Во что выльется мятеж в Таджикистане

Во что выльется мятеж в Таджикистане

Несмотря на официальные заявления таджикских властей об убийстве «мятежного» генерала Абдухалима Назарзода, известного в народе как Ходжи Халим и подавлении «мятежа», в этой истории по-прежнему многое остается неясным. Власти упорно называют действия генерала мятежом. А был ли вообще мятеж? Или это было бегство или третье – это была имитация, хорошо разыгранный спектакль с вполне ясными целями? Наряду с сообщениями о гибели генерала, поступают сообщения о том, что он жив и как варианты: пьет чай на границе с Узбекистаном; продолжает «освободительную» борьбу в горах и к нему «стекаются сторонники». Остается неясным, действительно ли по ТВ было показано тело генерала и кого захоронили на Каратегинском кладбище в Душанбе по «окончании операции».

В комментарии телеканалу «Новости Центральной Азии CATV NEWS» российский эксперт Андрей Серенко опровергает гибель генерала Назарзода. В частности, он полагает, что к силовому этапу операции по зачистке ПИВТ Рахмон приступил не столько после завершения операции по ликвидации генерала Назархода, сколько после официального объявления её оконченной. По информации эксперта, генерал на самом деле жив, а завершение операции связано не столько с его гибелью, сколько с гибелью командира группы "Альфа", которая произошла совершенно не тем образом, о которых говорят официальные рахмоновкие СМИ. Но, полагает Серенко, совпадение здесь очевидно – именно когда официально закончилась силовая часть спецоперации против сторонников генерала, именно после этого начались аресты руководства ПИВТ. По информации, имеющейся у эксперта, уже задержано более 25 человек, входящих в руководство партии, аттакже активистов. 

Серенко полагает, что вряд ли аресты на этом закончатся. Эксперт считает, что дело плавно движется к большому судебному процессу образца 37-го года, который условно можно назвать «Делом ПИВТ» или «Процессом ПИВТ». Андрей Серенко полагает, что окружение президента Рахмона и он сам воспользуются "мятежом" 4 сентября, поднятым экс-замминистра обороны, с тем чтобы связать два явления – с одной стороны "мятеж" генерала Назарзода, с другой стороны деятельность ПИВТ во главе с Мухиддином Кабири. Кроме того, по мнению эксперта, были подтянуты аргументы о якобы связи "мятежников" с ИГ, о якобы наличии зарубежных спонсоров сторонников переворота и так далее, и здесь безусловно видна творческая работа таджикских силовиков, спецслужб и прокуратуры, которые создают из нескольких отдельных политических историй одно большое уголовное дело, - считает эксперт.

Кроме мнения Андрея Серенко, есть и другие источники информации о том, что генерал Назарзода жив. В частности издание «Голос Ислама», ссылаясь на некую неизвестную никому из нас доселе «таджикскую радикальную оппозицию за рубежом», сообщает:

По сообщению, поступившему из кругов таджикской радикальной оппозиции за рубежом, утверждающих, что они имеют иррегулярную связь с лидером восстания - генералом Назарзода, распространенная вчера в очередной раз информация об убийстве генерала и окончательном подавлении восстания, не соответствует действительности.Заявляется, что вчера в момент, когда на весь мир была распространена эта информация, генерал был жив и продолжал сопротивление. Более того, утверждается, что готовится его видео-обращение к таджикскому народу в связи с происходящими событиями."Голос Ислама" не может ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию. Но следует отметить, что достоверность распространявшихся уже не раз сведений о смерти генерала пока ни разу не подтвердил и рахмоновский режим. Не приходится сомневаться, что если бы генерал был действительно убит, его тело уже показывали бы по всем таджикским и российским каналам, и то, что этого не происходит, говорит о том, что вбросы о его смерти не соответствуют действительности.Поэтому, не исключено, что таким образом режим пытается выиграть время и информационно купировать военный мятеж, пока он не разросся в полноценное восстание.

Кроме озвучиваемых в официальных СМИ версий происходящего, есть и множество другихмнений политологов, журналистов и экспертов, которые тоже имеют право на жизнь в этом хаосе информационной войны. Отметим, что и к нам в редакцию поступило уже не первое письмо в электронном виде от анонимных источников. Было заявление, якобы сделанное со слов генерала Абдухалима Назарзода, потом заявление со слов якобы «честных чекистов» Таджикистана. В обоих заявлениях действия генерала оправдывались, но связывались с ПИВТ. Теперь аноним, представившийся оппозиционным активистом в изгнании, присылает заявление от имени неких сторонников генерала. В письме был вложен документ, который, как утверждает отправитель, является посланием от сторонников генерала Назарзода. Также, отправитель сообщения просит обнародовать это письмо и утверждает, что генерал жив и здоров и обещает в ближайшее время предоставить нам видео-подтверждение этого факта. Кроме того, в письме сообщается, что командир спецназа «Альфа» Рустам Амакиев погиб совсем при других обстоятельствах, чем сообщается в официальных СМИ. Есть еще несколько интересных моментов, которые мы не предаем огласке, в том числе потому, что они вызывают сомнение и требуют проверки.

