Вероубеждение (аль-‘акыда) является основой Ислама и опорой его учения...

Вероубеждение (аль-‘акыда) является основой Ислама и опорой его учения...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя, да помилует его Аллах: "Вера у ахлю-сунна валь-джамаа - это слова и дела, как указывает на это Книга Аллаха и сунна, на этом также единогласно сошлись и саляфы. Слова – есть подтверждение того, с чем пришел Посланник ﷺ, дела же являются подтверждением слов. Если же раб освобождает себя от соответствующих дел, то он не является верующим. Слова в соответствии с которыми человек становится верующим – особые слова – это два свидетельства. То же касается и дел - это намаз и то, что он требует. Сообщают, что имам Ахмад сказал, что иблис, по причине отказа совершить поклон Адаму, стал неверным и заслужил проклятия, что же тогда можно сказать о тех, кто отказывается от поклонения Всевышнему? Сущность религии – это повиновение и подчинение, а достигнуть этого, в полной мере, можно делами, но не одними лишь словами. Кто ничего не делает ради Аллаха, тот не будет приближаться к Нему посредством религии, а тот, у кого нет религии становится неверующим". См. "Шарх аль-умда" 86, 728.

Известно, что ученые прошлого и современности уделяли огромное внимание науке вероубеждения и ее первостепенности в сравнении с остальными областями шариатского знания, и объяснению этого факта существует ряд важнейших причин:

Во-первых, вероубеждение (аль-‘акыда) является основой Ислама и опорой его учения, без которых деяния человека не будут приняты, а все его высказывания будут неверны.Всевышний Аллах сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры». (аль-Маида 5:5).

Во-вторых, правильные вероубеждения заложены в человеческой природе. Всевышний Аллах об этом сказал: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество (фитра), с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого». (ар-Рум 30: 30).

А посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Каждый человек рождается в своём, естественном состоянии, будучи мусульманином, но затем его родители обращают его в иудаизм, христианство или огнепоклонничество. Это подобно тому, как любое животное рождается со всеми своими конечностями. Вы ведь не видели, чтобы животные рождались с отрубленным носом, ухом и т.п.».

Затем Абу Хурайра, передававший этот хадис, сказал: “Если хотите, то читайте слова Всевышнего: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей». аль-Бухари 6599, Муслим 2658.

В-третьих, правильные вероубеждения – это первая обязанность каждого мусульманина.

Так, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправляя своего сподвижника Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) с призывом в Йемен, напутствовал: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Пусть первым, к чему ты их призовешь, будет свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха (ля иляха илля-Ллах)». аль-Бухари 3/225, Муслим 19.

Эту же мысль выразил имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) начав свой «Сахих» с глав «С чего началось откровение», «Книга веры» и «Книга знания», как бы давая понять читателю, что первой обязанностью человека является вера (иман), обретаемая посредством знаний, а источником их обоих является божественное откровение – Коран и Сунна.

Известный сподвижник Джундуб ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) говорил: “Мы были молодыми и резвыми людьми, находясь с пророком (мир ему и благословение Аллаха), и мы изучали веру (иман) прежде, чем приступать к Корану. Затем, изучая Коран, мы увеличивали им свою веру”. Ибн Маджах 61, аль-Байхакъи 3/120, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 271. Достоверность подтвердили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани.

‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди сказал: “Из этого извлекается то, что изучать вопросы, связанные с вероубеждением следует прежде, чем изучать фикъх и Коран”. См. “Инджах аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 1/63.

В-четвертых, всем посланникам было велено призывать свои общины в первую очередь именно к вероубеждениям. Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбия 21: 25).

В-пятых, правильные вероубеждения - это цель, ради которой были созданы джинны и люди. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (аз-Зарият 51:56).

В-шестых, на значимость и важность единобожия помимо прочего указывает факт свидетельства Самого Аллаха о Своей единственности. Всевышний Аллах сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого». (Али ‘Имран 3:18). См. Вероубеждение первых поколений мусульман и последователей хадиса.

Автор: Шейхуль-Ислам, имам Абу ‘Усман Исма’иль ибн ‘Абдур-Рахман ас-Сабуни (373-449 г.х.).