Вера (иман) увеличивается и уменьшается
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Мы обязательно добавляем в понятие «вера» (иман) два пункта, как говорит автор, «увеличивается [иман] из-за покорности [Аллаху]».
Это тоже то, что отличает убеждения ахлю с-Сунна ва ль-джама'а от убеждений мурджиитов и других групп. Иман делится на части, это нечто, что увеличивается и уменьшается. Не как говорят мурджиа, а также хариджиты и му'тазилиты. В отличие от ахлю с-Сунна ва ль-джама'а, они не понимают, что иман делится на части, увеличивается и уменьшается, может быть крепким, может быть слабым. У них он либо есть полностью, либо он уходит полностью.
Поэтому у мурджиитов, даже если человек совершает большие грехи, это на его иман не влияет, иман от этого не уменьшается.
То же самое хариджиты, но они ушли в другую крайность: они говорят, что если совершает грехи, это обязательно сразу убирает весь иман, потому что иман или есть полностью, или его нет полностью.
Ахлю с-Сунна ва ль-джама'а говорят: «Иман увеличивается от богоугодных деяний».
И на это чётко указывается в Книге Аллаха:
وَيَزِيدُ اللَّهُ الَّذِينَ اهْتَدَوْا هُدًى
«И увеличивает Аллах тем, которые идут по прямому пути, их следование по прямому пути». (Коран, 19:76).
وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا
«...а когда читаются им его [Аллаха] знамения (аяты), это увеличивает их иман...». (Коран, 8:2).
وَيَزْدَادَ الَّذِينَ آمَنُوا إِيمَانًا
«...и чтобы увеличилась вера у тех, которые уверовали...». (Коран, 74:31).
И автор говорит: «...и уменьшается из-за грехов (ослушания)».
Есть некоторые люди, у которых убеждения, что иман может увеличиваться, но не может уменьшаться. Убеждения ахлю с-Сунна ва ль-джама'а, что он и увеличивается и уменьшается, потому что то, что увеличивается, способно и уменьшаться. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит в суре «Семейство Имрана»:
هُمْ لِلْكُفْرِ يَوْمَئِذٍ أَقْرَبُ مِنْهُمْ لِلْإِيمَانِ
«Они к неверию (куфру) в тот день ближе, чем к вере». (Коран, 3:167).
То есть человек может быть дальше от веры, ближе от веры. Сказано: «Они к неверию (куфру) ближе...», значит, иман уменьшается.
Что касается Сунны Посланника Аллаха (ﷺ), то известный вам хадис Абу Са'ида аль-Худри о том, что Пророк (ﷺ) сказал:
مَن رَأَى مِنكُم مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بيَدِهِ، فإنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسانِهِ، فإنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وذلكَ أضْعَفُ الإيمانِ
«Кто из вас увидит совершение чего-то порицаемого (мункара), пусть изменит это своими руками, если не может, то пусть изменит своим языком [выскажет порицание], если не может [языком], тогда своим сердцем, и это самый слабый иман». Муслим (49).
То есть иман может быть сильным, может быть слабым. В достоверном хадисе говорит Пророк (ﷺ) по поводу женщин:
مَا رَأَيْتُتُ مِنْ نَاقِصَاتِ عَقْلٍ وَدِينٍ أَذْهَبَ لِلُبِّ الرَّجُلِ الْحَازِمِ مِنْ إحْدَاكُنّ
«Я не видел из обладательниц неполноценного (несовершенного) разума и неполноценной (уменьшенной) религии подобных вам, которые могут лишить рассудка здравомыслящего мужчину». Муслим (79).
То есть неполный, несовершенный разум, неполная, несовершенная религиозность — вот это доказательство здесь, что иман может уменьшаться.
Говорит Пророк (ﷺ) в достоверном хадисе по поводу тех людей, которые попадут в Адский огонь из верующих, мусульман:
يُخْرَج مِنْ النَّارِ مَنْ كَانَ فِي قَلْبِهِ أَدْنَى أَدْنَى أَدْنَى مِثْقَالِ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ مِنْ الْإِيمَانِ
«Будет выведен из Огня тот, в чьём сердце есть имана на вес мельчайшего, мельчайшего, мельчайшего горчичного зёрнышка». аль-Бухари (7510) и Муслим (193). И другие хадисы, которые указывают на это.
Автор говорит: «...уменьшается, пока ничего не остаётся из него». То есть от имана может остаться совсем немного, на вес горчичного зёрнышка. И даже из-за такого имана человек в итоге будет выведен из Адского огня, если попадёт туда. Если же и такой иман ушёл от человека, то он, да упасёт Аллах (пречист Он и возвышен) (а'узу би-Ллях), окажется из тех, кто будет в Аду навсегда.