Виды ростовщичества - риба

Виды ростовщичества - риба

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и зарабатывайте средства к существованию путями, которые дозволил Аллах. Обходитесь халялем, и оставьте харам - потому что, итог этого плачевный.

Потому что, как мы сказали, Адский огонь ближе к каждому телу, вскормленному харамом. Потому что, человек, который вскормлен харамом, который ест харам и одевает харам, лишается возможности получить от Аллаха ответ на свою мольбу. Об этом сказал Пророк ﷺ. Человек взывает к Аллаху и просит Его, и не получает ответа. Почему не получает ответа? Ведь он далек от того, чтобы получить ответ, потому что, он есть харам, одевает харам, вскормлен харамом. Муслим, 1015.

Са'д ибн Уаккас - сподвижник Пророка ﷺ - вы помните, этот человек отличался тем, что, чтобы он ни просил у Аллаха, Аллах обязательно отвечал на его мольбу. При жизни Пророка ﷺ, Са'д обратился к Пророку ﷺ с просьбой - он сказал: "О Посланник Аллаха, попроси Аллаха, чтобы я был из тех людей, которым Аллах отвечает на мольбу (на просьбы)". Пророк ﷺ сказал: "О Са'д! Сделай так, чтобы пища твоя была благой, и вот тогда ты будешь из тех, кому Аллах отвечает на мольбы".

Риба (ростовщичество) - оно имеет много видов, как мы с вами сказали. Давайте некоторые из них упомянем сейчас для того, чтобы жил тот, кто остался жить на основе довода - имея довод.

Из ростовщичества наиболее распространенный и наиболее страшный вид - это займы, ссуды под проценты. Это наиболее отвратительный вид ростовщичества, когда человек отдает какому-то другому человеку деньги в долг, и говорит: "Ты вернешь мне больше!" - с добавкой, к примеру, 2%, или 3%, или того больше. Человек нуждающийся приходит к нему и говорит: "Дай мне". Он же ставит такое условие. Вот это есть отвратительнейшая форма ростовщичества.

А правильно как?

Правильный займ, которым доволен Аллах - это, когда приходит к тебе нуждающийся человек и говорит, что ему нужны деньги, потому что у него проблемы, и ты даешь ему деньги... ради Аллаха. А взамен лишь - потом, когда придет срок уплаты долга - беря то, что ты дал ему, и не более того, без никакой добавки. Ты надеешься на награду от Аллаха и сделав это благодеяние, ты получишь большую награду от Аллаха. А вот этот займ, когда ставится условие процента - это то, что ненавистно Аллаху! В таком случае, человек обрекает себя на проклятие.

Или, иногда человек не ставит условием, что: "Ты вернешь мне еще, помимо того, что я тебе дал какую-то сумму денег", а он ставит условием какую-то пользу для себя. Так вот, да будет всем известно, как сказано в хадисе Пророка ﷺ: "Всякий долг, который приносит пользу тому, кто дал этот долг - этот долг явлется риба (ростовщичеством)". То есть, ты, например, даешь в долг деньги, и говоришь: "Но, я за это поживу у тебя в доме (в твоей квартире поживу какое-то время)".

Или: "Я, за то, что я тебе дал в долг, поезжу пока на твоей машине, попользуюсь".

Или, человек продает в долг кому-то машину или что-то другое, и говорит: "Но я ставлю условие, что за это ты будешь работать у меня за такую-то зарплату", и ставит какую-то выгодную для себя небольшую зарплату для того человека, как бы, получается, беря его в кабалу, и говорит: "... пока ты не расплатишься за эту свою машину".

Всякий долг, который приносит какую-то выгоду - этот долг является риба, и это запрещено.

Еще один из видов ростовщичества - тот, который был известен в джахилии. Поэтому этот вид ростовщичества называется "риба аль-джахилийа" (риба времен джахилии). Это, когда человек дает в долг другому деньги или имущество без каких-то условий, вроде: "Вернешь мне больше" - просто дает ему в долг на определенный срок. Потом наступает срок уплаты, а у того человека нечем платить, он в стесненных обстоятельствах. И тогда этот человек (кредитор) говорит ему: "Ничего... я дам тебе отсрочку - еще месяц (или три, или год), но за это ты вернешь мне больше. Я отсрочу, а ты прибавь". Вот этот вид риба - называется "риба аль-джахилийа".

