В Вашингтоне с участием таджикской оппозиции обсудили репрессии в Таджикистане

В Вашингтоне с участием таджикской оппозиции обсудили репрессии в Таджикистане

В связи с кризисом в области прав человека в Таджикистане, в Вашингтоне прошло обсуждение политических репрессий с участием международных правозащитных организаций, экспертов в области прав человека и представителей таджикской оппозиции. Организацией по защите прав человека и демократии Freedom House 15 декабря 2015 года в Вашингтоне был организован круглый стол, посвященный обсуждению ситуации с кризисом в области прав человека в Таджикистане.

В течении последних двух лет ситуация в правами человека в Таджикистане резко ухудшилась, в стране происходит подавление свободы выражения мнений, свободы вероисповедания, жесткой цензуры предоставления доступа к информации в сети интернет, агрессивных и жестких попыток заключения в тюрьму каких бы то ни было оппозиционных активистов и политических оппонентов власти.

После боевых столкновений в сентябре 2015 года между правительственными войсками и предполагаемыми боевиками-террористами, получившими всемирную огласку, президент Рахмон усилил кампанию, направленную против политической оппозиции, поручив закрыть единственную легальную исламскую политическую партию в Центральной Азии — партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), арестовав по меньшей мере 78 ее членов и объявив ее террористической организацией.

В то же время, политические оппоненты за рубежом, в том числе сторонники оппозиционного движения «Группа 24», подвергались экстрадиции, похищениям и даже физическому устранению в России, Турции и других близлежащих к Таджикистану странах. Кроме того, кризис стремительно разрастается, вызывая массовый исход политических активистов из страны, а также аресты адвокатов, юристов, журналистов и других представителей гражданского общества.

Участники круглого стола произвели освещение, обеспечив актуальное исследование кризиса в области прав человека в Таджикистане. Кроме того были предложены возможные ответные политические меры со стороны США, ЕС и других международных партнеров. Круглый стол проходил с участием представителей гражданского общества, экспертов по правам человека, политических и религиозных деятелей.

От таджикской оппозиции на круглом столе была представлена ПИВТ в лице лидера Мухиддина Кабири, а также «Группа 24» и «Конгресс Конструктивных Сил Таджикистана» в лице заместителя руководителя обоих политических движений Собира Валиева, оба политика участвовали в круглом столе в режиме онлайн посредством связи через сеть Интернет.

Мухиддин Кабири, лидер ПИВТ

Мухиддин Кабири принес свои извинения участникам круглого стола за то, что не смог прочитать подготовленный доклад в связи с сообщениями, о задержании семерых его родных, полученными накануне утром. Мухиддин Кабири заявил, что сегодняшние аресты связаны с его инициативой выступить на данном мероприятии.

Лидер ПИВТ озвучил, что прогнозировал то, что его партия будет закрыта, но не таким образом и не с такой жестокостью. В 2012 году исламская партия получила протокол совета безопасности (протокол 32-20) с подписью президента, согласно которому речь шла о закрытии партии, таким образом руководству партии стало известно, что решение о ликвидации партии было принято на самом высоком уровне. В течение тех последующих лет повсеместно закрывались офисы партии, некоторые их них были снесены, а активные члены ПИВТ были арестованы. В августе 2015 года министерство юстиции Таджикистана объявило о закрытии партии, последним днем существования ПИВТ является 5 сентября 2015 года.

Мухиддин Кабири упомянул о военных, их невмешательстве в политику, группе офицеров и генерале Абдухалиме Назарзода. Многие наши сторонники обвиняли партию в излишней толерантности и терпимости, и что именно это все партию к закрытию, отметил лидер ПИВТ. Мухиддин Кабири очень сожалеет о том, что таджикское общество и мировое сообщество были изолированны от этих событий. По мнению политика ситуация в Таджикистане намного сложнее, чем представляется, ему жаль что многие думают, что в стране стабильно и спокойно, а многие международные организации не оценивают ситуацию объективно.

Мухиддин Кабири предложил создать комитет по региону, консультативную структуру с участием США, России, Европейских государств и Турциии, во избежание повторения трагедии Ближнего Востока в Таджикистане. Кроме того, лидер ПИВТ провел параллель между Александром Лукашенко и Эмомали Рахмоном, подчеркнув, что таких огромных сроков как в Таджикистане политзаключенным в Белоруссии не дают.