Мы не исключаем, что источники, на которые ссылается портал «Голос Ислама», а также те, что прислали нам в редакцию это письмо – одни и те же. Мы не исключаем, что это именно те источники, которые стремятся «вбросами» дезинформации поддержать дестабилизацию в стране, расширить ее географию и оправдать усиление репрессий. Так или иначе, официальные таджикские СМИ уже стали рупором дезинформации, а таджикские власти начали в стране практику репрессий и преследования любого инакомыслия в самом жестком виде, делая из любого политического оппонента «террориста и экстремиста».

И всё это происходит на фоне захвата кланом Рахмона всего и вся в стране и с целью подготовки общества к передаче власти по наследству под предлогом борьбы с «исламской угрозой». История с «мятежом», более похожая на бегство генерала Абдухалима Назарзода, который находился под покровительством своего бывшего министра, а ныне советника президента Шерали Хайруллаева, все больше похожа на спецоперацию властей, которая преследовала несколько целей:

1. Устранение и замена ставшего ненужным звена в контрабандном бизнесе семьи Рахмона с Афганистаном.

2. Очернение бывшего любимца и пожертвование им, чтобы получить предлог для кампании репрессий против оппозиции, в первую очередь – ПИВТ.

3. Провоцирование очагов нестабильности в Таджикистане путем преследования верующих для создания и укрепления у режима имиджа борца с радикальным исламом и ИГ, с целью получения международной помощи кредитами, оружием.

4. Укрепление контрабандного бизнеса после получения новой военной помощи от партнеров и подпитка пострадавшего от экономического кризиса бюджета семьи диктатора.

Только ради этого семья Рахмона готова поторговать и пожертвовать жизнями людей, свободой, правами, имуществом, интересами населения, суверенитетом, национальными интересами страны её территориальной целостностью и стабильностью страны и региона в целом.

Андрей Серенко: «Следующими мишенями Эмомали Рахмона станут братья Тураджонзода»

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон завершает процесс ликвидации Партии исламского возрождения (ПИВТ). Очевидно, что глава таджикского государства воспользовался мятежом генерала Ходжи Халима Назарзоды 4 сентября, чтобы ускорить зачистку ПИВТ: рахмоновские силовики и правоохранители сегодня интенсивно «шьют» «дело ПИВТ», объявляя единым коллективом заговорщиков и Партию исламского возрождения во главе с Мухиддином Кабири, и восставших десантников генерала Халима, и загадочных сторонников «Исламского государства». При этом под «дело ПИВТ» тщательно подводится фактор некой иностранной поддержки заговорщиков. Примечательно, что рахмоновские дизайнеры «дела ПИВТ» пока не называют страну, откуда якобы заговорщики получали поддержку, оставляя, тем самым, широкое пространство для будущих интерпретаций. Похоже, во Дворце Наций в Душанбе все еще не определились окончательно с тем, кого именно за границей обвинить в спонсорстве «заговора ПИВТ».

Можно не сомневаться, что в ближайшее время ПИВТ будет признана таджикистанским судом террористической и экстремистской организацией, ее деятельность в республике запретят, а лидера ПИВТ Мухиддина Кабири объявят в международный розыск.

Очевидно, что через «дело ПИВТ» Эмомали Рахмон попытается максимально раскрутить в стране маховик репрессий, подавляя любые проявления оппозиционной деятельности. Прежде всего, эти репрессии коснутся активистов и лидеров политического ислама – сторонников ПИВТ, бывших активистов Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), молодых исламских политиков и общественных активистов.

Драматические события могут развернуться вокруг двух ведущих духовных авторитетов Таджикистана – братьев Ходжи Акбара и Нуриддина Тураджонзода. По имеющейся информации, таджикские силовики планировали их арест около двух недель назад. Однако, военный мятеж 4 сентября заставил изменить планы Рахмона и арест был перенесен. Теперь, когда официальный Душанбе объявил о подавлении мятежа генерала Халима и приступил к добиванию ПИВТ, велика вероятность, что следующими мишенями карательных структур Эмомали Рахмона станут братья Тураджонзода.