А как ты должен поступить, если ты дал кому-то в долг?

Если у человека есть чем отдать, он обязан отдавать. Потому что задерживать уплату долга - харам. Это зульм, это беззаконие! А беззаконие будет мраком в Судный день. Но если у человека нечем отдать на самом деле, если человек в стесненных обстоятельствах, то в таком случае Аллах приказывает нам ждать до облегчения:  "А если человек в стесненных обстоятельствах(то есть, должник), тогда обязаны ждать вы, пока не будет у того человека облегчения по финансовому положению и сможет вернуть. А если вы это дадите ему в качестве садака, то это лучше для вас (это благо для вас), если бы вы только знали". Сура "аль-Бакара", 2:280.

Еще один вид ростовщичества, о котором не знают многие - это ростовщичество, которое называется "риба ан-насиа" - так называемые отсроченные платежи, или отсроченные уплаты. Что это такое? Это особенно касается тех, которые занимаются обменом валют. Когда человек меняет валюту на другую валюту, деньги на деньги, или золото на золото, или золото на серебро, или серебро на деньги, или золото на деньги (то есть, вот эти вещи - золото, серебро и деньги) - эти три вещи меняет или на тот же вид, или на какой-то вид из этих трех, тогда условием является закончить дело в этом маджлисе (то есть, в этом собрании). И нельзя, чтобы оставался после этого какой-то долг у него, или у тебя. Нельзя, чтобы еще что-то потом висело. Он должен дать все сполна, и ты должен дать все сполна. аль-Бухари, 968 (2134).

То есть, если ты меняешь 100 долларов на 1000 руб., то, значит, ты приходишь, ты даешь ему 100 долларов и он дает тебе 1000 руб., и не иначе - из рук в руки в этом маджлисе. Нельзя сказать: "Сейчас я пока дам тебе 50 долл., а потом остальные 50 долл. занесу". Или, наоборот, тот, который дает ему рубли, не имеет права сказать: "Хорошо, я 100 долларов сейчас беру, мы поменяемся с тобой, но у меня сейчас есть только 500 руб. Я дам сейчас 500, остальные 500 потом". Нельзя! Из рук в руки, в одном маджлисе!

Это касается даже размена денег. То есть, если ты хочешь купюру в 100 рублей разменять на более мелкие - ты даешь 100 рублей, а у него есть только 50 рублей. Ты не можешь сказать: "Хорошо, ладно, сейчас пока 50 дай, а остальные 50 потом отдашь". Нет! Из рук в руки.

Пророк ﷺ сказал, что риба (ростовщичество) это насиа - то есть, вот эта самая отсрочка. Нельзя!

Какой выход из положения? Возьми у него просто в долг 50 рублей, который вернешь потом.

Всегда есть выход из положения. Если Аллах закрывает какую-то дверь, то Он непременно открывает для нас дверь халяля (дверь дозволенного).

Что еще бывает? 

Бывает, что люди приносят свое золото (так называемый лом) в ювелирный магазин и берут там какое-то изделие такого же веса, как это золото, но - доплачивают за работу ювелира. Вот это тоже нельзя! Кто-то скажет: "А как же ювелир, он работал, он же должен что-то получить за свою работу?". Правильно. Поэтому ты сдай этот лом за деньги, а потом на деньги купи ту драгоценность, которая тебе нужна.

Всегда есть выход! 

Как сказал Пророк ﷺ, когда к нему пришел сподвижник с хорошими финиками, он сказал: "Все финики в Хайбаре такие же, как эти финики - такие хорошие, качественные?". Тот человек сказал: "Нет, есть и плохие. Но мы за два са' (или: "... за три са'") плохих фиников берем 1 са' хороших фиников". Пророк ﷺ сказал: "Нет, так не делайте (нельзя, потому что этот товар относится к ростовщическому - надо менять равное на равное). Поэтому, ты продай плохие, а потом на эти деньги купи хорошие". Так сказал Посланник Аллаха ﷺ. аль-Бухари, 988 (2201, 2202).