Собир Валиев, заместитель руководителя движений«Группа 24» и «Конгресс Конструктивных Сил Таджикистана»

Я являюсь заместителем председателя движения «Группа 24», которое в апреле 2015 года вошло в состав коалиции «Конгресс Конструктивных Сил Таджикистана», возглавляемой Дододжоном Атовуллоевым, где я на данный момент являюсь заместителем председателя организации. В октябре 2014 года решением Верховного суда Республики Таджикистан «Группу 24» объявили экстремистской организацией. С тех пор имеет место очень сильное давление со стороны властей на активистов движения и их родственников. Вся моя семья и мои родители были вынуждены бежать, так как неоднократно были вызваны на допросы в госкомитет безопасности Таджикистана, допросы длились около 8 часов, все были сильно запуганы, а моя сестра бежала из Таджикистана с одной дамской сумочкой и двумя несовершеннолетними детьми.

В марте 2015 года в Стамбуле выстрелом в голову был убит основатель и главный идеолог «Группы 24» Умарали Кувватов, я думаю, его история известна многим, а расследование по этому преступлению засекречено и длится по сей день. Затем, в мае 2015 года на территории России в Санкт-Петербурге пропал без вести известный молодой блогер и активист «Группы 24» Эхсон Одинаев, о судьбе которого ничего не известно до сих пор.

В мою квартиру в Республике Кыргызстан не раз приходили люди из силовых структур, даже была ограблена моя машина, а выстрелами из пневматического оружия были повреждены стекла автомобиля, что очень похоже на угрожающее предупреждение. Кроме того, на стенах родительского дома в Душанбе неизвестные написали оскорбительное слово "хоин" (предатель).

Очень многие наши активисты вынуждены бежать в Европу и просить политическое убежище, некоторые из них отсидели в тюрьмах России, когда были задержаны по запросу властей Республики Таджикистан. Некоторые из них были освобождены из-за истечения максимального срок содержания под стражей, другие после освобождения получили временную защиту на территории России, однако никто из них не чувствует себя в безопасности на территории Росии. Привожу имена некоторых из них: Шероз Комилов - 1 год ареста в г. Екатеренбург, Сулейман Джобиров - 1 год ареста в г. Самара, Абдурахим Васиев - 1 год ареста в г.Москва.

Активистка Шабнам Худойдодова до сих пор находится под стражей в городе Брест на территории Республики Беларусь, ей активно помогает организация "Хельсинский комитет" и другие правозащитные организации. Родственникам многих активистов был объявлен запрет на выезд из страны, очень многие под давлением потеряли бизнес и не имеют возможности прокормить себя.

Еще один яркий пример - на территории России в г. Москва был похищен и противозаконно отправлен в Таджикистан Максуд Ибрагимов - лидер движения «Молодежь за Возрождение Таджикистана», который несмотря на наличие гражданства России, задним числом был лишён его, а в Таджикистане осужден и приговорен к 17 годам лишения свободы. По данным наших источников к нему применялись пытки и нечеловеческое отношение. Напомню, что движение «Молодежь за Возрождение Таджикистана» также вошло в коалицию «Конгресса Конструктивных Сил Таджикистана».

Власть применяет сильнейший прессинг и пытки по отношению ко всем тем, кто выражает свою нетерпимость к ней, проявляет свою гражданскую активность. За последнее время было осуждено несколько лиц по обвинению в причастности к «Группе 24»: Фарход Каримов, Фирдавс Мухиддинов,Рахимов Шамсулло, Илхомиддин Алиев, Умеджон Салихов и Илхомиддин Алланазаров. Судебная система Таджикистана приговорила этих граждан к различным срокам заключения - от 3 до 18 лет лишения свободы, при этом обвинение не предоставило никаких доказательств их вины.

Хочу особо подчеркнуть направленность нашей идеологии - мы являемся приверженцами демократии и ее ценностей. Главным приоритетом считаем соблюдение прав человека на свободу, равные возможности для всех, свободу и независимость СМИ, а также свободу вероисповедания. Я уверен в том, что сегодня все эти права и свободы граждан ущемлены и растоптаны таджикскими властями.

Вопросы докладчикам после их выступлений

После выступлений Мухиддину Кабири и Собиру Валиеву другими участниками круглого стола было задано несколько вопросов о ситуации в Таджикистане, в которых были упомянуты кровавые события в Хороге в 2012 году, репрессии политических оппонентов властей, принятие различных законопроектов таджикским парламентом.