На мой взгляд, ситуация вокруг духовных лидеров Таджикистана может стать той самой красной чертой, за которой в республике способны начаться необратимые политические последствия. Как показали события 4-17 сентября в Рамитском ущелье и репрессии в отношении лидеров и активистов ПИВТ, даже недовольные рахмоновским правлением таджики не присоединились к генералу Халиму и не начали массовые акции гражданского неповиновения в поддержку Мухиддина Кабири. Очевидно, что отсутствие активной поддержки со стороны населения республики мятежным военным и лидерам ПИВТ Рахмон расценил, как новую возможность для политического произвола и расправы с оппонентами. Чем и не замедлил воспользоваться.

Однако с братьями Тураджонзода ситуация может быть совсем иной. И уважаемый Ходжи Акбар, и уважаемый Нуриддин имеют очень высокий авторитет в таджикском обществе, а также большое количество активных сторонников. Поэтому репрессии властей в отношении них вполне способны спровоцировать настоящее народное восстание в Таджикистане, после которого события в Рамите покажутся цветочками.

Впрочем, надежд на политическое благоразумие рахмоновского клана сегодня не слишком много. Президент Таджикистана наверняка пережил за последние дни немало тревожных минут. И теперь за свой испуг Эмомали Рахмон начинает мстить своим недоброжелателям. И эта месть подается отнюдь не в холодном, расчетливом виде, как советуют классики. Рахмон просто решил, что именно сейчас можно одним ударом, сразу и навсегда, покончить со всеми, кто ему неприятен.

Такое стремление президента Таджикистана «покарать всех и сразу» вполне объяснимо. Ведь другого такого шанса ему может не представиться. Восстание генерала Халима показало, что силовые структуры Таджикистана слабы и неэффективны. И дело не только в ненадежности силовиков (по слухам, в Минобороны республики каждый день проходят аресты офицеров, подозреваемых в причастности к заговору генерала Назарзоды, в числе задержанных оказался даже один из адъютантов главы военного ведомства). В течение почти двух недель таджикские силовики были не в состоянии самостоятельно уничтожить восставших десантников Ходжи Халима, потеряв при этом десятки милиционеров и военных, включая командира спецподразделения «Альфа» ГКНБ Таджикистана. Если бы не поддержка российских военных, которые начали передавать рахмоновским силовикам информацию с разведывательных беспилотников, «зависших» над Рамитом, вполне возможно, мятеж продолжался бы до сих пор. Впрочем, некоторые заслуживающие внимания источники в Душанбе утверждают, что сопротивление сторонников генерала Халима отнюдь не подавлено полностью и от них еще могут быть весьма неприятные для официального Душанбе «сюрпризы».

Андрей Серенко, специально для Портала таджикской оппозиции

Семья Тураджонзода: Мы находимся в Таджикистане

Семья Тураджонзода - известных таджикских религиозных деятелей опровергли слухи о том, что они покинули страны в результате событий, произошедших в стране в последнее время. По их словам, они находятся на родине и ведут свою обычную повседневную жизнь.

После нападений на правоохранительные органы в Вахдате и Душанбе, к которым, по заявлению властей, был причастен замминистра обороны республики, генерал Абдухалим Назарзода, более известного как Ходжи Халим, и задержания на этой неделе 13 членов руководящего состава Партии исламского возрождения Таджикистана по подозрению в причастности к группировке Ходжи Халима, появились слухи о том, что якобы братья Ходжи Акбар и Нуриддинджон Тураджонзода покинули страну и выехали в Казахстан. В годы гражданской войны большая часть членов этой семьи проживали в Казахстане.

Утром 20 сентября корреспондент Радио Озоди посетила место проживания Нуриддинджона Тураджонзода в селении Туркобод в Вахдате. Его супруга сообщила, что Эшон Нуриддинджон ушел в мечеть на намаз, и его нет дома. По ее словам, ее супруг находится в Таджикистане, и ему нет необходимости покидать страну.

«Мой супруг не совершал чего-либо, чтобы покидать страну. Мой муж наверно находится в мечети», - сказала она в беседе без микрофона.

Корреспондент Радио Озоди, чтобы найти Нуриддинджона Тураджонзода посетила также мечеть, где ее встретил другой брат семейства Ахмад Тураджонзода. Он подтвердил, что все его братья находятся в стране. Он отметил, что его братья не могут встретится с журналистами. «Все мы находимся здесь и никуда не собираемся выезжать», - сказал он.

