорения Мекки. Следовательно, в этом хадисе речь идет о первом затмении, которое можно было наблюдать в Медине после покорения Мекки.
В другом хадисе, переданном Муслимом и ан-Насаи, сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произошло солнечное затмение. Это был очень жаркий день, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил намаз вместе со своими сподвижниками. Он стоял настолько долго, что люди стали опускаться на колени. Затем он совершил долгий поясной поклон, после чего выпрямился и простоял очень долго. Затем он вновь совершил долгий поясной поклон. Затем он совершил два поясных поклона. Затем он встал на ноги и сделал то же самое. Всего он совершил четыре поясных и четыре земных поклона. Затем он сказал: "Мне было показано все, что вас ожидает. Мне был показан Рай, и если бы я дотянулся до одного из райских плодов, то схватил бы его. Однако я убрал руку от него. Затем мне был показан Ад, в котором я увидел женщину из числа сынов Исраила. Она получала наказание за кошку, которую она держала на привязи и не кормила. Она даже не позволяла ей питаться насекомыми на земле. Я также увидел там Абу Сумаму ‘Амра ибн Малика, который волочил свои кишки по Геенне. Они говорили, что солнце и луна затмеваются из-за смерти великого человека. Воистину, солнце и луна являются двумя знамениями, которые Аллах показал вам. Посему, когда произойдет затмение, совершайте намаз до тех пор, пока не станет ясно"». Из хадиса следует, что солнечное затмение произошло в очень жаркий день. Ранее мы уже говорили о том, что Ибрахим умер в январе. Известно, что в это время года бывает очень холодно. Из этого следует, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз во время солнечного затмения более одного раза.
Аль-Мансурфури сказал, что после покорения Мекки произошло всего три солнечных затмения. Первое затмение произошло 28 числа месяца раби‘-ус-сани 9 г.х., что соответствует 13 августа 630 г.х. Из-за отсутствия дождей, август является одним из самых жарких месяцев на Аравийском полуострове. Второе затмение произошло 29 числа месяца шавваль 9 г.х., что соответствует 7 февраля 631 г.х. Третье затмение произошло 28 или 29 шавваля 10 г.х., что соответствует 27 января 632 г.х. Если сопоставить достоверные хадисы с этими астрономическими расчетами, то становится ясно, что в хадисе Джабира описано первое солнечное затмение, которое произошло в жаркий августовский день. Затмение, которое совпало со смертью Ибрахима, было третьим солнечным затмением. Что же касается второго затмения, то нам не известно, могли сподвижники наблюдать его в Медине или нет. Из всего сказанного следует, что при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, наблюдалось два солнечных затмения. Однако это не объясняет появление множества различных версий того, как следует совершать намаз во время затмения. Более того, из достоверных хадисов известно, что во время обоих затмений Посланник, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз из четырех поясных и четырех земных поклонов. Поэтому знатоки хадисов отдали предпочтение наиболее достоверным версиям. Таковыми являются хадисы о том, что в каждом рак‘ате следует совершать два поясных и два земных поклона. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 140-142.