Отвечая на вопросы участников, Мухиддин Кабири отметил, что интеллигенция покидает страну, идет утечка мозгов, репрессии продолжаются, молодежь уходит в подполье, многие пополняют ряды радикальных группировок, экономическая ситуация ухудшается день ото дня. Власть показывает себя борцом с экстремизмом и терроризмом, якобы борется за соблюдение прав человека и демократию, но на самом деле все обстоит далеко не так, как это стараются выставить таджикские власти. Такая политика официального Душанбе на руку террористическим группам, и, к сожалению, жертвами этой политики становятся обычные граждане, а также умеренные политические партии, как религиозного, так и светского характера. "Мой прогнозпессимистичен, ничего положительного в дальнейшем развитии событий в Таджикистане я не предвижу", - заявил Мухиддин Кабири.

Собир Валиев отметил, что крайне обеспокоен принятием закона о "лидере нации", затронув тему престолонаследия, подчеркнув, что якобы демократия, демонстрируемая режимом Эмомали Рахмона в течении 23 лет управления страной, не является таковой. Кроме того, Собир Валиев упомянул об ограничении доступа граждан к социальным сетям, создании информационного вакуума и о том, что молодежь вынуждено находится в трудовой миграции, теряя надежду на достойную жизнь и достойное применение себя и своих навыков на родине. Вся эта ситуация играет на руку президенту Рахмону, который ведя борьбу с так называемыми террористами, накаляет обстановку в стране, чтобы отвлечь внимание общественности от основных проблем, порожденных длительным никчемным, безалаберным и преступно-клановым управлением страной.

Престарелые родственники лидера Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири все еще находятся в заключении. До сих пор ни Министерство внутренних дел Таджикистана, ни Госкомитет национальной безопасности по Файзабадскому району, где проживали родственники Кабири, не опубликовали официальной информации о задержании почти 20 человек.

За кадром: Пошли уже вторые сутки после задержания родственников главы оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана.

Ранее в этом месяце был арестован Нарзуллаев Джамшед, сын тети Мухиддина Кабири. Несмотря на прошедшие несколько недель после его ареста ему также не были предъявлены официальные обвинения.

Мы попытались дозвониться хотя бы одного из тех, кто должен защищать права таджикского населения и оберегать ее, во всяком случае так написано в законах. Омбудсмен по правам человека, Министерство внутренних дел, Генпрокуратура, Госкомитет национальной безопасности. И вот, что вышло.

Представители Мухиддина Кабири полагают, что поводом для ареста престарелых родственников мог послужить организованный Партией исламского возрождения в Австрии у здания ОБСЕ пикет. Тогда около трех десятков человек призвали международные организации обратить внимание на проходящие в республике репрессии, в том числе запрет в прошлом парламентской Партии исламского возрождения, арест около двух сотен ее сторонников в Таджикистане и России, арест почти всего руководящего состава партии в Душанбе, а также арест их адвокатов.

Насколько вписываются в современные реалии подобные методы борьбы с инакомыслием и какую опасность такие поголовные репрессии с арестом стариков и женщин представляет для самого государства? Об этом мы поговорили с политическим обозревателем по Центрально-Азиатскому региону Викторией Панфиловой

tajinfo

А в это время "улемы" Таджикистана признали Эмомали Рахмона "Лидером нации"

Совет улемов Исламского центра Таджикистана поддержал принятие Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли (нижней палатой парламента) законопроекта "Об основоположнике мира и согласия - Лидере нации", предполагающего присвоение этого статуса президенту республики Эмомали Рахмону.

В своем заявлении, распространенном в среду, Совет призвал всех имам-хатибов и мусульман страны принять закон как "высший юридический документ, охватывающий лучшие нравственные традиции древнего таджикского народа, а также внести свой вклад в его разъяснение населению страны", сообщает "Интерфакс".

Совет улемов назвал целью закона "укрепление основ правового, суверенного и демократического государства, а также признание исторической миссии президента Таджикистана".

Исламские богословы отметили роль и вклад Рахмона в процесс межтаджикского примирения и возвращения беженцев на родину.

"Сегодня на этой земле трудно найти человека, который не был бы знаком с его героическим подвигом, не гордился бы его именем, не мечтал бы о его беседах и советах", - говорится в заявлении Совета улемов Таджикистана.

После того, как законопроект "Об основоположнике мира и согласия - Лидере нации" 9 декабря был одобрен нижней палатой парламента Таджикистана, он был направлен на рассмотрение верхней палаты парламента. Как ожидается, Сенат республики рассмотрит закон на очередной сессии 18 декабря.

newsru.com