Соседи Ходжи Акбара и Нуриддинджона Тураджонзода также подтвердили, что оба братьев находятся в Вахдате. По словам одного из их соседей, поселок часто посещают сотрудники правоохранительных органов. Корреспондент Радио Озоди во время своего пребывания в этом поселке не встретила ни одного сотрудника из соответствующих органов.

Семья Тураджонзода является одной из известных в стране. В 1989-1992 годы Ходжи Акбар Тураджонзода возглавлял Совет муфтиев Таджикистана, а в годы гражданской войны в стране он был одним из первых лидеров Объединенной таджикской оппозиции. После подписания общего соглашения о мире и согласия был назначен на должность первого заместителя премьер-министра республики, проработав на этом посту до 2007 года.

Мечеть «Мухаммадия» в селении Туркобод в течении нескольких лет была самой посещаемой в стране. каждую пятницу в мечети собирались сотни прихожан на пятничный намаз, где с проповедями выступал Нуриддинджон Тураджонзода и его брат Махмудджон.

В конце 2011 года Совет улемов Исламского центра и Комитет по делам религии обвинили семью Тураджонзода в проведении церемонии Ашуры, утверждая, что данная церемония проводится только шиитами и не имеет отношения к ханафитскому толку ислама, которого придерживается большая часть верующих в Таджикистане.

Весной 2012 года данная мечеть была переведена в пятикратную мечеть, а братьям Тураджонзода запретили проводить проповеди в ней.

В Душанбе родным начали выдавать тела сторонников мятежного генерала

Сегодня в Душанбе начали выдавать родственникам тела убитых в ходе последних нескольких часов спецоперации в Рамите членов группировки Абдухалима Назарзода.

Как рассказал «АП» родственник из одного из близких соратников Назарзода, проживавшего в районе Сино города Душанбе, убитых похоронили сразу из морга.

«Нам дали всего два часа, чтобы забрать тело и отвезти его на кладбище, прочитать джаноза (заупокойную молитву) и похоронить», - рассказывает источник.

По его словам, некоторые не могли даже опознать своих родных, настолько сильно пострадали их тела. «Но выяснять даже никто не стал, точно ли это их родные, нам ведь дали на все про все только два часа. Нам не разрешили его отвезти домой, чтобы прочесть джаноза дома. Тело сразу повезли на кладбище рядом с поселком Калинина, и молитву читали у могилы», - рассказал источник.

«Когда мы приехали за нашим родным в морг в Медгород, мы увидели, что их всех держали в отдельном помещении, которое охлаждалось только с помощью одного кондиционера. Запах там уже стоял ужасный», - рассказал родственник одного из убитых.

Похороны проходили под пристальным вниманием сотрудников силовых структур. «Нас сразу предупредили, чтобы никто из нас не возмущался, не кричал и не привлекал внимание людей, в противном случае у нас будут проблемы», - добавил источник.

Между тем, как сообщает радио «Озоди» тела генерала Назарзода и его двух братьев, которые также были опознаны среди 24 убитых, до сих пор не выданы.

Один из родственников Абдухалима Назарзода 18 сентября сообщил Радио Озоди, что они обращались к властям накануне с просьбой выдать им тело Ходжи Халима, чтобы похоронить. Однако им сказали, что тело Назарзода и его сторонников, убитых в ходе операции, будут переданы родным в пятницу во второй половине дня.

До сих пор не известна судьба двух старших сыновей генерала Назарзода - Бахтиёра и Мухаммада. По официальной информации, 4 сентября они присоединились к сторонникам своего отца.

Министерство внутренних дел и Госкомитет национальной безопасности Таджикистана 16 сентября официально подтвердили о завершении спецоперации по ликвидации бывшего замминистра обороны республики Абдухалима Назарзода и его группировки. В ходе последнего боя был убит Абдухалил Назарзода, Джунайдулло Умаров и 10 их сообщников. 17 сентября ТАСС сообщил, что после окончания операция также в Рамитском ущелье были уничтожены несколько оставшихся членов группировки Назарзода. Среди убитых - бывший армейский полковник Умар Юнусов, по кличке Мулло Умар.

В милиции убит сын генерала Назарзода

Как сообщил редакции Tajinfo.org надежный источник, родственникам выдали тело 23-летнего Иброхима Назарова, студента третьего курса ТГНУ, сына генерала Абдухалима Назарзода.

По словам источника, мальчик скончался в результате многочисленных побоев и пыток. Так же сообщается, что пыткам подверглись и зятья генерала. Некоторые из них получили серьезные увечья и находятся в тяжелом состоянии. Ранее СМИ Таджикистана сообщали, что правоохранительными структурами арестован целый ряд родственников генерала Назарзода, в том числе братья, зятья и сыновья.

tajinfo