Вера — намерение — дело

Вера — намерение — дело

Аллах в Коране сказал: "Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться" (Коран 9:122). Если принять буквальное прочтение этого аята, можно прийти к выводу, что говорится о двух разных группах людей: одна из них выступает в качестве исламского авангарда в борьбе, другая отправляется получать знания с тем, чтобы вернувшись, просветить своих братьев в вопросах веры. Такой подход вполне соответствует духу времени, поскольку знающим сегодня считается тот, кто владеет некоей эрудицией, памятью, соответствующим материалом – словом всем тем, чего можно добиться, проведя время в библиотеке, архиве, музее, где, словно в сундуке у старухи, хранится всякий хлам.

Если копнуть немного глубже и обратиться к фундаментальным источникам кораничекой экзегетики, мэтрами которой являются такие признанные авторы, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), Ибн Джарир ат-Табари, мы увидим совершенно иной подход к толкованию вышеупомянутого аята. Согласно их изысканиям – речь идет об одной и той же группе мусульманских пилигримов, о тех, кто выступает в поход и жертвует комфортным существованием во имя стяжания подлинного понимания Божьего слова…

Кораническое послание, вопреки обыденному суждению, приписывающему знание религии "факиху"- правоведу, адресуется носителям совершенно иного сознания. Пожалуй, один из самых значительных представителей современного исламского интеллектуализма – Гейдар Джемаль (да смилуется над ним Аллах) – очень четко обозначил суть предмета размышления: "Одна из проблем «традиционных» мусульман — понимание веры так, как ее понимают неверующие, а именно как некое полагание на истинность чего-то внешнего. В действительности иман как вера в исламском понимании — это внутреннее духовное свершение, которое по своей природе есть не что иное, как волевое намерение. Вера — намерение — дело, вот та триада, присущая героическому избранничеству, о которой мечтали язычники, позировавшие в статусе «сверхчеловека», но которая может быть нормально реализована только в Умме ".

Таким образом, можно заключить, что в Исламе – получение знаний и усилие по возвышению слова Аллаха – вещи неделимые.