Ведь грустно и тяжело терять заработанное за долгие годы...

Экономику страны лихорадит. Вместе с ней лихорадит и ленты соцсетей. Все следят за стремительным обесцениванием рубля и взлетом пары доллар - евро. Многих, если не всех, охватывает чувство паники и страха, связанных с неопределенностью за завтрашний день. Еще бы — то, что зарабатывалось, копилось долгими годами, в том числе и поколениями людей, завтра может превратиться в никому ненужный хлам.
Но прокручивая ленту новостей своей страницы и набивая очередной статус по этой теме я поймал себя на мысли, что, оказывается, лично я, не отношусь с таким же интересом и тревогой за завтрашний день в отношении своей будущей жизни: не взвешиваю каждое сказанное слово, не обдумываю каждый совершаемый поступок на предмет того, пойдет ли это мне на пользу или принесет вред, не стремлюсь к делам, которые могут принести многократную прибыль, не думаю о том, чтобы «выгодно вложиться», не считаю свои многочисленные грехи, не боюсь стать банкротом.
«О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого».
Когда этот аят услышал Сабит бин Кайс (Да будет доволен им Аллах) он закрылся в своем доме и плакал, боясь появиться в обществе Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, хотя и скучал по нему. Он плакал. И плакал не потому, что совершил какой-то смертный грех. Просто у него был громкий голос и он боялся, что если он будет находиться рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, то его голос окажется громче его голоса и дела окажутся тщетными, а он будет обитателем ада. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обрадовал его словами о том, что он из обитателем рая.
Поход на Табук. Оправдывая себя лживыми отговорками лицемеры отказались принять участие в этом походе. Среди оставшихся оказались и трое мусульман, которые осознали всю тяжесть своего поступка. Весь мир с его просторами стал для них тесным. Они не находили себе места и проводили дни напролет в плаче, сожалея о содеянном и боясь Дня великого суда. И Аллах простил их.
Умар (Да будет доволен им Аллах) говорил: «Если бы глашатай известил с небес: «О люди, вы все войдете в Рай, кроме одного человека!», то боюсь, что им оказался бы я».
Усман (Да будет доволен им Аллах), да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы я оказался между Раем и Огнем, не зная, куда меня отправят, то я пожелал бы превратиться в прах, до того, как я узнаю, куда мне отправляться».
Некоторые из сподвижников плакали перед смертью, и когда их спрашивали о том, почему они плачут, то отвечали: «Я слышал, как Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Всевышний Аллах взял Свои творения в две пригоршни и сказал: “Эти окажутся в раю, а эти окажутся в огне”», и я не знаю, в какой из них окажусь я».
Суфьян ас-Саури (Да будет доволен им Аллах) плакал и говорил: «Я боюсь, что окажусь в книге несчастных», а также говорил, плача: «Я боюсь, что моя вера покинет меня перед смертью».
Малик бин Динар (Да будет доволен им Аллах) говорил: «О Господь, Ты знаешь обитателей рая и обитателей огня… В какой же из обителей окажется Малик…».
Это сподвижники, среди которых и те, кто еще при жизни был обрадован раем. Это наши праведные предки, которые потратили всю свою жизнь в поисках довольства Аллаха. И они боялись за себя, за свою будущую жизнь. Их терзала неопределенность за свою судьбу, также как нас терзает неопределенность курса валюты.
Безусловно, нет греха в заботе о ближайшей жизни, в попытках сделать выгодные вложения, стараниях избежать ненужных рисков и финансовых потерь. Ведь грустно и тяжело терять заработанное за долгие годы, когда ты не знаешь, что станет с твоими деньгами завтра.
Но весь трагизм в том, что это завтра может не наступить, а наступит нечто другое и более глобальное.
Эти трудности и испытания являются проверкой нашей стойкости, терпения, наших убеждений и понимания сути происходящего.
Знамения Аллаха присутствуют во всем, чтобы человек имел возможность задуматься, одуматься, оценить самого себя: туда ли он идет, о том ли думает, на то ли тратит все свои силы.
Знамения Аллаха присутствуют во всем. Даже в экономическом кризисе.
Икрима абу Марьям
В связи с продолжающимся падением курса рубля люди постоянно задают следующие вопросы:
1. Можно ли требовать возврат долга с учетом инфляции? Например, я дал в долг тридцать тысяч рублей, когда они стоили тысячу долларов. Сейчас они стоят 500 долларов. Могу ли я требовать, чтобы мне вернули 60 тысяч рублей или тысячу долларов?
Согласно устоявшемуся и распространенному среди ученых мнению, должник должен вернуть ровно то, что он взял, в той же форме, без учета инфляции. Займодавец, давая в долг, совершает благой поступок, предполагающий определенный риск, который он и должен нести. Соответственно, если человек взял в долг 30 тысяч рублей, то на нём лежит обязанность вернуть 30 тысяч рублей.
2. Должник не вернул долг вовремя, после чего деньги обесценились. Имею ли я право удержать с него ущерб от инфляции?
Тут возможны два варианта: 1) должник не вернул долг вовремя, потому что не имел на это возможности; 2) должник имел возможность вернуть долг вовремя, однако не сделал этого.
В первом случае нельзя требовать от должника ничего, кроме того, что было дано ему в долг, и инфляция здесь не учитывается. Во втором случае, согласно одному из мнений ученых, можно удержать с должника ущерб от инфляции, возникший: 1) после того, как истек срок долга; 2) после того, как должник стал не возвращать его, имея на это возможность.
3. Может ли должник вернуть займодавцу больше, чем взял, в качестве благодарности за помощь?
Может, если это не было условием долга и не подразумевалось сторонами во время передачи долга.
4. Можно ли вернуть долг не в той валюте, в которой он был взят? (Вопрос номер пять)
Можно при трех условиях: 1) обоюдное согласие сторон на момент возврата долга; 2) перевод в другую валюту должен проводиться по курсу на момент возврата долга; 3) все переведенные деньги должны быть переданы не месте.
Пояснение третьего пункта:
Салих дал в долг Абдуррахману сто долларов на три месяца. Через три месяца стороны согласились, что долг будет возвращен в рублях. На момент возврата долга сто долларов стоят шесть тысяч рублей. Нельзя вернуть три тысячи рублей и оставить три тысячи, чтобы забрать их потом.
Аллах знает обо всем лучше.
Сайт «Исламская цивилизация» в ближайшее время будет переводить фатвы ученых, содержащие ответы на эти и другие вопросы, связанные с имущественными отношениями, иншааЛлах. Следите за обновлением сайта.
Абдулмумин Гаджиев