Влюблённость разрушающая единобожие

Влюблённость разрушающая единобожие

Хвала Аллаху Господу миров!

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллаh) сказал: «Это, клянусь Аллаhом, великое искушение и тяжкое испытание. Оно порабощает души, делая [их обладателей] рабами не их Создателя и вручая власть над сердцами таким объектам любви, которые подвергают их позору и унижению. Оно развязало войну между влюблённостью и Единобожием и призывает лояльно относиться к каждому шайтану стремящемуся. Оно превратило сердца в пленников страсти и сделало страсть правителем и предводителем для них. И сердца постигло тяжкое испытание, наполнившее их искушением, мешающее им стать благоразумными и отвратившее их от того пути, которым они следовали. Оно продаёт сердца, как продают невольников на базаре, за ничтожную цену, давая им самую скудную долю и удовлетворяя самые незначительные потребности взамен горниц в высотах Рая, не говоря уже о том, что ещё выше, — о близости к Милостивому. И сердца эти успокоились, удовольствовавшись этим ничтожным объектом любви, который приносит им намного больше боли, чем наслаждения, и обладание им является одной из главных причин вреда, наносимого сердцам.

В Судный день любимый превратится из близкого во врага, и он отрёкся бы от него, будь у него такая возможность, как будто он никогда не был объектом его любви. И хотя в мире этом он был для него источником наслаждения, придёт время — и он станет причиной сильнейшей боли, особенно тогда, когда все друзья станут врагами друг другу, за исключением богобоязненных. И горе влюблённому, который отдал душу свою не Первому Возлюбленному, отдал за ничтожную цену и кратковременную страсть. Наслаждение ушло, а последствия его остались, закончилась польза, а вред остался, страсть пропала, а несчастье осталось, ушло любовное опьянение, а остались убытки. Господи, помилуй… Целых две горечи суждено испытать ему: горечь от потери Первого Возлюбленного и вечного блаженства; и горечь, которую он будет испытывать, когда постигнет его мучительное наказание. Лишь тогда узнает обманутый, что упустил он, и поймёт, что тот, кто завладел им и сердцем его, в действительности не был достоин быть ему даже одним из слуг или последователей! А какая беда страшнее беды низложенного царя, который лишился своего трона, и сделался пленником того, кто не годится ему и в рабы, и, побеждённый, вынужден исполнять его веления и соблюдать его запреты?.. Если бы ты мог увидеть его сердце в ладони объекта его любви, ты бы увидел вот что:

Похож он на птицу, которую губит ребёнок, —

Смеясь и играя, терзает в руках он её …

И если бы ты увидел его состояние и его жизнь, ты бы сказал:

Нет на земле несчастней человека, чем

Влюблённый, хоть сладка бывает страсть,

Ты видишь, что он плачет постоянно,

Боясь разлуки или же скучая.

Когда он далеко, то плачет он, скучая,

Когда он близко, плачет он, боясь разлуки…

А если бы ты увидел его сон и отдых, ты бы понял, что любовь и спокойный сон — явления слишком разные, а потому несовместимые. И если бы ты видел поток его слёз и то пламя, которое пожирает его изнутри, ты бы сказал:

Пречист Господь Трона — чудесны Его создания!

Противоположное объединяет Он — и нет отторжения!

Слезу огонь рождает, полыхающий внутри:

Вода с огнём в одном ужились вместе…

И если бы ты мог проследить ходы любви в сердце и пути, которыми она проникает в него, то ты обнаружил бы, что ходы эти более укромные, чем пути духа в теле.

Так приличествует ли разумному человеку предавать забвению Властелина, Которому подчинено всё, ради того, кто принесёт ему скверное наказание и создаст между ним и его Истинным Покровителем, Который жизненно необходим ему, величайшую завесу? Влюблённый погибает от руки того, кого любит, будучи его смиренным и покорным рабом: если он зовёт его, он спешит к нему, а если его спросят, чего он желает, окажется, что объект его любви и есть предел его желаний, и он не радуется близости другого и не находит в ней успокоения… Он не должен становиться рабом ради любимого, и он не должен продавать свой удел за ничтожнейшую цену».

Игасат аль-ляхфан