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха. И особенно бойтесь прибегать к каким-то хитростям, потому что многие люди прибегают к хитростям, пытаясь обойти риба, говоря: "Это уже не риба!", а на самом деле это риба.

И одна из хитростей, как об этом говорил Пророк ﷺ - это 'ина. Ахмад, 2/28, 42 и в "аз-Зухд", 20/84/1-2; Абу Дауд, 3462; ат-Тирмизи, ат-Табарани в "Му'джам аль-Кабир", 3/207/1 и 3/107/1; Ибн 'Ади в "аль-Камиль", 2/256; аль-Байхакъи в "Сунан аль-Кубра", 5/316; Ибн Абу Шейба, 1/1. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. "Сахих Сунан Абу Дауд", 2956; "Сахих аль-джами' ас-сагъир", 423; "Сильсиля ас-сахиха", 11.

Что это такое?

Приходит один человек к богатому человеку и говорит: "Дай мне денег". Богатый человек не хочет давать ему денег, а то, что ростовщичество харам он тоже знает. И они прибегают к такой хитрости. Он говорит: "Вот у меня есть товар. Давай я тебе его продам в долг, предположим, за 1000 рублей. Все. Я продал тебе его за 1000 рублей. А теперь, я его у тебя куплю за 600 рублей. Получи свои 600 рублей, а должен ты мне - 1000". Вроде бы как будто бы это торговая сделка, но на самом деле это хитрый обход риба. Это обман! Человек пытается обмануть и перехитрить Аллаха, как пытаются перехитрить детей и хитрят с ними. Такой человек пытается так обмануть и Аллаха, а это еще хуже!

Или приходит человек в банк (приблизительно похожая ситуация бывает сегодня), когда ему нужна ссуда, ему нужны деньги в долг, а в банке ему говорят: "Нет, у нас где-то есть товар (он есть где-то, мы не знаем, где-то он есть, но поверьте, что этот товар есть). Мы для вас этот товар купим (то есть, от банка продадим ему этот товар за большую какую-то сумму - за 10тыс. долларов). А теперь напишите нам бумагу, что вы нам доверяете и поручаете теперь этот товар продать, и придите через 1-2 дня". Человек купил этот товар, который он даже не видел, за 10тыс. И есть ли этот товар вообще, неизвестно. Он купил его за 10тыс. А этот банк выступив в качестве его поручителя, продал товар. Или же, банк, вернее, даже не продавал его. И они говорят ему: "Ваш товар продан за 5тыс.", и дают ему 5тыс. Получается, что он должен им 10тыс., а получил 5 тыс.

Вот таких операций с различными ухищрениями много. Особенно, да наставит Аллах наших бизнесменов, людей, которые занимаются торговлей - шайтан искушает. Иногда человек бывает, да, он - верующий, он мусульманин, он знает, что риба - харам, он старается отказаться от риба, но настолько сладок этот плод; или вдруг бывает время беспечности, когда иман ослабевает; или такая жажда получить доход, что человек позволяет втянуть себя в такие ростовщические операции. Да упасет Аллах от этого!

Поэтому, нужно бояться Аллаха и все свои торговые операции, все свои дела делать правильно в соответствии с Шариатом Аллаха.

Мы просим у Аллаха наставить нас на прямой путь, укрепить нас на прямом пути, даровать нам от всякого блага в этом мире и от всякого блага в вечном мире, защитить нас от всякого зла этого мира и зла вечного мира. Пусть Аллах поможет мусульманам, поможет и даст победу Исламу, пусть Аллах поддержит людей, которые поклоняются только Ему, пусть Аллах сделает тех, которые управляют нами, тех, которые стоят во главе мусульман - сделает их праведными и богобоязненными, и наставит их. Пусть Аллах не направляет против нас тех, которые не боятся Его, и которые не жалеют рабов Аллаха. Пусть Аллах благословит нашего Пророка, его семью и всех его сподвижников, и будет доволен четырьмя праведными халифами, имамами прямого пути - Абу Бакром, и 'Умаром, и 'Усманом, и 'Али!

А Аллах знает лучше!